Другие оформительские средства

От­дельную группу оформительских средств составляют изобразительные материалы, с помощью которых можно зарисо­вывать, чертить, делать различного вида изображения.

Краски, уголь, пастель, тушь, карандаши, фломастеры применя­ются для выполнения изображений, несущих не только эстетический, но и информационный смысл. Этиизобразительные материалы необ­ходимы для выполнения рисунков, шаржей, экслибрисов, чертежей, графиков, таблиц, схем, а также средств наглядной агитации. Данная группа материалов обладает соб­ственными изобразительно-вырази­тельными свойствами, чрезвычайно специфическими, приобретающими различный вид в зависимости от индивидуально-творческой манеры художника-оформителя. Каждое изображение выполняется на месте согласно назначению оформления. Творческая манера работы художни­ка-оформителя позволяет ему изби­рательно относиться к изобразитель­ным материалам, использовать их с учетом личного отношения к трак­товке каждого освещаемого события или факта.

Краски представляют собой сложное вещество, в состав которо­го входят красящие пигменты, свя­зующие вещества в виде раститель­ного клея, растительных масел, что и определяет их качество, свойства, спектр применения и художествен­ное назначение.

Акварель — это прозрачная клеевая краска, которая разводится и смывается водой. В состав акваре­ли входят красящее вещество, связу­ющие вещества, такие, как мед, гум­миарабик, вишневая камедь, сливо­вый, миндальный и другие клеи. Для смягчения и консервирования состава добавляются некоторые при­меси.

Акварельные краски выпуска­ются в различной упаковке: кюве-

тах (чашечках) и тубах (тюбиках). При оформлении работают как чи­стыми цветами, так и сложными, составными. Акварель применяет­ся для подцветки, тонирования не­больших плоскостей бумаги, при написании плакатов, заголовков стенгазет, рисунков, карикатур и пр.

Акварелью в оформительском деле принято работать так, чтобы красочный слой наносился ровно мягкой кистью, один раз, чтобы краска скатывалась по приподнято­му листу, натянутому на планшет. Каждый красочный слой должен полностью просушиваться. В аква­рель не добавляются белила. При высыхании акварельный красочный слой заметно высветляется, поэтому необходимо иметь практический навык работы такими красками. По­верх тонированной бумаги часто выполняется от руки шрифтовая композиция тушью (в объявлениях). Такие объявления, обогащенные цветовым пятном прозрачной крас­ки, смотрятся нарядно, задержива­ют на себе взгляд зрителя.

Белая бумага, по которой работа­ют акварелью, выполняет роль бе­лил, подсветки. Свет, проникающий сквозь прозрачный слой краски, ста­новится насыщенным, поэтому аква­рель обладает неповторимым цве­том, чистотой, легкостью.

Акварель часто становится единственной краской, средствами которой возможно выполнить на­столько выразительный эскиз офор­мления, что впечатление от него позволяет представить завершенное изделие, выставочный ансамбль, внешний вид тематической выстав­ки, информационного стенда, экс­позиций малых форм. Акварель предоставляет художнику большую свободу в отборе художественных материалов, который осуществляет­ся при выполнении эскиза оформле­ния интерьерного пространства.

Акварель считается графичес­ким материалом, техники работы акварелью по сырому и алла-прима применяются при обучении станко­вым искусствам. Навыки, изобрази­тельный опыт работы акварелью раскрывают большие возможности в развитии чувства цвета, пропор­ций, глазомера. Техники лессиров­ки и отмывки широко применяют­ся в оформительском искусстве, так как они входят в практическое вы­полнение эскизов и окончательных вариантов изделий.

При работе акварелью использу­ются краски только из одного набо­ра, что приводит к достижению ров­ного красочного слоя с одинаковы­ми укрывными качествами. Если акварельные краски смешивать между собой в большем количестве, чем две-три, это может привести к появлению серых оттенков в красоч­ном слое. При работе кисть должна быть чистой, а вода часто меняться. Следует знать, что изобразительные свойства акварели зависят от техни­ки работы ею, а также качества и фактуры бумаги. Работы, выпол­ненные акварелью, необходимо хра­нить в сухом, защищенном от прямых солнечных лучей месте, в рас­правленном состоянии, под стек­лом, тогда они долго прослужат.

