Шедевры античного искусства 10 страница
Из его рук вышли обширные серии литографий: «Древняя история», «Супружеские нравы» и пр. Он всегда обнажает язвы всего буржуазного общества. Особенное внимание Домье привлекает буржуазный суд с его сложной процедурой, напыщенными судьями, фальшивым пафосом адвокатов. Он показывает самодовольное лицо французского буржуа и преследует его беспощадной насмешкой. В этих картинах Домье человек выглядит как странное существо, вечно подвижное, лживое, кичливое, жадное. Такой меткой социальной сатиры, как у Домье, не знало европейское искусство до XIX в.
Франция охвачена лихорадочным возбуждением: страсть к наживе, к биржевым спекуляциям проникла всюду — все было продажно. В таких условиях не могло плодотворно развиваться музыкальное искусство — за «исключением лишь его легких, развлекательных жанров. Танцевальным поветрием были охвачены все слои общества. Увеселительная музыка, с ее острыми, подвижными ритмами и задорными песенками, звучала повсеместно— в варьете, на садовых концертах. Парадная пышность прикрывала внутреннюю опустошенность и моральную беспринципность правящих кругов Второй империи.
В музыке реалистические тенденции оформляются позже, чем в литературе. Поэтому реализм в музыке, как господствующее направление проявился лишь в 70-х гг. Особым достижением явилась демократизация музыкального языка.
В творчестве Бизе нашли выражение лучшие прогрессивные традиции французской культуры. Это — высшая точка реалистических устремлений во французской, музыке XIX в. Недолгая жизнь Жоржа Бизе была наполнена кипучей, напряженной творческой работой. 3 марта 1875 г. прошла премьера оперы «Кармен»; спустя три месяца, 3 июня, Бизе скончался. Его преждевременная смерть, вероятно, была ускорена тем светским скандалом, который разыгрался вокруг «Кармен». Пресыщенные буржуа — обычные посетители лож и партера — нашли сюжет оперы скабрезным, а музыку — слишком серьезной и сложной. «Кармен» в Париже надолго исчезла из репертуара, а в то же время начался ее триумфальный успех на подмостках зарубежных театров.
В 1877 г. Чайковский писал о «Кармен»: «Я выучил ее наизусть. По-моему, это в полном смысле слова шедевр, т. е. одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи... Я убежден, что через десять лет «Кармен» будет самой популярной оперой в мире».
Музыка Бизе наделила Кармен чертами народного характера. Историческое значение оперы Бизе в том, что в ней впервые на подмостках оперной сцены была с таким мастерством обрисована драма простых людей, утверждающая этические права и достоинство человека, прославляющая народ как источник жизни, света, радости.
Ведущие принципы реализма XIX—XX вв.: объективное отображение существующих сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров; жизненная достоверность изображения; преобладающий интерес к проблеме «личность и общество». Реализм XIX в. всесторонне развил и углубил критику материального, бездуховного прогресса и буржуазной цивилизации. Крупнейшие представители реализма в различных видах искусства — Стендаль, Достоевский, Толстой, Диккенс, Чехов, М. Твен, У. Фолкнер, О. Домье, Г. Курбе, И. Репин, В. Суриков, М. Мусоргский, М. Щепкин.
ИСКУССТВО ТАНЦА
Сегодня балет — это театральный спектакль с сюжетом, выраженным средствами музыки и танца.Каждый знает, что артисты балета долго тренируются, чтобы потом, на сцене, поразить нас невесомой легкостью прыжка или блеском знаменитых фуэте, словно вращение на одной ноге — самый естественное, с детства знакомое движение.
В словах «бал» и «балет» один корень, и оба они произошли от «ballo», «ballеttо» (с итал. - танцевать, прыгать). Бал и балет связывает главное — танцы. Термин «балет» появился в Италии около 1600 г. Первоначально «балетом» называли отдельную танцевальную сцену в спектакле, а не весь спектакль. Если в Италии в конце эпохи Ренессанса возникла опера, то во Франции в эти же годы складывался придворный балет.
