Русская церковная архитектура
СТАТЬИ ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВА ДЛЯ 3 КЛАССА
Русская церковная архитектура начинается в России с угвержде-
ния христианства (988г.). Приняв от греков (Византии) веру,
Русь одновременно позаимствовала у них и форму храмов. Построенные во многих русских городах, они напоминали по плану визан
тийские. В основании их - прямоугольник с тремя (или более)алтарными
полукружиями. Внутри - обычные столбы, те же арки и купола. Но при большом сходстве между древнерусскими храмами и византийские заметно их отличие в отдельных деталях. Во многокупольных византийских храмах купола ставились на особых столбах и на различной высоте по сравнению с главным куполом, в русских храмах все купола ставились на одной высоте. Окна в византийских храмах были большими и частыми, а в русских - маленькими и редкими. Врезки для дверей в византийских храмах были горизонтальными,
в русских - полукруглыми.
Собор Святой Софии в Киеве.1037-1044.Восточный фасад.
В византийских больших храмах иногда устраивалось по два притвора - внутренний, предназначенный для оглашенных и кающихся, и наружный (или крыльцо), обставленный колоннами. В pyccких храмах устраивались одни внутренние паперти небольших размеров. В византийских храмах колонны составляли неотъемлемую часть как внутренних, так и во внешних формах; в русских храмах колонн не было. Благодаря этим различиям русский стиль называется не просто византийским (греческим), а смешанным - русско-греческим.
Спасо-Преображенский собор в . Переяславле -Залесском.1157
Каменные храмы в России были немногочисленны. Преобладали деревянные, и в них проявлено больше вкуса и самостоятельности, чем в постройках каменных.
2
Форма плана деревянных церквей представляла квадрат, равносторонний крест или продолговатый четырехугольник. Купола делались или круглые, или башнеобразные, иногда в большом количестве и разнообразной величины. Характерной особенностью русских куполов являлась особая главка под крестом, . напоминавшая луковицу.
С течением времени, в XVI веке, русские строители вырабатывают и в каменной архитектуре собственный национальный стиль. Первый вид русского стиля носит название "шатрового", затем появляется "столбовой" или "шатрово-ярусный стиль".Для последнего характерно соединение вместе нескольких отдельных церквей, из которых каждая имеет вид столба или шатра, увенчанного куполом или главкой. Помимо массивности столбов и колонн и большого количества главок в виде луковиц, особенностями столбового храма является яркость и разнообразие красок наружных и внутренних его частей. Время распространения шатрового храма заканчивается в XVI веке, а столбового - в XVII веке, позднее замечается нерасположение к ним и даже запрещение их со стороны духовной власти (может быть, вследствие отличия его от исторического византийского стиля). В последние десятилетия 19 века начинается возрождение этого вида храмов.
.
Церковь Николы на Липне близ. Церковь Спаса на Нередице.1198. Церковь Трифона в
Новгорода. 1292. Новгород. Напрудной слободе.
Москва.15 век.
В XVII, XVIII и XIX столетиях большое распространение получают "домовые церкви", устраиваемые в палатах, дворцах, при учебных и правительственных учреждениях и при богодельнях.
Из западноевропейских стилей (романский, готический и стиль Возрождения) при постройке русских церквей нашел применение только стиль Возрождения. Черты этого
стиля усматриваются в двух главных соборах Петербурга - Казанского и Исаакиевского.
Теперь же, получив необходимую информацию о христианском храме и его развитии, рассмотрим русский православный храм более подробно, касаясь его символического и образного смысла.
В понимании византийских, а потом и древнерусских мыслителей и художников вся структура мироздания пронизана идеей единого образа. Отсюда понятие вселенской церкви, а применительно к архитектуре - идея, что храм есть образ Мира, есть космос. Космос - мировой порядок, противостоящий хаосу, из него рожденный и проясненный.
