График контрольных мероприятий
Программа дисциплины «Современный литературный процесс за рубежом» для студентов специальности «Издательское дело и редактирование» III и IV курсов , 2016/2017 г.
Система отчетности
Оценка работы студента осуществляется на основе учета рейтинговых баллов по результатам текущего и итогового контроля. Для получения зачета необходимо набрать не менее 41 балла. Если по дисциплине предусмотрен экзамен, для получения оценки «удовлетворительно» достаточно набрать 41 балл, «хорошо» – 61 балл, «отлично» – 81 балл.
Текущий контроль включает в себя две контрольные работы по текстам, оценку творческой работы, учет посещения занятий.
Итоговый контроль включает в себя итоговую контрольную работу и собеседование в экзаменационной форме по программе курса.
Текущий контроль
Контрольные работы по текстам
Специфика историко-литературного курса состоит в том, что условием выполнения его программы является прочтение довольно большого количества произведений. Кроме того, важно, чтобы произведения были прочитаны своевременно. Поэтому студентам предлагается понедельный график чтения, учитывающий объем и сложность произведений, входящих в список обязательного чтения. Проверка знания произведений осуществляется в форме контрольных работ (КРТ).
Список произведений для обязательного чтения:
К первой контрольной работе | Эдмон Гонкур, Жюль Гонкур. Жермини Ласерте. Эмиль Золя. Тереза Ракен Ги де Мопассан. Пышка. Оскар Уайльд. Идеальный муж. Стивенсон. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда. Джеймс. Дэзи Миллер Хенрик Ибсен. Кукольный дом. Морис Метерлинк. Непрошеная. Джордж Бернард Шоу. Пигмалион. Пруст. В поисках утраченного времени (часть первая – «В сторону Свана»). Джойс. Улисс (эпизоды 1, 2, 4, 11, 13, 15). Кафка. Приговор. Превращение. В исправительной колонии. Томас Манн. Смерть в Венеции. Герман Гессе. Степной волк. |
Ко второй контрольной работе | Хемингуэй. В наше время. Брехт. Добрый человек из Сычуани. Фолкнер. Шум и ярость. Жан Поль Сартр. Мухи. Альбер Камю. Посторонний. Джон Осборн. Оглянись во гневе Джером Дэвид Сэлинджер. Над пропастью во ржи. Ален Роб-Грийе. В лабиринте. Беккет. В ожиданье Годо. Набоков. Лолита. Хорхе Луис Борхес. Новеллы (Бескорыстный убийца Билл Харриган. Хаким из Мерва, красильщик в маске. Тлен, Укбар, Orbis Tertius. Пьер Менар, автор “Дон Кихота”. Лотерея в Вавилоне. Вавилонская библиотека. Сад расходящихся тропок. Смерть и буссоль. Юг. Бессмертный. Алеф). Хулио Кортасар. Преследователь. Маркес. Сто лет одиночества. Умберто Эко. Имя розы |
График чтения и расписание контрольных мероприятий см. в таблице ниже.
Максимальная сумма баллов за каждую КРТ – 15. Вопросы формулируются в закрытой форме. Задание может состоять в том, чтобы по фрагменту опознать произведение, правильно определить время и место действия, перечислить главных героев и т.д.
Творческие работы (ТР).
Творческая работа по определению – создание нового. Ее результат должен не только свидетельствовать об определенном уровне усвоения материала, но и обладать самостоятельной ценностью. Наиболее простым способом достижения такого результата в учебном процессе может быть создание композиции из фрагментов художественных произведений, суждений критиков, справочной информации, аудио- и видеоиллюстраций, непосредственно относящихся к произведению или передающих колорит эпохи. Это могут быть кадры из экранизаций, книжные иллюстрации, мода, живопись, музыка, танцы эпохи. Можно подобрать фото и видеоматериалы, представляющие место действия или относящиеся к историческим событиям, образующим его фон. Возможный вариант – проект издания с обоснованием выбора текстов, переводов, оформления и т.п.
Самостоятельная речь студента может занимать большее или меньшее место: наибольшее в сочинении типа эссе, сопровождаемом аудио- и видеоматериалами. Но и в тех случаях, когда представляемый текст состоит исключительно из цитат, автор должен быть в состоянии объяснить свой замысел и прокомментировать выбор элементов.
