Другие оформительские средства
Отдельную группу оформительских средств составляют изобразительные материалы, с помощью которых можно зарисовывать, чертить, делать различного вида изображения.
Краски, уголь, пастель, тушь, карандаши, фломастеры применяются для выполнения изображений, несущих не только эстетический, но и информационный смысл. Этиизобразительные материалы необходимы для выполнения рисунков, шаржей, экслибрисов, чертежей, графиков, таблиц, схем, а также средств наглядной агитации. Данная группа материалов обладает собственными изобразительно-выразительными свойствами, чрезвычайно специфическими, приобретающими различный вид в зависимости от индивидуально-творческой манеры художника-оформителя. Каждое изображение выполняется на месте согласно назначению оформления. Творческая манера работы художника-оформителя позволяет ему избирательно относиться к изобразительным материалам, использовать их с учетом личного отношения к трактовке каждого освещаемого события или факта.
Краски представляют собой сложное вещество, в состав которого входят красящие пигменты, связующие вещества в виде растительного клея, растительных масел, что и определяет их качество, свойства, спектр применения и художественное назначение.
Акварель — это прозрачная клеевая краска, которая разводится и смывается водой. В состав акварели входят красящее вещество, связующие вещества, такие, как мед, гуммиарабик, вишневая камедь, сливовый, миндальный и другие клеи. Для смягчения и консервирования состава добавляются некоторые примеси.
Акварельные краски выпускаются в различной упаковке: кюве-
тах (чашечках) и тубах (тюбиках). При оформлении работают как чистыми цветами, так и сложными, составными. Акварель применяется для подцветки, тонирования небольших плоскостей бумаги, при написании плакатов, заголовков стенгазет, рисунков, карикатур и пр.
Акварелью в оформительском деле принято работать так, чтобы красочный слой наносился ровно мягкой кистью, один раз, чтобы краска скатывалась по приподнятому листу, натянутому на планшет. Каждый красочный слой должен полностью просушиваться. В акварель не добавляются белила. При высыхании акварельный красочный слой заметно высветляется, поэтому необходимо иметь практический навык работы такими красками. Поверх тонированной бумаги часто выполняется от руки шрифтовая композиция тушью (в объявлениях). Такие объявления, обогащенные цветовым пятном прозрачной краски, смотрятся нарядно, задерживают на себе взгляд зрителя.
Белая бумага, по которой работают акварелью, выполняет роль белил, подсветки. Свет, проникающий сквозь прозрачный слой краски, становится насыщенным, поэтому акварель обладает неповторимым цветом, чистотой, легкостью.
Акварель часто становится единственной краской, средствами которой возможно выполнить настолько выразительный эскиз оформления, что впечатление от него позволяет представить завершенное изделие, выставочный ансамбль, внешний вид тематической выставки, информационного стенда, экспозиций малых форм. Акварель предоставляет художнику большую свободу в отборе художественных материалов, который осуществляется при выполнении эскиза оформления интерьерного пространства.
Акварель считается графическим материалом, техники работы акварелью по сырому и алла-прима применяются при обучении станковым искусствам. Навыки, изобразительный опыт работы акварелью раскрывают большие возможности в развитии чувства цвета, пропорций, глазомера. Техники лессировки и отмывки широко применяются в оформительском искусстве, так как они входят в практическое выполнение эскизов и окончательных вариантов изделий.
При работе акварелью используются краски только из одного набора, что приводит к достижению ровного красочного слоя с одинаковыми укрывными качествами. Если акварельные краски смешивать между собой в большем количестве, чем две-три, это может привести к появлению серых оттенков в красочном слое. При работе кисть должна быть чистой, а вода часто меняться. Следует знать, что изобразительные свойства акварели зависят от техники работы ею, а также качества и фактуры бумаги. Работы, выполненные акварелью, необходимо хранить в сухом, защищенном от прямых солнечных лучей месте, в расправленном состоянии, под стеклом, тогда они долго прослужат.
При работе акварелью используется специальная бумага, а также плотная (для отмывки), кроме того, необходима также палитра — стеклянная, керамическая, бумажная. Это обеспечит получение ровного слоя, можно при необходимости небольшое количество краски развести водой. Но акварель быстро меняет свои свойства в разведенном состоянии, поэтому ею нужно работать активно и без изобразительных ошибок, добавлений, исправлений.
