Урок 22. «Итальянский концерт» И-С. Баха
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта.
Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж Урок 23. «Космический пейзаж».Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.
Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента
Урок 24. - Урок 26. Образы симфонической музыки.Музыкальные иллюстрации к повестиА.С.Пушкина «Метель».
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов.
Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.
Урок 27. Симфоническое развитие музыкальных образов.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.
Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.
Урок 28. Увертюра«Эгмонт».Л.Бетховен.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке.
Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.
Урок 29. Увертюра-фантазия«Ромео и Джульетта».П.Чайковский.
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.
Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.
Урок 30 - 32. Мир музыкального театра(Балет.Мюзикл.Рок-опера).Взаимопроникновения«легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.
Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших
драматургических приемов | ||
Современная трактовка классических сюжетов и | образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. | |
Взаимопроникновение | и смысловое единство | слова, музыки, сценического действия, |
изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки. Тестирование по темам года.
Урок 33. Образы киномузыки.
«Ромео и Джульетта» в кино 20 века. Музыка в отечественном кино.
Урок 34-35. Мир образов вокальной и инструментальной музыки.Обобщающий урок.
Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.
Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию».
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» основными формами организации учебных занятий являются индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные, а также следующие виды организации учебной деятельности, используемые на уроке и направленные на полноценное общение обучающихся с высокохудожественной музыкой:
экскурсия, конкурс, викторина, самостоятельная работа, творческая работа, путешествие, исследовательский проект, работа по карточкам, самопроверка, взаимопроверка.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающ
Ихся
№ урока | Разделы и темы | Кол- |
во | ||
часов | ||
Раздел I. Мир образов вокальной и инструментальной музыки |
Характеристика | Различать простые и сложные жанры вокальной, | |
основных видов | инструментальной, сценической музыки. Характеризовать | |
деятельности | музыкальные произведения (фрагменты). Анализировать приёмы | |
ученика (на | взаимодействия и развития образов в музыке. Владеть навыками | |
уровне учебных | музицирования: исполнение песен. Разыгрывать народные песни. | |
действий) | Воплощать в различных видах музыкально-творческой | |
деятельности знакомые литературные и зрительные образы. | ||
Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки. | ||
Определять разновидности хоровых коллективов. Раскрывать | ||
образный строй музыкальных произведений на основе | ||
взаимодействия разных видов искусств. Выявлять возможности | ||
эмоционального воздействия музыки на человека. Приводить | ||
примеры преобразующего влияния музыки. Оценивать и | ||
корректировать собственную музыкально-творческую | ||
деятельность. Исполнять отдельные образцы народного | ||
музыкального творчества своего края. Ориентироваться в | ||
джазовой музыке, называть её отдельных исполнителей и | ||
композиторов. Участвовать в разработке и воплощении | ||
сценариев народных праздников, игр. Находить информацию о | ||
наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в стране и | ||
за её пределами. Защищать творческие исследовательские | ||
проекты. | ||
Удивительный мир музыкальных образов | ||
Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный | ||
русский романс | ||
Два музыкальных посвящения. Песня-романс | ||
Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея | ||
«Уноси моё сердце в звенящую даль…» | ||
Музыкальный образ и мастерство исполнителя | ||
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов | ||
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного | ||
пения | ||
Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь» | ||
Образы русской народной и духовной музыки. Народное | ||
искусство Древней Руси | ||
Русская духовная музыка. Духовный концерт | ||
В. Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской» | ||
Симфония «Перезвоны» В. Гаврилин. Молитва | ||
Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное» | ||
в музыке Баха | ||
Образы скорби и печали | ||
Фортуна правит миром. «Кармина Бурана» | ||
Авторская песня: прошлое и настоящее. НРК: Барды Ульяновска | ||
Раздел II. Мир образов камерной и симфонической музыки | ||
Характеристика | Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, | |
основных видов | особенности произведений разных жанров. Сопоставлять | |
деятельности | различные образцы народной и профессиональной музыки. | |
ученика (на | Выявлять характерные свойства народной и композиторской | |
уровне учебных | музыки. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, | |
действий) | литературы и изобразительного искусства. Называть имена | |
русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их | ||
произведений. Определять по характерным признакам | ||
принадлежность музыкальных произведений к соответствующему | ||
жанру и стилю. Различать виды оркестров и группы |
музыкальных инструментов. Оценивать собственную | ||
музыкально-творческую деятельность. Осуществлять | ||
исследовательскую художественно-эстетическую деятельность. | ||
Заниматься самообразованием. Выполнять индивидуальные | ||
проекты, участвовать в коллективных проектах. Применять ИКТ | ||
для музыкального самообразования. Использовать различные | ||
формы творческих заданий в освоении содержания музыкальных | ||
произведений. Защищать творческие исследовательские проекты. | ||
Джаз - искусство 20 века | ||
Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки | ||
Могучее царство Ф.Шопена | ||
Ночной пейзаж | ||
Инструментальный концерт. «Итальянский концерт» Баха. | ||
«Космический пейзаж» | ||
24-26 | Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации | |
Свиридова к повести Пушкина «Метель» | ||
Симфоническое развитие музыкальных образов | ||
Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт» Бетховен | ||
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. Чайковский | ||
30-32 | Мир музыкального театра (балет, мюзикл, рок-опера) | |
33-34 | Образы киномузыки | |
Мир образов вокальной и инструментальной музыки | ||
Итого | ||
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения музыки выпускник научится:
• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии,
высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;
• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музы- кально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
• осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.
• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
Выпускник получит возможность научиться:
• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации
культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.;
посещении концертов, театров и др.;
• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятель-
ности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.
•формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами
В результате изучения музыки ученик должен:
Знать/понимать:
*специфику музыки как вида искусства
*значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества; *основные жанры народной и профессиональной музыки; *основные формы музыки; *характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
*виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
*имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
*эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
*узнавать на | слух изученные произведения русской | и | зарубежной классики; | |
*выразительно | исполнять соло | (с сопровождением | и | без сопровождения); |
*выявлять общее и особенное при | сравнении музыкальных произведений на основе | |||
полученных знаний об интонационной природе музыки; | ||||
*распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;*различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности иповседневной жизни для:
*певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках; *размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки; музыкального самообразования: знакомства с литературой о
музыке, *слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов,
музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); *выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.