Выполнение ТР в форме эссе рекомендуется только тем студентам, которые вполне уверены в своем умении излагать мысль литературным языком и пишут без ошибок.
Минимальный формат, в котором может быть представлена ТР – постер, на котором размешены одно или несколько изображений, фрагменты из произведений и справочная информация. Работа может состоять из серии постеров, организованной тем или иным способом.
Проект может быть выполнен как индивидуально, так и в команде, при условии, что индивидуальный вклад каждого участника может быть оценен.
Разумеется, условием успешного выполнение проекта будет реальное знание произведения и контекста.
Выполненные проекты должны быть представлены на практических занятиях в конце семестра. Электронная версия проекта обязательна.
Проект и состав исполнителей должны быть в обязательном порядке согласованы.
За ТР можно получить до 30 баллов («отлично» - 30, «хорошо» - 20, «удовлетворительно» - 10).
Примерные темы ТР.
Юбилеи 2016 года: Ромен Роллан – 150, Герберт Уэллс – 150, Бернард Шоу – 160, Джек Лондон – 140. 125 со дня публикации романа Томаса Гарди «Тэсс из рода Д’Эрбервиллей».
Юбилеи 2017 года: Герман Гессе – 140, Джозеф Конрад – 160, Амброз Бирс – 175. 150 лет с времени публикации книги Шарля де Костера «Тиль Уленшпигель».
Писатель: биография в картинках.
Произведение: комментарий в картинках.
Роман с Парижем: Золя, Мопассан, Верлен, Марсель Пруст и др.
Роман с Лондоном: Оскар Уайльд, Стивенсон, Конан Дойл, Бернард Шоу и др.
Роман с Италией: Генри Джеймс, Томас Манн и др.
И т.д.
Темы ТР, которые могут быть выполнены в форме эссе:
Бюргеры и художники: по произведениям Стивенсона, Золя, Ибсена, Томаса Манна, Джека Лондона, Марка Твена, О. Генри и др.
Образы снобов в произведениях Гарди, Джеймса, Шоу, Пруста.
Викторианство как тема. Образы викторианской культуры в литературе второй половины XX века (Фаулз, Байетт, Уотерс, Акройд и др.).
Быть джентльменом. Этика и образ джентльмена в произведениях Уайльда, Гарди, Джеймса, Шоу.
Два злосчастных брака. Хенрик Ибсен, «Нора» и «Гедда Габлер».
Женщины с моря. Женские образы в пьесах Ибсена «Росмерсхольм», «Гедда Габлер», «Строитель Сольнес», «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».
«Юность – это возмездие» (Ибсен). Дети и взрослые (Стивенсон, Генри Джеймс, Ибсен, Марк Твен и др.).
«Чистая женщина, правдиво изображенная». Женщина в викторианской культуре (Томас Гарди, Оскар Уайльд, Генри Джеймс, Бернард Шоу, Кнут Гамсун, бр. Гонкур, Золя, Мопассан и др.).
Джентльмен на rendez-vous. Томас Гарди, Генри Джеймс, Оскар Уайльд, Хенрик Ибсен, Бернард Шоу и др.
«Запад есть Запад, Восток есть Восток» (Киплинг). Свои и чужие: имперский опыт и тема встречи культур в произведениях Киплинга, Конрада, Джека Лондона, Германа Гессе и др.
Случай Рембо.
Элои, морлоки и опыт ХХ века.
Лингвистическая утопия доктора Хиггинса.
Ашенбах и Галлер. «Смерть в Венеции» Томаса Манна и «Степной волк» Гессе.
Йозеф Кнехт и доктор Живаго.
Случай Гамсуна.
Журналист как персонаж: мир прессы в литературе рубежа веков (Мопассан, Уэллс, Конан Дойл, Марк Твен, О. Генри и др.).
Мопассан, Амброз Бирс, Томас Манн и др. Писатель и война.