По броско выполненным акварельным пятнам работают черной тушью, пастелью контрастного цвета, цветными карандашами, когда делают зарисовки для стенгазет, оживляют фотоматериалы на информационных стендах. Такая техника работы требует профессионального оформительского мастерства, так как не должна перейти в станковую графику или быть похожей на книжную иллюстрацию, натурный рисунок или зарисовку.
Акварель — богатый изобразительный материал, позволяющий решать колористические задачи, лучше осознавать конструктивные решения, находить лаконичный язык оформительского искусства.
Гуашь — клеевая краска, непрозрачная в отличие от акварели, разводится водой. Связующим веществом являются растительные клеи с добавлением крахмала, декстрина и других веществ. Для получения светлых тонов применяются белила, причем светлые тона повторить невозможно, поэтому составляют колер. При смешивании красок гуаши получаются красивые оттенки цвета. При нанесении ее на поверхность получаются ровные бархатистые оттенки. Гуашь не выносит перекрывания одного красочного слоя другим. Поэтому работать нужно с представлением окончательного варианта, так как красочный слой имеет свойство при высыхании несколько светлеть.
Гуашь быстро высыхает. Если красочный слой нанесен неправильно, становится слишком толстым, то он может осыпаться. Этого нельзя допускать. Чтобы повысить прочность красочного слоя, в гуашь добавляют немного клея ПВА, что делает этот слой после высыхания нерастворимым. Гуашь не следует слишком сильно разводить водой, так как ухудшаются ее свойства, краска начинает размазываться, не может образовать ровной поверхности. Гуашь имеет свойство засыхать даже в баночке, в таком случае ее можно залить теплой водой, тогда ее свойства восстановятся. Засохшую гуашевую краску можно развести однопроцентным столярным клеем, а по истечении 2—3 суток состав следует тщательно размешать, и краска станет пригодной к употреблению снова.
Гуашь предоставляет художникам большие возможности в станковых видах изобразительного искусства и декоративно-оформительском искусстве. Ею работают по самой разной основе: бумаге, картону, дереву, стеклу, тканям, пенопласту, оргалиту и др. Для укрепления связывающих свойств гуаши в нее можно добавлять немного слабого раствора столярного клея. Гуашь расфасовывается в тару различного объема, продается в стеклянных, пластмассовых, жестяных банках. Гуашь различается по применению. В станковой живописи, графике и декоративно-прикладном искусстве используется художественная гуашь. Существует и плакатная гуашь с более выраженными укрывными свойствами, предназначенная для художественно-оформительских работ, а также дорогостоящая гуашь с высокими красочными свойствами и широким спектром применения.
С гуашью следует обращаться аккуратно. Брать ее из баночки нужно лопаточкой. Затем гуашь кладут в специальную емкость, разводя водой до необходимой густоты.
Гуашь по праву считается основным художественным материалом в оформительском деле. Два ее цвета имеют наиболее широкое применение: это цинковые белила, которые нужны для написания лозунгов, рекламы, а также красные цвета, предназначенные для заголовков. Готовые гуашевые краски хорошо сочетаются по цвету.
Гуашью можно покрыть большие поверхности, для этого требуется разведение необходимого количества краски сразу. Повторных покрытий гуашь не выносит, так же как и сгущения краски в отдельных местах при ее неравномерном нанесении на основу. В таких местах гуашь теряет необходимый цвет, заметно темнеет, возможно ее осыпание. Гуашью работают без грунта по бумаге, картону, оргалиту, фанере, дереву, холсту, а также по тканям, загрунтованным клеевым раствором. Опыт работы с гуашью позволит научиться художнику-оформителю видеть окончательный вариант, принимать быстрые решения, так как гуашь быстро сохнет.
Клеевые краскипредставляют собой сухие пигменты в виде порошка, разводимые в клеевом растворе. Клеевые краски незаменимы, когда требуется покрыть большие поверхности, расписать панно, крупные по размерам плакаты, афиши, призывы и др. Они разводятся на столярном клее, для чего 5— 10 граммов сухого порошка клея разводят в 100 граммах воды и доводят при нагревании почти до кипения, но закипеть раствор не должен, так как сразу же потеряет свои свойства. Клеевые краски похожи на гуашь. Такими красками работают по бумаге, картону, холсту, фанере.
