Музыкально-пластическое движение

Идея использования движения как средства формирования музыкальности детей принадлежит швейцарскому ученому, профессору Женевской консерватории по классу теории музыки, сольфеджио и гармонии, пианисту и композитору Э. Ж. Далькрозу (1865—1950). По его мнению, ритм музыки теснейшим образом связан с моторной, мышечной реактивностью человека. Ввиду данной особенности в занятиях Далькроз стремился к тому, чтобы, прежде всего, создавать у своих воспитанников непреодолимое желание выражать себя. Тем самым акцент ставился не

________________

1 Возможна альтернативная замена произведения.

2 Алиев Ю. Б. Венок песен и хоровых произведений для школьников: пособие для учителя. — М., 1999. — С. 62.

3 Музыка. 3 кл.: рабочая тетрадь: пособие для обшеобразов. учреждении / В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. - М., 2007. - С. 6.

4 Поплянова Е. М. А мы на уроке — играем. — М., 1994.

столько на знании, сколько на ощущении, развитии эмоциопльных способностей и творческого воображения детей.

В дальнейшем идеи Далькроза были развиты его последователями Н.Г.Александровой, Е.А. Румер, Е. В. Конороиои Н.А. Метловым, Е. Н. Соковниной, Г. С.Франио, И. В.Лифпм и др. Методологической основой деятельности упомянутый педагогов-музыкантов являются положения трудов физиолога И.М.Сеченова, невролога В.М.Бехтерева и психолога Б. М Гс плова. По мнению последнего, восприятие музыки «совершении непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временным ход музыкального движения...»1. Об этом же свидетельствую! высказывания музыкантов-исполнителей. Л. Стоковский писан по этому поводу: «И взрослые, и дети, слушая музыку, нередко ощущают желание двигаться в ее ритме. Они начинают делать движение руками, притопывают ногами, покачивают головой* Это бессознательный танец. Часто малыши, слушая музыку, импровизируют своеобразный ритмический танец»2.

Учитывая интуитивную потребность детей младшего школьного возраста в двигательной активности, целью использовании музыкально-пластического движения на уроках музыки в школе следует полагать развитие творческих способностей детей в отображении музыки в действии, а также развитие музыкальности в целом и чувства ритма, в частности.

В начальной школе музыкально-пластическая деятельность осуществляется в упражнениях, играх, плясках, танцах и драматизациях (инсценировках). В этой связи Алиев предлагает использовать в работе следующий материал (табл. 12).

Отсутствие в некоторых школах специального помещения объясняет причину, по которой порою движениям на уроке отводится незначительное место. Алиев рекомендует выполнять задания, сидя или стоя около парт, но ни в коем случае не лишать ребенка возможности самовыражения посредством движения. Под веселую музыку можно «танцевать» в воздухе кистями рук, притопывать ногами (сидя), под спокойную музыку делать плавные движения руками, под «таинственную» музыку изображать любопытство или испуг. Алиев считает, что те произведения, которые связаны с движением, дети лучше запоминают и больше любят.

Опыт применения музыкальных игр, инсценировок, игр-драматизаций, накопленный в музыкальном воспитании, явился составной частью программы «Музыка» для 1 класса И. В. Кадоб-новой, В. О. Усачевой, Л. В. Школяр. Но, кроме традиционного

_____________

1 Теплов Б. М. Изобр. Труды: В 2 т. – М., 1985. Т. 1. – С. 192.

2 Стоовский Л. Музыка для всех нас. – М., 1963. С. 51.

Музыкально-пластическое движение - student2.ru

понимания игры как заранее спланированного и распределенного по ролям действия, авторы наполняют игру тем смыслом, который она, по их мнению, имела и имеет в народном искусстве. Детям предлагается не просто исполнить песню, а сыграть ее. Но в отличие от традиционного способа обучения детей танцевальным движениям им предлагается самим выбрать выразительные средства, необходимые для воплощения песни в движении. Обязательное условие при этом — активное исполнительское участие учителя наравне с детьми.

