Шедевры античного искусства 1 страница

Древняя Греция:

1. Ансамбль Акрополя, в т. ч., Парфенон (храм Афины). г. Афины. V в. до н. э. Фидий - общее руководство, архитекторы: Иктин, Калликрат, Мнесикл.

2. Мирон из Элевтер. Cтатуя «Дискобол», V в. до н. э. Римская копия. Музей Терм; г. Рим.

3. Поликлет. Cтатуя «Дорифор». V в. до н.э. Римская копия. Национальный музей, г.Неаполь.

4. Скопас. Надгробие юноши с реки Илисса. IV в. до н. э. Национальный археологич.музей, г. Афины.

5. Лехар. Аполлон Бельведерский. Сер. IV в. до н.э. Римская копия. Музей Пио-Клементино, Ватикан.

6. Агесандр из Антиохии. Венера Мелосская. II в. до н.э. Лувр, г. Париж.

7. Эсхил (525 - 456 гг. до н. э.). Трагедия «Прикованный Прометей».

8. Аристофан (ок. 446 - 388 до н. э.). Комедия «Облака». 423 г. до н. э.

9. Софокл ( 496 - 406 гг. до н. э.) Трагедия «Царь Эдип». 429-425 гг. до н. э.

10. Гомер. Поэмы «Илиада» и «Одиссея».

11. Гесиод. «Теогония», «Труды и дни».

Древний Рим:

1. Колизей. (Амфитеатр Флавиев). г. Рим. I в. н. э. (75-80 гг.).

2. Арка Тита. г. Рим. I в. н.э. (81 г.).

3. Апполодор из Дамаска. Колонна Траяна. г. Рим. II в. н.э.

4. Пантеон («Храм всех богов»). г. Рим. I в. н. э.

5. Термы Каракаллы. г. Рим. III в. н. э.

6. Конная Статуя Марка Аврелия. г. Рим (Площадь Капитолия). II в. н.э.

7. Портрет Каракаллы. III в. н. э. Национальный музей. г. Неаполь.

8. Настенная живопись на вилле Мистерий. Помпеи. I в. до н. э. (раскопки)

9. Петроний (I в.; ум. в 66 г. н. э.) Сатирикон: Роман.

10. Луций Анней Сенека (14 - 65 гг. н. э.) Трагедия «Медея».

11. Публий Вергилий Марон (70 г до н. э. - 19 г. н. э. Поэма «Энеида».

12. Поэты Марциал (ок. 40-104 г.), Гораций, Овидий - стихи.

13. Апулей. Золотой осел. II в. н.э.

1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК ПОНЯТИЕ

Культура (в переводе с латинского, возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — это исторически развиваю­щаяся мировая система созданных человеком материальных и духовных ценностей. Культура — это и динамичный процесс

раскрытия и развития способностей личности.

Художественная культура понимается как подсистема культуры, как относительно самостоятельный ее слой.

Художественная культура охватывает все отрасли художественной деятельности — словесную, музыкальную, театральную, изобразительную и т. д. Она включает в себя и «все процессы, протекающие «вокруг» искусства, — созидание, хранение, рас­пространение, восприятие, оценку, изучение художественных про­изведений, а также воспитание художников, публики, искусство­ведов, организаторов художественной жизни. Следовательно, ху­дожественная культура — это совокупный способ и продукт художественной деятельности людей.

Вырабатываемая культурой общая модель бытия (картина мира, представление о человеке, общественные идеалы) превра­щается в художественном сознании каждой эпохи в неповторимый образ мира и отношение человека к миру. При этом художествен­ное сознание испытывает прямое, подчас весьма сильное, жесткое, императивное давление извне: со стороны религиозной и полити­ческой идеологии, морали п права, эстетического сознания дан­ного общества, со стороны всех существующих в конкретную эпоху форм общественного сознания.

Вместе с тем фундаментальной задачей художественной куль- туры является сохранение художественного наследия прошлого, приумножение и передача художественных ценностей будущему. Эта задача стала осознаваться по всем спектре проблем лишь в XX в., хотя художественная культура человечества существует уже более пяти тысяч лет. Творения искусства концентрируют в себе энергию лучших стремлений человечества к красоте, любви и знанию, к гармонии с природой и свободному развитию всех творческих сил человека. Поэтому сохранение памятников, а также постоянное и свободное общение с искусством разных вре­мен и народов — важнейшее условие сохранения человеческого в человеке. Современный мир стал наследником огромных худо­жественных богатств.