Темпераотличается от гуаши тем, что в ее состав входят связующие вещества — клей и масло. Темпера разводится водой, после высыхания не размывается. Она имеет широкое применение в изобразительном, декоративно-прикладном и оформительском искусстве. Виды темперы — казеиново-масляная, яично-масляная, поливинилацетатная. В практике оформительской работы удобнее всего применять готовую темперу.
Масляные краски (художественные) имеют широкое применение в различных видах изобразительного и декоративно-прикладного, оформительского искусства, в театральном оформлении сцены. Масляные краски хороши для наружных работ, где требуется повышенная водоустойчивость. Масляные краски разводятся разбавителями, скипидаром, масляным лаком, олифой. Не следует прибегать к употреблению сиккативов, которые ускоряют высыхание красочного слоя: от применения сиккативов масляные краски сильно темнеют.
Масляными красками работают по загрунтованной поверхности, обработанной клеевыми, эмульсионными или масляными грунтами. В оформительских работах широко применяется окрашивание дерева. Для этого поверхность дерева должна быть предварительно прошкурена, прошпаклевана. Шпаклевка должна быть плотной, густой.
Масляные покрытия создают прочность, однако один слой покрытия может не дать желаемого эффекта, тогда красят повторно. Масляная краска может иметь различную поверхность: блестящую, матовую, зернистую. Эти эффекты достигаются в результате изменения состава масляной краски. Когда в нее вводится сухой пигмент, то она становится матовой. Поверхность красочного слоя будет казаться более гладкой, если ее обработать мягким флейцем, и зернистой, если ее поверхность изменить за счет касания торцом жесткой подстриженной круглой кисти, небольшим валиком. Это можно сделать только по свежеокрашенной поверхности.
Масляные краски применяются для оформления информационных стендов, досок почета, написания крупных и небольших заголовков, оформления выставочных витрин. Окрашенные масляными красками предметы декоративно-оформительского искусства долго сохраняются на открытом воздухе и в помещении. По этой причине именно масляными красками покрывают поверхности щитов, различных конструкций на детских игровых площадках, витрины тематических выставок, выставочного оборудования.
При разработке эскизов необходимо точно подобрать цветовое решение больших поверхностей, учесть изменение цвета в зависимости от условий освещения, так как точность в подборе цвета для масляных красок имеет существенное значение.
Эмалевые краски (масляные) используются для окрашивания больших поверхностей, в оформлении интерьера. Их применение позволяет достичь того, что поверхность будет иметь ровную глянцевую поверхность. Эмалевые краски очень прочны и долговечны. Ими окрашиваются деревянные, металлические поверхности, конструкции, стенды, окна, двери и многое другое. Эмалевые краски удобны для применения в интерьере и на открытом воздухе. Широко применяются и нитроэмали, которыми красят с помощью распылителя.
Анилиновые краскииспользуются для окрашивания тканей (например, для росписи ткани в технике батика). Иногда анилиновыми красками окрашивают ткани, которые впоследствии применяются для драпировки поверхностей.
Водоэмульсионные краскиизготавливаются на синтетических эмульсиях, применяются в готовом виде, разводятся водой. Ими окрашивают большие поверхности, самые различные материалы: бумагу, дерево, ткани, а также стены и потолки при оформлении интерьера. Для получения нежных оттенков водоэмульсионные краски могут смешиваться с акварелью и гуашью. Чтобы красочный слой водоэмульсионных красок стал прочным, непрозрачным, требуется несколько слоев покрытия. Окраска проводится по просохшему нижнему красочному слою.
Акриловые краски имеют широкое применение в художественных работах, используются в живописи, в декоративно-оформительском искусстве. Применяются для грунтования поверхностей и их окрашивания.
Уголь (рисовальный) используется при выполнении плакатов, им работают по светлому фону. Уголь применяют как темный материал, амел — как светлый. Мелом выполняют шрифтовые работы по темному фону. Если необходимо оформить крупное панно, информационный стенд, тогда уголь и мел прикрепляют к длинной палке. Однако в школьном оформлении такие примеры работы встречаются крайне редко. Работы, выполненные углем и мелом, необходимо закреплять, для чего применяют лак-сиккатив, а пульверизатором наносят закрепляющий слой, состоящий из разбавленного молока.
