Шедевры античного искусства 1 страница
Древняя Греция:
1. Ансамбль Акрополя, в т. ч., Парфенон (храм Афины). г. Афины. V в. до н. э. Фидий - общее руководство, архитекторы: Иктин, Калликрат, Мнесикл.
2. Мирон из Элевтер. Cтатуя «Дискобол», V в. до н. э. Римская копия. Музей Терм; г. Рим.
3. Поликлет. Cтатуя «Дорифор». V в. до н.э. Римская копия. Национальный музей, г.Неаполь.
4. Скопас. Надгробие юноши с реки Илисса. IV в. до н. э. Национальный археологич.музей, г. Афины.
5. Лехар. Аполлон Бельведерский. Сер. IV в. до н.э. Римская копия. Музей Пио-Клементино, Ватикан.
6. Агесандр из Антиохии. Венера Мелосская. II в. до н.э. Лувр, г. Париж.
7. Эсхил (525 - 456 гг. до н. э.). Трагедия «Прикованный Прометей».
8. Аристофан (ок. 446 - 388 до н. э.). Комедия «Облака». 423 г. до н. э.
9. Софокл ( 496 - 406 гг. до н. э.) Трагедия «Царь Эдип». 429-425 гг. до н. э.
10. Гомер. Поэмы «Илиада» и «Одиссея».
11. Гесиод. «Теогония», «Труды и дни».
Древний Рим:
1. Колизей. (Амфитеатр Флавиев). г. Рим. I в. н. э. (75-80 гг.).
2. Арка Тита. г. Рим. I в. н.э. (81 г.).
3. Апполодор из Дамаска. Колонна Траяна. г. Рим. II в. н.э.
4. Пантеон («Храм всех богов»). г. Рим. I в. н. э.
5. Термы Каракаллы. г. Рим. III в. н. э.
6. Конная Статуя Марка Аврелия. г. Рим (Площадь Капитолия). II в. н.э.
7. Портрет Каракаллы. III в. н. э. Национальный музей. г. Неаполь.
8. Настенная живопись на вилле Мистерий. Помпеи. I в. до н. э. (раскопки)
9. Петроний (I в.; ум. в 66 г. н. э.) Сатирикон: Роман.
10. Луций Анней Сенека (14 - 65 гг. н. э.) Трагедия «Медея».
11. Публий Вергилий Марон (70 г до н. э. - 19 г. н. э. Поэма «Энеида».
12. Поэты Марциал (ок. 40-104 г.), Гораций, Овидий - стихи.
13. Апулей. Золотой осел. II в. н.э.
1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК ПОНЯТИЕ
Культура (в переводе с латинского, возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — это исторически развивающаяся мировая система созданных человеком материальных и духовных ценностей. Культура — это и динамичный процесс
раскрытия и развития способностей личности.
Художественная культура понимается как подсистема культуры, как относительно самостоятельный ее слой.
Художественная культура охватывает все отрасли художественной деятельности — словесную, музыкальную, театральную, изобразительную и т. д. Она включает в себя и «все процессы, протекающие «вокруг» искусства, — созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественных произведений, а также воспитание художников, публики, искусствоведов, организаторов художественной жизни. Следовательно, художественная культура — это совокупный способ и продукт художественной деятельности людей.
Вырабатываемая культурой общая модель бытия (картина мира, представление о человеке, общественные идеалы) превращается в художественном сознании каждой эпохи в неповторимый образ мира и отношение человека к миру. При этом художественное сознание испытывает прямое, подчас весьма сильное, жесткое, императивное давление извне: со стороны религиозной и политической идеологии, морали п права, эстетического сознания данного общества, со стороны всех существующих в конкретную эпоху форм общественного сознания.
