Техника направленной визуализации
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В АРТ-ТЕРАПИИ
Техника направленной визуализации — это направление потока воображения клиента в определенное русло. В арт-те-рапевтической работе техника направленной визуализации применяется довольно широко. Она, как правило, дополняется изобразительным этапом.
Этапы техники направленной визуализации
Техника направленной визуализации в сочетании с изобразительной работой включает в себя четыре этапа:
1. Настройка на визуализацию.Положение тела в пространстве может быть разным, в зависимости от того, какая степень релаксации требуется данному клиенту. Релаксация может быть разной глубины: при поверхностной релаксации клиент сидит, закрыв глаза, и слушает рассказ; при средней степени — клиент лежит в удобной позе; при глубокой —лежит, прислушиваясь к своему дыханию, концентрируя свое внимание на телесных ощущениях и на процессе расслабления. Уровень релаксации зависит от степени готовности клиента.
Арт-терапевт на этом этапе может использовать следующий текст: «Закройте глаза, и мы отправимся в воображае
мое фантастическое путешествие. Когда мы вернемся, вы откроете глаза и нарисуете что-нибудь из того, что произошло в путешествии.
Теперь расположитесь поудобнее и закройте глаза. Когда вы закрываете глаза, возникает пространство, в котором вы находитесь. Это ваше пространство. Вы владеете этим пространством и в этой комнате, и в любом другом месте, где вы находитесь, но обычно не замечаете этого. Закрыв глаза, вы можете почувствовать это пространство. В нем находятся ваше тело и воздух вокруг вас. Это приятное место, потому что это ваше пространство.
Обращайте внимание на то, что будет происходить с вашим телом. Если почувствуете напряжение в какой-нибудь части тела, не пытайтесь расслабиться, просто отмечайте эти моменты. Следуйте за всем телом от головы до кончиков пальцев.
Сейчас я расскажу вам маленькую историю и приглашаю вас совершить воображаемое путешествие. Представляйте, что мы идем вместе.
Мысленно воображайте то, о чем я расскажу вам, и замечайте, как вы будете чувствовать себя, пока будете это делать.
Обратите внимание на то, будет вам приятно совершать это маленькое путешествие или нет. Если какая-нибудь часть путешествия вам не понравится, не нужно его совершать, просто слушайте мой голос, следуйте за мной и следите за тем, что происходит».
2. Рассказывание или чтение истории, путешествия. История имеет три части — начало, кульминацию и завершение. Во время кульминации участник группы обретает что-то важное для себя. В конце слушатель должен пройти все этапы пути в обратном направлении к исходной точке. Обязательно, чтобы его процесс был завершен.
История прочитывается медленно, при этом необходимо избегать конкретизации образов, с большим числом пауз, чтобы дать возможность вообразить вещи, которые возникают в рассказе. Сюжет выбирается с учетом задач, возраста и запросов клиентов. Темы могут быть разными — «прогулка по лесу», «волна в океане», «потаенный сад», «дом»...
Кульминационный момент связан с активностью воображения, в этот момент слушающий активно пытается найти решение сложной для себя ситуации и запускаются процессы самоисцеления.
3. Возвращение из путешествия.После возвращения в бодрствующее состояние клиенту предлагается изобразить запомнившиеся ощущения и образы. В процессе изображения возникает состояние рефлексии над материалом воображения.
4. Обсуждение работы. Посде «путешествия» нет интерпретации происходившего; обсуждение может проходить сначала в малых группах, а затем в круге.
Основная задача при проведении техники направленной визуализации заключается в том, чтобы «оживить» латентные, неосознаваемые стороны личности, а затем в той или иной мере осмыслить их как источник скрытых потребностей, потенций и силы [21].
При использовании данного метода необходимо соблюдать меры предосторожности, дозированно применять его с клиентами, поскольку могут возникнуть следующие осложнения:
- утрата уверенности в реальности;
- подчинение энергии бессознательного;
- отождествление себя с образами, самим же созданными;
-непосредственное отреагирование материала в реальной жизни (изменение поведения).
Ниже приведены несколько текстов для «путешествий».
«Прогулка по лесу».Однажды вы отправились в лес; быть может, вам хотелось испытать нечто невиданное; может быть, вас переполняло чувство полноты жизни, которое вы иногда испытываете, а может, вы захотели чего-то еще...
Это лес в ближайшем пригороде, а может быть, где-то в сельской местности или просто городской лесопарк.
Итак, вы входите в лес. Солнце уже село, и сгустились сумерки. После теплого дня в воздухе ощущается аромат хвои и листвы. Вы ощущаете запах трав и лесных цветов. Все эти запахи, смешиваясь, создают удивительный коктейль, который вливается в вашу грудь и распространяется по всему вашему телу...