Цветной мел используется для стационарного оформления, а также для постоянного обновления информации на динамических стендах с показателями температуры, влажности; мелом успешно рисуют постоянно изменяющиеся производственные показатели, схемы во время докладов. Мелом выполняется оформление классной доски во время уроков, кружковых занятий со школьниками разных возрастных групп. Цветной мел используют для проведения конкурсов учащихся «Рисунок мелом на асфальте», школьники с его помощью выполняют самостоятельное оформление классной доски к праздникам. Иногда рисунки для стенгазеты выполняют цветным мелом, похожим внешне на пастель.
Пастель является мягким рисующим материалом, в состав которого входят мел, красящее вещество и связующие компоненты. Пастелью рисуют по бумаге, картону, оргали-
ту. Выполненные пастелью изображения требуют закрепления лаком-фиксатором (иногда используют лак-спрей для волос). Пастелью нежных оттенков покрывают большие поверхности, что позволяет оформлять модульные планшеты, витрины стационарной выставки, стенгазеты.
Пастелью выполняются различные живописные работы разных жанров — пейзажи, портреты. Пастелью можно рисовать поверх акварели, гуаши, когда эти краски высохли. В оформительском искусстве применение пастели считается редким и достаточно узким по изобразительным задачам.
Тушь — долговечная, прочная краска, практически не изменяющая со временем своего цвета. Она применяется в готовом виде, бывает черной и цветной, но количество цветовых оттенков ограничено. Тушь выпускается в твердом виде в форме палочек, плиток, которые разводятся водой, а также в жидком виде в стеклянных и пластмассовых флаконах, пластмассовых баллончиках (предназначена для чертежных работ).
Тушью выполняются чертежи, и в этом случае ею работают по кальке, иногда по чертежной бумаге. Тушь используется в станковой и книжной графике, в этом случае работают кистью, пером, заостренными палочками. При работе тушью поверх просохшего слоя акварели, гуаши при включении туши в красочный слой пастели получается оригинальная техника, которая называется смешанной. Как правило, эта техника приемлема только в станковой графике. Тушь применяют для выполнения отмывок, а также для создания черно-белых эскизов в оформительском искусстве. Цветная тушь используется для написания заголовков, выполнения вспомогательных рисунков, графики при оформлении стендов, стенгазет.
Карандаши и фломастеры в оформительском искусстве применяются весьма широко. Часто черные фломастеры заменяют черными шариковыми ручками, дающими красивые эффекты. Карандаши и фломастеры для художника-оформителя становятся не только инструментами, но в большей мере изобразительными материалами, которые позволяют достигать разной степени сложности профессионального оформления.
Графитные карандаши применяются для разметки в оформительских работах или при выполнении эскизов. Карандаши, обладающие разной степенью мягкости (М, 2М, ЗМ, 4М, 5М, 6М или В, 2В, 3В и др.) и твердости (2Т, ЗТ, 4Т, 5Т, 6Т или Н, 2Н, ЗН и т. д.), а также промежуточные — ТМ или НВ — применяются в чертежных, оформительских, станковых работах.
Цветные карандаши также используются для эскизной работы, создания форэскизов. С помощью цветных карандашей можно добиться быстрого локального цветового решения больших поверхностей в эскизе, что способствует созданию верного общего впечатления от предстоящей работы. Таким образом, цветные карандаши часто создают цветовую основу, которая усиливается красками в окончательном варианте.
Карандаши, особенно простые, легко поддающиеся стиранию, применяются для выполнения разметки плакатов, объявлений, сообщений. Но часто художник бывает вынужден отказаться от карандаша, так как основа может под его воздействием испортиться, получить углубления от движения грифеля. В этих случаях пользуются более мягкими материалами, например мелом, углем или пастелью, также быстро удаляемыми с поверхности.
При выполнении действительно больших оформительских работ первоначальная разметка ведется мелом или углем, которые закрепляются на длинной палке. Это делает работу более динамичной и верной с точки зрения зрительных оценок.
Для разметки на крупных, вертикально стоящих стендах, плакатах, транспарантах пользуются муштабелем, который представляет собой длинную легкую палку, на конце которой часто закрепляется шарик, обеспечивающий плавность движений по поверхности во время разметки.