Это воплотилось уже в константинопольской Софии, хотя там, конечно, ощутимо античное влияние. Но русские строители в отличие от византийских соединили в понятии "храм" макрокосм (природа, Вселенная) и микрокосм (человек). У них храм не только образ мира, но и образ человека. Архитектурными, скульптурными и живописными средствами они воссоздали некий всеобщий образ Мира, воздействующий как намолящегося внутри храма, так и на лицезреющего храм со стороны. Количество куполов, завершающих русский храм, также выражает определенную символику. Одна глава - символ Единого Бога, три главы - символ Пресвятой Троицы; пятиглавие - символ Господа и четырех евангелистов и одновременно посвящение всего храма Спасителю; семиглавие - семь даров Святого Духа; девятиглавие - 9 чинов Сил Небесных и 9 чинов угодников Божьих, тринадцатиглавие - указание на Христа и 12 его апостолов; двадцать пять глав - символ Богородицы с представшими перед нею 12 пророками и 12 апостолами; тридцать три главы означают 33 года земной жизни Христа.
Софийский собор во Владимире. Спасский собор Спассо-Андроникова монастыря. - церковь Иоанна Предтечи в Дьякове.
4
Связью между миром земным и миром небесным, между человеком и Богом является крест. Это символ Нового Завета, символ победы над смертью, пересечение небесного и земного, тайны основания Вселенной. Изображение полумесяца у подножия креста являет собой видоизменившийся знак змия (зла), попранного крестом, и символ чаши, в которую стекала кровь Христова.
Луковичное завершение храма воплощает идею горения к небесам, причем этот "огонь" вырывается не непосредственно из земли, а из цилиндрических барабанов под главами, покоящихся на пьедестале основных объемов. В целом основной объем воспринимается кубом, который является символом земли. Отсюда, от земли, рождается молитва к небесам. Однако в образных формах архитектуры необходим пространственная связь, переход между землей и огнем. Этой связью является расчлененная на округлые и треугольные формы верхняя грань (плоскость) куба. Верхнее ребро превращается первично, в самом раннем варианте, в систему закомар (полукружий) и фронтонов
(треугольников), становится мягкой волной, воплощающей собой идею бесконечности, высшего совершенства. Встречающиеся в Византии, Киевской Руси (X - XI вв.), а также более поздний период ярусные композиции, ступенями ведущие силуэт подглавного объема к центральной главе храма, воплощают в себе идею связи верха и низа, земли и неба, людей и Бога. Более того, ступенчатые композиции храмов символизируют собой лестницу, пересекающую три зоны, связывающие мир людей, мир умерших и Бога.
Покровский собор"Что на рву"
Покровский собор"Что на рву" Церковь Вознесения в Коломенском. Москва.. Храм-памятник на месте Куликовской битвы.
Есть еще одна интересная, совершенно по-разному решаемая общая черта у большинства русских храмов X - XVII вв., это трехчастное членение их общего объема. Наиболее наглядно оно выражено в ярусно-ступенчатых структурах, но отнюдь не только в них. На три части делятся объемы всех храмов, правда, более обобщенно. У псковских
церквей обязательно отделяется от стены высокий цоколь, аркатурный пояс владимиро-суздальских храмов делит стену посередине, та же и валик старомосковских. Так создается законченный образ мир; единицей которого выступает архитектурная система. Космос, образом которого является храм, имеет трехчастную вертикальную структуру и состоит из верхнего мира (небо), среднего мира (земля) и низ него мира (подземное царство). Иногда нижний мир трактуется как хаос, что влечет за собой исключение его из трехмерной схемы космической Вселенной. Видимо, последнему положению следовали новгородские зодчие, создавая компактные общие объемы своих храмов гладким кубом подглавной части, предполагая, что окружающая застройка достаточно символизирует хаос.
Любой объем, предполагающий в себе наличие внутреннего пространства, должен иметь входные проемы и проемы, пропускающие свет. Но даже эти абсолютно функционально ясные элементы тоже наделен особым символическим смыслом: окно (дверь) - неусыпное око, образ света, ясности, устанавливающий связь человека, его души с Богом.
