ПоэзияXIXвека о роднойприроде
М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...»
Е.А. Баратынский.«Весна, весна! как воздух чист!..»
Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза»,«Весенние воды», «Есть в осени первоначальной...»
А.А. Фет. «Чудная картина...»
Теория литературы:лирика природы; образ-пейзаж, деталь; рефрен, олицетворение, эпитет.
Универсальные учебные действия:определение значения непонятных слов; подбор ключевых слов; составление опорных словосочетаний и небольших тезисов; иллюстрирование; групповая исследовательская работа с текстом; прослушивание музыкальных произведений.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература ( сопоставление поэтических текстов); музыка (романсы на стихи Ф.И.Тютчева, Е.А.Баратынского); изобразительное искусство (репродукции картин И.И.Шишкина, В.Д.Поленова, А.К.Саврасова, К.Е.Маковского; иллюстрации, рисунки учащихся).
Метапредметные ценности: формирование этических и эстетических представлений на материале русской лирики о природе.
Краеведение:стихи о природе поэтов родного края (XIX век).
Творческая работа:устная иллюстрация; рассуждение «Почему я выбрал это стихотворение).
Возможные формы внеурочной деятельности:час поэзии в литературной гостиной.
Внедрение:рукописный сборник стихотворений о природе родного края.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Краткие сведения о детских годах поэта. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.
Теория литературы:эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); инверсия, риторическое восклицание; звукопись (аллитерация, ассонанс); повествование, монолог, диалог.
Универсальные учебные действия:выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, работа со словарем (характеристика военной лексики); работа с иллюстрациями;, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве; творческая работа «На Бородинском поле», работа с таблицей; конструирование диалога; составление кадров кинофильма (мультфильма, презентации).
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература ( стихотворения об Отечественной войне 1812 года); изобразительное искусство ( портрет М.Ю.Лермонтова, военная галерея Зимнего дворца; панорама Ф.Рубо «Бородинская битва»; репродукции картин, посвященных Отечественной войне 1812 года); история.
Метапредметные ценности: воспитание патриотических чувств на примере героического сражения при Бородине, нашедшем отражение в стихотворении М.Ю.Лермонтова.
Краеведение:жители нашего края –участники Отечественной войны 1812 года.
Творческая работа:подбор вопросов для литературной игры или викторины; сценарий компьютерной презентации (или мультфильма) «Поле славы в поэзии и живописи» или сочинение «Путешествие на поле славы».
Возможные формы внеурочной деятельности:литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы – Москва»; «на поле Бородина» и др.); заочная экскурсия «Панорама Ф.Рубо «Бородинская битва».
Внедрение:составление и тиражирование презентации «Поле русской славы».
Н.В. ГОГОЛЬ
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд, обрядов и поверий; образы и сюжетповести. Зло и добро в повести.
Теория литературы:мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; юмор; комизм; сюжет; художественная деталь, автобиографическая деталь; портрет, речевая характеристика.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; работа с материалами учебника; составление цитатного плана; краткий выборочный пересказ, художественный пересказ; работа с таблицей; подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование, инсценирование.
Внутрипредметные и межпредметные связи:книговедение (различные издания повести Н.В.Гоголя); лингвистика ( малороссийский язык); изобразительное искусство ( портреты, репродукции картин К.А.Трутовского, А.Г.Венецианова, Ф.Моллера, А.А.Иванова, В.Е.Маковского, А.М.Каневского, А.П.Бубнова); скульптура ( памятник Н.В.Гоголю скульптора Н.А.Андреева).
Метапредметные ценности:формирование мировоззренческих представлений о значении малой родины в жизни человека, о вере и о победе добра над злом.
Краеведение:литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».
Творческая работа: изложение с творческим заданием, словесное рисование.
Возможные виды внеурочной деятельности:написание сценария, инсценирование фрагментов повести.
Внедрение: книжная выставка.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Два богача», «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные. Образ Герасима. Тематика и социально-нравственная проблематика произведений писателя. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».