В 1573 году во Франции впервые был поставлен «Балет польских послов», а в 1581-м «Комедийный балет Королевы» (Франция, Версаль) - один из первых балетных спектаклей (балетмейстер Бальтазарини ди Бельджойозо). Балет, сопровождая придворный праздник, включал не только танцы, но и пение. В придворных балетах исполнялись обычные бальные танцы, и никакой особой специальной техники танца для этого не требовалось.
В 1588 году француз Туан Арбо предпринял одну из первых попыток создания универсальной системы записи танца.
Короли нередко сами участвовали в придворных балетах. «Король-солнце» Людовик XIV устроил новую для двора роскошную забаву — «Большой балет короля» и сам участвовал более чем в 30 спектаклях, в том числе, в роли бога Аполлона. В 1681 году по указу Людовика XIV в Париже была открыта «Академия танца». Потому и терминология в хореографии на французском языке. В «Академии танца» проверяли знания балетмейстеров и выдавали им дипломы, устраивали балы, а главное — совершенствовали народные танцы, в том числе, менуэт.
Менуэт - это же сельский «бранль» (фр. - хоровод), при дворе стал не круговым, а парным, с новыми, более подвижными фигурами. Сегодня на его родине (во французской провинции Пуату в Бретани), менуэт танцуют, плавно приседая, легко подпрыгивая, пристукивая деревянными башмаками - сабо. Народный менуэт — танец живой и подвижный, веселость сочетается в нем с грацией изяществом.
Среди танцев XVII—XVIII веков менуэт можно сравнить лишь с популярностью вальса в XIX веке. Не королям и придворным, развлекающим самих себя, обязаны мы развитием балета, а тем, для кого искусство было хлебом и жизнью.
1830-50-е гг. - эпоха романтизма в балете. Тоска по романтическому идеалу, стремление к гармонии, утраченной в окружающем человека мире, нашли отражение в структуре балетов, где со сценами реальной жизни контрастируют картины романтических грёз и мечтаний, фантастические, ирреальные образы и персонажи. Именно балет эпохи романтизма закрепил в сознании зрителей «классическое» впечатление о хореографии, впервые так ярко отразил идеализированное представление о человеке и вывел на первый план женщину-танцовщицу.
Истоки романтизма в балете связаны с Англией, Италией и Россией. Представители романтизма в России: Елена Андреянова, Екатерина Санковская, Адам Глушковский, Шарль Дидло. Особое место романтизм занимает во французской хореографии 1830-1840-х годов. Романтический балет «Жизель» на музыку франц. композитора Адана популярен и сегодня.
В 1830-е гг. сформировался костюм, составивший основу современного традиционного балетного костюма: облегающий лиф, широкая полупрозрачная юбка, веночек на голове, мягкие туфли без каблуков, пуанты. Такой костюм был введён на сцене художником и модельером Э. Нами для роли Сильфиды. Это был театрализованный вариант модного бального платья. С тех пор тюник стал постоянным костюмом танцовщицы. Этот изменившийся костюм позволил во многом усовершенствовать и технику танца: развитие получила пальцевая техника, пластика мелких движений, большой шаг, высокий прыжок, создающий иллюзию парения танцора в воздухе.
Романтизм в балете связан с творчеством легендарной итальянской артистки Марии Тальони(23.04. 1804 г., Стокгольм — 22. 04. 1884 г., Марсель). Эта танцовщица стала олицетворением классического балета, её исполнение было образцом для подражания поколениям балерин. Уникальную танцевальную технику Марии Тальони отличали «вибрирующий в воздухе» батман (прыжок), мягкий, «ослабленный» рисунок рук (нередко левая рука небрежно приведена к левому плечу или заложена за спину), общая певучесть и кантилена танца, исключительное благородство движений. Биограф великой танцовщицы Леанур Вайя выделял изящество, врождённую грацию и ощущение внутреннего покоя как отличительные черты стилистической манеры Марии Тальони.