Однако художественная культура человечества может стать содержанием современной личности только при условии заинтересованного, глубокого, длительного научения и освоения ху­дожественного наследия.

Типология художественной культуры — постоянный предмет научных дискуссий. Если следовать иерархическому принципу систематизации, то наиболее крупным в истории искусства яв­ляется понятие эпохи. Историческая эпоха — определенный этап развития человечества, все стадии которого характеризуются некоторой общностью философских, религиозных и политических идей, научных представлений, психологических особенностей ми­ровосприятия, этических и моральных норм, эстетических крите­риев жизни. Все эти факторы складываются в представлении че­ловека в конкретную «картину мира», по которой и отличают одну эпоху от другой. Такова Первобытная эпоха, эпоха Древ­него Мира, Античность, Средние Века, эпоха Возрождения, Но­вое время. Каждая историческая эпоха как живой организм име­ет собственное «историческое время», сроки рождения, юности, зрелости и старости. История Египта знала Древнее, Среднее и Новое, царство; Древняя Греция пережила архаику, классику и упадок. Аналогичные циклы развития проходили все известные нам исторические типы культур.

Реальное бытование художественной культуры представляет собой сосуществование и взаимодействие художественных куль­тур различных классов и слоев общества. Так, в эпоху Средневе­ковья можно выделить художественную культуру феодального замка, культуру монастыря и храма, художественную культуру крестьянства, «смеховую» культуру городских низов и т. д. Исто­рия художественной культуры — это последовательность основ­ных типов, каждый из которых реализован в ряде вариантов, по-разному расположенных во времени и пространстве, это вос­хождение ко все более сложным и высокоорганизованным фор­мам художественной культуры.

2. СИНТЕЗ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИСКУССТВ

Искусство существует в конкретных своих видах: литература театр, графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, цирк, художественная фотография, кино, телевидение и т. д. Многообразие видов искусства дает возмож­ность эстетически осваивать мир во всей его сложности и богатстве. Нет главных и второстепенных искусств, каждый вид обладает своими сильными и слабыми сторонами в сравнении с другими видами искусства. Соотношение между искусствами, их большая или меньшая близость, их внутреннее сходство, взаимотяготение и противоборство исторически изменчивы и подвижны. Для развития искусства равно плодотворны как проявление специфики каждого из видов искусств, так и взаимодействие муз. Хотя виды искусства и имеют известную склонность к соединению, даже слиянию, важно развитие специфических особенностей каждого из них.

Например, в музыке, особенно в сложном жанре симфонии, можно отобразить очень широкую картину действительности, хотя композитор и исполнитель не пользуются кистью художника. Слушатель «домысливает» недостающее, «дорисовывает» в своем воображении слышимое. Однако при всей своей эмоциональности музыка лишена конкретности и поэтому охотно контактирует со словом и зрелищными видами искусств. «Обнаруживается, что самостоятельная жизнь каждого вида искусств очень относительна и связи между ними куда более прочны и сложны, чем кажется на первый взгляд. Все виды (искусства в разных комбинациях и в разных целях часто объединяют свои средства воздействия, создавая неразрывные сплавы» (С. Образцов).

Художественное развитие человечества включает в себя два встречных процесса. Первый идет от синкретизма (нерасчлененного, слитного художественного мышления, что присуще первобытной культуре и крестьянскому фольклору, когда сочетаются элементы танца, пения, музыки, театра, литературы и религиозного обряда или ритуала) к образованию отдельных видов искусства, создающих собственные системы жанров. А в XX в., например, формируются такие сложные виды искусства, как кино и телевидение, радиоискусство. Одновременно и постоянно идет процесс взаимодействия и синтеза искусств. «Храмовый синтез искусств», например, соединяет в духовном и художественном созвучии слово, архитектуру, скульптуру, живопись, музыку и декоративно-прикладное искусство. В содружестве и братском союзе разных видов искусства возникли такие сложные синтети-ческие музыкально- театральные жанры, как опера (начало XVII в.) и балет (середина XVIII в.). А современная чехословацкая «латерна магика» - и особый вид искусства, и синтез ряда искусств: кино, театра, хореографии, музыки и т. д. Однако качество художественного синтеза обеспечивает в большинстве многоэлементных синтетических искусств главным образом художественное творчество режиссера, которое, будучи чисто духовным, может реализовать себя только в «материале» других искусств и в искусстве актера.