В оформлении стендов, плакатов часто прибегают к использованию фломастеров, как маленьких размеров, так и оставляющих широкий след. В качестве ярких пятен пользуются маркерами, которыми рисуют и выполняют шрифт, кроки, наброски, зарисовки.
При работе с фломастерами нужно помнить, что нанесенная линия исправлена быть не может, поэтому нужно соразмерять свои движения, выполнять их без ошибок, уверенно и лаконично.
Привычка работать разноцветными фломастерами вырабатывается достаточно медленно, но те, кто научился эффектно пользоваться ими, реально увидят результативность их применения в школьном оформлении.
Стирают карандашные линии мягкими резинками. При разметке вертикальных плоскостей интерьеров нужно точно работать карандашами, при необходимости пользоваться отвесом, уровнем, надеяться на собственные силы, развивать глазомер.
В настоящее время расширился круг современных строительных материалов, которые можно использовать в оформительских целях. Для покраски больших плоскостей могут применяться самые различные валики, частично использоваться и плиточная кладка.
Лаки применяются в оформлении для придания блеска окрашиваемой поверхности, а также с целью предохранения от механических повреждений и проникновения влаги внутрь оформительского изделия.
Промышленностью выпускаются разные виды лаков. Масляные спиртовые применяются в качестве примесей в масляные краски, это приводит к тому, что краски приобретают приятный блеск, быстрее сохнут, красочный слой после высыхания становится прочнее. Прозрачные и цветные, тонирующие нитролаки, спиртовые лаки необходимы при художественной обработке дерева, фанеры, металла и пр. Применение лаков позволяет достичь ощущения зрительной глубины красочного слоя. Прозрачные лаки придают красоту любой поверхности, на которую они наносятся, от их применения повышается эффектность фактуры поверхности, ее окраска становится более яркой, колоритной.
Лакированная поверхность образует блики, отражения, прекрасно принимает цветовые эффекты, которые обогащают пространство интерьера, отдельных объектов, поверхности стендов, витрин. Поэтому лаки в художественном оформлении являются своего рода декоративным средством, повышающим изобразительные, выразительные и, наконец, стилевые достоинства каждого предмета.
Клей является незаменимой частью оформительского искусства, с его помощью скрепляются различные материалы, готовятся клеевые краски, многие техники оформительского искусства основаны на применении клея: фотомонтажи, фотоколлажи, аппликации, макеты, имитации, монтирование выставочных витрин, оборудования и многое другое.
Столярный клей применяется для склеивания бумаги разных сортов, картона,оргалита,дерева, конструкций. Он часто входит в состав грунтов для выполнения по ним оформительских работ, его добавляют в шпатлевку для прочности, приготовления левкаса для ведения оформления.
Столярный клей пригоден в разогретом виде, поэтому его варят в клееварках, состоящих из двух емкостей. В нижнюю наливается вода, которая доводится до кипения, а в верхней находится столярный клей, таким образом клей не подгорает и не кипит. Столярным клеем следует работать осторожно, брать его на кисть нужно в необходимом количестве. Склеивание происходит медленно, но очень прочно, поэтому его необходимо проводить постепенно, не торопясь. Данный клей иногда невозможно заменить никакими другими клеями.
Казеиновый клей применяется в оформительской работе настолько же широко, как и столярный клей. Казеиновый клей выпускается в виде порошка, поэтому может быть приготовлен самостоятельно следующим образом: порошок клея (500 г) заливают 3 л теплой воды и оставляют для набухания на два часа; после этого следует добавить 50 см3 25% -ного нашатырного спирта и перемешать. Готовый клей по своей консистенции похож на жидкую сметану.
В качестве замены казеинового клея при работе с бумагой могут применяться клеи для обоев, которые при склеивании поверхностей не оставляют следов.
Крахмальный клей применяется ограниченно. В основном он необходим для того, чтобы наклеивать ткани и бумагу на картонные и деревянные поверхности. Способ его приготовления прост. Сначала крахмал разводят холодной, водой и нагревают. После этого понемногу добавляют горячую воду, если он очень густой. Крахмальный клей необходимо готовить так, чтобы он не потерял свою склеивающую способность, что может произойти при его кипячении. Этот клей удобен, так как при склеивании не оставляет следов, недорог, экономичен, всегда под рукой.
