Проблематика | Примеры |
Проблема ностальгии (тоски по Родине; любви к Родине) | 1. С. Довлатов . «Письмо оттуда» (из цикла «Невидимая газета»).Автор, находясь в вынужденной эмиграции, считает неблагородным осуждать родину, изгнавшую его: он уверен, что Отчизну, как и мать, не выбирают. 2. А. Никитин «Хождение за три моря». Известный русский путешественник побывал во многих странах, видел удивительную красоту Юго-Восточной Азии, но постоянно жил воспоминаниями о родине, тосковал о ней. 3. Н. Тэффи «Русь», «Городок». В сборниках воссоздана горестная жизнь эмигрантов соотечественников, лишенных родины. Тоска по оставленной России заставляет их называть свое существование «загробной жизнью», «жизнью над бездной». |
Любовь к малой родине. | 1. В документальной повести «Раздумья на Родине» писатель В. Белов говорит о том, каким должно быть отношение человека к родному очагу, к родной природе, можно ли в угоду желанию быть современным отказаться от родины. У лирического героя В. Белова отношение к родному дому несколько странное: он старается не глядеть на родной дом, обходит его стороной. Две недели живёт герой Белова в родной Тимонихе, он уговаривает себя быть современным, безжалостным к прошлому, говорит о реакторах, фазотронах, счётных машинах, турбовинтовых самолётах. Но мысли и чувства его постоянно возвращаются к родному дому, и однажды герой не выдерживает и идёт туда, куда его ведёт сердце. А там - встреча с детством, с берёзой, которую они посадили когда-то с братом. Он здоровается с ней, как поздоровался бы с другом, в его душе пробуждаются нежные чувства к ней, к родительскому дому, но… «Надо быть современным», и он отталкивается от берёзы, как от ядовитого дерева. Постоянное обращение к мыслям о родном доме, встреча с берёзкой из детства и нежное отношение к ней, говорят нам, что любовь к родному дому не вытравить никакими рассуждениями о том, что надо быть современным , безжалостным к прошлому. Эта любовь к отчему дому, к родине, к родной природе неистребима! 2. Проблему отношения к родным местам, к памяти о своих корнях поднимает Ф. Искандер в отрывке из повести «Созвездие Козлотура». Размышления героя Искандера связаны с воспоминаниями о дедушкином доме. В юности он испытывал «радостную тягу» уехать в город, теперь он чаще ловит в себе желание вернуться туда, где был дедушкин дом. Мы чувствуем горькое сожаление повествователя, когда он с помощью яркой метафоры рисует свои чувства: «…мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен». Его воспоминания нежны и лиричны. Он помнит и старую яблоню, и орех, и виноградную лозу. Ему не хватает дедушкиной кухни, вечеров с бесконечными рассказами, переклички женщин по вечерам. Он ощущает тоску по утраченному семейному очагу. Ф. Искандер не даёт нам готовых советов об отношении к родине, к памяти предков, но в его лирических словах об очажном дыме, о доброй тени старых деревьев мы находим главное, что он хотел нам сказать. У человека не может быть ничего дороже родного дома, малой родины. Память о своих корнях делает нас «смелей и уверенней в себе» 3. Вспомним строки известной песни на стихи поэта М. Рябинина: Родительский дом - начало начал, Ты в жизни моей надежный причал. Какая нежность, какая правда в этих словах. Мы верим, что «нас встретит с любовью и нежностью наша пристань – родительский дом». 4. Мы можем найти множества свидетельств тому, с какой любовью и нежностью относились к отчему дому великие люди. Вспомним А. С. Пушкина: Два чувства дивно близки нам- В них обретает сердце пищу- Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них основано от века, По воле Бога самого, Самостоянье человека — Залог величия его. 5. Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужденный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли. 6. А в повести В. Распутина «Прощание с Матерой» звучит предупреждение тем, кто бездумно готов уничтожить родное гнездо, затопить могилы предков, разрушить связь поколений. |
Русский национальный характер | 1. Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва, борьба с польско-литовской и шведской интервенцией в начале 17 века – вот малая часть исторических событий, в которых русский народ проявил свою готовность защищать родину ценой собственной жизни. Великую мощь русского национального характера показали воины России в войне с Наполеоном и в Великой Отечественной войне. 2. Бородинское сражение, знак величия русского духа, стало объектом изображения многими русскими писателями и поэтами. Вспомним «Бородино» М. Ю. Лермонтова. Поэт гордится теми, кто не щадил себя во имя отчизны. В словах полковника, героя стихотворения, тоже русский дух, суть нашего национального характера: И молвил он, сверкнув очами: "Ребята! не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!" - И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. 3. Великий Л. Н. Толстой В «Войне и мире» рисует Бородино как воплощение русского национального характера. Солдаты перед решающим боем чистые рубахи надели, совершили молебен перед иконой Иверской Божьей матери. В бою они готовы на смерть и страдания ради Родины. «Чудесный народ, бесподобный народ!» - скажет о своих воинах великий полководец. 4. Недавно на Интернет-портале“Русская народная линия” прочитала статью о силе национального духа и самоотверженности советской армии и простых жителей блокадного Ленинграда, находившихся девятьсот дней в осажденном немцами городе. Для сравнения: Польша была взята фашистами через две недели, Франция покорилась через семь суток, а Чехословакия, Бельгия и Голландия были захвачены за три дня. Ленинград выстоял почти три года и не сдался! И таких примеров в истории страны множество... 5. На Интернет-форуме“Слава солдату” описан подвиг шестой роты Краснознаменного полка российских десантников во время чеченской кампании, который свидетельствует о великой силе национального духа российской армии. В результате обороны Аргунского ущелья девяносто солдат ценой своей жизни предотвратили прорыв трех тысяч вооруженных боевиков. |
Память о своих корнях | 1. А. С. Пушкин писал: Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них основано от века, По воле Бога самого, Самостоянье человека – Залог величия его. 2. Мне вспоминается повесть Д. Гранина «Зубр». Её главный герой, учёный-генетик Тимофеев-Ресовский, знал о своих предках, начиная с семнадцатого века, знал, где они жили, как служили отчизне, чем прославились. Это знание он передал сыновьям, и один из них, не нарушая традиций рода, погиб во имя мира на Земле в фашистском концлагере, другой понёс память о роде дальше. 3. В. П. Распутин в повести «Прощание с Матерой» с болью писал об утрате корней. Эта повесть — о деревне Матере, на месте которой должны построить гидроэлектростанцию и которая попала в зону затопления. Всю деревню надо было переселить на новое место, но старики не могли покинуть ее, потому что земля эта — родина их предков. Однако некоторые из них, в основном люди молодые, не вложившие сил в родную землю, не чтят своих предков, свой род, оскверняют их память. 4. Д. С. Лихачев писал в «Письмах о добром и прекрасном»: «Память – основа совести и нравственности». 5. В романе «Буранный полустанок» Ч. Айтматова главной темой является тема почитания своих предков, знание своих корней. У Едигея умер друг. И вот в поселок приехал сын этого умершего друга, Сабитжан. Как позже выяснилось, он «не хоронить приехал отца, а лишь бы только отделаться, прикопать как-нибудь и побыстрей уехать». Оказалось, не чтит Сабитжан своего родителя, не уважает прах его. Сабитжан – человек , который не помнит ни отца своего, ни мать свою. 6. А. Лиханов: «Память – основа человеческой личности; пока жив человек, живо то, что хранит его память; воспоминания об отчем доме - частица души каждого человека. Человек не может состояться как личность без любви к родительскому дому, к семье, к Родине.» |