Изобразительная работа в сочетании с поэзией
1. Поэзия в качествестимула.
Прочитайте выразительно вслух какое-нибудь стихотворение, затем изобразите свои чувства, представления, ассоциации, вызванные им, в рисунке, скульптуре, коллаже и т. д. Целесообразно использовать поэтические произведения, предполагающие множественность вариантов интерпретации (например, символистскую, метафизическую, абсурдистскую поэзию).
Судьба, как ракета, летит по параболе,
Обычно — во мраке и реже — по радуге.
Жил огненно-рыжий художник Гоген,
Богема, а в прошлом — торговый агент.
Чтоб в Лувр королевский попасть из Монмартра,
Он дал кругаля через Яву с Суматрой!
Унеся, забыв сумашествие денег,
Кудахтанье жен, духоту академий.
Он преодолел тяготенье земное.
Жрецы гоготали за кружкой пивною:
«Прямая — короче, парабола — круче,
Не лучше ль скопировать райские кущи?»
А он уносился ракетой ревущей
Сквозь ветер, срывающий фалды и уши.
И в Лувр он попал не сквозь главный порог —
Параболой гневно пробив потолок!
Идут к своим правдам, по-разному храбро,
Червяк — через щель, человек — по параболе.
Сметая каноны, прогнозы, параграфы,
Несутся искусство,
Любовь и история —
По параболической траектории!
Андрей Вознесенский. «Параболическая баллада»
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
О бойся Бармаглота, сын!
Он так свиреп и дик,
А в глуше рымит исполин —
Злопастный Брандашмыг!
Но взял он меч, и взял он щит,
Высоких полон дум.
В глущобу путь его лежит
Под дерево Тумтум.
Он стал под дерево и ждет.
И вдруг граахнул гром —
Летит ужасный Бармаглот
И пылкает огнем!
Раз-два, раз-два! Горит трава,
Взьт-взы — стрижает меч,
Ува! Ува! И голова
Барабардает с плеч!
О светозарный мальчик мой!
Ты победил в бою!
О храброславленный герой,
Хвалу тебе пою!
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
Льюис Кэрролл. «Бармаглот»
А — черный, Е — белый, И — красный, У — зеленый,
О — синий: тайну их скажу я в свой черед.
А — бархатный корсет на теле насекомых,
Которые жужжат над смрадом нечистот.
Е — белизна холстов, палаток и тумана,
Блеск горных ледников и хрупких опахал.
И — пурпурная кровь, сочащаяся рана
Иль алые уста средь гнева и похвал.
У — трепетная рябь зеленых волн широких,
Спокойные луга, покой морщин глубоких
На трудовом челе алхимиков седых.
О — звонкий рев трубы, пронзительный и странный,
Полеты ангелов в тиши небес пространной,
О — дивных глаз ее лиловые лучи.
Артюр Рембо. «Гласные»
2. Поэзия в качестве ответной реакции
Вариант 1. Подберите и прочитайте стихи, связанные для вас с изобразительной продукцией.
Вариант 2. Группе можно предложить для просмотра слайд-фильм, представляющий собой видеоряд, состоящий из видов природы и специального музыкального сопровождения. По окончании просмотра каждому участнику группы можно предложить изобразить свои чувства, которые возникали в процессе просмотра слайд-фильма, используя любые художественные средства. Затем предложить клиентам, глядя на свой рисунок, записать 8-10 слов, которые приходят в голову, а затем, используя эти «опорные» слова, сочинить стихотворение (добавляя для связок любые другие слова).
Росток
В бурю и вихрь
Не видно ни зги
В бурю и вихрь
Нельзя нам идти
В бурю и вихрь
Туда, где росток В бурю и вихрь Превратится в цветок. На ветке зеленой Росточек-малыш На ветке зеленой Совсем ты не спишь На ветке зеленой Ты тянешься ввысь На ветке зеленой Тянись же, тянись! И в солнце, и бурю Ты будешь расти, И в солнце, и в бурю Тихонько цвести И в солнце, и в бурю Дарить нам свой свет И в солнце, и в бурю Розовый цвет Снизу, с земли На мир смотришь ты Снизу с земли Исполнен мечты Снизу с земли К небу, вперед Снизу, с земли Сорваться в полет
Вариант 3. Возможен следующий вариант создания стихов.
Группе был предложен для просмотра слайд-фильм, представляющий собой видеоряд, состоящий из видов природы и специального музыкального сопровождения. По окончании просмотра каждому члену группы было предложено произнести первое слово, пришедшее в голову. Эти слова записали, и было предложено с обязательным их использованием, добавляя любые другие слова, написать стихи.
Ниже приводится то, что получилось в результате их творчества.
Набор слов: Ковер, Крик, Цветок, Закат, Поле, Душа.
Выйдешь в поле взглянуть на закат, На цветочный ковер бросишь взгляд. Ничего от тебя не уйдет, Тихо-тихо душа запоет... Запоет и заплачет в ночи, Эту песнь прокричали грачи, Нажурчали весною ручьи... -Пой, душа, пой, душа, не молчи.
* * *
Душа так хочет воли! Как выпустить ее? Пойдем со мною в поле. Узнаешь кое-что. Ковром оно расстелено. Река течет вдали. И в поднебесье ласточки Щебечут о любви. Смотри, закат алеет. Цветок растет в траве. Кричи! Иль спой что хочешь. Ну, как теперь душе?
•к -к -к
Крик души прекрасного заката. Ковром цветы ложатся на поля. Цветы свежи природа так богата. В нее внеси заботу и себя.
* * *
Поле, как цветочный ковер на закате. И раздается крик журавлей. Это поет моя душа и плачет. И просит: «Вырасти и уцелей».
3. Конкретная поэзия.
Данная техника предполагает изображение слов или целого текста в виде визуальных образов, например путем выражения текста стихотворения о луне в виде ночного пейзажа и т. д.
Варианты:
1) коллаж, изображающий поэтический текст, с использованием вырезок из газет и журналов и т. д.;
2)скульптура, изображающая поэтический текст в виде трехмерного, возможно движущегося объекта с использованием, например, картона, ниток, проволоки, найденных предметов и иных материалов.