Литературная анималистика рубежа веков. Люди и животные в произведениях Киплинга (Книга джунглей), Уэллса (Остров доктора Моро), Гессе (Степной волк), Джека Лондона, Франца Кафки (Превращение), Чехова («Каштанка», «Белолобый»), Толстого («Холстомер»), Булгакова («Собачье сердце»), Эрнеста Сетона-Томпсона и др.
Америка как проблема. Простаки за границей: образы американцев в произведениях Генри Джеймса, Конан Дойла, Б. Шоу, Простаки дома: Марк Твен, Джек Лондон, О. Генри и др. Дэзи Миллер и другие «американские девушки».
Роман с Италией: Генри Джеймс, Томас Манн и др.
Оскар Уайльд, Поль Верлен, О. Генри: The Jailbirds. Писатель и закон.
Метафоры Преступного Мира (Уайльд, Стивенсон, Конан Дойл, О. Генри). Криминально-комическая эпопея и ее место в искусстве ХХ века. О. Генри, Исаак Бабель, Ильф и Петров и другие.
Мотив «победы в поражении» в произведениях Эрнеста Хемингуэя.
Тема рока в романе Фолкнера «Шум и ярость».
Эффект очуждения в драматургической концепции Брехта.
Проблема вины, свободы и ответственности в драме Сартра «Мухи».
Типы «абсурдного героя» в творчестве Альбера Камю («Посторонний», «Калигула», «Чума», «Падение»).
«Левая идея» в литературе ХХ века.
Религиозная проблематика в литературе ХХ века.
Пьеса Джона Осборна «Оглянись во гневе»: драма или комедия?
Новелла Борхеса «Смерть и буссоль» и жанр детектива.
Американские Подростки (на материале творчества Набокова, Сэлинджера, Трумэна Капоте и др.).
Трансформации любовного сюжета в ХХ веке (на материале творчества Хемингуэя, Набокова, Фриша и др.).
«Третий мир» в литературе ХХ века (на материале произведений Хемингуэя, Грина, Селина, Мальро и др.).
Театр Беккета как развитие традиций драматургической классики.
Пародия в романе Умберто Эко «Имя розы».
Историческое прошлое и современность в романе Эко.
Посещение занятий
Стопроцентное посещение лекционных и практических занятий соответствует 10 баллам.
График контрольных мероприятий
График чтения | Контрольные мероприятия | |
29 а – 4 с. | Эдмон Гонкур, Жюль Гонкур. Жермини Ласерте. | |
5– 11 с. | Золя. Тереза Ракен Мопассан. Пышка. | |
12 – 18 с. | Уайльд. Идеальный муж. Стивенсон. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда. Джеймс. Дэзи Миллер | Определение тем творческих работ |
19 – 25 с. | Ибсен. Кукольный дом. Метерлинк. Непрошеная. Шоу. Пигмалион. | Определение тем творческих работ |
26 с. – 2 о. | Пруст. В поисках утраченного времени (часть первая – «В сторону Свана»). | |
3 – 9 о. | Джойс. Улисс (эпизоды 1, 2, 4, 11, 13, 15). | |
10 – 16 о. | Кафка. Приговор. Превращение. В исправительной колонии. | |
17 – 23 о. | Томас Манн. Смерть в Венеции. Гессе. Степной волк. | |
24 – 30 о. | Хемингуэй. В наше время. Брехт. Добрый человек из Сычуани. | КРТ-1 |
31о. – 6 н. | Фолкнер. Шум и ярость. | |
7 – 13 н. | Сартр. Мухи. Камю. Посторонний. | |
14 – 20 н. | Осборн. Оглянись во гневе Сэлинджер. Над пропастью во ржи. | |
21 – 27 н. | Роб-Грийе. В лабиринте. Беккет. В ожиданье Годо. | |
28 н. – 4 д. | Набоков. Лолита. Борхес. Новеллы. | Курсовая консультация: проверка готовности творческих работ |
5 – 11 д. | Гарсиа Маркес. Сто лет одиночества. Кортасар. Преследователь. | Представление творческих работ |
12 – 18 д. | Эко. Имя розы | Представление творческих работ |
19 – 25 д. | Представление творческих работ КРТ-2 | |
26 д. – 1 я. | ||
Итоговый контроль
Экзамен (зачет) по дисциплине проводится в два этапа.