При работе акварелью использу­ется специальная бумага, а также плотная (для отмывки), кроме того, необходима также палитра — стек­лянная, керамическая, бумажная. Это обеспечит получение ровного слоя, можно при необходимости не­большое количество краски развес­ти водой. Но акварель быстро меняет свои свойства в разведенном состоя­нии, поэтому ею нужно работать ак­тивно и без изобразительных оши­бок, добавлений, исправлений.

По броско выполненным аква­рельным пятнам работают черной тушью, пастелью контрастного цве­та, цветными карандашами, когда делают зарисовки для стенгазет, оживляют фотоматериалы на ин­формационных стендах. Такая тех­ника работы требует профессио­нального оформительского мастер­ства, так как не должна перейти в станковую графику или быть похо­жей на книжную иллюстрацию, на­турный рисунок или зарисовку.

Акварель — богатый изобрази­тельный материал, позволяющий решать колористические задачи, лучше осознавать конструктивные решения, находить лаконичный язык оформительского искусства.

Гуашь — клеевая краска, не­прозрачная в отличие от акварели, разводится водой. Связующим ве­ществом являются растительные клеи с добавлением крахмала, дек­стрина и других веществ. Для получения светлых тонов применяются белила, причем светлые тона повто­рить невозможно, поэтому составля­ют колер. При смешивании красок гуаши получаются красивые оттен­ки цвета. При нанесении ее на поверхность получаются ровные бархатистые оттенки. Гуашь не вы­носит перекрывания одного красоч­ного слоя другим. Поэтому работать нужно с представлением оконча­тельного варианта, так как красоч­ный слой имеет свойство при высы­хании несколько светлеть.

Гуашь быстро высыхает. Если красочный слой нанесен непра­вильно, становится слишком тол­стым, то он может осыпаться. Это­го нельзя допускать. Чтобы повы­сить прочность красочного слоя, в гуашь добавляют немного клея ПВА, что делает этот слой после вы­сыхания нерастворимым. Гуашь не следует слишком сильно разводить водой, так как ухудшаются ее свой­ства, краска начинает размазы­ваться, не может образовать ровной поверхности. Гуашь имеет свойство засыхать даже в баночке, в таком случае ее можно залить теплой во­дой, тогда ее свойства восстановят­ся. Засохшую гуашевую краску можно развести однопроцентным столярным клеем, а по истечении 2—3 суток состав следует тщатель­но размешать, и краска станет при­годной к употреблению снова.

Гуашь предоставляет художни­кам большие возможности в станко­вых видах изобразительного искус­ства и декоративно-оформительском искусстве. Ею работают по са­мой разной основе: бумаге, картону, дереву, стеклу, тканям, пенопласту, оргалиту и др. Для укрепления свя­зывающих свойств гуаши в нее мож­но добавлять немного слабого ра­створа столярного клея. Гуашь расфасовывается в тару различного объема, продается в стеклянных, пластмассовых, жестяных банках. Гуашь различается по применению. В станковой живописи, графике и декоративно-прикладном искусстве используется художественная гу­ашь. Существует и плакатная гуашь с более выраженными укрывными свойствами, предназначенная для художественно-оформительских ра­бот, а также дорогостоящая гуашь с высокими красочными свойствами и широким спектром применения.

С гуашью следует обращаться аккуратно. Брать ее из баночки нуж­но лопаточкой. Затем гуашь кладут в специальную емкость, разводя водой до необходимой густоты.

Гуашь по праву считается основ­ным художественным материалом в оформительском деле. Два ее цвета имеют наиболее широкое примене­ние: это цинковые белила, которые нужны для написания лозунгов, рекламы, а также красные цвета, предназначенные для заголовков. Готовые гуашевые краски хорошо сочетаются по цвету.