Вместе с тем фундаментальной задачей художественной куль- туры является сохранение художественного наследия прошлого, приумножение и передача художественных ценностей будущему. Эта задача стала осознаваться по всем спектре проблем лишь в XX в., хотя художественная культура человечества существует уже более пяти тысяч лет. Творения искусства концентрируют в себе энергию лучших стремлений человечества к красоте, любви и знанию, к гармонии с природой и свободному развитию всех творческих сил человека. Поэтому сохранение памятников, а также постоянное и свободное общение с искусством разных времен и народов — важнейшее условие сохранения человеческого в человеке. Современный мир стал наследником огромных художественных богатств.
Однако художественная культура человечества может стать содержанием современной личности только при условии заинтересованного, глубокого, длительного научения и освоения художественного наследия.
Типология художественной культуры — постоянный предмет научных дискуссий. Если следовать иерархическому принципу систематизации, то наиболее крупным в истории искусства является понятие эпохи. Историческая эпоха — определенный этап развития человечества, все стадии которого характеризуются некоторой общностью философских, религиозных и политических идей, научных представлений, психологических особенностей мировосприятия, этических и моральных норм, эстетических критериев жизни. Все эти факторы складываются в представлении человека в конкретную «картину мира», по которой и отличают одну эпоху от другой. Такова Первобытная эпоха, эпоха Древнего Мира, Античность, Средние Века, эпоха Возрождения, Новое время. Каждая историческая эпоха как живой организм имеет собственное «историческое время», сроки рождения, юности, зрелости и старости. История Египта знала Древнее, Среднее и Новое, царство; Древняя Греция пережила архаику, классику и упадок. Аналогичные циклы развития проходили все известные нам исторические типы культур.
Реальное бытование художественной культуры представляет собой сосуществование и взаимодействие художественных культур различных классов и слоев общества. Так, в эпоху Средневековья можно выделить художественную культуру феодального замка, культуру монастыря и храма, художественную культуру крестьянства, «смеховую» культуру городских низов и т. д. История художественной культуры — это последовательность основных типов, каждый из которых реализован в ряде вариантов, по-разному расположенных во времени и пространстве, это восхождение ко все более сложным и высокоорганизованным формам художественной культуры.
2. СИНТЕЗ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИСКУССТВ
Искусство существует в конкретных своих видах: литература театр, графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, цирк, художественная фотография, кино, телевидение и т. д. Многообразие видов искусства дает возможность эстетически осваивать мир во всей его сложности и богатстве. Нет главных и второстепенных искусств, каждый вид обладает своими сильными и слабыми сторонами в сравнении с другими видами искусства. Соотношение между искусствами, их большая или меньшая близость, их внутреннее сходство, взаимотяготение и противоборство исторически изменчивы и подвижны. Для развития искусства равно плодотворны как проявление специфики каждого из видов искусств, так и взаимодействие муз. Хотя виды искусства и имеют известную склонность к соединению, даже слиянию, важно развитие специфических особенностей каждого из них.
Например, в музыке, особенно в сложном жанре симфонии, можно отобразить очень широкую картину действительности, хотя композитор и исполнитель не пользуются кистью художника. Слушатель «домысливает» недостающее, «дорисовывает» в своем воображении слышимое. Однако при всей своей эмоциональности музыка лишена конкретности и поэтому охотно контактирует со словом и зрелищными видами искусств. «Обнаруживается, что самостоятельная жизнь каждого вида искусств очень относительна и связи между ними куда более прочны и сложны, чем кажется на первый взгляд. Все виды (искусства в разных комбинациях и в разных целях часто объединяют свои средства воздействия, создавая неразрывные сплавы» (С. Образцов).
Художественное развитие человечества включает в себя два встречных процесса. Первый идет от синкретизма (нерасчлененного, слитного художественного мышления, что присуще первобытной культуре и крестьянскому фольклору, когда сочетаются элементы танца, пения, музыки, театра, литературы и религиозного обряда или ритуала) к образованию отдельных видов искусства, создающих собственные системы жанров. А в XX в., например, формируются такие сложные виды искусства, как кино и телевидение, радиоискусство. Одновременно и постоянно идет процесс взаимодействия и синтеза искусств. «Храмовый синтез искусств», например, соединяет в духовном и художественном созвучии слово, архитектуру, скульптуру, живопись, музыку и декоративно-прикладное искусство. В содружестве и братском союзе разных видов искусства возникли такие сложные синтети-ческие музыкально- театральные жанры, как опера (начало XVII в.) и балет (середина XVIII в.). А современная чехословацкая «латерна магика» - и особый вид искусства, и синтез ряда искусств: кино, театра, хореографии, музыки и т. д. Однако качество художественного синтеза обеспечивает в большинстве многоэлементных синтетических искусств главным образом художественное творчество режиссера, которое, будучи чисто духовным, может реализовать себя только в «материале» других искусств и в искусстве актера.
