Тема VII раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (7 ч.)
Урок 29 . Волшебный цветик - семицветик. И все это Бах!
Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальные инструменты (орган). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Композитор – исполнитель – слушатель. Знакомство учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.-С.Баха.
Урок 30. Все в движении. Тройка. Попутная песня.
Выразительность и изобразительность в музыке.
Урок 31. Музыка учит людей понимать друг друга.
Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).
Урок 32.Два лада. Легенда. Природа и музыка. Весна.Осень.
Осень. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Урок 33. Мир композитора. (П.Чайковский).
Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад).
Урок 34-35. Могут ли иссякнуть мелодии?
Конкурсы и фестивали музыкантов. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского).
Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Интонационное богатство мира. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского). Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного год.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:
групповая, коллективная работа с учащимися. Программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ. В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование, инсценирование, музыкальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Виды организации учебной деятельности: экскурсия, путешествие, выставка, игра, концерт.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения музыки во 2 классе обучающиеся научатся:
• воспринимать музыку разных жанров, размышлять о музыке
• проявлять эмоциональное и осознанное отношение к музыке разных направлений
• понимать содержание музыки простейших и более сложных жанров
• подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений
• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров
• различать на слух звучание музыкальных инструментов; узнавать тембры инструментов симфонического оркестра ; различных видов ансамблей (инструментального, вокального), хоров (народного, академического, церковного) и оркестров (народных инструментов, духового и симфонического);
• выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения
• различать особенности построения музыки: двухчастная, трёхчастная формы
• понимать основные термины и понятия музыкального искусства
• передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы
• эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы
• узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов
• рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов
• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, народные песни и песни современных композиторов для детей;
• оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников
• общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных музыкальных (художественных) образов.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ урока | Разделы и темы | Кол- |
во | ||
часов | ||
Раздел I. Россия - Родина моя | ||
Характеристика | Размышлять об отечественной музыке,её характере и средствах | |
основных видов | выразительности. Подбирать слова, отражающие содержание | |
деятельности | музыкальных произведений (словарь эмоций). Воплощать | |
ученика | характер песен о Родине в своём исполнении. Исполнять Гимн | |
(на уровне | России. Закреплять основные термины и понятия музыкального | |
учебных | искусства. Расширять запас музыкальных впечатлений в | |
действий) | самостоятельной творческой деятельности. | |
Мелодия | ||
Здравствуй, Родина моя. НРК. Музыкальные образы родного | ||
края. | ||
Моя Россия. Гимн России | ||
Раздел II. День, полный событий | ||
Характеристика | Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и | |
основных видов | изобразительные особенности музыки. Определять жизненную | |
деятельности | основу музыкальных произведений. Воплощать эмоциональные | |
ученика | состояния в разных видах музыкально-творческой деятельности. | |
(на уровне | Анализировать выразительные и изобразительные интонации, | |
учебных | свойства музыки. Понимать основные термины и понятия | |
действий) | музыкального искусства. Применять знания основных средств | |
музыкальной выразительности при анализе прослушанного | ||
музыкального произведения. Передавать в собственном | ||
исполнении различные музыкальные образы. Соотносить | ||
содержание и средства выразительности музыкальных и | ||
живописных образов. Различать особенности построения | ||
музыки. | ||
Музыкальные инструменты | ||
Природа и музыка. Прогулка | ||
Танцы, танцы, танцы… | ||
Эти разные марши | ||
Звучащие картины | ||
