Урок 22. «Итальянский концерт» И-С. Баха

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта.

Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж Урок 23. «Космический пейзаж».Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.

Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента

Урок 24. - Урок 26. Образы симфонической музыки.Музыкальные иллюстрации к повестиА.С.Пушкина «Метель».

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов.

Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.

Урок 27. Симфоническое развитие музыкальных образов.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.

Урок 28. Увертюра«Эгмонт».Л.Бетховен.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке.

Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.

Урок 29. Увертюра-фантазия«Ромео и Джульетта».П.Чайковский.

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.

Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.

Урок 30 - 32. Мир музыкального театра(Балет.Мюзикл.Рок-опера).Взаимопроникновения«легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.

Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших

драматургических приемов    
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия,

изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки. Тестирование по темам года.

Урок 33. Образы киномузыки.

«Ромео и Джульетта» в кино 20 века. Музыка в отечественном кино.

Урок 34-35. Мир образов вокальной и инструментальной музыки.Обобщающий урок.

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский.

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.

Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию».

При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» основными формами организации учебных занятий являются индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные, а также следующие виды организации учебной деятельности, используемые на уроке и направленные на полноценное общение обучающихся с высокохудожественной музыкой:

экскурсия, конкурс, викторина, самостоятельная работа, творческая работа, путешествие, исследовательский проект, работа по карточкам, самопроверка, взаимопроверка.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающ

Урок 22. «Итальянский концерт» И-С. Баха - student2.ru

Ихся

№ урока Разделы и темы Кол-
    во
    часов
  Раздел I. Мир образов вокальной и инструментальной музыки

     
Характеристика Различать простые и сложные жанры вокальной,  
основных видов инструментальной, сценической музыки. Характеризовать  
деятельности музыкальные произведения (фрагменты). Анализировать приёмы  
ученика (на взаимодействия и развития образов в музыке. Владеть навыками  
уровне учебных музицирования: исполнение песен. Разыгрывать народные песни.  
действий) Воплощать в различных видах музыкально-творческой  
  деятельности знакомые литературные и зрительные образы.  
  Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки.  
  Определять разновидности хоровых коллективов. Раскрывать  
  образный строй музыкальных произведений на основе  
  взаимодействия разных видов искусств. Выявлять возможности  
  эмоционального воздействия музыки на человека. Приводить  
  примеры преобразующего влияния музыки. Оценивать и  
  корректировать собственную музыкально-творческую  
  деятельность. Исполнять отдельные образцы народного  
  музыкального творчества своего края. Ориентироваться в  
  джазовой музыке, называть её отдельных исполнителей и  
  композиторов. Участвовать в разработке и воплощении  
  сценариев народных праздников, игр. Находить информацию о  
  наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в стране и  
  за её пределами. Защищать творческие исследовательские  
  проекты.  
Удивительный мир музыкальных образов
Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный
  русский романс  
Два музыкальных посвящения. Песня-романс
Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея
«Уноси моё сердце в звенящую даль…»
Музыкальный образ и мастерство исполнителя
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного
  пения  
Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»
Образы русской народной и духовной музыки. Народное
  искусство Древней Руси  
Русская духовная музыка. Духовный концерт
В. Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской»
Симфония «Перезвоны» В. Гаврилин. Молитва
Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное»
  в музыке Баха  
Образы скорби и печали
Фортуна правит миром. «Кармина Бурана»
Авторская песня: прошлое и настоящее. НРК: Барды Ульяновска
  Раздел II. Мир образов камерной и симфонической музыки
     
Характеристика Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки,  
основных видов особенности произведений разных жанров. Сопоставлять  
деятельности различные образцы народной и профессиональной музыки.  
ученика (на Выявлять характерные свойства народной и композиторской  
уровне учебных музыки. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки,  
действий) литературы и изобразительного искусства. Называть имена  
  русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их  
  произведений. Определять по характерным признакам  
  принадлежность музыкальных произведений к соответствующему  
  жанру и стилю. Различать виды оркестров и группы  

  музыкальных инструментов. Оценивать собственную  
  музыкально-творческую деятельность. Осуществлять  
  исследовательскую художественно-эстетическую деятельность.  
  Заниматься самообразованием. Выполнять индивидуальные  
  проекты, участвовать в коллективных проектах. Применять ИКТ  
  для музыкального самообразования. Использовать различные  
  формы творческих заданий в освоении содержания музыкальных  
  произведений. Защищать творческие исследовательские проекты.  
Джаз - искусство 20 века
Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки
Могучее царство Ф.Шопена
Ночной пейзаж
Инструментальный концерт. «Итальянский концерт» Баха.
«Космический пейзаж»
24-26 Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации
  Свиридова к повести Пушкина «Метель»  
Симфоническое развитие музыкальных образов
Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт» Бетховен
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. Чайковский
30-32 Мир музыкального театра (балет, мюзикл, рок-опера)
33-34 Образы киномузыки
Мир образов вокальной и инструментальной музыки
Итого  
     

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения музыки выпускник научится:

• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии,

высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;

• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музы- кально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

• осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.

• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;

Выпускник получит возможность научиться:

• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации

культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.;

посещении концертов, театров и др.;

• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятель-

ности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.

•формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами

В результате изучения музыки ученик должен:

Знать/понимать:

*специфику музыки как вида искусства

*значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества; *основные жанры народной и профессиональной музыки; *основные формы музыки; *характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

*виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

*имена выдающихся композиторов и исполнителей;

Уметь:

*эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

*узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
*выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
*выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний об интонационной природе музыки;    
         

*распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;*различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности иповседневной жизни для:

*певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках; *размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки; музыкального самообразования: знакомства с литературой о

музыке, *слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов,

музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); *выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Наши рекомендации