Тема 3: Онтогенез речи (1ч)
Тема 1: Психолингвистика как современная научная область исследований (1ч)
Цель:уяснить основные положения психолингвистики.
Вопросы:1) Почему психолингвистика – комплексная наука? 2) Каков концептуальный базис психолингвистической теории? 3) Почему не существует единообразного определения психолингвистики? 4) С какими смежными науками связана психолингвистика? 5) Почему психолингвистика – перспективное направление современного языкознания?
Задание:1)Подготовьте материал по теме в соответствии с предложенным далее планом. 2) Дайте характеристику психолингвистике как современному научному направлению. 3) Выясните, какое из определений психолингвистики является наиболее точным. Ответ аргументируйте.
Методические рекомендации.Начинайте изучение материала с общих понятий: объект, предмет науки, задачи. Обратите внимание на отсутствие единообразного определения данной области научного знания. Приведите различные точки зрения. Учитывайте следующие вопросы:
1. Статус психолингвистики как науки. Концептуальный базис теории. Объект и предмет науки: их динамика. Определение психолингвистики. Цель психолингвистики.
2. Междисциплинарность психолингвистики: психолингвистика и психология; взаимоотношения психолингвистики с лингвистикой.
3. Специфика психолингвистических исследований: отличительные черты психолингвистики (три фактора).
4. Основные направления исследования в современной психолингвистике: их динамика в контексте развития мировой науки.
5. Актуальные проблемы психолингвистики в текущий период.
6. Психолингвистика и смежные с ней области знания: нейролингвистика, психология речи, когнитивная психология, этнопсихолингвистика и др.
Форма отчётности:коллоквиум.
Сроки выполнения задания и оценки знаний: 2 неделя.
Тема 2: Этапы становления и развития психолингвистики (1ч)
Цель:знать причины и основные этапы развития психолингвистики.
Вопросы:1) Каковы истоки психолингвистики? 2) Какова основная причина развития психолингвистики как науки? 3) Каковы источники психолингвистики? 4) Каковы периоды в развитии науки? 5) Почему существует проблема периодизации развития психолингвистики?
Задания:1) Изучите материал по теме в соответствии с планом. 2) Подготовьте более подробно 1 и 2 вопросы плана. 3) Установите разницу и общее в понимании психолингвистики Л.С. Выготским, А.А. Леонтьевым, Н.И. Жинкиным.
Методические рекомендации. При изучении темы обратите внимание на психолингвистические идеи до возникновения психолингвистики. Это идеи А.А. Потебни, И.А. Бодуэна де Куртенэ, Л.В. Щербы, Ф.Ф. Фортунатова, А.М. Пешковского и др. Кроме того, определенную роль сыграли и идеи В. Гумбольдта. Приведите различные точки зрения. Выясните, какие идеи и положения вам представляются наиболее конкретными, чёткими, близкими психолингвистике. Ответ обоснуйте. Следуйте плану:
1. Исследование речемыслительной деятельности в российской лингвистике и психологии.
2. Психологические и лингвистические «истоки» психолингвистики. Л.С. Выготский как один из основоположников психолингвистики. Психолингвистика как теория речевой деятельности (работы А.А. Леонтьева).
3. История возникновения психолингвистики: причины появления, три источника психолингвистики.
4. Проблема периодизации развития психолингвистики (Залевская А.А., Тарасов Е.Ф., ЛеонтьевА.А.). Основные этапы становления и развития психолингвистики в ХХ столетии.
5. Психолингвистика первого поколения: ассоцианистское направление в психолингвистике 50-х годов 20 века (вопрос об уровнях порождения речи, точка зрения Ч. Осгуда).
6. Психолингвистика второго поколения: трансформационистское направление в психолингвистике 60-х годов (подход к коммуникации с точки зрения Дж. Миллера).
7. Психолингвистика третьего поколения: критика предшествующих направлений исследований с усилением внимания к семантике; стремление изучать речь реального человека как члена некоторого социума.
8. Основные этапы развития психолингвистики как науки по Дж. Кессу: а) период формирования (идеи структурализма и бихевиоризма); б) лингвистический период (трансформационная грамматика); в) когнитивный период (признание связи языка с другими когнитивными системами); г) текущий период когнитивной науки (становление когнитивного подхода как интердисциплинарной науки; изучение в психолингвистике понимания, запоминания и продуцирования дискурса).
Форма отчётности:обсуждение вопросов темы.
Сроки выполнения задания и оценки знаний: 4 неделя.
Тема 3: Онтогенез речи (1ч)
Цель:рассмотреть интеллект и речь в онтогенезе и филогенезе.
Вопросы:1) Что такое онтогенез? 2) Что такое филогенез? 3) Почему имеет смысл говорить об автономном происхождении и развитии интеллектуальной и речевой способности? 4) Каковы общие закономерности овладения различными компонентами языковой системы в онтогенезе речи? В чем сложность проблемы? 5) Какова специфика детского словотворчества в период овладения системой родного языка? 6) Почему речь взрослых, обращенная к ребенку, - это важнейший фактор формирования речевой деятельности в онтогенезе?
Задания:1) Изучите материал в соответствии с планом. 2) Составьте по теме конспект. 3) Проанализируйте интеллект и речь в онтогенезе и филогенезе. 4) Рассмотрите автономное происхождение и развитие интеллектуальной и речевой способности.
1. У истоков речевой способности: дословесный период младенческих вокализаций.
2. Детское словотворчество в период овладения системой родного языка.
3. Формирование грамматического строя речи в ходе онтогенеза: овладение морфологическим строем языка; закономерности овладения синтаксисом в онтогенезе.
4. Речь взрослых, обращенная к ребенку, важнейший фактор формирования речевой деятельности в онтогенезе.
Методические рекомендации.Начните изучение темы с определения следующих терминов: онтогенез и филогенез. Обратите внимание на то, чем они принципиально различаются. Далее проследите за истоками речевой способности (дословесным периодом), за закономерностями овладения различными компонентами языковой системы в онтогенезе речи (освоением звуковой формы), за закономерностями формирования лексического строя речи в онтогенезе речевой деятельности, за психологическими закономерностями овладения значением слова в онтогенезе. Выявите специфику детского словотворчества в период овладения системой родного языка.
Форма отчётности:письменный отчет.