Искусство — что постоянно развивающаяся сложная система общения его видов и жанров. Однако искусство не замкнуто в кругу изначально освоенных им средств художественного моде­лирования жизни и художественного воздействия. Оно внима­тельно следит за тем, что приносит человечеству его технический гений. Конечно, огромную роль в существовании массовой куль­туры играет невиданный до сих пор прогресс транслирующей и оформительской техники, различных видов дизайна. Однако са­мая сложная техника остается лишь инструментом в руках твор­ца, хотя и дает ему новые, особые возможности, накладывая при этом и свои ограничения.

3. ОСНОВНЫЕ СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Сравнивая между собой произведения различных видов ис­кусства — архитектуры, живописи, скульптуры, графики, худо­жественной керамики и тканей, металла и стекла, оформления интерьера и ювелирного искусства, мы всегда можем обнаружить присущие им общие черты, историко-художественную закономер­ность, единство принципов художественного мышления. Смена одних способов художественного мышления другими, чередова­ния форм, типов композиций, приемов пространственных построе­ний, особенностей колорита, технологии обработки материала взаимосвязаны и не случайны. Не только мнения отдельных лю­дей, но и вкусы целых эпох существенно различаются между со­бой: то идеальной кажется строгость греческой Классики, то жи­вописность Барокко, то архаика Египта, то жеманная эстетика Рококо. Создание, восприятие и оценка произведений искусства связаны понятием стиля.

По мнению Гете, стиль — это «познание сущности вещей». Вельфлин (нем. искусствовед рубежа XIX—XX вв.) назвал стиль «(Средоточием истории искусств». Действительно, стиль — фун­даментальная категория искусства. Она настолько универсальна, что, всю историю мирового искусства можно рассматривать как историю художественных стилей. Каждый стиль закономерно возникает для того, чтобы разрешить свои исторические задачи" на пути самопознания человечества. 'Подлинно художественный стиль обладает непреходящей ценностью, он не устаревает. Этим объясняется постоянная потребность возвращения к стилям про­шлого. Преобразуясь и возрождаясь, они участвуют в худо­жественном развитии мировой культуры.

Каждая историческая эпоха обладает своими стилистическими признаками. В искусстве первобытного человека древнего камен­ного века отмечают «натуральный стиль» первобытных охотников, который будет возрождаться в последующие эпохи в так называе­мом «зверином стиле». С изменением o6pаза жизни в период не­олита (новокаменного века), выходом из пещер, развитием зем­леделия значение охоты отступает на второй план и «натураль­ный» изобразительный стиль наскальной живописи исчезает, усту­пая место геометрическому стилю орнаментации орудий и утвари.

Проявления «звериного стиля» в художественных культурах Средневековья (романтика, готика, орнамент византийских тка­ней, мотивы владимиро-суздальской иконы, белокаменной резь­бы и т.д.) рассматривают как результат единых закономерно­стей взаимодействия фольклорных традиций «варварских» языче­ских культур с христианством. Геометрический стиль также раз­вивается на протяжении многих эпох, впервые проявившись в сооружениях типа кромлеха (каменный круг) как выраже­ние солнечной идеи круга. Все древнейшие виды орнамента отно­сятся к геометрическому стилю. Он входит составной частью во многие позднейшие стили, вплоть до модернистской живописи кубистов, постимпрессионистов и абстракционистов.

Искусство древних рабовладельческих цивилизаций — это стиль геометрических архитектурных форм, канонизация простей­ших геометрических приемов изображения на плоскости. Стиль канонического искусства Древнего Египта мало менялся на про­тяжении веков, он исполнен глубокого философского, жизнеут­верждающего смысла, овладевает Вечностью. «Египет держал глаза открытыми перед лицом смерти» (Ж. Кокто). Самым под­ходящим материалом для воплощении художественного образа Вечности был камень, причем наиболее твердые породы: гранит, базальт, диабаз.

