Архитектура, скульптура
Развитие искусства скульптурысвязано с политеизмом. Изображения богов были антропоморфны. Если божественное - жизнь, не подверженная смерти, то изображение бога - это идеальное, пропорциональное и гармоничное изображение человека, доведённое до совершенства. Скульпторы не стремились к передаче индивидуальности, а создавали обобщённый характер, симметрию, геометризм форм. Доминанта фронтального изображения, схематизм, исключавший всякую экспрессию, характерные черты ранней древнегреческой пластики (вплоть до V в. до н. э.). Индивидуализация характеров возникла позже, в светских скульптурных портретах у римлян.
К классическому периоду (с V в. до н. э.), в эпоху расцвета греческой демократии появилась почва для возникновения образа человека, совершенного и физически, и духовно, а представления о богах стало ассоциироваться с представлениями о гармоническом, идеально прекрасном человеке. Существовал культ красивого и здорового тела, что мы видим в скульптурных изображениях богов (Аполлон Бельведерский, Венера Мелосская и др.).
***
VIII - VI вв. до н.э. - время возникновения др. греческой архитектуры. Некоторые ее элементы были заимствованы из Египта (колонна, колоннада), другие - с севера Балкан - двускатная крыша храмов, но в целом античное зодчество оригинально. В VI в. до н. э. мрамор стал основным строительным материалом у др. греков. Планировка греческого города была проста: Акрополь(«верхний, укреплённый город») – местонахождение храмов, общественных зданий и святилищ; агора- центр торговой и общественной жизни; aсту - нижний город, где проживали ремесленники, торговцы и крестьяне.
Греки стремились к архитектурному единству, простоте и гармонии. Описание Родоса, построенного по проекту Гипподама Милетского: «Жилища были равной и построены в одном и том же архитектурном стиле, (...) будто весь город образует единое целое. Широкие улицы его во всех направлениях (...). В какую бы сторону ни обращался взгляд, повсюду перед ним открывается красивый вид, части города сливались воедино» (так писал Псевдо-Аристид). Когда население города превышало установленное количество, часть жителей переселялось на другое место. Так основывались новые города – колонии в Италии и др. местах на берегах Средиземного и Черного морей, где среди местного населения распространялась греческая культура и искусство.
Храмы богов (особое распространение получил периптер — храм, со всех окружённый колоннами), покрытые полихромной штукатуркой; Театры создавались под открытым небом, и имели форму вытянутой подковы, с поднимающимся рядами вверх каменными сидениями (что-то подобное в современном цирке). Арены, гипподромы - сооружения для гимнастических состязаний строились вокруг вытянутых площадок, напоминающие современные стадионы; гимнасии и палестры, для занятий спортом - это открытые площадки в окружении колонн.
Каноны сооружений известны благодаря римскому зодчему Витувию, написавшего в I в. до н.э. трактат по архитектуре. Различия в пропорции архитектурных зданий Витрувий делит на 3 класса или ордера. Ордер (от греч. «строй», «порядок») - соотношения несущих (фундамент, опоры, колонны, смены); несомых (крыша, перекрытия и т.д.) частей здания. Ордера различаются архитектурными элементами, особенностями декора, пропорциями, временем появления, местом распространения. Названия даны в связи с обозначением греческого племени, впервые использовавшего данную конструктивную систему, или местом возникновения.
Дорический ордер - VIII - VII вв. до н.э. (дорийцы - название племени). Дорический - самый простой и грубый ордер: колонна не имеет базы, декорировка минимальнa. Производит общее впечатление суровое и мощное. У др. греков пропорции дорического ордера ассоциировались с пропорциями мужской фигуры.
Ионический ордер - VI в. до н.э. (ионийцы - название племени). Ионический возник в Малой Азии. Более стройная по пропорциям колонна, ствол украшен продольными желобками (каннелюрами, сплошной фриз (зофор) выполняется скульптурным рельефом. Главная особенность - кaпитель (верхняя часть колонны) в виде двух завитков – волют. напоминающих рога барана, колонна покоится на плите (база колонны).
Коринфский ордер (V в. до н.э.) – судя по названию, появился в г. Коринф. Самый изысканный и нарядный ордер; капитель выглядит в виде корзины цветов.
Др. греки считали, что здание не подчиняется законам «привычного» видения; они вводили в постройку едва заметные отклонения от симметрии, прямизны линий, «одинаковости» в размерах колонн и расстояниях между ними и пр. Эти оптические поправки учитывали особенности зрительного восприятия и создают впечатление исключительной гармонии линий. Если формы египетских пирамид, напр., поражали массивностью, властно подчиняя себе окружающее пространство, то античные постройки соразмерны человеку. Избегая монументальности, они отличаются пропорциональностью, органично вписываются в окружающий ландшафт наравне с формами живой природы.