Лекция 7. Графический дизайн
План лекции
13. Основные виды графического дизайна.................................................................................... 56
13.1.Декоративно-оформительское искусство.................................................................................. 56
13.1.1.Понятие «знак» в графическом дизайне................................................................................. 57
13.1.2.Дизайн книги............................................................................................................................. 57
14..... Художественно-оформительские материалы...................................................................... 57
14.1.Металлы......................................................................................................................................... 58
14.2.Фанера............................................................................................................................................ 59
14.3.Дерево............................................................................................................................................ 60
14.4. Древесностружечные плиты (ДСП), древесноволокнистые плиты (ДВП).......................... 61
14.5.Холст.............................................................................................................................................. 62
14.6.Ткани.............................................................................................................................................. 62
14.7.Картон............................................................................................................................................ 63
14.8.Оргалит.......................................................................................................................................... 63
14.9.Пенопласт...................................................................................................................................... 64
14.10.Бумага.......................................................................................................................................... 65
14.11.Стекло.......................................................................................................................................... 66
14.12.Пластмассы.................................................................................................................................. 66
14.13.Пленки......................................................................................................................................... 67
14.14.Другие оформительские средства............................................................................................. 67
15. Шрифты в художественно-оформительском искусстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... 73
15.1. Шрифты. Терминология. Классификация шрифтов........................................................... 74
15.2. Классификация шрифтов в России.......................................................................................... 75
16..... Искусство оформления книги............................................................................................... 79
16.1. История книги............................................................................................................................. 79
16.2. Дизайн книги............................................................................................................................... 80
16.3. Терминология.............................................................................................................................. 81
16.4. Иллюстрация............................................................................................................................... 81
16.5. Мастерская искусства книги...................................................................................................... 82
16.6. Ника Гольц................................................................................................................................... 83
Основные виды графического дизайна
Наиболее распространенным и старейшим видом дизайнерской деятельности является графический дизайн. К нему относятся:
декоративно-оформительское искусство;
искусство оформления книги, рекламно-информационного проспекта, буклета, плаката;
промышленная графика;
разработка графического стиля фирмы или учреждения.
Сегодня к традиционной работе дизайнера-графика добавилась работа со сложными графическими системами, становящиеся основой фирменного стиля предприятия, визуальными коммуникациями в интерьерах и городской среде.
Фирменный стиль включает создание знаков, шрифтов и прочего оформления для буклетов, бланков, этикеток, визиток, сувенирной продукции, дизайн упаковки и другие компоненты, используемые какой-нибудь фирмой или учреждением.
Декоративно-оформительское искусство
К области декоративно-оформительского искусства относится искусство оформления внутреннего вида помещения, экспозиции выставок, праздничное оформление улиц, зданий, помещений, оформление детских игровых площадок, стенных газет, афиш, рекламных объявлений, декоративная роспись (стен, потолков, тканей), декоративная графика. Разработка знаков визуальных коммуникаций также относится к области декоративно-оформительского искусства. Это знаки-эмблемы, которые помогают ориентироваться в городской среде или каком-нибудь учреждении и безошибочно находить буфет, медицинский пункт, спортивные сооружения и многое другое. Лаконично-выразительные графические знаки могут обозначать животных в зоопарке. Как правило, для проведения Олимпийских игр специально создаются четкие и запоминающиеся знаки визуальных коммуникаций. Цветовое решение подобных знаков обычно создается двумя-тремя красками.
Понятие «знак» в графическом дизайне
Под понятием «знак» в графическом дизайне понимается «пометка, изображение, предмет, которыми отмечается, обозначается что–нибудь» (словарь С.И.Ожегова). Например: условный знак; дорожные знаки, информирующие об особенностях дороги, о правилах движения; товарный знак (на товаре, изделии, отличающий изделия данного предприятия); денежные знаки (деньги), знак почтовой оплаты - марка.
Знак коренным образом отличается от конкретно-предметного изображения, он только указывает или обозначает внешние признаки какого-нибудь объекта. Знак можно назвать абстрактным символом. Нередко в двух или нескольких знаках заложен один и тот же изобразительный элемент, но он имеет различный смысл.
Процесс создания знаковых изображений в графическом дизайне может быть одним из примеров стилизации формы. Отличительные особенности знака — обобщенность и условность в изображении предметных форм, обозначающих какую-либо фигуру или явление окружающего мира.
Существуют пограничные состояния, когда знак либо ничего не напоминает, либо ассоциируется не с первоначальным, а с другим предметом. Форма одного объекта может переходить в форму другого за счет добавления или исключения какого-нибудь изобразительного элемента.
Иногда в характеристике предмета деталь играет ведущую роль. Сознательно акцентируя внимание на детали, как бы преувеличивая ее значение, можно «заострить» образ. Сравнение знакового и реалистического изображений развивает абстрактное мышление.
Дизайн книги
Особая область графического дизайна — дизайн книги, или ее художественное конструирование, заключающееся в создании книжного оформления и конструкции книги в целом.
Книжный дизайн возник в XX веке. Если до этого иллюстрации соединялись с книжным блоком, который имел традиционную форму кодекса и мыслился неизменным, то дизайнеры смогли предложить новые разнообразные конструкции книги, провели эксперименты с техниками набора, печати, брошюровки. Готовые типографские знаки и шрифты они использовали как средства художественной выразительности.
Бывают книги, в которых художник от руки не провел ни одной линии, но занимался всеми остальными вопросами ее оформления: определял размеры (формат) книги, особенности шрифта, размещение набора (текста), фотографий и другого иллюстративного материала (карты, планы, схемы и т. п.), в результате получилось художественное целое.
Велика роль художника, когда он выполняет внешние элементы оформления книги (суперобложку, переплет или обложку), форзац и различные элементы оформления внутри книги (авантитул, титульный лист, шмуцтитулы, иллюстрации).