Искусство — что постоянно развивающаяся сложная система общения его видов и жанров. Однако искусство не замкнуто в кругу изначально освоенных им средств художественного моделирования жизни и художественного воздействия. Оно внимательно следит за тем, что приносит человечеству его технический гений. Конечно, огромную роль в существовании массовой культуры играет невиданный до сих пор прогресс транслирующей и оформительской техники, различных видов дизайна. Однако самая сложная техника остается лишь инструментом в руках творца, хотя и дает ему новые, особые возможности, накладывая при этом и свои ограничения.
3. ОСНОВНЫЕ СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
Сравнивая между собой произведения различных видов искусства — архитектуры, живописи, скульптуры, графики, художественной керамики и тканей, металла и стекла, оформления интерьера и ювелирного искусства, мы всегда можем обнаружить присущие им общие черты, историко-художественную закономерность, единство принципов художественного мышления. Смена одних способов художественного мышления другими, чередования форм, типов композиций, приемов пространственных построений, особенностей колорита, технологии обработки материала взаимосвязаны и не случайны. Не только мнения отдельных людей, но и вкусы целых эпох существенно различаются между собой: то идеальной кажется строгость греческой Классики, то живописность Барокко, то архаика Египта, то жеманная эстетика Рококо. Создание, восприятие и оценка произведений искусства связаны понятием стиля.
По мнению Гете, стиль — это «познание сущности вещей». Вельфлин (нем. искусствовед рубежа XIX—XX вв.) назвал стиль «(Средоточием истории искусств». Действительно, стиль — фундаментальная категория искусства. Она настолько универсальна, что, всю историю мирового искусства можно рассматривать как историю художественных стилей. Каждый стиль закономерно возникает для того, чтобы разрешить свои исторические задачи" на пути самопознания человечества. 'Подлинно художественный стиль обладает непреходящей ценностью, он не устаревает. Этим объясняется постоянная потребность возвращения к стилям прошлого. Преобразуясь и возрождаясь, они участвуют в художественном развитии мировой культуры.
Каждая историческая эпоха обладает своими стилистическими признаками. В искусстве первобытного человека древнего каменного века отмечают «натуральный стиль» первобытных охотников, который будет возрождаться в последующие эпохи в так называемом «зверином стиле». С изменением o6pаза жизни в период неолита (новокаменного века), выходом из пещер, развитием земледелия значение охоты отступает на второй план и «натуральный» изобразительный стиль наскальной живописи исчезает, уступая место геометрическому стилю орнаментации орудий и утвари.
Проявления «звериного стиля» в художественных культурах Средневековья (романтика, готика, орнамент византийских тканей, мотивы владимиро-суздальской иконы, белокаменной резьбы и т.д.) рассматривают как результат единых закономерностей взаимодействия фольклорных традиций «варварских» языческих культур с христианством. Геометрический стиль также развивается на протяжении многих эпох, впервые проявившись в сооружениях типа кромлеха (каменный круг) как выражение солнечной идеи круга. Все древнейшие виды орнамента относятся к геометрическому стилю. Он входит составной частью во многие позднейшие стили, вплоть до модернистской живописи кубистов, постимпрессионистов и абстракционистов.
