Научный интерес к детской литературе
Научный интерес к детской литературе впервые обозначился в 1820– 1830-х годах. Он рождался из потребностей воспитателей и книгопродавцев. Каталоги книг вначале составлялись издателями, они классифицировали читателей по сословиям и возрастам. Издатели и книгопродавцы XVIII – XIX веков часто объединяли книги для детей и книги для народа.
Начиная с того же времени, шло накопление каталого-библиографических данных и образование специального раздела критики, в котором главной проблемой долго оставалось выявление специфики этой литературы. В. Г. Белинский, первый теоретик и критик детской литературы, решал вопрос об отношении ее к национальной культуре и современному сознанию, идеалом которого был для него здравый народный ум в союзе с «полезным» воображением.
На литературно-издательский процесс оказывали влияние педагоги второй половины XIX века – П.Ф.Каптерев, М.В.Соболев и др. На основе воспитательно-образовательного опыта они вычленили собственно детские произведения из массы так называемой «народной» литературы, выдвинули принцип воспитательной ценности произведения, которому подчинили принцип художественности.
Время от времени вспыхивали «бунты» против диктата педагогов в детской литературе и критике. Так, в 1912 году Л. Г. Оршанский, методист и психолог, заявил, что «педагоги... были всегда помехой для свободного развития детской литературы», и противопоставил педагогической критике детской книги критику с позиций «чистого искусства»: детская книга «перестает быть учебным пособием педагога, законоучителя, средством политической и моральной дрессировки...». До сих пор два направления критики и науки – педагогическое и эстетическое – остаются в противоборстве. Последний «бунт» был выражен в статьях современного литературоведа М.О.Чудаковой: она выступила против «детского литературоведения», страдающего мелкостью идей, и призвала заняться фундаментальными филологическими исследованиями.
Оба направления исследований и критики дали в настоящее время свои результаты. Педагогическое направление развивается с опорой на разработки по детской психологии (например, работы И.П. Мотяшова, Л. В.Долженко) и на методику преподавания литературы (А. В.Дановский). Эстетическое, хотя и отстает пока от первого, имеет значительные перспективы, открытые на современном уровне языкознанием, литературоведением, культурологией и социологией (работы М.С.Петровского, В.И.Глоцера, Е. О. Путиловой). Главное отличие эстетического подхода – в отборе материала для исследования: берутся не только ценные с воспитательной точки зрения произведения, но и не признанные таковыми, не только шедевры, но и явления с «обочины» искусства. Эстетический подход к предмету дает фундаментальные знания, а педагогический – позволяет использовать ресурсы мировой детской библиотеки в образовании и воспитании. На стыке двух направлений развивается научная деятельность Э.И.Ивановой – исследователя и переводчика.
Первые поколения рецензентов брали на себя общие задачи; элементы критики, теории и истории детской литературы в их работах не расчленялись. В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, И. А. Гончаров, М. Е.Салтыков-Щедрин, Д. И.Писарев обращались к детским новинкам, редко интересуясь книгами прошлого. Они не выстраивали преемственных связей между литературными явлениями, поэтому детская литература не имела отдельной истории и прочного статуса в искусстве.
Вопрос о специфике этой литературы первым перешел из области критики в область науки, хотя до сих пор остается дискуссионным. Дискуссия обусловлена двумя полюсами, обозначившимися в XIX веке: В. Г. Белинский настаивал на том, что детским писателем «надобно родиться», Д. И. Писарев категорически отрицал специфику творчества для детей. От решения вопроса зависело быть или не быть самостоятельной критике и исследованиям детской литературы. Дискуссии вели к осознанию потребности в объективных исследованиях.
В XIX веке издания для детей и народа собирались в библиотеках при учебных заведениях. Учителя изучали особо важные для их работы просветительско-воспитательные аспекты детской книжности. При этом художественная критика была уделом литераторов, представлявших «взрослую» литературу. Детские писатели заговорили в полный голос в XX веке. В целом педагогическая критика детской литературы преобладала над критикой эстетической. На рубеже XX–XXI веков положение меняется: ныне дискуссии чаще разворачиваются в книговедческой печати, нежели на страницах педагогических журналов.
После отмены крепостного права, по мере распространения воскресных и земских школ и подъема народнического движения, интерес к народному и детскому чтению резко возрос. Земские учителя, которые сменили малограмотных крепостных, отставных солдат и дьячков, были воспитаны в традициях книжного образования. Они остро нуждались в современных изданиях, подходящих для учеников из низших сословий, и начали собирать школьные библиотеки. Земские интеллигенты исповедовали идеалы народничества и от литературы ожидали прежде всего их выражения, поэтому поддержали литературу собственного идеологического направления. Они распределяли произведения по оценочным ярусам – классика, новые достижения и низкосортная литература, руководствуясь своими предпочтениями.