Техника как социокультурное явление, ее взаимодействие с другими феноменами культуры. (О. Шпенглер, К. Ясперс, М. Хайдеггер)
…Пожалуй, ничто из явлений, окружающих человека на рубеже 20в., не вызывает такого противоречивого к себе отношения, как техника. Непрерывный технический прогресс, как казалось всем, подтверждал идею о господстве человека над природой. Укреплялись надежды на культурный, экономический, моральный прогресс с помощью науки и техники. Сегодня этой убежденности брошен вызов. Растут беспокойство и нападки на технику. Возросла непредсказуемость последствий для природы и человека, которые несет с собой все усложняющаяся техника. Необходимость "предвидеть непредвиденное" требует надежности техники. Масштабы развития техники привели к возникновению особого технического мира. Законы этого техномира могут как бы "мстить" людям за их незнание и пренебрежение к ним.
В узком смысле слово "техника" – это инструментальные средства, используемые человеком в своей деятельности по преобразованию природы, это некоторые "объекты" (артефакты), созданные человеком, имеющие свою внутреннюю природу и логику действия (работы), которая изучается техническими науками.
В широком смысле термин "техника" имеет как бы и внетехнологический смысл – социальный, ценностный, историко-цивилизационный, ее понимают как продукт человеческой цивилизации. В широком смысле она есть инструментальное средство, техническое знание, часть общественного прогресса, социальной динамики.
К-ра: 1) результаты деятельности человечества, выступающие как ценности; 2) степень совершенствования способов деятельности; 3) степень развитости духовной составляющей личности.
Безусловно, техника как явление к-ры имеет все эти измерения.
Техника может рассматриваться, по крайней мере, в трех аспектах:
как объект – это приборы, инструменты, машины, имеющие определенную значимость для жизнедеятельности человека, сберегающие его ресурсы;
как знание (техническое) – умения, правила, теории;
как процесс изобретения, проектирования, изготовления, использования.
Она представляет собой "искусность ", "мастерство". В этом плане техника представляет собой технологию (способ) деятельности, а ее социокультурный смысл заключен в технологическом совершенстве.
Техника расширяет человеческие возможности, создает условия для развития его способностей, служит средством реализации природных задатков.
43. Концепции исторического развития техники.
Истоки философии техники прослеживаются в трудах древних философов, но систематическое философское исследование феномена техники началось в лишь конце ХIХ – начале ХХ в. Термин «философия техники» в научный обиход ввел немецкий ученый Э. Капп, в 1877 г. выпустивший книгу «Основные линии философии техники». В России основы философского осмысления техники были заложены Н. А. Бердяевым, А. А. Богдановым, П. К. Энгельмейером .
2. В философии сложились две концепции возникновения техники: «орудийная» концепция Л. Нуаре и «трудовая» концепция Ф. Энгельса. Рассмотрим их несколько подробнее.
Л. Нуаре рассматривает способность человека делать орудие как существенное его отличие от животного. В своих работах («Происхождение языка», 1877; «Орудие и его значение в историческом развитии человечества», 1880) он обосновывает идею о том, что только с появлением орудий труда начинается подлинная история человечества, так создание и применение орудий явились источником развития человеческого сознания. В орудиях труда человек «проектирует» собственные органы, которые еще недавно действовали инстинктивно. Руки выступают в качестве особого орудия («орудия орудий»), или, по выражению Нуаре, «органа внешнего мозга», и становятся фактором развития разума. Синхронно им развиваются глаза, зрение, функционирование всего человеческого организма, и в первую очередь мозга. Сначала было дело, а не слово.
Известный теоретик марксизма, сподвижник создателя этого учения Ф. Энгельс в 1876 г. опубликовал работу под названием «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» [253], в которой он значительно расширил представления о роли труда в жизни человека. Труд, по его мнению, – это не только источник богатства. Его роль значительно шире: труд явился главной и основной причиной возникновения человека (т.е. превращения обезьяны в человека), источником всякого богатства, основным условием всей человеческой жизни. Революционным моментом в этом процессе явилось внезапное обретение прямохождения: в жизни обезьяны это приобретение стало судьбоносным. Освобождение передних лап изменило их прежние функции (хватания при лазании по деревьям, хождения по земле) и подготовило их к выполнению иных функций. Так появилась рука. Одним из наиболее значимых последствий этого явилось приобретение навыков изготовления орудий труда и их применения. Человеческая рука оказывается не просто органом осязания, но и органом труда, орудием всех орудий. Однако было еще одно обстоятельство, которое существенным образом способствовало «шествию» человека к ожидаемым трансформациям. У него был высокоразвитый стадный, т.е. общественный, инстинкт. А с этим связано пробуждение и развитие потребности что-то сказать друг другу. Но сказать человек мог лишь при постепенном совершенствовании своей гортани, что так необходимо для произнесения членораздельных звуков.
Таким образом, три великих приобретения: прямая походка, открывшая человеку больший простор для обозрения; передние конечности, которые можно было использовать совершенно по другому назначению; эволюция гортани, столь важного органа для произнесения звуков и сообщения сигналов сородичам, привели к качественным преобразованиям органа мышления – мозга, органов чувств. Социальные последствия этой биологической эволюции, превращения обезьяны в человека выразились в трансформации собирательства в земледелие, обретении оседлости, навыков в преобразовании природы, среды обитания, металлообработке и т.п. Далее возникают наука, культура, цивилизация. Человек, таким образом, не ограничивается пассивным непреднамеренным влиянием на природу, он изменяет природу активно, сознательно приспосабливая ее к своим нуждам. И этим он обязан труду. Человек уподобляется, следовательно, техническому животному.
3. В различные исторические периоды техника играла специфическую роль.
Для первобытнообщинного этапа характерна случайность возникновения технических средств: орудия труда специально не изобретались, находки были непреднамеренными. Так, например, осколок яичной скорлупы мог заменить ладони для утоления жажды; камень, привязанный к палке, мог увеличить силу удара и т.п. Подражая этим случайным «рационализациям», человек создавал орудия труда теперь уже преднамеренно.
В античное время и в эпоху Средневековья техника усложняется. Для производства орудий труда теперь требуются достаточно большие навыки, в связи с чем происходит выделение из общей популяции мастеров – знатоков «тайн» изготовления орудий. Возникает социальная прослойка в обществе, по Марксу – движущие силы технического прогресса. При этом сам технический прогресс был основан не на науке, не на теоретических расчетах, а на умении, часто передаваемом по наследству (от отца к сыну) эмпирическим путем, методом проб и ошибок. Двигателем технического прогресса были гениальные умельцы типа Архимеда, идеальным образом сочетавшие технические дарования с практическими. Этот этап развития техники заканчивается с наступлением Нового времени и соответственно с началом так называемой эры машинной техники.