Искусство древних рабовладельческих цивилизаций — это стиль геометрических архитектурных форм, канонизация простейших геометрических приемов изображения на плоскости. Стиль канонического искусства Древнего Египта мало менялся на протяжении веков, он исполнен глубокого философского, жизнеутверждающего смысла, овладевает Вечностью. «Египет держал глаза открытыми перед лицом смерти» (Ж. Кокто). Самым подходящим материалом для воплощении художественного образа Вечности был камень, причем наиболее твердые породы: гранит, базальт, диабаз.
Ни одно искусство не создавало столь простыми средствами такого впечатления подавляющей грандиозности, В целом «египетский стиль» отличается каноничностью, архитектоничностью, монументальностью, декоративностью, теснейшей связью с религиозным культам. Проявление «египетского стиля» очевидно в художественной культуре Римской империи, позднее — в искусстве французского Ампира после египетского похода Наполеона (1798— 1799). Затем «египетский стиль» был заимствован «русским ампиром». В начале XIX в. Романтизм как общеевропейское художественное движение породил эстетику Историзма, и «египетский стиль» продолжал существовать в русле различных течений. «Египетские мотивы» включены в классическую архитектуру Петербурга (перед Академией художеств архитектором К. Топом в 1831 г. были установлены подлинные сфинксы из Фив и т, д.); позднее «египетские мотивы» вошли в моду и в искусстве Модерна.
Античную, греко-римскую, культуру мы называем классической (первоклассной, образцовой), отсюда стиль Классицизма, ориентирующийся на античность. Античность как «единый культурный тип», «стиль античности как нечто общее, определенное и оформленное целое» изучал русский философ XX в. А. Лосев.
«Человек — мера всех вещей». Эта мысль древнегреческого философа Протагора стала девизом античной, а затем и европейской культуры. Древний эллин чувствовал себя в Греции «как дома». Теплый климат, яркая щедрая природа, масштабность окружающего пространства приводили его к идее соразмерности сил человека и природы, человека как «микрокосма» Вселенной. Даже эллинские боги были совсем как люди, со страстями и слабостями.
Главной особенностью античного художественного стиля является антропоморфизм (соразмерность человеку) и мерность. Греческий храм как жилище бога невелик по размеру, колонна уподоблялась фигуре человека (пропорции колонны, атланты и кариатиды), все формы (искусства логичны, конструктивны, размеренны. Все виды искусства развивались в счастливом равновесии. Стилевое развитие античного греческого искусства происходило от строгого и лаконичного дорийского стиля к свободной классике Века Перикла (V в. до н. э.), мягкому ионическому стилю и пышному коринфскому. Главной характеристикой античного стиля является «телесность», «осязательность» формы. После классических произведений Поликлета и Фидия, достигших предела совершенства статичной и замкнутой в себе формы, этот идеал был разрушен, возникнув ненадолго в период Высокого Возрождения в творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело и других мастеров флорентийской и римской школ XV—XVI вв.
Идеализация, симметрия, статичность античного искусства были позднее канонизированы академизмом, превратившим искусство греческой классики в эталон прекрасного для последующих поколений. Античный рационализм художественного мышления стал основой различных проявлений Классицизма в европейском искусстве.
Средневековое искусство — это грандиозное многостилевое явление, которое развивалось в сфере единого для всех народов Европы христианского мировоззрения. К общецелевым чертам средневековой художественной культуры католицизма относится символизм, аскетизм и крайняя экспрессия образов. Собственными стилевыми особенностями обладает раннехристианское искусство Западной Европы, классицизм «Каролингского Возрождения», романский стиль, сменившая его готика, достигшая художественных пределов в стиле «пламенеющей готики»
Древнерусское искусство — исторический тип искусства со своей сложной и развивающейся стилевой системой, которая складывалась во взаимодействии византийских и множества национальных языческих и фольклорных традиций, а также европейских влияний.
