VI. Нравственная проблематика. О вере и безверии

О вере и безверии

С. Соловейчик. Обычно слово «вера» связывается с «верой в Бога»…

(1)Обычно слово «вера» связывается с «верой в Бога», и это неудивительно; долгое время сфера нравственности находилась в ведении религии, и почти все духовно-нравственные понятия имеют религиозное происхождение: дух, душа, милосердие, совесть, даже спасибо. (2)В реальной жизни слово «вера» на каждом шагу используется в нерелигиозном значении. (3)Мы говорим: «вера в победу», «вера в людей»… (4)Все лучшие качества и поступки человека связаны с верой и верностью!

(5)Что значит способность верить? (6)Доказано, что люди наиболее активны, когда вероятность успеха составляет примерно 50%. (7)В этом случае деятельность требует веры и в то же время позволяет верить в успех. (8)Если вера не нужна (когда гарантировано 100% успеха) или невозможна (100% неудачи), работа становится бездушной, постылой и оттого малоэффективной.

(9)Привяжите руку к туловищу – она отсохнет. (10)Лишите человека возможности или необходимости верить – высохнет его душа, потому что вера – это функция души, как физическая работа – функция руки. (11)Нет веры – нет и добрых чувств. (12)Откуда же им взяться? («Для сердца нужно верить», как писал Пушкин.) (13)Бревно бревном человек, не верящий ни во что.

(14)И, разумеется, без веры невозможно никакое убеждение. (15)Убеждение – это знание, соединённое с верой в него. (16)Не все знания требуют убеждения, смешно заявлять: «Это стол, таково моё убеждение». (17)Убеждения начинаются там, где есть оспоримые знания, труднодоказуемые и трудноопровергаемые. (18)Знания не прямо действуют на чувства, они из разных материй сотканы. (19)Но есть между ними вера – она и чувство, она и знание, она и волнение по поводу знания. (20)Разум действует на чувства через веру: поэтому можно не знать, но верить, а можно знать, но не верить. (21)Но где нет способности верить, знания не становятся убеждениями. (22)Ум и сердце – «лёд и пламень», их не соединить, если нет передаточного механизма. (23)Как только этот механизм разваливается, человек теряет веру в свои знания, в правду, в жизнь и становится беспомощным…

(24)Подрастающий человек обычно идеализирует жизнь, и почти наверняка его вера пошатнётся в юности. (26)Что ж, не бывает так: прожил жизнь и не чихнул. (27)Но чем лучше питали человека в детстве добром и красотой, чем больше вокруг него ценили правду и труд, тем крепче будет его нравственное здоровье. (28)Вера в добро со временем укрепится в нём и станет основой мировоззрения.

(С. Соловейчик)

Сочинение

Вера… Что стоит за этим понятием? Какое значение имеет она в жизни человека? Над этими проблемами рассуждает С. Л. Соловейчик, журналист и публицист, теоретик педагогики.

Эмоционально , взвешенно рассуждает автор над проблемами веры. Чувствуется, что она, эта проблема, волнует его по-настоящему. Он вспоминает, что обычно слово «вера» связывается с «верой в бога», но в реальной жизни слово «вера» на каждом шагу используется в нерелигиозном значении. С. Соловейчик подтверждает свои мысли и цифрами, и эмоциональными аргументами ( предложения 9 -13), он цитирует Пушкина, использует вопросно-ответную форму изложения. Текст его далеко не прост, требует работы мысли. Но в конце концов вырисовывается истина.

Так что же такое «вера» в трактовке С. Соловейчика? «Вера – это функция души, как физическая работа – функция руки»; «она и чувство, она и знание, она и волнение по поводу знания». Почему вера так важна для человека? Вера – основа успеха, без неё невозможно никакое убеждение, она источник добрых чувств. С этими мыслями невозможно не согласиться. Вера есть в нас всегда. Если ты веришь, что начатое тобой дело будет успешным, то так это и будет. Вера в лучшее помогает жить.