Она дебютировала в 1822 году в Вене в партии Нимфы (балет «Приём юной нимфы при дворе Терпсихоры», музыкальная аранжировка Дж. Россини, балетмейстер Филиппо Тальони); затем выступала в Париже, в Мюнхене, Штутгарте, гастролировала и в России. С 1827 года Мария Тальони выступала на сцене парижской Оперы в основном в постановках своего отца-балетмейстера Филиппо Тальони (балеты «Натали, или Швейцарская молочница», 1832 г.; «Восстание в серале», 1833 г.; «Дева Дуная», 1836 г. и др.). В историю балета вошло исполнение Марией Тальони партии Сильфиды в одноимённом балете в 1832 году (Парижская опера). Заслуги Марии Тальони перед классическим балетом неоценимы:
- она первая сделала из танцовщика Художника, Творца, отказавшись от амплуа развлекателя публики; возвысила социальный статус артиста балета в общественном сознании;
- закрепила в балете главенство женского танца, оттеснив, превалировавшего в XVIII и начале XIX века танцовщика-мужчину («Можно сказать, что танцовщика более не существует», - заявил в 1857 году критик Ш. Буанье); Жюлъ Перро, имевший титулы «летучего танцовщика», «брата Тальони», был последним танцовщиком XIX столетия, который занимал на сцене равное место с женщиной-танцовщицей. В изменившейся композиции классического танца всё большую роль начинает играть ведущая балерина, солистка; велико было также значение в романтических постановках унисонного кордебалетного женского танца.
- утвердила равноправие музыки и танца в балетном спектакле. Образы Марии Тальони - предтеча симфонических балетов и источник развития абстрактного (т. н. «белого» - бессюжетного) балета;
- развитие сольного танца, новой техники, новая интерпретация традиционных танцевальных движений. Мария Тальони закрепила в женском исполнительстве большие позы и большие линии, воздушные позы и прыжки, гордый и замкнутый в своих линиях танец; она изменила функцию пальцевой техники.
Уже в 1815 году артистка парижской Оперы Женевьева Гослен вставала на кончики пальцев в партии Флоры (балет Шарля Дидло «Флора и Зефир»), но, поднимаясь на пальцы, предшественницы знаменитой Тальони развивали образ цветка, тянущегося к солнцу, и у них подъём на пальцы был кульминацией танцевального монолога.
Для Марии Тальони же (танцевала в 1825 году в Штутгарте на пуантах) пальцевая техника – это способ передать новый (романтический) хореографический образ: образ мечты, грёзы, виллисы, сильфиды, бесплотного, невесомого фантастического существа. Подъём на пальцы - это начало полёта, большого прыжка; у Марии Тальони пальцевая техника стала основой иной хореографической выразительности.
- утверждение нового костюма - по сути современного классического балетного костюма,
- использование новой обуви («усовершенствовала» балетную туфельку за счёт вложенной в носок проклеенной стельки).
Всё это открыло путь к виртуозной технике и беглости танца. В самом исполнении Марии Тальони техника растворялась в текучих линиях танца, незаметных переходах из позы в позу; причём балерина сознательно избегала внешнего блеска и танца «напоказ».
Отрицательные черты балетных новаций Марии Тальони и её отца, балетмейстера Филиппа Тальони связаны с забвением почти на столетие роли и значимости в спектакле мужчины-танцовщика, засильем ирреальности и мистики в содержании балетов, отделением от танца пантомимы.
ТВОРЧЕСТВО ШЕКСПИРА
Имя Шекспира всегда было окутано тайной. От него не осталось ни рукописей, ни прижизненных портретов, ни отзывов современников. Даже смерть великого драматурга прошла не замеченной в литературных кругах.
Известно лишь, что согласно церковным записям он родился 3 апреля 1564 года в Сгратфорде. Его мать, Мария Арден, была дочерью фермера, а его отец Джон Шекспир, был продавцом шерсти и стал мэром Стратфорда в 1568 году.
Биографические сведения о Шекспире скудны и. часто, недостоверны. Исследователи полагают, что как драматург он начал выступать с конца 80-х годов XVI в.
Двести лет спорят о том, кто был Уильям Шекспир, величайший драматург, поэт и писатель всех времен и народов. Почему вообще возник такой вопрос? Никто же не сомневается, что Микельанджело, Рафаэль, Архимед и Софокл, например, существовали вполне реально. Но если двести лет люди бьются над ответом, значит вопрос, загадка все-таки есть?
Никаких сведений о его жизни мы не имеем, за исключением расписок его должников, документов об откупе им церковной десятины и завещания - очень странного завещания, в котором нет ни единого намека на литературную деятельность этого человека.