Расскажи сказку. Колыбельные. Мама | ||
Раздел III. «О России петь – что стремиться в храм» | ||
Характеристика | Передавать в исполнении характер народных и духовных | |
основных видов | песнопений. Эмоционально откликаться на живописные, | |
деятельности | музыкальные и литературные образы. Сопоставлять средства | |
ученика | выразительности музыки и живописи. Передавать с помощью | |
(на уровне | пластики движений, детских музыкальных инструментов разный | |
учебных | характер колокольных звонов. Исполнять рождественские | |
действий) | песни. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных | |
жанров и стилей. |
Великий колокольный звон | ||
Звучащие картины | ||
Святые земли Русской. А. Невский | ||
Святые земли Русской. С. Радонежский | ||
Молитва. С Рождеством Христовым! Рождество Христово | ||
Раздел IV. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | ||
Характеристика | Разыгрывать народные игровые песни.Общаться и | |
основных видов | взаимодействовать в процессе ансамблевого,коллективного | |
деятельности | воплощения различных образов русского фольклора. | |
ученика (на | Осуществлять опыты сочинения мелодий,ритмических, | |
уровне учебных | пластических импровизаций на тексты народных песенок, | |
действий) | закличек. Узнавать народные мелодии в сочинениях русских | |
композиторов. Выявлять особенности праздников народов | ||
России. Различать, узнавать народные песни разных жанров и | ||
сопоставлять средства их выразительности. Использовать | ||
полученный опыт общения с фольклором в досуговой и | ||
внеурочной формах деятельности. Интонационно осмысленно | ||
исполнять русские народные песни,танцы. | ||
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши | ||
Разыграй песню. Выходили красны девицы. Бояре, а мы к вам | ||
пришли | ||
Музыка в народном стиле. Сочини песенку | ||
Проводы зимы. Встреча весны. НРК. Народные праздники | ||
Поволжья. | ||
Раздел V. В музыкальном театре | ||
Характеристика | Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к | |
основных видов | музыкальным образам оперы и балета. Участвовать в ролевых | |
деятельности | играх (дирижёр), в сценическом воплощении отдельных | |
ученика (на | фрагментов музыкального спектакля. Рассказывать сюжеты | |
уровне учебных | литературных произведений, положенных в основу знакомых | |
действий) | опер и балетов. Выявлять особенности развития образов. | |
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. | ||
Сказка будет впереди | ||
Детский музыкальный театр | ||
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра | ||
Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы | ||
Какое чудное мгновенье. Увертюра. Финал | ||
Раздел VI. В концертном зале | ||
Характеристика | Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и | |
основных видов | сопоставлять их с музыкальными образами симфонической | |
деятельности | сказки.Понимать смысл терминов: партитура, увертюра. | |
ученика (на | Участвовать в коллективном воплощении музыкальных | |
уровне учебных | образов. Выявлять выразительные и изобразительные | |
действий) | особенности музыки. Передавать свои музыкальные | |
впечатления в рисунке. | ||
Симфоническая сказка «Петя и волк» | ||
Фортепианный альбом «Картинки с выставки» | ||
Музыкальное впечатление | ||
Звучит нестареющий Моцарт! Симфония №40 | ||
Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» | ||
Раздел VII. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… | ||
Характеристика | Понимать триединство деятельности композитора-исполнителя- | |
основных видов | слушателя. Анализировать художественно-образное содержание, | |
деятельности | музыкальный язык произведений мирового музыкального | |
ученика (на | искусства. Оценивать собственную музыкально-творческую | |
уровне учебных | деятельность и деятельность одноклассников. Узнавать | |
действий) | изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. | |
Называть и объяснять основные термины и понятия | ||
музыкального искусства. Определять взаимосвязь | ||
выразительности и изобразительности в музыкальных и | ||
живописных произведениях. Проявлять интерес к концертной | ||
деятельности известных исполнителей и исполнительских | ||
коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям. | ||
Участвовать в подготовке и проведении заключительного | ||
урока-концерта. Составлять афишу и программу | ||
заключительного урока-концерта совместно с одноклассниками. | ||
Волшебный цветик-семицветик. И всё это - Бах! | ||
Всё в движении. Тройка. Попутная песня | ||
Музыка учит людей понимать друг друга | ||
Два лада. Легенда. Природа и музыка. Весна. Осень | ||
Мир композитора | ||
34-35 | Могут ли иссякнуть мелодии? | |
Итого | ||