… Есть у А. П. Чехова небольшой рассказ, в котором тоже поднимается проблема веры. Называется он «Рассказ старого садовника». Устами старого философа-садовника повествуется легенда о докторе, который много сделал для людей, был любим ими. Никто не представлял, что можно как-то навредить этому святому человеку. И вдруг его находят убитым. Все улики указывают на некого «шалопая», но он на суде категорически отрицает свою вину. Судья оправдывает этого человека, веря ему, и люди не осуждают его за это, считая, что не может быть человека, способного пасть так низко – убить доктора. Благотворное влияние имела на людей эта вера в человека, вера, которая не остается мертвой; она воспитывает в нас великодушные чувства и всегда побуждает любить и уважать каждого человека. Каждого! А это важно.

А ещё я вспоминаю песню из кинофильма «Два бойца», снятого в годы войны. Это песня «Тёмная ночь», написанная композитором Никитой Богословским и поэтом Владимиром Агатовым. Там есть такие строчки:

Верю в тебя, дорогую подругу мою,

Эта вера от пули меня темной ночью хранила.

Вера, действительно, может спасать! Верно сказал С. Л. Соловейчик: «Все лучшие качества и поступки человека связаны с верой и верностью!» Эта вера помогла выстоять многим в минуты тяжелейших испытаний. Меня потрясла книга Д. Гранина «Клавдия Вилор». Героиня книги перенесла страшную боль, унижения от немцев, стыд перед мальчишками-курсантами, вчера ещё её учениками, видящими её растерзанной и грязной, долгий путь к своим. И вела её вера в правоту своего дела!

Да, сложную философскую проблему поднял С. Л. Соловейчик, но она важна для меня. Пусть сегодня много вокруг негатива, много людей, не верящих в победу добра, но мне хочется вместе с автором сказать: «Вера в добро со временем укрепится в человеке и станет основой мировоззрения».

Н.В. Гоголь. Надобно сказать, что у нас на Руси если…. Лицемерие, бюрократизм

(1)Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались ещё кой в чём другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. (2)Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. (3)Француз или немец век не смекнёт и не поймёт всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. (4)У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, – словом, хоть восходи до миллиона, всё найдутся оттенки. (5)Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. (6)Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчинённых, – да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! (7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8)Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. (9)В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку. (10)«Да это не Иван Петрович, – говоришь, глядя на него. – Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький, и худенький; тот говорит громко, басит и никогда не смеётся, а этот чёрт знает что: пищит птицей и всё смеётся». (11)Подходишь ближе, глядишь – точно Иван Петрович! (12)«Эхе-хе!» – думаешь себе…

(Н.В. Гоголь)

Сочинение

Лицемерие, чинопочитание – одни из самых отвратительных пороков людей. Именно они являются объектом осмеяние в этом отрывке из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Каково отношение большинства русских чиновников к вышестоящим людям? Что лежит в основе оценки личности у русских людей: достоинства человека, его деловые качества или что-то другое? Вот вопросы, над которыми предлагает нам задуматься Гоголь.

Тонко и иронично пишет великий сатирик о том, как относятся к вышестоящим и у нас на Руси, и за границей. Иностранец одинаково говорит «и с миллионщиком, и с мелким торгашом хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым». У нас же отношение к человеку зависит от того, насколько он богат, какой чин он занимает. Гоголь усиливает наше отрицательное отношение к тем, кто так оценивает людей, прибегая к мифологическому персонажу – Прометею, вспоминает поэта Овидия. Злой смех вызывает у нас противопоставление поведения одного и того же человека: Он Прометей с нижестоящими, муха, «меньше даже мухи», песчинка перед теми, кто «чуть немного повыше его». И только горькое «эхе-хе» возникнет в уме того человека, кто столкнётся с этим «Прометеем».

Н. В. Гоголь не даёт прямых оценок, не делает явных выводов, он предлагает нам подумать. И мы приходим к выводу: очень часто русский человек оценивает другого не по его личным качествам, достоинствам, о по тому, какое место занимает тот в обществе, насколько он богат, какой чин имеет, то есть сатирик осуждает чинопочитание и лицемерие.

Всякий из нас также отрицательно относится к этим людским порокам. Мы с возмущением слышим о тех чиновниках, которые получают большие взятки за то, чтобы выделить удобное место под строительство, получить выгодный транш, да что там, устроить ребёнка в детский сад, в престижную школу, в вуз.