С момента формирования в Европе национальных культур они периодически переживают переходные эпохи интенсивных общественных изменений. Тогда в поисках новых форм художники обращаются к классическому наследию, возрождая его на новом историческом витке. Итальянское Возрождение обращается к античным формам, но вкладывает в них новое содержание. Дж. Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.) определил суть художественного метода и стилистических поисков: природа — это «образец», а древние — «школа». Отталкиваясь от «готического» средневековья, идеи Возрождения на самом деле буквально «вырастают» из него, особенно если вспомнить три принципа красоты Фомы Аквинского: целостность, соответствие и ясность, или чистота. Божественное начало понимается теперь более сложно; человек, созданный «по образу и подобию божьему», оказывается в центре мироздания и становится главной темой искусства. Все искусство Итальянского Возрождения пронизано размышлениями о Божественной красоте и мудрости в устройстве мира. В изобразительном искусстве соединились христианская идеология и чувственность, «телесность» в образах Мадонны или св. Себастьяна. Эпоха Возрождения была идеализирующим преобразованием умов, а не жизни, воображения, а не реальности, культуры, а не цивилизации. Период Высокого Возрождения в искусстве в начале XVI столетия в реальной жизни буквально потонул в море крови во время «охоты на ведьм». Однако художественное движение, именуемое Возрождением, проявляется повсеместно. По мнению историка Н. Конрада, все страны пережили свое Возрождение. Период подъема культуры, начавшийся в VIII в. на берегах Тихого океана, в Китае, в течение тысячелетия прокатился через весь Евразийский континент, с Востока на Запад, и завершился в XVII в. в Англии. На орбиту этого процесса попадает и «русский Ренессанс» XV в. — время A. Рублева и Епифания Премудрого. Возрождение культуры Польши, Чехии, Хорватии, византийский Ренессанс времени династии Палеологов, Северное Возрождение и культура Реформации (Германия). Возрождение движется вместе с солнцем с Востока на Запад; всем этим периодическим всплескам культурной активности свойственны общие черты: радикальные сдвиги сознания, смена одной системы мироощущения и мировоззрения другой происходили в предельно сжатые сроки. Стремительное художественное развитие повлекло за собой рождение новых художественных направлений, течений, стилей, школ. Вспыхнув на короткий миг, Возрождение породило в изобразительном искусстве такие противоречивые и сложные явления, как Маньеризм и Барокко.
В итальянском маньеризме движения фигур не мотивируются смыслом, а начинают подчиняться декоративному ритму композиции, становятся преувеличенными, манерными; пространство картины кажется загроможденным телами, а композиция становится неясной, плохо читаемой.
Барочный стиль XVII—XVIII вв. замечателен тем, что впервые в истории мирового искусства в нем соединились Классицизм и Романтизм, существовавшие до этого как две тенденции художественного мышления. В конце XVI — начале XVII вв. открытия в области естественных и точных наук окончательно расшатали образ завершенного в себе, замкнутого мироздания, в центре которого находился сам человек.
Барокко часто называют стилем католицизма с его мистицизмом и экзальтацией, а также искусством иллюзии (кажимости). Барочные черты проявились уже в творчестве Микеланджело, родившись из глубочайшей неудовлетворенности искусством. Баpoккo возвратило архитектуру к мистическим идеалам Готики: динамике, иррациональности, дематериализации форм — стилистический круг замкнулся. В архитектуре, как и в музыке, где главная тема обрастала полифоническими вариациями, также создавался сложный, динамичный, многоэлементный образ. Росписи плафонов, иллюзорные и перспективные, выражали эстетический идеал Барокко — экстатическое переживание бесконечности пространства, движение света и цвета. Величие в пышном декоре, роскошь и импозантность в изображении мифологических аллегорий заполняют произведения барочной живописи.
Исторически так сложилось, что словом классицизм стали называть широкий круг разнообразных явлений. Как метод мышления Классицизм нормативен, рационален и систематичен. Не случайно только в Классицизме существует система правил и законченная теория художественного творчества. Классицизм как стиль есть осознание родства с античной классикой. На этом родстве выросло, по существу, все европейское искусство, хотя про граммно это было сформулировано в эпоху Итальянского Возрождения. Классицизм дает чувство равновесия и стабильности в быстро меняющемся мире. Однако как идеальное состояние Классицизм недолговечен. Этот стиль интеллектуален, ярко воплощает историзм художественного мышления и преобладание рационального, конструктивного начала. В реальной художественной практике Классицизм проявляет себя в стилевых разновидностях. Например, в России Классицизм господствовал в искусстве второй половины XVIII в. (екатерининский классицизм), в начале XIX в. (александровский классицизм, русский классицизм, русский петербургский ампир; московский классицизм; «московский ампир»), на рубеже XIX и XX вв. (русский неоклассицизм периода Модерна).