Гуашью можно покрыть боль­шие поверхности, для этого требует­ся разведение необходимого количе­ства краски сразу. Повторных по­крытий гуашь не выносит, так же как и сгущения краски в отдельных местах при ее неравномерном нане­сении на основу. В таких местах гу­ашь теряет необходимый цвет, за­метно темнеет, возможно ее осыпа­ние. Гуашью работают без грунта по бумаге, картону, оргалиту, фанере, дереву, холсту, а также по тканям, загрунтованным клеевым раство­ром. Опыт работы с гуашью позво­лит научиться художнику-оформи­телю видеть окончательный вари­ант, принимать быстрые решения, так как гуашь быстро сохнет.

Клеевые краскипредставляют собой сухие пигменты в виде порош­ка, разводимые в клеевом растворе. Клеевые краски незаменимы, когда требуется покрыть большие поверх­ности, расписать панно, крупные по размерам плакаты, афиши, призы­вы и др. Они разводят­ся на столярном клее, для чего 5— 10 граммов сухого порошка клея разводят в 100 граммах воды и до­водят при нагревании почти до ки­пения, но закипеть раствор не дол­жен, так как сразу же потеряет свои свойства. Клеевые краски похожи на гуашь. Такими красками работа­ют по бумаге, картону, холсту, фа­нере.

Темпераотличается от гуаши тем, что в ее состав входят связую­щие вещества — клей и масло. Тем­пера разводится водой, после высы­хания не размывается. Она имеет широкое применение в изобрази­тельном, декоративно-прикладном и оформительском искусстве. Виды темперы — казеиново-масляная, яично-масляная, поливинилацетатная. В практике оформительс­кой работы удобнее всего применять готовую темперу.

Масляные краски (художе­ственные) имеют широкое приме­нение в различных видах изобрази­тельного и декоративно-прикладного, оформительского искусства, в теат­ральном оформлении сцены. Масля­ные краски хороши для наружных работ, где требуется повышенная во­доустойчивость. Масляные краски разводятся разбавителями, скипи­даром, масляным лаком, олифой. Не следует прибегать к употреблению сиккативов, которые ускоряют вы­сыхание красочного слоя: от приме­нения сиккативов масляные краски сильно темнеют.

Масляными красками работают по загрунтованной поверхности, об­работанной клеевыми, эмульсион­ными или масляными грунтами. В оформительских работах широко применяется окрашивание дерева. Для этого поверхность дерева долж­на быть предварительно прошкурена, прошпаклевана. Шпаклевка должна быть плотной, густой.

Масляные покрытия создают прочность, однако один слой по­крытия может не дать желаемого эффекта, тогда красят повторно. Масляная краска может иметь раз­личную поверхность: блестящую, матовую, зернистую. Эти эффекты достигаются в результате измене­ния состава масляной краски. Ког­да в нее вводится сухой пигмент, то она становится матовой. Поверхность красочного слоя будет казать­ся более гладкой, если ее обработать мягким флейцем, и зернистой, если ее поверхность изменить за счет ка­сания торцом жесткой подстрижен­ной круглой кисти, небольшим ва­ликом. Это можно сделать только по свежеокрашенной поверхности.

Масляные краски применяются для оформления информационных стендов, досок почета, написания крупных и небольших заголовков, оформления выставочных витрин. Окрашенные масляными красками предметы декоративно-оформитель­ского искусства долго сохраняются на открытом воздухе и в помеще­нии. По этой причине именно мас­ляными красками покрывают по­верхности щитов, различных конст­рукций на детских игровых площадках, витрины тематических выставок, выставочного оборудова­ния.

При разработке эскизов необхо­димо точно подобрать цветовое ре­шение больших поверхностей, учесть изменение цвета в зависимо­сти от условий освещения, так как точность в подборе цвета для масля­ных красок имеет существенное зна­чение.