А разве тот, кто даёт эти взятки, не достоин осуждения. Он тоже лицемер, он тоже перед чинами голову склоняет! А то вдруг мы узнаём что в школу, в село, в город едет высокое начальство. Боже, что тут начинается! Метём скребём, моём, словом, создаём настоящие «потёмкинские деревни», лишь бы угодить начальству, совсем как в гоголевском «Ревизоре».

Я не случайно упомянула комедию Гоголя «Ревизор». Как ярко отразил в ней великий писатель извечные наши чинопочитание и лицемерие! Помните сцену, когда завравшийся Хлестаков рассказывает, что он с министрами на короткой ноге. Как меняются в лице чиновники города, как они трясутся, заикаются!

Русские литераторы вообще часто обращались в теме лицемерия и чинопочитания. Вспомним чеховские рассказы «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника». В первом из них Порфирий, герой рассказа, узнав, что его бывший одноклассник добился высоких чинов, льстит и угодничает, а во втором Червяков умирает от переживаний, когда в театре случайно чихнул на генерала и обрызгал его. Он пытается извиниться, но генералу он порядком надоел, и он прогоняет его. Придя машинально домой, не снимая вицмундира, Червяков лёг на диван и … помер. Чеховский герой живет на принципах неукоснительного преклонения нижестоящих членов над вышестоящими, независимо от индивидуальных качеств или заслуг.

Итак, отвратительны чинопочитание и лицемерие, надо делать всё, чтобы эти позорные явления реже встречались в нашей жизни.

В. Розов. Люди хотят быть счастливыми…

Виктор Сергеевич Розов – известный русский драматург, участник Великой Отечественной войны. В остроконфликтных пьесах преимущественно о молодёжи второй половины ХХ века («В поисках радости», «Традиционный сбор», «Вечно живые», по которой был снят один из лучших фильмов об Отечественной войне «Летят журавли», и др.) он поднимает вопросы нравственности, гражданской ответственности, напоминает о традициях русской интеллигенции. Познакомьтесь с его размышлениями о том, что такое счастье.

(1)Люди хотят быть счастливыми – это их естественная потребность. (2)Но где кроется самая сердцевина счастья?(3)(Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь.) (4)Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5)И да, и нет. (6)Нет – по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными не­взгодами. (7)Кроется ли она в здоровье? (8)Конечно, да, но в то же время и нет.

(9)Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучше­го не угасло в человечестве. (10)А Чехов писал: «Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вни­кай». (11)Обратите внимание на начало фразы: «Если хо­чешь быть оптимистом...» (12)И ещё – «вникай сам».

(13)В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был весёлый. (14)Сёстры спрашивали: «Розов, что ты такой весёлый?» (15)А я отвечал: «А что? Это нога болит, а я-то здоровый». (16) Дух мой был здоров.

(17)Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: «Царствие Божие внутри нас». (18)Гармоническое устройство этого «царства» во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. (19)Но не самую важную. (20)При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я всё же прежде всего выделю борьбу с самим собой. (21)Нельзя ждать, что кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22)Надо вступать в битву за «честного малого» в себе, иначе – беда.

В. Розов

Сочинение

Ах, как хочется каждому из нас быть счастливым! Но представления о счастье у всех разные. Что включает в себя понятие «счастье», что значит быть счастливым человеком? Эти проблемы пытается решить В. Розов.

Публицист говорит о том, что потребность счастья есть у каждого человека. Материальное благополучие и здоровье важны, но они лишь составные компоненты счастья. Чтобы подвести читателя к своему видению проблемы, автор вспоминает мудрые мысли Горького, Чехова, обращает внимание на то, что, по мысли Горького, желание лучшего всегда есть в человеке, а Чехов, говоря об оптимизме, призывает перестать верить тому, что говоря и пишут, а «вникать самому». Розов вспоминает, что, даже лёжа в больнице «загипсованным по грудь», он ощущал себя счастливым, потому что дух его был здоров. И в самом конце своих размышлений он формулирует свою позицию.