Кадобнова, Усачева, Школяр предлагают «иллюстрирован, движениями хороводы, заклички, загадки. Например, детям загадывается загадка: «Выше леса стоячего, ниже облака ходячего стоит безуглый дом, без дверей, без окон». Интуитивно дет выбирают первое движение: руки потянулись вверх (некоторые дети даже встают на носочки) — «выше леса стоячего». Так же без затруднений находят второе движение, опуская руки вниз — «ниже облака ходячего». На замечание учителя: «облако ходячее, а не стоячее, как лес» дети быстро реагируют, изображая руками волнообразные движения. «Безуглый дом» в пластике детей — это нечто большое и округлое. Вместе с учителем дети подходя к разгадке — «гора». Указанный метод, по мнению Кадобновой, Усачевой и Школяр, позволяет моделировать ситуацию процесса творчества. При этом движения, предлагаемые учителем, должны соответствовать тому настроению, чувствам, которые передает музыка. «Эта способность педагога решает очень многое, ибо эти движения могут быть настолько понятными, настолько заразить учеников эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыки»1. В качестве примера можно привести сюжетный этюд, в котором дети проходят ряд последовательных перевоплощений, требующих совершенно разных по эмоциональному наполнению движений. Детям предлагается воображаемая ситуация: будто они заколдованы злой волшебницей (дети стоят недвижно в причудливых позах), но появляется добрая Фея и жезлом одного за другим расколдовывает детей (дети начинают двигаться, сначала робко, затем все более смело и гордо). И вдруг снова наступает власть тьмы (дети изображают, как тело наливается тяжестью, постепенно лишающей воли к сопротивлению). Педагог во время исполнения сюжетного этюда ведет детей короткими фразами, а музыка второй темы из «Прелюдов» Ф. Листа сообщает нужные эмоциональные импульсы.

______________

Кадобнова И. В., Усачева В. О., Школяр Л. В. Шестилетние дети и музыка // Воспитание музыкой. Из опыта работы / сост. Т.Е.Вендрова И В Пигарева. — М., 1991. — С. 15.

Программа «Музыка», разработанная коллективом авторов иод научным руководством Кабалевского, также рекомендует использовать музыкально-пластическое движение в музыкальном воспитании младших школьников. Детям предлагается в соответствии с характером музыки промаршировать на месте «Марш» Прокофьева, легким покачиванием вправо-влево выразить пульс узбекского танца «Мавриги», плавным движением руки обозначить фразировку песни «Заход солнца» Грига т.д. Составители программы подчеркивают, что фантазия учителя и ребят, разбуженная музыкой и устремленная к тому, чтобы выразить ее звучание в движении, не должна разрушить замысел конкретного урока, его целостность. Напротив, важно, чтобы такое активное желание выразить свое восприятие музыки помогало бы учителю раскрыть тему урока, а учащимся — глубже понять, почувствовать музыку.

Действенным методическим приемом составители программы полагают «свободное дирижирование». Кадобнова и Критская в одной из статей о взаимосвязи музыки и движения писали: «Нам вспоминается эпизод, который произошел на уроке Д. Б. Кабалевского в 3 классе в 1976 г. Дети слушали в записи увертюру к опере Глинки «Руслан и Людмила». Неожиданно для ребят учитель превратился в дирижера невидимого оркестра и продирижировал этой музыкой от начала до конца как бы «про себя». Лаконичный и образный жест учителя зримо воссоздал перед ребятами контраст властных, могучих аккордов и гаммообразных пассажей во вступлении, динамику переходов к стремительной, летящей первой теме и затем к полной глубокого нежного чувства раздольной теме виолончелей. Проникновение всех без исключения учащихся в интонационную выразительность музыкальной ткани благодаря слиянию музыкальной интонации с пластической, несомненно, углубилось, и воздействие музыки на них стало более емким и многогранным»1. Далее в этой же статье авторы замечают, что, учитывая психологию младших школьников, и в частности, их склонность к подражанию, можно себе представить, как каждый ребенок хотел в ту минуту стать таким дирижером. Особый язык жестов в «свободном дирижировании» довольно прост, но при этом очень выразителен: движением рук вверх и вниз как выражение пульсации, плавность либо скачкообразность движения с большей или меньшей амплитудой взмаха как выражение характера музыки, подчеркивание ритмических рисунков, акцентов, фразировки как выражение специфических особенностей конкретного музыкального произведения. В результате учитель

_______________

1 Кадобнова И. В., Критская Е.Д. Музыка в движении // Музыка в школе. - 1984. — № 2 — С. 14.