Эмалевые краски (масляные) используются для окрашивания больших поверхностей, в оформле­нии интерьера. Их применение по­зволяет достичь того, что поверх­ность будет иметь ровную глянце­вую поверхность. Эмалевые краски очень прочны и долговечны. Ими окрашиваются деревянные, металлические поверхности, конструк­ции, стенды, окна, двери и многое другое. Эмалевые краски удобны для применения в интерьере и на открытом воздухе. Широко приме­няются и нитроэмали, которыми красят с помощью распылителя.

Анилиновые краскииспользу­ются для окрашивания тканей (на­пример, для росписи ткани в техни­ке батика). Иногда анилиновыми красками окрашивают ткани, кото­рые впоследствии применяются для драпировки поверхностей.

Водоэмульсионные краскииз­готавливаются на синтетических эмульсиях, применяются в готовом виде, разводятся водой. Ими окра­шивают большие поверхности, самые различные материалы: бума­гу, дерево, ткани, а также стены и потолки при оформлении интерье­ра. Для получения нежных оттенков водоэмульсионные краски могут смешиваться с акварелью и гуашью. Чтобы красочный слой водоэмульсионных красок стал прочным, не­прозрачным, требуется несколько слоев покрытия. Окраска проводит­ся по просохшему нижнему красоч­ному слою.

Акриловые краски имеют ши­рокое применение в художествен­ных работах, используются в живо­писи, в декоративно-оформительс­ком искусстве. Применяются для грунтования поверхностей и их ок­рашивания.

Уголь (рисовальный) исполь­зуется при выполнении плакатов, им работают по светлому фону. Уголь применяют как темный мате­риал, амел — как светлый. Мелом выполняют шрифтовые работы по темному фону. Если необходимо оформить крупное панно, информа­ционный стенд, тогда уголь и мел прикрепляют к длинной палке. Од­нако в школьном оформлении такие примеры работы встречаются край­не редко. Работы, выполненные уг­лем и мелом, необходимо закреп­лять, для чего применяют лак-сик­катив, а пульверизатором наносят закрепляющий слой, состоящий из разбавленного молока.

Цветной мел используется для стационарного оформления, а так­же для постоянного обновления ин­формации на динамических стендах с показателями температуры, влаж­ности; мелом успешно рисуют по­стоянно изменяющиеся производ­ственные показатели, схемы во вре­мя докладов. Мелом выполняется оформление классной доски во вре­мя уроков, кружковых занятий со школьниками разных возрастных групп. Цветной мел используют для проведения конкурсов учащихся «Рисунок мелом на асфальте», школьники с его помощью выпол­няют самостоятельное оформление классной доски к праздникам. Иногда рисунки для стенгазеты вы­полняют цветным мелом, похожим внешне на пастель.

Пастель является мягким рису­ющим материалом, в состав которо­го входят мел, красящее вещество и связующие компоненты. Пастелью рисуют по бумаге, картону, оргали-

ту. Выполненные пастелью изобра­жения требуют закрепления ла­ком-фиксатором (иногда используют лак-спрей для волос). Пастелью нежных оттенков покрывают боль­шие поверхности, что позволяет офор­млять модульные планшеты, витри­ны стационарной выставки, стенга­зеты.

Пастелью выполняются различ­ные живописные работы разных жанров — пейзажи, портреты. Пас­телью можно рисовать поверх аква­рели, гуаши, когда эти краски вы­сохли. В оформительском искусстве применение пастели считается ред­ким и достаточно узким по изобра­зительным задачам.

Тушь — долговечная, прочная краска, практически не изменяю­щая со временем своего цвета. Она применяется в готовом виде, бывает черной и цветной, но количество цве­товых оттенков ограничено. Тушь выпускается в твердом виде в форме палочек, плиток, которые разводят­ся водой, а также в жидком виде в стеклянных и пластмассовых флако­нах, пластмассовых баллончиках (предназначена для чертежных работ).