Классицизм оказался наиболее подходящим для выражения гражданских идеалов «свободы, равенства, братства» эпохи Просвещения и французской революции. Он получил название «революционного классицизма»; в то время говорили, что греки были зеркалом, в котором отражались революционные идеалы красоты, свободы и естественности. В XIX в. Классицизм, с одной стороны, переродился в «стиль империи», с другой, смыкался с салонным академизмом. Третье, наиболее живое течение, стало основой романтического движения. Ф. Шлегель говорил, что «каждый находит в древних то, что он сам ищет». Аналогичной греческому, классической была роль персидского искусства в культуре мусульманской Турции, китайского — в Японии, индийского — во всей Юго-Восточной Азии. Художественный стиль Классицизма представляет собой выражение идеи композиционной целостности, ясности, завершенности, уравновешенности.
XVIII в. для искусства явился счастливой, продуктивной, но и крайне противоречивой эпохой. Во главе художественных движений стояла Франция, начиная с Большого стиля Людовика XIV (1643—1715). Однако по сравнению с итальянским Классицизмом XVI в. и Барокко XVII в. искусство XVIII в. во многом утратило масштабность. Господство в первой половине столетия Рококо (камерного аристократического стиля) привело к распаду видового синтеза искусств: живопись и скульптура окончательно оторвались от архитектуры, измельчав, начали превращаться в декоративные безделушки. Проблемы архитектурного ансамбля потеряли свое значение. А с середины XVIII в. начинает оформляться идеология Просвещения, призывавшая к естественной простоте и возврату к «природе». Эстетика Просветителей вскоре выродилась в сентиментализм, а неоклассические тенденции — в академизм. Однако оба эти течения раскрыли новое в человеческой душе, открывая дорогу мощному романтическому движению по всей Европе.
Романтическое ощущение может проявляться в самых разных художественных направлениях, течениях и стилях. Романтизм свойствен искусству вообще и является основой художественного сознания. Но в различные эпохи мечта об идеале прекрасного, недостижимого в действительности принимает различные формы. Романтизм и Классицизм как два основных направления в развитии художественного сознания все время «шли рядом», и только во Франции в начале XIX в. их пути стали расходиться. Романтизм в искусстве включает в себя различные художественные стили: готику, барокко как выражение романтического христианского сознания, романтизм как идеализированное, романтическое изображение античности и итальянской природы, отчасти неоклассицизм, ведь воспоминание классики тоже романтично, неоготику — воспоминание средневековой романтики и все неостили, а также художественные течения периода Модерна.
В более узком, конкретно-историческом смысле, Романтизмом называют художественное направление конца XVIII — начала XIX вв., сторонники которого программно противопоставили свое творчество Классицизму XVII и второй половины XVIII вв. Великая французская революция и ее последствия «надломили» человека, под влиянием этого возникла эстетика «разочарованного героя», индивидуализма и тяга к уединению. Главным принципом романтической эстетики стал субъективизм и историчность художественного мышления. «Новое, современное искусство стали противопоставлять Классицизму, ориентированному на языческую древность, и называть христианским, т. е. ориентированным на «внутреннего человека». Пафосом обращения к «человеческой душе» проникнуто программное Произведение романтической эстетики «Гений христианства» Р. Шатобриана. Романтизм начала XIX в. отражал всю сложность переходной исторической эпохи. Он провозгласил ценность отдельной человеческой личности и полную свободу художественного творчества от сковывающих его норм Классицизма и академизма. Идеи романтизма закономерно возникают на почве неудовлетворенности действительностью, кризиса рационалистического мышления. Романтики «бегут» от действительности в различные миры истории и культуры, не стремясь к объективному их воссозданию; «романтичный гений... все приводит к себе самому», ценит лишь субъективное, экзальтированное переживание Красоты.