Теория литературы:рассказ; тема (углубление представлений); образ, протопит, стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений), эпизод (развитие представлений); конфликт (развитие представлений).
Универсальные учебные действия: лексическая работа, краткий выборочный пересказ, художественный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть, сообщение; письменный рассказ о герое.
Внутрипредметные и межпредметные связи:изобразительное искусство ( иллюстрации А.И.Куликова, И.И.Пчелко; репродукции картины Н.Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта», рисунки учащихся); кино (экранизация рассказа И.С.Тургенева); история (крепостное право).
Метапредметные ценности:формирование представлений о положении крестьян в период крепостного права.
Краеведение:тургеневские места России.
Творческая работа:создание устного портрета героя; иллюстрации учащихся; викторина; письменный рассказ о герое; творческий проект.
Возможные виды внеурочной деятельности:заочная литературно-краеведческая экскурсия в Спасское-Лутовиново.
Внедрение:создание компьютерной презентации для заочной экскурсии «Спасское-Лутовиново».
Н.А. НЕКРАСОВ
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка.». Судьба русской женщины.
Теория литературы:фольклорные элементы в художественном произведении; эпитет, сравнение; риторическое восклицание и риторическое обращение; идея, композиция ( развитие представлений); образ ( развитие представлений); ритм, рифма, стих, строфа.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; работа с учебником; выразительное чтение, подбор ключевых слов для рассказа о герое, работа со словарями; сообщение; работа с иллюстрациями и репродукциями; составление цитатного плана; прослушивание романса и народной песни.
Внутрипредметные и межпредметные связи:изобразительное искусство ( иллюстрации А.И.Лебедева и эскиз иллюстрации В.А.Серова к стихотворению «крестьянские дети»; репродукции картин А.Г.Венецианова «Захарка», «Крестьянские дети в поле», «Гумно», «Жатва», В.Е.Маковского «Игра в бабаки», И.С.Глазунова «Что ты жадно глядишь на дорогу…»); музыка ( народная песня «Вот мчится тройка почтовая…»; А.И.Дюбуа «Тройка»; М.В.Коваль «Тройка»); история (1861 год).
Метапредметные ценности:формирование мировоззренческих представлений о жизни и судьбе детей и женщин в дореформенной России XIX века.
Краеведение:страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)
Творческая работа:исследовательская работа с текстом; коллективный творческий проект; подбор иллюстративных материалов для устного журнала.
Возможные виды внеурочной деятельности: устный журнал.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история произведения. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в рассказе. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взглядов на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям.
Теория литературы:рассказ;портрет (развитие представлений);контраст, конфликт; сюжет и фабула, фабульные элементы; экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог (развитие представлений).
Универсальные учебные действия:различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, художественный пересказ эпизода; словесное рисование; исследовательская работа с текстом; сообщение; сочинение; письменная формулировка вывода, дискуссия.
Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство ( Иллюстрации Ю.Н.Петрова, М.С. Родионова, А.В.Кокорина; выставка-конкурс рисунков учащихся); история (присоединение Кавказа к России.
Метапредметные ценности: формулирование этических представлений, связанных с темой, проблематикой и идеей рассказа «Кавказский пленник».
Краеведение:материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна »).
Творческая работа: сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?; индивидуальный творческий проект: составление словарной статьи «Творческая история произведения».
Возможные виды внеурочной деятельности:литературно-художественная выставка «Л.Н.Толстой в Ясной Поляне».
Внедрение:создание электронного словаря литературоведческих терминов на основе словарных статей, написанных учащимися.
А.П. ЧЕХОВ
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказы «Пересолил»,«Злоумышленник»:темы; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Теория литературы: рассказ;юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; комизм; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация; диалог.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; характеристика эпизода, героя, сопоставительная характеристика героев; различные виды чтения и комментария; сообщение; письменный отзыв; формулировка микровыводов и выводов; пересказ юмористического произведения от другого лица, исследовательская работа с текстом; подготовка вопросов и заданий для экспресс-опроса; ответы на вопросы по личным впечатлениям и наблюдениям.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (типы комических персонажей); изобразительное искусство (О.Э.Браз. Портрет А.П.Чехова; иллюстрации К.Ротова к рассказу «Злоумышленник»; рисунки учащихся).