Тушью выполняются чертежи, и в этом случае ею работают по каль­ке, иногда по чертежной бумаге. Тушь используется в станковой и книжной графике, в этом случае ра­ботают кистью, пером, заостренны­ми палочками. При работе тушью поверх просохшего слоя акварели, гуаши при включении туши в кра­сочный слой пастели получается оригинальная техника, которая на­зывается смешанной. Как правило, эта техника приемлема только в станковой графике. Тушь применя­ют для выполнения отмывок, а так­же для создания черно-белых эски­зов в оформительском искусстве. Цветная тушь используется для на­писания заголовков, выполнения вспомогательных рисунков, графики при оформлении стендов, стенгазет.

Карандаши и фломастеры в оформительском искусстве приме­няются весьма широко. Часто чер­ные фломастеры заменяют черными шариковыми ручками, дающими красивые эффекты. Карандаши и фломастеры для художника-офор­мителя становятся не только инст­рументами, но в большей мере изоб­разительными материалами, кото­рые позволяют достигать разной степени сложности профессиональ­ного оформления.

Графитные карандаши приме­няются для разметки в оформитель­ских работах или при выполнении эскизов. Карандаши, обладающие разной степенью мягкости (М, 2М, ЗМ, 4М, 5М, 6М или В, 2В, 3В и др.) и твердости (2Т, ЗТ, 4Т, 5Т, 6Т или Н, 2Н, ЗН и т. д.), а также промежу­точные — ТМ или НВ — применя­ются в чертежных, оформительс­ких, станковых работах.

Цветные карандаши также ис­пользуются для эскизной работы, создания форэскизов. С помощью цветных карандашей можно добить­ся быстрого локального цветового решения больших поверхностей в эскизе, что способствует созданию верного общего впечатления от предстоящей работы. Таким обра­зом, цветные карандаши часто со­здают цветовую основу, которая усиливается красками в оконча­тельном варианте.

Карандаши, особенно простые, легко поддающиеся стиранию, при­меняются для выполнения разметки плакатов, объявлений, сообщений. Но часто художник бывает вынуж­ден отказаться от карандаша, так как основа может под его воздействи­ем испортиться, получить углубле­ния от движения грифеля. В этих случаях пользуются более мягкими материалами, например мелом, уг­лем или пастелью, также быстро уда­ляемыми с поверхности.

При выполнении действительно больших оформительских работ пер­воначальная разметка ведется ме­лом или углем, которые закрепляют­ся на длинной палке. Это делает ра­боту более динамичной и верной с точки зрения зрительных оценок.

Для разметки на крупных, вер­тикально стоящих стендах, плака­тах, транспарантах пользуются муштабелем, который представля­ет собой длинную легкую палку, на конце которой часто закрепляется шарик, обеспечивающий плавность движений по поверхности во время разметки.

В оформлении стендов, плака­тов часто прибегают к использова­нию фломастеров, как маленьких размеров, так и оставляющих широ­кий след. В качестве ярких пятен пользуются маркерами, которыми рисуют и выполняют шрифт, кроки, наброски, зарисовки.

При работе с фломастерами нужно помнить, что нанесенная ли­ния исправлена быть не может, по­этому нужно соразмерять свои дви­жения, выполнять их без ошибок, уверенно и лаконично.

Привычка работать разноцвет­ными фломастерами вырабатывает­ся достаточно медленно, но те, кто научился эффектно пользоваться ими, реально увидят результатив­ность их применения в школьном оформлении.

Стирают карандашные линии мягкими резинками. При разметке вертикальных плоскостей интерье­ров нужно точно работать каранда­шами, при необходимости пользо­ваться отвесом, уровнем, надеяться на собственные силы, развивать гла­зомер.

В настоящее время расширился круг современных строительных материалов, которые можно исполь­зовать в оформительских целях. Для покраски больших плоскостей могут применяться самые различ­ные валики, частично использовать­ся и плиточная кладка.

Лаки применяются в оформле­нии для придания блеска окраши­ваемой поверхности, а также с це­лью предохранения от механичес­ких повреждений и проникновения влаги внутрь оформительского из­делия.