Внутреннее устройство русского храма также делит его на три части: притвор, средняя часть, алтарь. Притвор есть преддверие к храм В первые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, то есть лица, готовящиеся к Святому Крещению.
Средняя часть храма, называемая иногда нефом, или кораблем предназначается для молитвы верных, то есть лиц, уже принявших Крещение. Достопримечательные места в этой части - солея, амвон, клиросы и иконостас.
Солея - возвышенная перед иконостасом часть храма, устроенный; для того, чтобы богослужение было виднее и слышнее для предстоящих. В древности солея была очень узкая.
Амвон - полукруглая середина солеи против Царских врат. С амвона читается Евангелие и произносятся проповеди.
Клиросы - конечные боковые места солеи, предназначающиеся д. чтецов и певцов. К клиросам прикрепляются хоругви, то есть иконы на древках, называющиеся церковными знаменами.
Иконостасом называется стена, отделяющая алтарь и вся обcтавленная иконами, иногда в несколько рядов.
С уровня земли поднимемся по лестнице на площадку перед входов это паперть. Перелом наклонной (обобщенно - лестницы) плоскости на горизонтальную требует естественной остановки на ней. И вот перед нами вход, пройдя через который предстоит попасть уже в другой мир, отличный от реального. Даже после небольшой паузы на паперти невозможно ввести сразу человека в Божий Мир, нужен еще небольшой очищающий шаг, промежуток. Им является притвор, первая часть собственно храма, но церковью еще не являющаяся. Сама лестница, ведущая в храм, входной проем храма и дверь притвора находятся строго друг против друга, это не случайно, эта связь "по прямой" (по оси) так же естественна и целенаправленна, как обращенность человека к Богу. Наконец, миновав притвор, мы попадаем в центральную часть храма - церковь, место пребывания молящихся людей.
В плане церковь делится рядами колонн (опор) на отдельные части (нефы), ихнепременно нечетное число и центральный неф шире боковых - таким образом, выделяется центральная часть, ограниченная по углам четырьмя опорами. Общее решение плана церкви таково, что в его структуре четко определена проекция креста, но не навязчиво, а скрыто; она "спрятана" в прямоугольный план самого собора.
Креста как такового необходимо коснуться особо, дабы понять необходимость его включения в планировочную структуру храма.
Храм являет собой образ мира, более упрощенной вариацией которого является Мировое древо, имеющее также трехчастную структуру членения по вертикали.
Крест же, в свою очередь, является геометризированным вариантом Мирового древа, но не единственный источник образа. Крест - это символ жизни и смерти, смерти и возрождения. Обобщенно в планировочном решении храма объединились формы квадрата (в более общем варианте - прямоугольника) и креста.
Мы расшифровали план только православных храмов X - XV веков. Помимо них существуют храмы XVI - XVII веков: бесстолпные, шатровые, столпообразные, шатрово-ярусные, ярусные. Геометрия их планов идею креста практически не развивает, и вообще она более проста; возможно, например, ее прочтение как единства и неразрывности земного порядка или победы духа над материей, в чем заключается высшее совершенство. Только шатровые каменные храмы и некоторые типы деревянных имеют в плане абсолютно конкретный, равноразвитый крест.
Здесь необходимо вспомнить о естественной последовательности развития всей русской архитектуры X - XVII веков. В чистом виде геометрическая идея храмов X - XV веков не будет повторена в более поздних, но она будет основном предполагаема. Внутреннее решение всех русских храмов X - XVII веков останется абсолютно неизменно, подтверждая идею их смыслового единства и преемственности.
Самостоятельная работа: рассмотреть и зарисовать схематично шесть особенностейсредневековой русской архитектуры; узнать историю постройки одного из
храмов своего города (источник названия, когда и кем построен, выявить к
какому типу храмов он относится).