Личностные результаты

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

МОУ Ольявидовская основная

общеобразовательная школа

Название курса: мир театра

Класс: ___________3___________

Рабочая программа составлена:

Стоякиной Ларисой Владимировной

Ф.И.О. учителя (полностью)

2015г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир театра» является продолжением урочной деятельности, составленная на основе:

· Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

· Приказа Минобразования России от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

· Основной образовательной программы начального общего образования МОУ Ольявидовской основной общеобразовательной школы.

Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся третьего класса МОУ Ольявидовской основной общеобразовательной школы. Курс рассчитан на два года.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка. Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.

В то же время театральное искусство (театрализация)

  • способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;
  • пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно;
  • активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.

Отличительными особенностями и новизной программы является

деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и изобразительное искусство);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Цели и задачи

Цель: воспитывать гармоничную разностороннюю личность, развивая творческие способности учащихся.

Задачи:

- формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;

- развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;

- развивать воображение, выразительность речи;

- пополнять словарный запас, образный строй речи;

- формировать способность строить диалог друг с другом;

- знакомить детей с терминологией театрального искусства;

- развивать коммуникативную культуру детей;

- раскрывать творческие способности учащихся;

- воспитывать в детях добро, любовь к ближним, к родной земле,

- воспитывать неравнодушное отношение к окружающему миру.

На изучение курса «Мир театра» в 3 классе отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).

Содержание курса «Мир театра»(34 ч)

«Мастерская тела» (17 ч)включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».

Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

«Мастерская чувств» (17 ч) исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

1. Вводное занятие.

· Игры на знакомство: «Представься по-доброму», «Автограф» и т.д.

· Ознакомительная беседа о театральном искусстве

· Игры «Муравьи», «Кактус и ива»

· Инструктаж по технике безопасности на занятиях.

2. Мастерство актёра.

· Упражнения психофизического тренинга:

- разогревающие – связанные, как правило, с расчленением опорно-двигательного аппарата на биомеханические звенья и разминкой каждого звена в отдельности;

- основные – упражнения в конкретных предлагаемых обстоятельствах, с разминкой, как отдельных звеньев, так и всего биомеханического аппарата в целом.

- упражнения на включение воображения - «превращение комнаты в магазин, бассейн, космический корабль и т.д.». Воспитанники превращаются сами, оживляя, наделяя характером неодушевлённые предметы (чайник, дерево, хрустальная ваза, часы и т.д.), подключая физические действия.

· одиночные этюды по темам:

- этюды на эмоции,

- на выразительность жеста,

- на развитие органики.

Изучаются следующие теоретические понятия:

· актёрская оценка – это способность откорректировать своё поведение по отношению к предмету, партнёру, событию.

· сценическое внимание – активный познавательный процесс, в котором участвуют зрение, слух, осязание, обоняние, как необходимое условие органического действия. Для тренировки этого важного в актёрской работе процесса существует множество различных упражнений, помогающих воспитанникам научиться удерживать своё внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия.

· Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии («Звуки улицы», «Звуки внутри нас» и т.д.)

3. Сценическая речь.

· Правила гигиены голоса

· Способы закаливания голоса

· Гигиенический и вибрационный массаж лица

· Упражнения:

а)на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе;

б)на снятие мышечных и психологических зажимов (упражнения «Марионетка», «Взрыв», «Расслабляющий массаж», «Железное тело», «Шалтай-болтай» и т.д.).

· Дыхание:

а) Тренируем верное дыхание (упражнения «Мяч», «Резиновая кукла», «Шарик» и т.п.).

б) Знакомство с понятием «фонационное» (звучащее) дыхание (упражнения «Жилет», «Комар», «Котенок»).

в) Тренировка мышц дыхательного аппарата:

- подготовка к дыхательному тренингу (упражнения на разные группы мышц;

- дыхательный тренинг.

· Артикуляционная гимнастика:

· упражнения для языка;

· упражнения для губ;

· упражнения для челюсти.

· Игры и упражнения на речевое дыхание «Игра со свечой», «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики»

Работа над скороговорками: разучивание простых скороговорок с постепенным увеличение темпа («От топота копыт», «Шла Саша», «Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей», «Сорок сорок в короткий срок съели сырок», «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.)

4. Постановочная работа.

Специальные театральные игры («Зеркало», «Посмотри, что я делаю», «Одно и тоже по- разному», «Превращение предмета»)

Подготовка миниатюр, небольших тематических сценических композиций, которые свободно могли бы стать частью любой концертной программы. Постановочная работа делится на несколько этапов. Выбор материала должен проходить при тесном творческом сотрудничестве и заинтересованности воспитанников. При этом, чем более живо и активно будет проходить этот первый этап, тем проще будет строиться дальнейшая работа над уже утверждённым коллективным решением материалом. Тем проще воспитанникам будет «присвоить» его себе.

Кроме того, возможен вариант эпизодического участия в спектаклях групп второго и третьего годов обучения.

5. Пластика.

· Знакомство воспитанников с собственным телом: с его анатомией, с его физическими и психофизическими качествами, с его двигательными возможностями, с его проблемами и ограничениями.

· Разминка:

- упражнения по коррекции осанки, коррекции походки.

- упражнения на развитие гибкости и силы (различные виды отжиманий, подтягиваний, приседаний, наклонов, прогибаний, поворотов; парные упражнения со всевозможными видами сопротивления партнёра, локомоторные упражнения; упражнения на развитие прыгучести; статистические упражнения; волевая гимнастика).