Ни одно искусство не создавало столь простыми средствами такого впечатления подавляющей грандиозности, В целом «еги­петский стиль» отличается каноничностью, архитектоничностью, монументальностью, декоративностью, теснейшей связью с рели­гиозным культам. Проявление «египетского стиля» очевидно в ху­дожественной культуре Римской империи, позднее — в искусстве французского Ампира после египетского похода Наполеона (1798— 1799). Затем «египетский стиль» был заимствован «русским ам­пиром». В начале XIX в. Романтизм как общеевропейское худо­жественное движение породил эстетику Историзма, и «египет­ский стиль» продолжал существовать в русле различных тече­ний. «Египетские мотивы» включены в классическую архитекту­ру Петербурга (перед Академией художеств архитектором К. То­пом в 1831 г. были установлены подлинные сфинксы из Фив и т, д.); позднее «египетские мотивы» вошли в моду и в искусстве Модерна.

Античную, греко-римскую, культуру мы называем классиче­ской (первоклассной, образцовой), отсюда стиль Классицизма, ориентирующийся на античность. Античность как «единый куль­турный тип», «стиль античности как нечто общее, определенное и оформленное целое» изучал русский философ XX в. А. Лосев.

«Человек — мера всех вещей». Эта мысль древнегреческого философа Протагора стала девизом античной, а затем и европей­ской культуры. Древний эллин чувствовал себя в Греции «как дома». Теплый климат, яркая щедрая природа, масштабность окружающего пространства приводили его к идее соразмерности сил человека и природы, человека как «микрокосма» Вселенной. Даже эллинские боги были совсем как люди, со страстями и слабостями.

Главной особенностью античного художественного стиля яв­ляется антропоморфизм (соразмерность человеку) и мерность. Греческий храм как жилище бога невелик по размеру, колонна уподоблялась фигуре человека (пропорции колонны, атланты и кариатиды), все формы (искусства логичны, конструктивны, раз­меренны. Все виды искусства развивались в счастливом равно­весии. Стилевое развитие античного греческого искусства про­исходило от строгого и лаконичного дорийского стиля к свобод­ной классике Века Перикла (V в. до н. э.), мягкому ионическому стилю и пышному коринфскому. Главной характеристикой ан­тичного стиля является «телесность», «осязательность» формы. После классических произведений Поликлета и Фидия, достигших предела совершенства статичной и замкнутой в себе формы, этот идеал был разрушен, возникнув ненадолго в период Высокого Возрождения в творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело и других мастеров флорентийской и римской школ XV—XVI вв.

Идеализация, симметрия, статичность античного искусства были позднее канонизированы академизмом, превратившим ис­кусство греческой классики в эталон прекрасного для последую­щих поколений. Античный рационализм художественного мышле­ния стал основой различных проявлений Классицизма в европей­ском искусстве.

Средневековое искусство — это грандиозное многостилевое явление, которое развивалось в сфере единого для всех народов Европы христианского мировоззрения. К общецелевым чертам средневековой художественной культуры католицизма относится символизм, аскетизм и крайняя экспрессия образов. Собственными стилевыми особенностями обладает раннехристианское искусство Западной Европы, классицизм «Каролингского Возрождения», романский стиль, сменившая его готика, достигшая художествен­ных пределов в стиле «пламенеющей готики»

Древнерусское искусство — исторический тип искусства со своей сложной и развивающейся стилевой системой, которая складывалась во взаимодействии византийских и множества на­циональных языческих и фольклорных традиций, а также евро­пейских влияний.