Есть, правда, памятник Шекспиру в его родном городе Стратфорде, но изображенный на нем совершенно не похож на свои портреты, украшающие собрания сочинений. Между прочим, все имеющиеся живописные портреты Великого барда являются, по определению исследователей, фальсификациями.
Единственный портрет "настоящего" Шекспира находится в "Первом фолио", где глазам читателя предстает человек в средневековом костюме, с широким плотным воротником, на котором, как на блюде, лежит огромная голова с непропорционально вытянутыми лбом и подбородком и безжизненными глазами. Игра теней создает ощущение, что изображенное лицо - всего лишь маска. Эти и ряд других несоответствий породили так называемый "шекспировский вопрос".
Начиная с XIX века, шекспироведение разделилось на два враждующих лагеря: стратфордианцев (т.е. признающих автором Шекспира (Шакспера) из Стратфорда и нестратфордианцев (пытающихся найти реального автора, скрывающегося под маской). Последние, в свою очередь, выдвинули несколько "кандидатов в Шекспиры.
Какова же истинная история и величайшего в мире драматурга, почти четыре века будоражившая человечество? "Мир - театр, а люди в нем - актеры", - писал он - и создал спектакль, равного которому никогда не было и, наверное, не будет. В этом спектакле задействованы все, кому знакомо его имя. Имя этого человека - ШЕКСПИР.
Главное препятствие для пылкой и верной любви Ромео и Джульетты - родовая вражда их семейств. Трагедия о Ромео и Джульетте необычайно поэтична и внутренне музыкальна.
«Отелло» - трагедия ревности, которую Шекспир назвал «зеленоглазым чудовищем»: но в то же время это и трагедия обманутого доверия. «Отелло», может быть, самая страшная из трагедий Шекспира, так как здесь убийцей становится благородный, чистый человек. Но и в этом произведении главное - вера в человека. Дездемона действительно «чиста, как небо», и Отелло убеждается в этом. В то же время, в «Отелло» остро и своеобразно ставится вопрос о равенстве людей независимо от их национальности или цвета кожи.
Многогранно и содержание трагедии «Король Лир». На первом плане - сложные взаимоотношения отцов и детей, философско-нравственный вопрос дочерней и сыновней благодарности, причём проблемы эти решаются на примере двух семей: короля Лира с его дочерьми и герцога Глостера с его сыновьями.
Для Шекспира характерно такое удвоение и утроение основных линий. Это придаёт событиям и характерам типичность.
Последняя из великих трагедий Шекспира, «Макбет» (1606 г.), основана на старинной шотландской легенде. В ней снова ставится вопрос о губительном влиянии единоличной власти, и особенно - борьбы за власть. Великолепно показано пробуждение совести в душе леди Макбет. Ещё сильнее звучит в этой трагедии Шекспира его постоянная тема — тема справедливого возмездия.
В 1601 г. появилась величайшая трагедия Шекспира «Гамлет», которую Белинский назвал «блистательнейший алмаз в лучезарной короне царя драматических поэтов». «Гамлет» стоит особняком даже в гениальном наследии Шекспира. Главный герой пьесы — человек не только сильных страстей, но и высокого интеллекта, человек, размышляющий о смысле жизни, о путях борьбы со злом. Это роднит пьесу с драматургией XX века.
В основу истории о Гамлете легла датская легенда, впервые записанная в конце XII века датским летописцем Саксоном Грамматиком. В древние времена язычества (так рассказывает Саксон Грамматик) правитель Ютландии был убит во время пира своим братом Фенгом, который затем женился на его вдове. Сын убитого, молодой Гамлет, решил отомстить за убийство отца. Чтобы выиграть время и казаться безопасным в глазах коварного Фенга, Гамлет притворился безумным: валялся в грязи, размахивал руками, как крыльями, кричал петухом. Все его поступки говорили о «совершенном умственном оцепенении», но в его речах таилась «бездонная хитрость», и никому не удавалось понять скрытый смысл его слов. Друг Фенга (будущего шекспировского Клавдия), «человек более самоуверенный, чем разумный» (будущий шекспировский Полоний), взялся проверить, точно ли Гамлет безумен. Чтобы подслушать разговор Гамлета с его матерью, этот придворный спрятался под лежавшей в углу соломой.
