Обусловленность организации музыкального воспитания возрастными особенностями детей младшего школьного возраста
Каким приходит ребенок в школу? Полным предвкушения радости встречи с непознанным и доверия к миру, органической Частичкой которого он себя ощущает. Его душа, не приемлющая Однообразия и скуки, верит в чудеса. Разум уступает воображению. Чувства переполняют сердце и стремятся к выражению. Правда, не всегда хватает сил. Например, пока что ребенку непод-иластно время, и потому ему трудно долго усидеть на месте. Но Это для маленьких школьников явление преходящее, ведь радость открытий способна победить даже усталость.
Всегда ли это учитывается в педагогическом процессе, когда с миром детства на уроке музыки сталкивается мир взрослого человека — учителя?
Во французской поэзии есть стихотворение:
«Лунный мальчик лунной ночью в дом
вошел и стал считать:
— Две кровати, две картины...
Два плюс два, а в сумме — пять!
Лунный мальчик влез на крышу и воскликнул:
— Посмотри! Слева трубы, справа трубы!
Пять плюс восемь — двадцать три!
Лунный мальчик удивился:
— В каждом
доме окна есть!
В этом — девять, в том — тринадцать, а в
обоих — тридцать шесть!
Лунный мальчик! Ты ошибся. В чем тут дело?
Чья вина?
____________
1 Тесситура (итал. tessitura, букв. - ткань) - термин, определяющий высотное положение звуков мелодии по их отношению к диапазону голоса.
Говорит он: — Все ответы подсказала мне
луна...
Ах, луна, тогда скорее пусть она ложится
спать.
Потому что всюду в мире два плюс два —
всегда четыре,
Два плюс два — всегда четыре, а не восемь
и не пять!»
За этими строками скрыто явное противостояние. Ведь мы, взрослые, привыкли все окружающее объяснять посредством суждения и понятия с точки зрения объективной реальности, это для нас непреложная истина, и потому дважды два всегда четыре, а для ребенка важно не столько нахождение сути предметов и явлений, сколько отношение к ним. В этом умении видеть неповторимость и уникальность привычных вещей как раз и кроется разгадка близости искусства детям данной возрастной группы, так как начинается искусство именно с момента отношенияк чему-либо. Вспомните утверждение русского писателя Н. Г. Чернышевского: «Искусство имеет свой особый предмет познания, и предмет этот — то, что интересует человека в жизни, о чем он'] думает, что его радует или печалит...»'.
Соответственно, учитывая специфическое проявление возрастного потенциала младших школьников, а именно сенсорно-перцептивную потребность, предполагающую отзывчивость на эмоциональное воздействие образа, на впечатление вообще (Г.С.Тарасов), акцент в музыкальном воспитании учащихся на начальной стадии следует делать на развитии их чувственного потенциала. Далее, с учетом эволюции эстетических переживаний ребенка от 6к и годам, следует постепенно развивать мыслительные операции анализа, синтеза, рассуждения, сравнения и т.д. А.А.Мелик-Пашаев и З.И.Новлянская отмечают, что для детей 6 — 7лет актуально развитие способности осознанно воспринимать «пафос» произведения, т. е. господствующее в нем настроение. В перспективе же более отдаленной целью становится достижение способности видеть учащимися материализованную в произведении авторскую позицию и вступать в своеобразный «диалог с автором».
Музыкальной характеристикой пришедшего в школу ребенка является:
— разрозненный, неорганизованный музыкальный опыт;
— недостаточная вокально-слуховая и двигательно-слуховая координация;
_________________
1 Цит. по Адамян А. Вопросы эстетики и теории искусства. — М., 1978. — С. 12.
— преобладание роли зрелищно-событийных впечатлений по отношению к слуху;
— склонность к гедонистически окрашенным чувствованиям;
— потребность в смене эмоциональных состояний, свое-образная импульсивность, бесконтрольность эмоциональных состояний;
— склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в ситуации общения (с взрослыми, С персонажами произведений музыки);
— регуляция деятельности, общения в опоре на чувственные ощущения, образы, но не слово;
— интеллектуально-волевая регуляция только во имя субъективно привлекательных, «важных» причин;
— личностная доминанта: стремление к самовыражению в самых разнообразных формах — звуковых, зрительных, двигательных и т. д.1
В дальнейшем от года к году музыкальное развитие младших Школьников совершенствуется за счет системной работы на уроках Музыки по формированию учебно-познавательных мотивов обретения музыкальных знаний и совершенствованию музыкального Мышления, развитию координации слуха и голоса, эстетических переживаний, личностных качеств.
От 1 к 4классу постепенно совершенствуются зрительные Ощущения детей в работе с учебниками на уроках музыки, речь и решении проблемных ситуаций на уроках музыки, острота слуха в различных видах музыкальной деятельности, дифференцируется восприятие музыкального произведения. Благодаря учебной деятельности развиваются процессы памяти — запоминание, сохранение, воспроизведение понятий из области теории музыки, музыкознания и исполнительства, персоналий (имен композиторов и исполнителей), текстов песен и т.д. От наглядно-образного мышления ребенок постепенно переходит к понятийному. Основным источником развития понятийного мышления становятся музыкальные знания. За время обучения в начальной школе совершенствуются операции музыкального мышления, позволяющие ребенку выявлять черты сходства и различия в определении индивидуального стиля письма различных композиторов. Постепенно непроизвольное внимание получает произвольный характер, что способствует качественному преобразованию хорового исполнительства на уроке, в силу достижения ансамбля звучания (ритмического и динамического).
1 Тарасов Г. С. Психологические особенности младших школьников / Спутник учителя музыки / сост. Т. В.Челышева. — М., 1993. — С. 44.