Промышленностью выпускают­ся разные виды лаков. Масляные спиртовые применяются в качестве примесей в масляные краски, это приводит к тому, что краски приоб­ретают приятный блеск, быстрее со­хнут, красочный слой после вы­сыхания становится прочнее. Про­зрачные и цветные, тонирующие нитролаки, спиртовые лаки необхо­димы при художественной обработ­ке дерева, фанеры, металла и пр. Применение лаков позволяет дос­тичь ощущения зрительной глубины красочного слоя. Прозрачные лаки придают красоту любой поверхнос­ти, на которую они наносятся, от их применения повышается эффект­ность фактуры поверхности, ее ок­раска становится более яркой, коло­ритной.

Лакированная поверхность об­разует блики, отражения, прекрасно принимает цветовые эффекты, кото­рые обогащают пространство инте­рьера, отдельных объектов, поверх­ности стендов, витрин. Поэтому лаки в художественном оформлении явля­ются своего рода декоративным сред­ством, повышающим изобразитель­ные, выразительные и, наконец, сти­левые достоинства каждого предмета.

Клей является незаменимой час­тью оформительского искусства, с его помощью скрепляются различ­ные материалы, готовятся клеевые краски, многие техники оформи­тельского искусства основаны на применении клея: фотомонтажи, фотоколлажи, аппликации, макеты, имитации, монтирование выставоч­ных витрин, оборудования и многое другое.

Столярный клей применяется для склеивания бумаги разных сор­тов, картона,оргалита,дерева, кон­струкций. Он часто входит в состав грунтов для выполнения по ним оформительских работ, его добавля­ют в шпатлевку для прочности, при­готовления левкаса для ведения оформления.

Столярный клей пригоден в ра­зогретом виде, поэтому его варят в клееварках, состоящих из двух ем­костей. В нижнюю наливается вода, которая доводится до кипения, а в верхней находится столярный клей, таким образом клей не подгорает и не кипит. Столярным клеем следу­ет работать осторожно, брать его на кисть нужно в необходимом количе­стве. Склеивание происходит мед­ленно, но очень прочно, поэтому его необходимо проводить постепенно, не торопясь. Данный клей иногда невозможно заменить никакими другими клеями.

Казеиновый клей применяется в оформительской работе настолько же широко, как и столярный клей. Казеиновый клей выпускается в виде порошка, поэтому может быть приготовлен самостоятельно следу­ющим образом: порошок клея (500 г) заливают 3 л теплой воды и оставля­ют для набухания на два часа; после этого следует добавить 50 см3 25% -ного нашатырного спирта и переме­шать. Готовый клей по своей консис­тенции похож на жидкую сметану.

В качестве замены казеинового клея при работе с бумагой могут применяться клеи для обоев, которые при склеивании поверхностей не оставляют следов.

Крахмальный клей применяет­ся ограниченно. В основном он необ­ходим для того, чтобы наклеивать ткани и бумагу на картонные и де­ревянные поверхности. Способ его приготовления прост. Сначала крах­мал разводят холодной, водой и на­гревают. После этого понемногу до­бавляют горячую воду, если он очень густой. Крахмальный клей необходимо готовить так, чтобы он не потерял свою склеивающую спо­собность, что может произойти при его кипячении. Этот клей удобен, так как при склеивании не оставля­ет следов, недорог, экономичен, все­гда под рукой.

Резиновый клей представляет собой раствор каучука на бензине. Этот клей удобен в оформительской работе. При склеивании резиновым клеем поверхности почти не коро­бятся. Данный клей применяют для приклеивания фотоматериалов, ап­пликаций, шрифтовых композиций из плоских и объемных букв, рисун­ков, надписей под экспонатами вы­ставки. Наклеенные этим клеем фрагменты оформления легко сни­маются, при этом не повреждается поверхность основы.