Но Гамлет был осторожен. Войдя к матери, он сначала обыскал комнату и нашел спрятавшегося соглядатая. Гамлет убил придворного, разрезал еготруп на куски, сварил их и бросил на съедение свиньям. Затем он вернулся к матери, долго «язвил её сердце» горькими упрёками и оставил ее плачущей и скорбящей. Фенг отправил Гамлета в Англию в сопровождении двух придворных (будущие шекспировские Розенкранц и Гильденстерн) тайно вручив им письмо к английскому королю с просьбой умертвить Гамлета.
Как и в трагедии Шекспира, Гамлет подменил письмо и английский король вместо него послал на казнь двух сопровождавших Гамлета придворных. Английский король ласково принял Гамлета, много беседовал с ним и дивился его мудрости. Гамлет женился на дочери английского короля. Затем он вернулся в Ютландию, где во время пира напоил Фенга и придворных пьяными и зажег дворец. Придворные погибли в огне. Фенгу Гамлет отрубил голову. Так восторжествовал Гамлет над своими врагами.
Пьесы Шекспир писал для широкий публики, для простонародья, для "толпы", уверенный, что литературной славы они ему не принесут. Если быего спросили, чем он может доказать, что является поэтом, то своих пьес он не привел бы в подтверждение. Право на это высокое звание давали только поэтические произведения, принадлежавшие к признанным жанрам литературы.
В обширном мире творчества Шекспира его поэмы и сонеты занимают отдельную область. Они как бы автономная провинция со своими законами и обычаями, во многом отличающимися от тех, которые присущи драме. Вот почему, издавая поэму "Венера и Адонис", Шекспир в посвящении называет ее "первенцем своей фантазии", то есть своим первым произведением. В свете сказанного выше это означает не то, что поэма была написана раньше пьес, а лишь то, что Шекспир не причислял их к большой литературе, датируя свое вступление на Парнас названной поэмой.
Композиционно поэтические произведения Шекспира подчиняются строгим законам архитектуры. В них мы находим точный расчет пропорций. Правда, в этом отношении поэтические конструкции Шекспира напоминают ни столько классическую строгость античных форм, сколько изощренность барокко, но это скорее относится к большим поэмам, тогда как сонеты - чудо строгой и четкой архитектоники.
Звучание шекспировской поэзии уникально. Звуками определяется лирический колорит: в одном случае гнев, страсть, в другом - спокойная уравновешенность. Конечно, и другие компоненты стиха, в частности ритм, играют в этом свою роль.
24. БОГИ И ГЕРОИ АНТИЧНОСТИ
Зевс (Юпитер) - главный бог на Олимпе. Боги древних греков жили на снежной, со многими ущельями горе Олимп. Его братья: Посейдон (Нептун) - бог моря, Гадес (Аид) - бог подземного царства мертвых. Его три сестры – Гера (жена Зевса), Гестия и Деметра.
Aполлон (Феб) - сын Зевса, бог света, покровитель искусств и девяти муз. Изображался прекрасным юношей с луком или кифарой.
Apес (Марс) - сын Зевса и Геры, бог войны, жестокий и беспощадный, любовник Афродиты.
Афродита (Венера) - богиня любви и красоты, родилась из морской пены на Кипре. Покровительствовала любящим. Помогла троянцу Парису украсть Елену, жену царя Менелая.
Дети Ареса и Афродиты - Эрот, Антерот, Деймос, Фобос, Гармония.
Эрот (Амур, Купидон) - крылатый бог любви, сын Афродиты и Ареса. Его стрелы, пронзая сердца богов и людей, пробуждали любовь.
Афина (Минерва) - богиня мудрости, богиня-воительница, знаний, искусств и ремесел. Дочь Зевса, родившаяся из его головы.
Геба (Ювента) - дочь Зевса и Геры, богиня вечной юности. На пирах богов выполняла обязанности виночерпия (пили амброзию). Впоследствии - жена Геракла, когда он прибыл на Олимп.