Резиновый клей представляет собой раствор каучука на бензине. Этот клей удобен в оформительской работе. При склеивании резиновым клеем поверхности почти не коробятся. Данный клей применяют для приклеивания фотоматериалов, аппликаций, шрифтовых композиций из плоских и объемных букв, рисунков, надписей под экспонатами выставки. Наклеенные этим клеем фрагменты оформления легко снимаются, при этом не повреждается поверхность основы.
Техника склеивания сводится к тому, что сначала клеем смазываются обе поверхности. После того как они слегка подсохнут, их соединяют. Склеивание происходит быстро. Остатки клея нужно удалить с помощью резинки, клей при этом скатывается, не оставляя следов.
Клей БФ-2 применяется для склейки разных оформительских материалов: пластмасс, стекла, дерева, картона, бумаги и др. Так как склеивание происходит быстро и прочно, этот клей применяется при изготовлении стендов, витрин, макетов.
Клей ПВА в оформительском искусстве сегодня является основным. Клей обладает высокими кле-ющими качествами, экономичен и удобен в работе, выпускается в готовом виде, в разной фасовке.
Клеи на водной основе — ПВА, столярный, казеиновый, крахмальный — при обильном смазывании бумаги могут ее поверхность покоробить (деформировать). Следует отметить, что казеиновый клей обладает особой прочностью: склеенные с его помощью поверхности не подвержены воздействию влаги.
Клеи на основе органических растворителей — резиновый, БФ, «Момент» и др. — не коробят склеиваемую поверхность.
Клеи обратимые (смываемые), такие, как крахмальный, столярный, декстрин, применяются для конкретных целей в оформительском искусстве.
Грунт в оформлении применяется в целях качественного выполнения работ. Используются клеевые, эмульсионные и масляные грунты. Роль их в оформлении — получение разного рода покрашенных по ним поверхностей: глянцевых, гладких, матовых. Грунт должен обеспечивать прочность соединения краски с основанием, при этом краска не должна осыпаться, растрескиваться, изменять свой цвет при окрашивании или высыхании.
Клеевые грунты применяются для работы по ним клеевыми красками и необходимы при работе по холсту, тканям, картону, фанере. Они способны сильно впитывать краску, отчего красочный слой становится матовым.
Эмульсионный грунтсоставляется из клея и эмульсии, применяются обычно цинковые белила или мел. По нему работают маслом, темперой. Перед нанесением грунта холст проклеивается.
Масляный грунтприменяется для работы только масляными красками. Сначала холст проклеивается, затем шлифуется для придания поверхности необходимых свойств, после чего поверхность покрывается масляными белилами. Этому грунту требуется продолжительная просушка.
В оформительской практике часто используют загрунтованные уже при изготовлении картоны, что облегчает работу, повышает ее изобразительное качество.
Техника выполнения шрифтовых работ с помощью литросета проста и вполне доступна художникам-оформителям и даже школьникам. Литросет предоставляет собой тонкую прозрачную, относительно жесткую пленку, на которой написаны буквы. При наложении литросета на бумагу нужную букву натирают закругленным концом какого-либо стержня или шариковой ручки. Буквы переносятся на бумагу, сохраняясь на ней прочно.
Аракал — клеящаяся пленка различных цветов — широко используется в оформительском искусстве благодаря свойствам пластичности, влагоустойчивости, технологичности. Из него выполняются оформительские элементы, шрифты, декоративные композиции и пр. н
Шелкография — техника, используемая в оформительском искусстве при выполнении серийных художественно оформленных декоративных элементов или шрифтовых работ. Представляет собой натянутую на рамку полиэтиленовую мелкоячеистую сетку. Требуемый рисунок или шрифт обводят клеем ПВА так, чтобы в итоге он остался незаполненным по силуэту, а весь лишний фон покрывается ровным слоем клея. После высыхания клея рамку кладут сеткой к бумаге, затем выкладывают густую (нерастворенную) в виде пасты полиграфическую краску. С помощью толстой резиновой ленты краску продавливают ровным тонким слоем сквозь сетку на бумагу или другую оформляемую поверхность. Использование техники шелкографии облегчает часть выполнения оформительских работ и дает хорошие результаты.