С момента формирования в Европе национальных культур они периодически переживают переходные эпохи интенсивных общественных изменений. Тогда в поисках новых форм художни­ки обращаются к классическому наследию, возрождая его на но­вом историческом витке. Итальянское Возрождение обращается к античным формам, но вкладывает в них новое содержание. Дж. Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живопис­цев, ваятелей и зодчих» (1550 г.) определил суть художественно­го метода и стилистических поисков: природа — это «образец», а древние — «школа». Отталкиваясь от «готического» средневе­ковья, идеи Возрождения на самом деле буквально «вырастают» из него, особенно если вспомнить три принципа красоты Фомы Аквинского: целостность, соответствие и ясность, или чистота. Бо­жественное начало понимается теперь более сложно; человек, созданный «по образу и подобию божьему», оказывается в цент­ре мироздания и становится главной темой искусства. Все искус­ство Итальянского Возрождения пронизано размышлениями о Божественной красоте и мудрости в устройстве мира. В изобра­зительном искусстве соединились христианская идеология и чувственность, «телесность» в образах Мадонны или св. Себастья­на. Эпоха Возрождения была идеализирующим преобразованием умов, а не жизни, воображения, а не реальности, культуры, а не цивилизации. Период Высокого Возрождения в искусстве в на­чале XVI столетия в реальной жизни буквально потонул в море крови во время «охоты на ведьм». Однако художественное дви­жение, именуемое Возрождением, проявляется повсеместно. По мнению историка Н. Конрада, все страны пережили свое Возрож­дение. Период подъема культуры, начавшийся в VIII в. на берегах Тихого океана, в Китае, в течение тысячелетия прокатился через весь Евразийский континент, с Востока на Запад, и завершился в XVII в. в Англии. На орбиту этого процесса попадает и «русский Ренессанс» XV в. — время A. Рублева и Епифания Премудрого. Возрождение культуры Польши, Чехии, Хорватии, византийский Ренессанс времени династии Палеологов, Северное Возрождение и культура Реформации (Германия). Возрождение движется вместе с солнцем с Востока на Запад; всем этим периодическим всплескам культурной активности свойственны общие черты: радикальные сдвиги сознания, смена одной системы мироощущения и мировоззрения другой происходили в предельно сжатые сроки. Стремительное художественное развитие повлекло за собой рож­дение новых художественных направлений, течений, стилей, школ. Вспыхнув на короткий миг, Возрождение породило в изобрази­тельном искусстве такие противоречивые и сложные явления, как Маньеризм и Барокко.

В итальянском маньеризме движения фигур не мотивируются смыслом, а начинают подчиняться декоративному ритму компо­зиции, становятся преувеличенными, манерными; пространство картины кажется загроможденным телами, а композиция стано­вится неясной, плохо читаемой.

Барочный стиль XVII—XVIII вв. замечателен тем, что впервые в истории мирового искусства в нем соединились Классицизм и Романтизм, существовавшие до этого как две тенденции художе­ственного мышления. В конце XVI — начале XVII вв. открытия в области естественных и точных наук окончательно расшатали образ завершенного в себе, замкнутого мироздания, в центре ко­торого находился сам человек.

Барокко часто называют стилем католицизма с его мистициз­мом и экзальтацией, а также искусством иллюзии (кажимости). Барочные черты проявились уже в творчестве Микеланджело, родившись из глубочайшей неудовлетворенности искусством. Баpoккo возвратило архитектуру к мистическим идеалам Готики: ди­намике, иррациональности, дематериализации форм — стилисти­ческий круг замкнулся. В архитектуре, как и в музыке, где глав­ная тема обрастала полифоническими вариациями, также созда­вался сложный, динамичный, многоэлементный образ. Росписи плафонов, иллюзорные и перспективные, выражали эстетический идеал Барокко — экстатическое переживание бесконечности про­странства, движение света и цвета. Величие в пышном декоре, роскошь и импозантность в изображении мифологических алле­горий заполняют произведения барочной живописи.

Исторически так сложилось, что словом классицизм стали на­зывать широкий круг разнообразных явлений. Как метод мышле­ния Классицизм нормативен, рационален и систематичен. Не случайно только в Классицизме существует система правил и законченная теория художественного творчества. Классицизм как стиль есть осознание родства с античной классикой. На этом род­стве выросло, по существу, все европейское искусство, хотя про шедевры античного искусства 1 страница - student2.ru граммно это было сформулировано в эпоху Итальянского Возрож­дения. Классицизм дает чувство равновесия и стабильности в быстро меняющемся мире. Однако как идеальное состояние Классицизм недолговечен. Этот стиль интеллектуален, ярко воп­лощает историзм художественного мышления и преобладание ра­ционального, конструктивного начала. В реальной художествен­ной практике Классицизм проявляет себя в стилевых разновид­ностях. Например, в России Классицизм господствовал в искус­стве второй половины XVIII в. (екатерининский классицизм), в начале XIX в. (александровский классицизм, русский класси­цизм, русский петербургский ампир; московский классицизм; «московский ампир»), на рубеже XIX и XX вв. (русский неоклас­сицизм периода Модерна).