Гера - супруга и сестра Зевса. Покровительница брака и семейного очага. Властная, жестокая. Ревнивая, потому что Зевс ей постоянно изменял.
Гермес (Меркурий) - сын Зевса, вестник богов, покровитель торговли, мореплавания, проводник душ умерших в царство Аида. Его конь Пегас с крыльями. Отмечен хитростью. Еще младенцем украл стадо священных коров Аполлона и спрятал в пещере.
Гестия (Веста) богиня священного огня и домашнего очага у греков и римлян.
Деметра - богиня плодородия, покровительница земледелия, сестра Зевса. Ее дочь Персефона.
Артемида (Диана) - дочь Зевса и Латоны, богиня охоты, луны, владычица зверей. Сестра Аполлона.
Дионис (Вакх, Бахус) - сын Зевса и Семелы. Бог виноградарства и виноделия, подарил людям виноградную лозу. Его спутники – разгульные вакханки и козлоногие сатиры. Древние греки посвящали ему праздники - дионисии.
Ника (Виктория) - богиня победы. Изображалась крылатой, с лавровым венком на голове, которым награждали победителей.
Три грации - дочери Зевса и нимфы Эвриномы. Божества женской прелести и вечной юности, воплощение гармонии и радости жизни - Евфросина, Талия, Аглая (греч. - Радость, Грация, Блеск).
Девять муз - дочери Зевса и богини памяти Мнемосины. Музам покровительствовал Аполлон. Обитали на горе Парнас, под которой бил Кастальский ключ – источник вдохновения. Каллиопа - муза эпической поэзии, Клио - истории, Мельпомена - трагедии, Полигимния - гимнов и красноречия, Талия - комедии. Терпсихора - танца, Эвтерпа - лирической поэзии, Эрато - любовной поэзии, Урания – астрономии и гаданья по звездам.
Геракл (Геркулес) - сын Зевса и обычной женщины Алкмены. Зевс явился к ней в опочивальню в образе ее мужа. Геракл был наделен необычной силой. Совершил 12 подвигов (убил немейского льва, побывал в царстве Аида, похитил яблоки Гесперид, вычистил Авгиевы конюшни и др.). Постоянно преследовался богиней Герой при земной жизни. Взят Зевсом на Олимп.
Прометей – герой, похитил из кузницы бога Гефеста огонь, спрятав его в полом стебле тростника. Дал огонь людям. За это Зевс велел приковать к скале и каждый день посылал орла выклевывать у него печень, выраставшую за ночь. Впоследствии он был освобожден от наказания.
Пигмалион - царь Кипра и скульптор. Влюбился в созданную им статую Галатею и молил Афродиту послать ему такую же возлюбленную. Афродита взяла и оживила статую.
Орфей – легендарный певец у древних греков. Его невеста Эвридика умерла в день свадьбы от укуса змеи. За ней он спускался в царство Аида, где она пребывала в виде тени, но в итоге, ее вернуть не удалось. Был растерзан вакханками за то, что после гибели Эвридики не обращал на них внимания.
Адонис - бог плодородия, возлюбленный Афродиты. Был растерзан на охоте диким вепрем. Афродита окропила пролитую кровь нектаром и превратила в цветок Анемона.
Амазонки – легендарные женщины-воительницы. Жили в Приазовье и Малой Азии. Дочери бога войны Ареса (Марса). Вступали в близкие отношения с мужчинами для продолжения рода. Родившихся мальчиков отсылали отцам, а девочек оставляли себе.
Кипарис - прекрасный юноша, любимец Аполлона. Случайно убил любимого оленя и горько оплакивал его. Аполлон превратил его в кипарис - дерево печали.
Нарцисс - сын речного бога Кефиса и наяды Лириопы. Отверг любовь нимфы Эхо, за что был наказан Афродитой. Он влюбился в собственное отражение и умер от любви к себе.
Нимфы - низшие божества, олицетворявшие силы и явления природы. В морях жили нереиды, в реках - наяды, в горах - ореады и т д.
Мифы Крита.