Вечерний воздух постепенно остывает, закат сулит вам прохладу. Вы медленно идете по лесной тропинке, в полутьме вы различаете очертания деревьев, кустов, трав. Периодически то одна, то другая птица издает трель. Это особая музыка ночного леса и обещание чего-то удивительного, почти таинственного. Может быть, этот щебет птиц и шелест травы говорят вам о чем-то ином...
Постепенно вы выходите на опушку леса и видите поляну. Она почти круглая и похожа на внутренний двор замка или пространство храма. Вы чувствуете себя хорошо, вы защищены стенами леса вокруг поляны. Это место вам очень нравится. Здесь вы ощущаете особый покой, умиротворенность. Как будто это ваша поляна, место, где вы можете побыть наедине с собой, погрузиться в себя и в свои ощущения.
Вы идете к центру поляны и останавливаетесь там. Это не только центр поляны, вам кажется, что это центр вашего существа, вы остаетесь с ним... и зачарованные, в состоянии блаженного погружения, пребываете здесь в течение некоторого времени...
Вы вслушиваетесь в ощущения своего тела... в образы, проникающие в ваше сознание, в загадочную картину мира, окружающего вас со всех сторон...
Вам бы хотелось стоять здесь еще и еще... но вам нужно возвращаться домой.
Ваши ноги словно прилипли к земле, и вы наклоняетесь к ней, чтобы попросить ее отпустить вас. И тут ваше внимание привлекает один предмет, лежащий у ваших ног. Что это? Вы наклоняетесь и видите его... ваша рука тянется к этому предмету, и вы его поднимаете...
Оказывается, эта ночная прогулка по лесу подарила вам и это... словно вы ожидали какой-то находки, которая увенчает ваше удивительное путешествие. Вы внимательно рассматриваете найденный предмет, пытаетесь отгадать, как он мог очутиться здесь, какова его истории, что он несет вам...
А теперь вы возвращаетесь обратно.
«Прогулка по лесу» (сокращенный вариант). Представьте себе, что вы идете по лесу. Вокруг вас деревья и поют птицы. Солнечные лучи проникают сквозь листву, касаются вашей кожи... Воздух пропитан разнообразными запахами, почувствуйте их... Вы идете по тропинке, смотрите по сторонам. Постарайтесь запомнить все, что вы видите...
А теперь вы возвращаетесь обратно.
Откройте глаза, и когда вы будете готовы, нарисуйте свои впечатления от путешествия.
Не беспокойтесь, хорошо ли нарисовано изображение, главное — суметь описать свое путешествие.
«Волна». Закройте глаза и ощутите себя в океане голубого цвета.
Почувствуйте, что вы — волна в этом океане, струящаяся вверх и вниз. Вы медленно поднимаетесь и опадаете, как волны. А теперь вы ощущаете, что растекаетесь и исчезаете точно так же, как это происходит с волнами в океане. И — ах.
Теперь вы составляете одно целое с океаном голубого цвета, в котором больше нет волн, нет разницы между вами и океаном.
А теперь прислушайтесь... медленно вслушивайтесь в себя... слушайте голос океана у себя в теле...
А сейчас звук затихает и вновь возникает волна, совсем так, как волна в океане, которая вновь появляется после того, как исчезла, образует другую волну, а затем еще и еще...
А теперь вы возвращаетесь обратно.
«Куст роз». Закройте глаза, войдите в свое пространство и вообразите себя кустом роз.
- Какой вы куст?
- На вас есть цветы?
- Если есть, то какие (они не обязательно должны быть розами)? Какого цвета ваши цветы? Сколько их у вас?
- Полностью ли распустились ваши цветы или у вас только бутоны?
- Есть ли у вас листья? Какие они?
- Как выглядит ваш стебель и ветви?
- Как выглядят ваши корни? Или, может быть, у вас их нет? Если есть, то какие они: длинные и прямые или извилистые? Глубокие ли они?
- Есть ли у вас шипы?
- Где вы растете?
- Что вас окружает?
- Как вы поддерживаете свое существование?
- Кто-нибудь ухаживает за вами?
- Какая сейчас погода?
Откройте глаза, и когда вы будете готовы, нарисуйте свой куст роз.
Не беспокойтесь, хорошо ли нарисовано изображение, главное — объяснить (записать описание).
После окончания описания необходимо прочесть каждое утверждение и спросить, насколько его высказывания от имени куста роз соответствуют его собственной жизни.