Техника склеивания сводится к тому, что сначала клеем смазывают­ся обе поверхности. После того как они слегка подсохнут, их соединя­ют. Склеивание происходит быстро. Остатки клея нужно удалить с помо­щью резинки, клей при этом скаты­вается, не оставляя следов.

Клей БФ-2 применяется для склейки разных оформительских материалов: пластмасс, стекла, де­рева, картона, бумаги и др. Так как склеивание происходит быстро и прочно, этот клей применяется при изготовлении стендов, витрин, ма­кетов.

Клей ПВА в оформительском искусстве сегодня является основ­ным. Клей обладает высокими кле-ющими качествами, экономичен и удобен в работе, выпускается в го­товом виде, в разной фасовке.

Клеи на водной основе — ПВА, столярный, казеиновый, крахмаль­ный — при обильном смазывании бумаги могут ее поверхность поко­робить (деформировать). Следует отметить, что казеиновый клей об­ладает особой прочностью: склеен­ные с его помощью поверхности не подвержены воздействию влаги.

Клеи на основе органических растворителей — резиновый, БФ, «Момент» и др. — не коробят скле­иваемую поверхность.

Клеи обратимые (смываемые), такие, как крахмальный, столяр­ный, декстрин, применяются для конкретных целей в оформительс­ком искусстве.

Грунт в оформлении применяет­ся в целях качественного выполне­ния работ. Используются клеевые, эмульсионные и масляные грунты. Роль их в оформлении — получение разного рода покрашенных по ним поверхностей: глянцевых, гладких, матовых. Грунт должен обеспечи­вать прочность соединения краски с основанием, при этом краска не дол­жна осыпаться, растрескиваться, изменять свой цвет при окрашива­нии или высыхании.

Клеевые грунты применяются для работы по ним клеевыми крас­ками и необходимы при работе по холсту, тканям, картону, фанере. Они способны сильно впитывать краску, отчего красочный слой ста­новится матовым.

Эмульсионный грунтсостав­ляется из клея и эмульсии, приме­няются обычно цинковые белила или мел. По нему работают маслом, темперой. Перед нанесением грунта холст проклеивается.

Масляный грунтприменяется для работы только масляными крас­ками. Сначала холст проклеивает­ся, затем шлифуется для придания поверхности необходимых свойств, после чего поверхность покрывает­ся масляными белилами. Этому грунту требуется продолжительная просушка.

В оформительской практике ча­сто используют загрунтованные уже при изготовлении картоны, что об­легчает работу, повышает ее изобра­зительное качество.

Техника выполнения шрифто­вых работ с помощью литросета проста и вполне доступна художни­кам-оформителям и даже школьни­кам. Литросет предоставляет собой тонкую прозрачную, относительно жесткую пленку, на которой напи­саны буквы. При наложении литро­сета на бумагу нужную букву нати­рают закругленным концом какого-либо стержня или шариковой руч­ки. Буквы переносятся на бумагу, сохраняясь на ней прочно.

Аракал — клеящаяся пленка раз­личных цветов — широко использует­ся в оформительском искусстве бла­годаря свойствам пластичности, влагоустойчивости, технологичности. Из него выполняются оформительс­кие элементы, шрифты, декоратив­ные композиции и пр. н

Шелкография — техника, ис­пользуемая в оформительском ис­кусстве при выполнении серийных художественно оформленных деко­ративных элементов или шрифто­вых работ. Представляет собой натя­нутую на рамку полиэтиленовую мелкоячеистую сетку. Требуемый рисунок или шрифт обводят клеем ПВА так, чтобы в итоге он остался незаполненным по силуэту, а весь лишний фон покрывается ровным слоем клея. После высыхания клея рамку кладут сеткой к бумаге, затем выкладывают густую (нерастворен­ную) в виде пасты полиграфическую краску. С помощью толстой резино­вой ленты краску продавливают ров­ным тонким слоем сквозь сетку на бумагу или другую оформляемую поверхность. Использование техни­ки шелкографии облегчает часть вы­полнения оформительских работ и дает хорошие результаты.

Наши рекомендации