Классицизм оказался наиболее подходящим для выражения гражданских идеалов «свободы, равенства, братства» эпохи Просвещения и французской революции. Он получил название «революционного классицизма»; в то время говорили, что греки были зеркалом, в котором отражались революционные идеалы красоты, свободы и естественности. В XIX в. Классицизм, с од­ной стороны, переродился в «стиль империи», с другой, смыкал­ся с салонным академизмом. Третье, наиболее живое течение, стало основой романтического движения. Ф. Шлегель говорил, что «каждый находит в древних то, что он сам ищет». Аналоги­чной греческому, классической была роль персидского искусства в культуре мусульманской Турции, китайского — в Японии, ин­дийского — во всей Юго-Восточной Азии. Художественный стиль Классицизма представляет собой выражение идеи композици­онной целостности, ясности, завершенности, уравновешенности.

XVIII в. для искусства явился счастливой, продуктивной, но и крайне противоречивой эпохой. Во главе художественных дви­жений стояла Франция, начиная с Большого стиля Людовика XIV (1643—1715). Однако по сравнению с итальянским Классицизмом XVI в. и Барокко XVII в. искусство XVIII в. во многом утратило масштабность. Господство в первой половине столетия Рококо (камерного аристократического стиля) привело к распаду видо­вого синтеза искусств: живопись и скульптура окончательно отор­вались от архитектуры, измельчав, начали превращаться в деко­ративные безделушки. Проблемы архитектурного ансамбля поте­ряли свое значение. А с середины XVIII в. начинает оформляться идеология Просвещения, призывавшая к естественной простоте и возврату к «природе». Эстетика Просветителей вскоре выроди­лась в сентиментализм, а неоклассические тенденции — в акаде­мизм. Однако оба эти течения раскрыли новое в человеческой душе, открывая дорогу мощному романтическому движению по всей Европе.

Романтическое ощущение может проявляться в самых разных художественных направлениях, течениях и стилях. Романтизм свойствен искусству вообще и является основой художественного сознания. Но в различные эпохи мечта об идеале прекрасного, недостижимого в действительности принимает различные формы. Романтизм и Классицизм как два основных направления в раз­витии художественного сознания все время «шли рядом», и толь­ко во Франции в начале XIX в. их пути стали расходиться. Ро­мантизм в искусстве включает в себя различные художественные стили: готику, барокко как выражение романтического христиан­ского сознания, романтизм как идеализированное, романтическое изображение античности и итальянской природы, отчасти нео­классицизм, ведь воспоминание классики тоже романтично, неого­тику — воспоминание средневековой романтики и все неостили, а также художественные течения периода Модерна.

В более узком, конкретно-историческом смысле, Романтизмом называют художественное направление конца XVIII — начала XIX вв., сторонники которого программно противопоставили свое творчество Классицизму XVII и второй половины XVIII вв. Вели­кая французская революция и ее последствия «надломили» чело­века, под влиянием этого возникла эстетика «разочарованного ге­роя», индивидуализма и тяга к уединению. Главным принципом романтической эстетики стал субъективизм и историчность худо­жественного мышления. «Новое, современное искусство стали противопоставлять Классицизму, ориентированному на языческую древность, и называть христианским, т. е. ориентированным на «внутреннего человека». Пафосом обращения к «человеческой душе» проникнуто программное Произведение романтической эстетики «Гений христианства» Р. Шатобриана. Романтизм на­чала XIX в. отражал всю сложность переходной исторической эпохи. Он провозгласил ценность отдельной человеческой лич­ности и полную свободу художественного творчества от сковы­вающих его норм Классицизма и академизма. Идеи романтизма закономерно возникают на почве неудовлетворенности действи­тельностью, кризиса рационалистического мышления. Романтики «бегут» от действительности в различные миры истории и куль­туры, не стремясь к объективному их воссозданию; «романтичный гений... все приводит к себе самому», ценит лишь субъективное, экзальтированное переживание Красоты.

