Шрифты. Терминология. Классификация шрифтов
Графическая выразительность слова достигается образностью шрифта, ритмическим строем и целостностью шрифтовой композиции. Шрифт проходит через все средства наглядной агитации и в зависимости от тематики должен иметь такой рисунок, который наиболее точно передает настроение.
Письменность есть средство общения между людьми и служит для передачи мысли на расстояние и закрепления ее во времени. Письменность является частью культуры данного народа и культуры всего человечества.
История мировой письменности знает четыре основных вида письма:
пиктографическое(картинное) – самое древнее письмо в виде наскальных рисунков первобытных людей;
идеографическое(иероглифическое) – письмо ранней государственности и возникновения торговли (Египет, Китай). Знаки идеографического письма – идеограммы (иероглифы) представляют собой отдельные слова или даже целые понятия (см.Рис.15.1);
слоговое(один письменный знак – слог) – письмо некоторых народов Индии, в Японии оно применялось наряду с китайскими иероглифами;
буквенно-звуковое (фонетическое) – письмо, выражающее фонематический состав языка. Фонемы обозначают отдельные звуки речи и в зависимости от произношения могут варьировать (сравните: мел – мель, где буквы «е» и «л» звучат по разному). Так, например, русский алфавит состоит из 33 знаков, а фонематический строй языка содержит 39 фонем.
Буквенно-звуковая система письма является основой письма большинства народов мира. Знаки алфавита графически отличаются друг от друга, и в своем простейшем, скелетном начертании представляют графемы.
Современные алфавиты имеют двухвариантное графематическое выражение: 1 вариант более древний - маюскульный – в виде прописных (заглавных) букв; 2 - более поздний – минускульный – в виде строчных букв.
Первый буквенный алфавит появился приблизительно в 16 веке до нашей эры. Семитские племена (жившие на Синайском полуострове) переняли у египтян ряд знаков - иероглифов, обозначив ими первые звуки названий тех или иных предметов. Финикийцы усовершенствовали его и послужили посредниками движения буквенно-звукового письма к грекам. Древнейшие греческие капитальные буквы получили относительную завершенность: графическую простоту и ясность – только в Iv веке до н.э.
Рисунок знаков (букв) претерпевал различные изменения во времени. Менялась форма и графическое начертание букв, возникали новые алфавиты, новые способы нанесения знаков на носитель. Этапы развития графики алфавитов можно представить как движение маюскульного письма к минускулу и далее к печатным (типографским) рисункам букв и типографским гарнитурам шрифта.
Типографские шрифты вобрали в себя все достижения рукописного, рисованного и гравированного шрифтов.
В современной полиграфии используются следующие основные понятия
ШРИФТ — комплект литер, воспроизводящий какой-либо алфавит (латинский, русский, арабский, греческий и др.), а также цифры и знаки. Шрифты различаются характером рисунка (гарнитурой), наклоном (прямой, курсив, наклонный), насыщенностью (светлый, полужирный, жирный), размером.[22]
ГАРНИТУРА шрифта, характеризует рисунок шрифта. В данной гарнитуре шрифты могут отличаться размером (кеглем), начертанием (прямой, курсив и др.), насыщенностью (светлый, полужирный и др.)
КЕГЛЬ (кегель), в полиграфии — размер шрифта, включающий высоту буквы (очка) и заплечики (свободные пространства над и под очком). Измеряется в пунктах (в России 1 пункт = 0,3759 мм). Некоторые кегли имеют название: бриллиант, диамант, перл, нонпарель, миньон, петит, боргес, корпус, цицеро, миттель, терция, текст.
В практике принято классифицировать современные шрифты по группам в исторической последовательности, на примере создания типографских шрифтов, начиная с эпохи Возрождения.
На рисунке 15.2 показана классификация типов шрифтов в исторической последовательности, основанная на соотношении штрихов, наличию и форме засечек на примере начертание буквы «Н»:
1 — шрифты типа гуманистической антиквы (ренессанс-антиква);
2 — шрифты типа переходной антиквы (барокко-антиква);
3 — шрифты типа новой антиквы (классицистическая антиква);
4 — шрифты брусковые (типа египетского и его подвидов — кларендон, итальянский);
5 — шрифты рубленые (типа гротеска);
6 — шрифты типа антиквы-гротеска;
7 — шрифты типа ленточной антиквы;
8 — шрифты типа антиквы пером;
9 — свободные шрифты: декоративные, каллиграфические, кистью, имитационные и др.
15.2. Классификация шрифтов в России[23]
В настоящее время у нас в стране разработаны и широко применяются шрифты всех основных типов, которые объединены в следующие группы:
Группа рубленных шрифтов. Гарнитуры: журнальная рубленная, газетная рубленная, древняя, рубленная, плакатная, буквенная, Агат. К этой группе относятся шрифты, не имеющие засечек.
Группа шрифтов с едва наметившимися засечками. Гарнитуры: акцидентная Телингатера, Октябрьская. К этой группе относятся гарнитуры с несколько утолщенными концами штрихов (с некоторым подобием засечек)
Группа медиевальных шрифтов.Гарнитуры: литературная, заголовочная газетная, Банниковская, Лазурского, Ладогаю К этой группе относятся гарнитуры с умеренной контрастностью штрихов, с засечками в виде плавного утолщения концов основных штрихов, чаще всего по форме приближающиеся к треугольнику, преимущественно с наклонными осями округлых элементов букв.
Группа обыкновенных шрифтов. Гарнитуры: обыкновенная новая, обыкновенная, северная, Елизаветинская, Бодони книжная, Казаняна, Байконур. К этой группе относятся гарнитуры с контрастными штрихами, с длинными, тонкими засечками, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом, иногда с легким закруглением; округлые буквы с вертикальными осями.
Группа брусковых шрифтов. Гарнитуры: брусковая газетная, Балтика, Хоменко, Реклама. К этой группе относятся гарнитуры с неконтрастными или малоконтрастными штрихами, с длинными засечками, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением.
Группа новых малоконтрастных шрифтов.Гарнитуры: новая газетная, школьная, Бажановская, журнальная, академическая, Пискаревская, Кудряшевская словарная, Кудряшевская энциклопедическая, Баченаса, новая журнальная, Малановская. К этой группе относятся гарнитуры, имеющие малоконтрастные штрихи с длинными засечками, преимущественно с закругленными концами, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением.
Группа дополнительных шрифтов. Гарнитура Рерберга. К этой группе относятся шрифты, построение и характер рисунка которых сильно отличается от шрифтов шести основных групп.
Литература
Агитационно-оформительское искусство. Материалы и техника. — М.: Плакат, 1978
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронная версия, 2003
Вопросы композиции в агитационно-оформительском искусстве. – М., Плакат, 1978
Демчев П.Г., Черемных Г.В. Художественное оформление в школе. Учебное пособие для вузов. М., Владос, 2004
Журналы «Наглядная агитация».
Литвинов В.В. Практика современной экспозиции. - М., 1989
Рудакова Л.Н. Мастера советского политического плаката. Евгений Каждан. - М.: Плакат, 1988
Снарский О.В. Шрифт в наглядной агитации. Пособие для самодеятельных художников. -М.: Плакат, 1978
Советы художнику-оформителю. М.: Плакат, 1989
Соловьев С.А. Декоративное оформление. - М.: Просвещение, 1987
Учимся писать шрифты вместе с В. Васюком. – Минск: Попурри, 2001
Шрифты. Энциклопедическое издание, 1969
Шрифт и шрифтовой плакат. - М.: Плакат,1980