Счастье кроется в гармонии личности, достижение его зависит от самого человека – вот видение проблемы счастья по Розову. И с ним невозможно не согласиться, потому что к тебе не придёт добрый дяденька и не принесёт счастье на тарелочке с голубой каёмочкой. Ты сам должен избрать свой путь, любимую профессию, любимого человека. Ты должен «вступить в битву за «честного малого» в себе».

Каким прекрасным советчиком в этом вопросе будет литература. Иногда мне кажется, что многие книги классиков – это книги о поисках счастья. Вспомним роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный его герой в начале произведения имеет всё для счастья: он довольно хорошо образован, умён, здоров, молод, красив, любим женщинами. Однако Пушкин вопрошает: «Но был ли счастлив мой Евгений?». И вынужден признать, что «рано чувства в нём остыли». Почему? У Онегина нет цели, «труд упорный ему был тошен».

А кто из героев классики счастлив? Сразу вспоминаю Пьера Безухова и Наташу Ростову. Пьер не чувствует биения жизни, пока живёт для себя, но когда в нём возникает желание «быть вполне хорошим», он ощущает полноту жизни. В эпилоге романа мы видим его и Наташу Ростову счастливыми, потому что Пьер любит и любим, он занят общественной деятельностью (вспомним, что первоначально роман задумывался как роман о декабристах). Наташа Ростова обрела счастье в семье, она прекрасная мать, жена, разделяющая интересы мужа.

Ещё очень много приходит мыслей и литературных параллелей, когда думаешь о том, как решали проблему счастья наши писатели. Но ловишь себя на том, что невольно соглашаешься с точкой зрения

В. Розова: счастье - это гармония, чтобы человек был счастлив, важны и здоровье, и материальное благополучие, но гораздо существеннее этого стремление стать лучше, духовно расти.

По В.В. Воробьеву. В русском языке есть прекрасное слово «подвижник»…

(1)В русском языке есть прекрасное слово «подвижник». (2)Оно сродни слову «подвиг» и означает: «славный великими делами, на каком-либо поприще; доблестный делатель; храбрый, удачливый воитель…».

(3)И что самое удивительное – все эти определения, которые взяты из словаря В.И. Даля, можно справедливо соотнести с личностью созда­теля великого собрания русских слов. (4)Главным подвигом и столбовым путём, «путём веры и праведничества» для Владимира Ивановича Даля до последних часов его жизни оставалось собирание Слов.

(5)К созданию будущего Словаря, и этому есть много свидетельств, В.И. Даля подтолкнул А.С. Пушкин, дружба с которым у него сохранится до последнего вздоха поэта. (6)Буквально на руках Даля скончался его великий советчик и друг. (7)«Словом человека не убьёшь», – где-то услышит поговорку Даль, а верной оказалась другая: «Слово пуще стрелы ранит».

(8)Даль собрал за свою долгую жизнь более 200 тысяч слов. (9)Если их просто выписать столбиком, понадобится четыреста пятьдесят ученических тетрадей. (10)Но Владимир Иванович ещё и объяснил каждое слово и привёл примеры их употребления в пословицах и крылатых выражениях. (11)Так, слово «добро» он проиллюстрировал 60 пословицами! (12)«Правда» для Даля была – «истина на деле, истина в образе, во благе; это правосудие, справедливость («стоять за правду»), а также честность, неподкупность, добросовестность, законность, безгрешность».

(13)Отечеством Даль называл не только землю, где человек «родился, вырос», но и «землю, где выходец поселился, приняв подданство или прочно, навсегда водворившись». (14)Судьба уготовила Далю стать в начале пути «воителем», то есть защитником Отечества, Родины. (15)Всегда мягкий и сдержанный по характеру, он мог сказать при случае: «Я полезу на нож за правду, за Отечество, за русское слово, за язык». (16)«Отец мой – выходец, а моё отечество – Русь», – напишет впоследствии Даль в Словаре.

(17)Свой труд Даль назвал «Толковым словарём живого великорусского языка». (18)Создатель словаря шутил: «Толковым не оттого назван словарь, что мог получиться и бестолковым, а оттого, что он слова растолковывает».