По-разному развивался Романтизм в европейских странах. Во Франции он вырос из сентиментализма, противопоставив расслабленной мечтательности глубину и силу познания самых сокровенных тайн человеческой души, опоэтизировал и возвеличил этику искусства, определив художественное творчество как «идеали­стическое изображение природы и нас самих в целях физическо­го и морального совершенствования человеческого рода» (П. Прюдон). Французский Романтизм окреп в борьбе с академизмом, эти направления противостояли в лице их вождей: Энтра и Делакруа. Одно из ярких проявлений литературного романтизма — «Собор Парижской богоматери» Б. Гюго.

В России, как и в Италии, Классицизм и Романтизм успешно дополняют друг друга (например, в творчестве К- Брюллова). В архитектуре эстетика Романтизма проявилась в праве свобод­ного использования наследия не только античной культуры, но и всех предшествовавших эпох. Поздний Романтизм отчаянно со­противляется проникновению в сферу искусства промышленной технологии, прагматического буржуазного мышления. Не случай­но наиболее сильным романтическое движение было в Англии, стране, раньше и острее других столкнувшейся с негативными последствиями промышленной революции.

Направления «направляют», а течения «текут», т. е. образуют реальную художественную практику. Среди течений второй по­ловины XIX в. особое место занимает французский импрессио­низм (в переводе с французского — впечатление). История его как художественного течения исчисляется почти десятилетием {1874—1876), за которое было проведено восемь выставок неза­висимых от официального Салона, после чего каждый из худож­ников пошел своим путем. Однако, стараясь максимально точно выразить свои впечатления от вещей, освободившись от традици­онных правил, импрессионисты создали новый метод живописи. Его суть состояла в передаче внешнего впечатления света, тени, рефлексов (цвето-световых оттенков) на поверхности предметов раздельными мазками чистых красок, что зрительно растворяло форму в окружающей световоздушной среде. Абсолютизация зрительного подхода к изобразительному искусству сделала им­прессионистов «фанатиками зрения»; они умели самое обыденное сделать прекрасным объектом искусства, обновив на пленэре (вольное воздухе) колорит своей живописи, почти не смешивая краски на палитре.

Вместе с «коричневым тоном» старых мастеров и презирае­мых академистов импрессионисты отбросили и всю глубину живописи, заменив ее красочными образами внешних впечатлений от предметов, освобожденных от всех смысловых связей. Именно с импрессионизма начался глубокий разлад изобразительного искусства, приведший впоследствии к полному отрицанию художе­ственных традиций, к нигилизму модернистов. В наиболее после­довательном выражении импрессионистический метод заводит живописца в тупик, что и проявилось у эпигонов (продолжате­лей): неоимпрессионистов, дивизионистов, пуристов, орфистов и абстрактивистов.

Более широко импрессионизм понимается как одна из харак­терных черт разрушения целостности мировоззрения, как эстети­ческая тенденция, которая как возможность скрыта во всяком расцвете искусства.

Уже более ста лет идут опоры о границах понимания слова «реализм», когда в середине XIX в. французский литературный критик Ж. Жанфлери выдвинул этот термин обозначения искус­ства, противостоящего романтизму и символизму. Реализм отож­дествлялся с натурализмом и «натуральной школой» французско­го и русского искусства 1860—1880 гг. в литературе, живописи и графике.

К русской «натуральной школе» относится и движение передвижников, которое не создало нового стиля, будучи национально-идеологическим и критически-просветительским. Каждая новая картина И. Крамского, А. Корзухина, К. Лемоха, Г. Мясоедова, В. Перова, И. Репина, А. Саврасова, В. Якоби, Н. Ярошенко ста­новилась событием общественной жизни, но, как стало ясно позд­нее, иллюстративность «погубила их живопись». Репин вспоми­нал: «У нас художник не смеет быть самим собою... его толкают на деятельность публициста; его признают только иллюстратором либеральных идей».

Наши рекомендации