Общая характеристика учебного курса музыки

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для обучающихся 1 класса Средней школы №55 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НOO) утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 ( с дополнениями и изменениями: Приказы Министерства образования и науки РФ от 26.11.10 №1241, от

22.09.11 №2357, от 18.12.12 №1060, от 29.12.14 №1643 о внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования».), на основании следующих нормативных документов и научно-методических рекомендаций:

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N

273-ФЗ.

2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/(сост. Е.С. Савинов).– М.: Просвещение, 2010.-(Стандарты второго поколения).

3. Рабочие программы «Музыка. 1-4 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012 г.

4. Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 27.06.10 №2038-р «О введении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ульяновской области (с

изменениями от 08.09.2010г. № 3439-р).

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189. «Об утверждении СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015уч. год.

7. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СШ №55. (утверждена приказом директора школы №119 от 01.09.15 г. Протокол №1 педсовета от

28.08.15 г.)

8.Учебный план Средней школы №55 (рассмотрен и одобрен на заседании Педагогического совета, протокол №1 от 28.08.15 г., утвержден приказом директора школы №110 от 31.08.15 г.)

9. Годовой календарный учебный график Средней школы № 55 на 2015-2016 учебный год (утвержден приказом директора школы №117 от 01.09.15 г.)

10. Положение о рабочих программах учебных предметов (утверждено приказом директора школы №127А от 01.09.15)

11. Перечень учебников на 2015-2016 учебный год (утвержден приказом директора школы №121А от 01.09.2015г.)

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

• Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Учебник «Музыка» для учащихся 1 класса

– М.: Просвещение, 2012г.

• Рабочая тетрадь для 1 класса, М.: Просвещение, 2012г.

• Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 класс

• Пособие для учителя к урокам музыки (сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина).

• Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка».1 класс. (СD-mp3)

Предмет музыка входит в образовательную область «Искусство»

Предмет музыка в 1 классе начальной школы имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

• формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

• воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

• развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

• освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

• овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

Новизна данной программы определяется тем, что в основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование, как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, способов

деятельности и ключевых компетенций, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: личностно-ориентированная (педагогика сотрудничества), позволяющую увидеть уровень обученности каждого ученика и своевременно подкорректировать её; технология уровневой дифференциации, позволяющая ребенку выбирать уровень сложности, информационно-коммуникационная технология, обеспечивающая формирование учебно-познавательной и информационной деятельности учащихся.

Общая характеристика учебного курса музыки

Содержание программы базируется на художественно-образном,нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства. Это обеспечивает возможность разностороннего развития учащихся через наблюдение, восприятие музыки и размышление о ней; воплощение музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций; разучивание и исполнение вокально-хоровых произведений; игру на элементарных детских музыкальных инструментах (в том числе электронных): импровизацию в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности. Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад). Получают представления о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов. Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Отличительная особенность программы -охват широкого культурологическогопространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет

функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Уроки в первом классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.

Содержание данной программы отражает следующие методы музыкального обучения: художественного, нравственно-эстетического познания музыки; интонационно-стилевого постижения музыки; эмоциональной драматургии; концентричности организации музыкального материала; забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении); создание «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.); игры; художественного контекста (выхода за пределы музыки).

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений в РФ для изучения музыки в 1 классе отводится 33 часа в год (из расчета 1 час в неделю).

По учебному плану Средней школы № 55 в 2015-2016 учебном году продолжительность учебного года в 1-х классах 33 учебные недели. Рабочая программа составлена в соответствии с годовым календарным учебным графиком средней школы № 55, с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год.

Продолжительность учебных четвертей:

1 четверть 01.09.2015 31.10.2015 9 недель
       
2 четверть 09.11.2015 26.12.2015 7 недель
       
3 четверть 11.01.2016 26.03.2016 10 недель
       
4 четверть 04.04.2016 31.05.2016 8 недель
       

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 1 класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце каждого раздела:

2 четверть: 5-6 уроки – «Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины»

4 четверть: 32 урок - «Ничего на свете лучше нету». В конце учебного года в форме заключительного урока-концерта (33 урок)

В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство первоклассников с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами народов Поволжья и составляет 10% учебного времени.

В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально – ценностного отношения к искусству, соответствующие знания и умения, проявляющиеся в различных видах музыкально – творческой деятельности.

Наши рекомендации