- упражнения, регулирующие мышечный тонус, позволяющие снимать излишние мышечные напряжения, т.е. развивающие качество, которое в театральной практике называется свободой мышц.

- упражнения, совершенствующие координацию движений, развивающие умение изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспособлять к препятствиям (противовращения различных частей тела, упражнения циклического характера, поочерёдные упражнения).

Игры на развитие двигательных способностей: «Муравьи», «Кактус и Ива», «Пальма», «Мокрые котята» и т.д.

Планируемые результаты изучения курса «Мир театра»

Ожидаемые метапредметные результаты обучения по ФГОС:

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

• потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам

• этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

• осознание значимости занятий театральной игровой деятельности для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:

· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

· планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

· анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающиеся научатся:

• понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

• проявлять индивидуальные творческие способности в играх, этюдах, инсценировках, чтении по ролям.

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научатся:

• включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;

• работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

• обращаться за помощью;

• формулировать свои затруднения;

• предлагать помощь и сотрудничество;

• слушать собеседника;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Календарно - тематическое планирование

№ уроков Содержание (тема урока) Характеристика видов деятельности ученика Плановые сроки прохождения Скорректированные сроки прохождения  
 
Инструктаж по охране труда. Знакомство. Вводное занятие Знакомство детей друг с другом, с учителем, развитие дружеских взаимоотношений, диагностика творческих способностей учащихся 1неделя    
Что такое театр? Разъяснить учащимся цели, задачи кружка; формы занятий. Беседа-диалог с показом афиш, иллюстраций, фотографий, дать представление о театре, видах театрального искусства. (Презентация) 2неделя    
В человеке должно быть все прекрасно Упражнения на снятие телесных зажимов и умение владеть своим телом   3неделя    
Урок-игра. В человеке должно быть все прекрасно 4неделя    
В гостях у веселых гномов. Освобождение мышц Познакомить детей с понятиями «мимика», «пантомима», «жест». Упражнения детей в изображении героев с помощью мимики и жестов. 5неделя    
Игровой урок Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса Активизировать словарь детей 6неделя    
Игры на лесной полянке Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Развивать фантазию при построении диалогов. Активизировать использование в речи мимики и жестов 7неделя    
Игры на лесной полянке (продолжение) 8неделя    
В пещере горного короля Выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью, малых пластических форм и т. п. 9неделя    
В пещере горного короля (продолжение) Упражнения на развитие координации движения, снимающие мышечное напряжение и зажимы 10неделя    
Работа в группах. Твори, придумывай, импровизируй Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Развивать фантазию при построении диалогов. Активизировать использование в речи мимики и жестов 11неделя    
Игры в парах. Твори, придумывай, импровизируй 12неделя    
В мастерской у папы Карло Формировать правильную дикцию, продолжать отрабатывать выразительность мимики и голоса 13неделя    
Практическое занятие. В мастерской у папы Карло 14неделя    
Дом, где изменяются сердца Познакомить детей с различными видами театрального искусства, показать сходство и различие различных театральных постановок 15неделя    
Урок – концерт (подготовка) Упражнения, игры на отработку интонационной выразительности. Мастерская выразительного чтения 16неделя    
Урок – концерт (выступление) 17неделя    
Инструктаж по охране труда. Создатели спектакля. Актеры Познакомить учащихся с профессий «актер» 18неделя    
Создатели спектакля. Режиссер Познакомить учащихся с профессий «режиссер» 19неделя    
«Если бы», или развитие памяти и внимания. Развитие памяти Упражнения, игры на развитие памяти 20неделя    
«Если бы», или развитие памяти и внимания. Развитие внимания Упражнения, игры на развитие внимания 21неделя    
«Если бы», или развитие памяти и внимания. Зрительное внимание Упражнения, игры на развитие зрительного внимания 22неделя    
«Если бы», или развитие памяти и внимания. Слуховое внимание Упражнения, игры на развитие слухового внимания 23неделя    
«Если бы», или развитие памяти и внимания. Осязательное внимание Упражнения, игры на развитие осязательного внимания 24неделя    
«Волшебная палочка», или сила воображения. Рассказ – картинка Упражнять детей в проговаривании фраз с различным тембром, поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, позу, речевую интонацию 25неделя    
«Волшебная палочка», или сила воображения. Рассказ наоборот 26неделя    
«Волшебная палочка», или сила воображения. Предложение из слов 27неделя    
«Театральные игры». Пластическая импровизация: Я – зернышко Упражнения на развития пластики, выразительности жестов, мимики, голоса 28неделя    
«Театральные игры» Игра-импровизация по сказке «Колобок» Развивать умение драматизировать сказку, Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета, совершенствовать навыки групповой работы 29неделя    
«Театральные игры» Игра-импровизация по сказке «Теремок» 30неделя    
«Театральные игры» Игра-импровизация по сказке «Репка» 31неделя    
«Театральные игры» Игра-импровизация по сказке «Курочка Ряба» 32неделя    
Урок – концерт (презентация) Презентация проекта «Мои любимые сказки» 33неделя    
Урок – концерт (выступление) 34неделя    

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания школьного

методического объединения

учителей от _____________ № ____

_____________ С.Б.Чичаева

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________Е.И. Сергиенко

«_____» _____________ 2015г.

Наши рекомендации