видит, как его ученики чувствуют музыку в целом, и в какой мере и насколько внимательно наблюдают за развитием обрат При этом важно, чтобы дети не мешали друг другу и, проявляя в такой форме свое увлечение музыкой, не нарушали «атмосфср\ концертного зала».

Музыкально-пластическая деятельность представлена также в программе «Музыка» (интегративном курсе для младших школьников) О.С.Нечаевой. Так, к примеру, в одном из уроком в 1 классе (тема «Танец.Танцевальная интонация-образ») при помощи пластики дети совместно с учителем создают три танцевальные миниатюры, три оригинальных пластических этюда, в которых передают свое чувствование и видение танцевальной музыки различного характера — «Танца молодого бегемота» Д. Б. Кабалевского, «Вальса-шутки» Д. Д. Шостаковича и «Лебедя» (из сюиты «Карнавал животных») К.Сен-Санса.В другом уроке (1 класс, тема урока «Песня.Песенная интонация-образ») учителю рекомендуется предложить детям движением руки передать волнообразное движение мелодии в русской народной песне «Лучинушка», подчеркнув «обессиленное» падение интонации в конце фраз. В уроке «Как создается музыкальный образ» советуется инициировать самостоятельный поиск пластических движений учащимися для выражения повадок и характеров персонажей балета «Спящая красавица» Чайковского (фрагмент «Кот в сапогах и Белая кошечка»). При изучении темы «Выразительность музыкальной речи» пластичными движениями руки, изображающей игру смычком на скрипке, детям предлагается изобразить усиление и ослабление звука в звучании «Вокализа» Рахманинова (в переложении для ансамбля скрипачей) и т.д.

МИКРОПРАКТИКУМ

1. Сформировать представления детей о характерных особенностях танцев помогает на уроке музыке учебник. Работая с учебниками Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, дети знакомятся с разворотом «Танцы, танцы, танцы...». На рисунках этого разворота наглядно выражена пластика движений русской народной пляски, итальянской тарантеллы, чешской польки и венского вальса. Согласно методическим рекомендациям авторов программы, учащиеся могут выразить особенности танцев характерными движениями. Какие движения вы предложили бы детям?

2. Проведите с сокурсниками фрагмент урока по организации музыкально-пластической деятельности учащихся.

Учитель знакомит детей с пьесой «Утренняя молитва» Чайковского из цикла «Детский альбом» и при повторном слушании предлагает следующее задание.

Учитель: Представьте раннее утро. Бьют часы. Входит няня, зажигает свечи. Скоро придут дети с гувернанткой, чтобы заниматься музыкой и танцами. Няня ставит цветы в вазу на стол в честь именинницы младшей дочери хозяев дома. Няня здоровается с вошедшей учительницей музыки и садится в кресло'. А теперь расскажите все это «без слов», в движении.

(Дети выполняют творческое задание-этюд).

3. Продумайте композицию движений русской народной хороводной песни для постановки с детьми к Масленице. Так, например, в хороводе можно использовать следующие движения: по кругу (по одному и парами), «лучами» (к центру круга и от центра), «змейкой», «ручейками», «стенкой на стенку» (два ряда детей, стоящих друг против друга, поочередно продвигаются вперед-назад либо одновременно «расчесочкой»).

4. Разновидностью танца является образный танец. Как правило, образные танцы зайчат, медвежат, белочек и т.д. преимущественно основаны на изобразительных движениях, характерных для пластики конкретных персонажей.

Продумайте композицию движений танца снежинок к новогоднему празднику.

Наши рекомендации