По-разному развивался Романтизм в европейских странах. Во Франции он вырос из сентиментализма, противопоставив расслабленной мечтательности глубину и силу познания самых сокровенных тайн человеческой души, опоэтизировал и возвеличил этику искусства, определив художественное творчество как «идеалистическое изображение природы и нас самих в целях физического и морального совершенствования человеческого рода» (П. Прюдон). Французский Романтизм окреп в борьбе с академизмом, эти направления противостояли в лице их вождей: Энтра и Делакруа. Одно из ярких проявлений литературного романтизма — «Собор Парижской богоматери» Б. Гюго.
В России, как и в Италии, Классицизм и Романтизм успешно дополняют друг друга (например, в творчестве К- Брюллова). В архитектуре эстетика Романтизма проявилась в праве свободного использования наследия не только античной культуры, но и всех предшествовавших эпох. Поздний Романтизм отчаянно сопротивляется проникновению в сферу искусства промышленной технологии, прагматического буржуазного мышления. Не случайно наиболее сильным романтическое движение было в Англии, стране, раньше и острее других столкнувшейся с негативными последствиями промышленной революции.
Направления «направляют», а течения «текут», т. е. образуют реальную художественную практику. Среди течений второй половины XIX в. особое место занимает французский импрессионизм (в переводе с французского — впечатление). История его как художественного течения исчисляется почти десятилетием {1874—1876), за которое было проведено восемь выставок независимых от официального Салона, после чего каждый из художников пошел своим путем. Однако, стараясь максимально точно выразить свои впечатления от вещей, освободившись от традиционных правил, импрессионисты создали новый метод живописи. Его суть состояла в передаче внешнего впечатления света, тени, рефлексов (цвето-световых оттенков) на поверхности предметов раздельными мазками чистых красок, что зрительно растворяло форму в окружающей световоздушной среде. Абсолютизация зрительного подхода к изобразительному искусству сделала импрессионистов «фанатиками зрения»; они умели самое обыденное сделать прекрасным объектом искусства, обновив на пленэре (вольное воздухе) колорит своей живописи, почти не смешивая краски на палитре.
Вместе с «коричневым тоном» старых мастеров и презираемых академистов импрессионисты отбросили и всю глубину живописи, заменив ее красочными образами внешних впечатлений от предметов, освобожденных от всех смысловых связей. Именно с импрессионизма начался глубокий разлад изобразительного искусства, приведший впоследствии к полному отрицанию художественных традиций, к нигилизму модернистов. В наиболее последовательном выражении импрессионистический метод заводит живописца в тупик, что и проявилось у эпигонов (продолжателей): неоимпрессионистов, дивизионистов, пуристов, орфистов и абстрактивистов.
Более широко импрессионизм понимается как одна из характерных черт разрушения целостности мировоззрения, как эстетическая тенденция, которая как возможность скрыта во всяком расцвете искусства.
Уже более ста лет идут опоры о границах понимания слова «реализм», когда в середине XIX в. французский литературный критик Ж. Жанфлери выдвинул этот термин обозначения искусства, противостоящего романтизму и символизму. Реализм отождествлялся с натурализмом и «натуральной школой» французского и русского искусства 1860—1880 гг. в литературе, живописи и графике.
К русской «натуральной школе» относится и движение передвижников, которое не создало нового стиля, будучи национально-идеологическим и критически-просветительским. Каждая новая картина И. Крамского, А. Корзухина, К. Лемоха, Г. Мясоедова, В. Перова, И. Репина, А. Саврасова, В. Якоби, Н. Ярошенко становилась событием общественной жизни, но, как стало ясно позднее, иллюстративность «погубила их живопись». Репин вспоминал: «У нас художник не смеет быть самим собою... его толкают на деятельность публициста; его признают только иллюстратором либеральных идей».