Делал и Икар - отец и сын. Дедал - зодчий, скульптор, механик. За убийство своего талантливого племянника бежал из Афин на Крит. Построил там дворец Миноса - Лабиринт. Сделав крылья, Делал и Икар улетели с острова Крит от царя Миноса. Икар поднялся слишком высоко, воск растаял и он упал в море. Дедал же долетел до Сицилии. Явившийся за ним на Сицилию Минос был хитростью сварен дочерями сицилийского царя, которые приготовили ему такую купальню.
Минотавр – человек-чудовище с головой быка. Был рожден женой Миноса от связи со священным быком Посейдона. Был заключен царем Крита Миносом в Лабиринт, куда ему ежегодно для кормления поставляли из Афин 7 юношей и 7 девушек.
Тезей – афинский царевич, нашел Минотавра в Лабиринте и победил. Дочь царя Миноса, Ариадна помогла Тезею, снабдив его путеводным клубком ниток. Тезей под влиянием бога Вакха бросил её. По дороге домой он забыл сменить черные паруса на белые, как обещал отцу, царю Эгею. Он подумав, что Тезей погиб, с горя бросился со скалы в море, которое стали называть его именем (Эгейское).
Троянская война.
Герои «Илиады» Гомера: ахейцы – царь Менелай, его брат Агамемнон, герои - Ахилл, Патрокл, Одиссеей и др. Троянцы – царевич Парис, его брат Гектор, царь Приам, жрец Лаокоон и др. Война шла 10 лет из-за жены Менелая - Прекрасной Елены, которую украл Парис.
Одиссей - герой Троянской войны, царь острова Итака. Возвращаясь на Итаку, был наказан Посейдоном и странствовал 10 лет. Его спасла богиня Афина. Жена Одиссея, Пенелопа преданно ждала мужа. Телемах - сын Одиссея.
Ахилл - герой Троянской воины. Его мать, Фетида, желая ему бессмертия, искупала его в священной реке, держа за пятку, которая осталась единственно уязвимым местом Ахилла. Погиб от стрелы Париса, попавшей в пятку.
Мифы Рима.
Весталки - жрицы храма Весты (Гестия у греков) в древнем Риме. В них избирали девочек 6-10 лет из богатых семей. Поддерживали священный огонь в храме, который не должен был погаснуть. Пользовались большим авторитетом. Давали обет безбрачия. При нарушении девственности весталок живьем закапывали в землю. В 30 лет весталка становилась свободной и могла выйти замуж.
Сильвия - весталка, жрица. Родила от бога войны Марса близнецов Ромула и Рема. Потому дети были брошены на берегу реки Тибр. Ромул и Рем были вскормлены капитолийской волчицей и воспитаны пастухами. Основали Рим.
Сабинянки - женщины, сыгравшие большую роль в возникновении римского народа. Во время основания Рима у Ромула, Рема и их товарищей не было женщин. Они пригласили на праздничный пир соседей - сабинян, которые пришли без оружия. В разгар веселья, римские юноши похитили пришедших к ним девушек. Сабиняне ушли восвояси и поклялись отомстить. Но в начале боя на поле бросились сабинянки, ставшие женами римлян, и примирили всех.
Эней - троянский герой, сын Венеры и Анхиса. Легендарный основатель Рима и родоначальник римлян. Ему посвящена поэма «Энеида» Вергилия.
Муций Сцевола – легендарный герой ранней римской истории. Явился в лагерь противников – этрусков, с целью убить царя Порсену, но по ошибке вместо убил одного из воинов. В ответ на ожидаемые пытки положил правую руку в огонь, и показав свое мужество, был отпущен. Прозван «Сцевола» (Левша).
Исторические лица:
Клеопатра - последняя царица Египта из греко-македонской династии Птолемеев. Была красива, умна и образована, владела многими языками. Была любовницей Цезаря, затем - Марка Антония. После поражения египетского войска в битве с армией Августа Октавиана покончила с собой, не желая стать пленницей и подчиниться Риму.
Александр Македонский - царь Македонии, поставивший задачу распространения греческой культуры на Востоке. Его учителем в юности был философ Аристотель. Победил персов, которым его отец Филипп платил дань в размере 100.000 золотых яиц в год. Освободил от власти персов греков в Малой Азии, Египет, дошел до Средней Азии и Индии.
Боги греческой и римской мифологии в сравнении: