Какие утверждения являются верными? Выпишите их номера
1.Собор Святой Софии в Киеве построен раньше собора Святой Софии в Новгороде
2.Успенский собор во Владимире построен по повелению Ярослава Мудрого
3.В строительстве Успенского собора принимали участие архитекторы из Западной Европы
4.У Софийского собора в Новгороде 5 куполов
5.Софийский собор в Новгороде обильно украшен рельефами
6.При строительстве Софийского собора в Киеве русских архитекторов обучали строители из Византии.
7.Успенский собор во Владимире несколько раз пострадал от пожаров
8.Софийский собор в Новгороде производит впечатление изящества и легкости
2.Исправьте ошибки, допущенные в определениях:
1)Подпружные арки – четыре вогнутых треугольных поверхности, ведущих от стены к барабану купола
2)Купол - венчающая часть церкви в форме цилиндра
3) Закомара – выступ в восточной части церкви, перекрытый полукуполом
4)Паруса– проходы в храме, образованные рядами колонн
5) Апсида– полукруглое завершение верха церковной стены
3.Кратко ответьте на вопрос:
Почему авторы икон не подписывали на них свои имена?
4.Завершите начатые предложения:
1. Архитектура Древней Руси обогатила византийский тип храма следующими особенностями:………………………………………………..
2.Для храмов Владимиро-Суздальского княжества характерны следующие особенности:………………………………………………………………..
3.Нарядность русского храма вызвана тем, что он символизирует…………….
Надпишите, как называются основные части храма
6. Кратко ответьте на вопрос:
Объясните выражение «Иконопись подчинена канону»
ГРУППОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
ЗАДАНИЕ 1
I.Объясните, какие изменения и почему произошли в иконописи из-за периода иконоборчества в Византии в VII – ixвв.?
II. Распределите на три колонки особенности, присущие иконам, созданным
- Феофаном Греком
- Андреем Рублевым
- Дионисием :
1.Удлиненность пропорций фигур
2.Темный колорит в стиле северной иконописи
3.Особая одухотворенность ликов
4.Создание собственной вариации канона изображения одного из ветхозаветных сюжетов
5.Изящество и нарядность
6.Голубой фон иконы вместо золотого
7.Передача движения фигур и бурных эмоций
8.Светлый гармоничный колорит
9.Ярко выделенные пробела (оживки)
10.Согласованный ритм линий
ЗАДАНИЕ 2.
I. Каковы особенности передачи пространства в иконописи?
II. Из предложенных вариантов выберите правильный ответ на вопрос:
1)Период иконоборства в Византии завершился:
А)военной победой сторонников иконопочитания
Б)указом императрицы Ирины о разрешении почитания икон
В)VII Вселенским Собором высших чинов церкви, на котором были разработаны иконописные правила
2)Главным принципом иконописи можно назвать:
А)стремление следовать канону
Б)стремление разделить мир земной и небесный
В)стремление как можно точнее изобразить события жизни Христа и святых
3) Иоанн Дамаскин считал:
А)что поклонение иконам нужно запретить
Б)что иконопись должна как можно точнее изображать реальный мир
В)что поклоняться нужно не самой иконе, а священному образу
4)Иконографический тип, изображающий Христа, в одной руке держащего Евангелие, а другой – благословляющего, носит название:
А)Спас Вседержитель
Б)Спас Нерукотворный
В)Спас в Силах
5)Знаменитая икона «Богоматерь Владимирская» принадлежит к иконографическому типу:
А) Одигитрия
Б) Умиление
В) Знамение
ЗАДАНИЕ 3.
I. Почему на протяжении нескольких веков в России было утеряно понимание художественной ценности икон?
II.Распределите приведенные ниже особенности по двум колонкам:
-особенности иконописи
- особенности обычной живописи
1.Строгое следование канону
2.Символическое значение цветов
3.Стремление передать объем фигур и глубину пространства
4. Рисование с натуры
5.Обратная перспектива
6.Линейная и воздушная перспектива
7.Светотеневая моделировка
8. Изображенные свечи и факелы не являются источниками света
9.Полная свобода художника в трактовке образов и сюжетов
10.Одновременное изображение разновременных события
ЗАДАНИЕ 4.
I. Как в Византии возникло движение иконоборчества?
II. Исправьте ошибки, допущенные в описании технологии создания иконы:
1.По канону иконы должны быть написаны только на досках
2.Первым этапом изготовления иконы было нанесение на доску золотого фона
3.Для грунтовки доски приготовляли смесь из олифы и алебастра
4.Контуры фигур наносились на доску до грунтовки
5.Грунт наносили в один слой
6.Лица и руки святых расписывались раньше, чем одежда и детали окружающей среды
7.Тонкие золотые полоски – ассист – наносили поверх красочного слоя
8.Для иконописи использовалась техника энкаустики – восковые краски
9.Для защиты красочного слоя икона покрывалась особым лаком на основе смолы