(19)За неделю до смерти В.И. Даль обратился к дочери с последней просьбой – записать для нового издания Словаря четыре незнакомых ему слова, услышанных им от прислуги.

(20)Подвиг, по Далю, – «доблестный поступок, дело или важное, славное деяние», отсюда и слово «подвижник». (21)Трепетное отношение великого собирателя к Слову, к Отчизне, к правде – равнозначным для него понятиям! – убеждает нас сегодня в подвижничестве В.И. Даля. (22)Не так ли?

(По В.В. Воробьеву)

Сочинение

Рассказывая о жизни составителя «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля,

В. В. Воробьёв поднимает очень важную проблему: какого человека можно назвать подвижником, что включает в себя это понятие..

Воробьёв утверждает, что В. И Даля можно с полным основанием назвать подвижником за его жизнь, посвящённую Отчизне. Он составлял словарь русского языка, идею эту подсказал ему А. С. Пушкин. Мягкий и сдержанный по характеру, Даль «мог сказать при случае: «Я полезу на нож за правду, за Отечество, за русское слово, за язык». То, что он трепетно относился к Слову, к Отчизне, к правде, убеждает нас в его подвижничестве.

Итак, кто же может, подобно В. И. Далю, получить право называться подвижником? Это человек, -«воитель», защитник Отечества, или, по определению Даля, «славный великими делами, на каком-либо поприще; доблестный делатель; храбрый, удачливый воитель…».

Да, с таким определением трудно не согласиться. Подвижник, подвиг… Два однокоренных слов, но между ними есть существенная разница: подвижник – это человек, героически принявший на себя тяжёлый труд или лишения ради достижения высокой цели, подвиг - доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях. Конечно, достойны уважения и те, кто является подвижниками, и те, кто совершил подвиг, но подвиг может быть мгновенным порывом, подвижничество – сознательное отречение от удобной, размеренной жизни во имя высоких целей.

Примером подлинного подвижничества, благородства, величия души могут послужить судьбы

А. Д. Сахарова, А. И. Солженицына, С. П. Королёва, Б. А. Пастернака, А. А. Ахматовой и многих других деятелей науки и искусства. Все перечисленные люди в своей деятельности руководствовались принципами чести, порядочности. Академик Сахаров, лауреат Нобелевской премии, за свою правозащитную деятельность подвергся гонениям и лишен звания трижды Героя социалистического труда, но не отказался от своих друзей и убеждений. ГУЛАГ, тюрьмы ссылки, вынужденная эмиграция – вехи трудного жизненного пути А. И. Солженицына, но он всегда верен своим идеалам. Великий Сергей Королев был до войны приговорен к 10 годам заключения, наказание отбывал на Колыме, но не затаил обиды, во время войны, после неё работал в ракетостроении, несмотря на то, что не всегда находил поддержку у власти. Б. Пастернак и А. Ахматова долгое время не могли найти путь к своему читателю, их запрещали печатать. Пастернак стал вторым писателем из России (после И. A. Бунина), удостоенным этой награды. Присуждение премии воспринималось советской пропагандой как повод усилить травлю. В 1946 году резкой критике подвергалось творчество Анны Ахматовой, и она была исключена из Союза советских писателей. Но и Пастернак, и Ахматова не изменяли своим взглядам, своим читателям.

В художественной литературе есть немало книг о подвижниках. Мне вспоминается повесть Д. Гранина «Зубр». В ней рассказывается о трудной судьбе знаменитого ученого Н. В. Тимофеева-Ресовского. Он до войны отправлен советским правительством для научной работы за границу, останется там во время войны, спасёт жизнь многим людям. После войны на него обрушилась волна злых наветов, чудовищных обвинений в сотрудничестве с фашистами. И как возмездие — ужасы сталинских пыток, тюрьма, ссылка. Но и эти испытания выдержал с честью учёный. Такие ученые, такие личности, как Зубр, напоминают человечеству о его огромном потенциале, реализовать который возможно при любых обстоятельствах.

Судьбы людей, заслуживших право именоваться подвижниками, сложные и трудные. Такими людьми можно только восхищаться, с них можно брать пример беззаветного служения делу, Родине.

Наши рекомендации