Метапредметные ценности:формирование мировоззренческих представлений о человеке и его поступках.
Краеведение:«По чеховским местам (Мелихово)».
Творческая работа:написание словарных статей «Ирония», «Юмор».
Возможные виды внеурочной деятельности: коллективный исследовательский проект.
Внедрение: создание компьютерной презентации «Чеховское Мелихово»; включение в электронный словарь литературоведческих терминов новых словарных статей.
Из литературыXXвека
И.А. БУНИН
Детские годы И.А. Бунина. История рода. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни писателя. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее раскрытия; художественное богатство стихотворения; второй смысловой план в стихотворении. Рассказы«В деревне», «Подснежник»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажей, образы главных героев. Выразительные средства создания образов.
Теория литературы:стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений), метафора, эпитет; портрет; автобиографическое произведение.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос, исследовательская работа с текстом.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература ( главные и второстепенные персонажи, первый и второй планы в художественном произведении; ) , изобразительное искусство ( репродукции картин К. Лоррена «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя», Б.М. Кустодиева «Масленица»).
Метапредметные ценности:формирование представлений о семье, о роли книги в духовной жизни семьи; о человеке и природе.
Краеведение:заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».
Творческая работа:написание словарных статей «Образ-пейзаж», «Образ-персонаж», «Образы животных»; коллективный творческий проект.
Внедрение:включение в электронный словарь литературоведческих терминов новых словарных статей; создание компьютерной презентации «Литературный Орел».
Л.Н. АНДРЕЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство героя; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.
Теория литературы:тема, эпизод, финал, кольцевая композиция; контраст;, деталь, эпитет; прототип, персонаж.
Развитие речи:пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; сообщение; пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература ( Л.Н.Андреев «Татьянин день» (отрывок); В.А.Гиляровский «Москва и москвичи» (отрывки)); изобразительное искусство (портреты Л.Н.Андреева работы И.Е.Репина, В.А.Серова; репродукция картины В.Е.Маковского «Свидание»; иллюстрации учащихся).
Метапредметные ценности:формирование мировоззренческих представлений о добре, доброте, сострадании, чуткости.
Творческая работа:словесное рисование; составление словарных статей («Тема», «Эпизод», «Финал»).
Возможные виды внеурочной деятельности:заочная экскурсия в музей писателя.
Внедрение:включение в электронный словарь литературоведческих терминов новых словарных статей.
А.И. КУПРИН
Краткие сведения о писателе. Детство, отношение к языку. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.
Теория литературы:рассказ, финал, деталь, сравнение, эпитет, портрет героя (расширение и углубление представлений).
Универсальные учебные действия: пересказ от другого лица; отзыв об эпизоде; словесное рисование; сообщение, характеристика персонажа; лексическая работа; составление цитатного плана.
Внутрипредметные и межпредметные связи:литература ( статья А.И.Куприна «Памяти Чехова»); русский язык; изобразительное искусство (иллюстрации учащихся).
Метапредметные ценности:формирование представлений о природе и человеке.
Творческая работа:устный портрет героя (словесное рисование); отзыв-впечатление.
А.А. БЛОК
Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение поэта чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы:антитеза, пейзаж, цветопись.
Универсальные учебные действия:выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, письменный отзыв о стихотворении; сопоставление двух поэтических произведений; работа с иллюстрациями и репродукциями; подготовка сообщения.
Внутрипредметные и межпредметные связи:изобразительное искусство (репродукции картин И.И.Левитана «Стога. Сумерки», «Лунная ночь в деревне», «Восход луны. Деревня», иллюстрации учащихся).
Метапредметные ценности:формирование мировоззренческих представлений о семье, о роли книги книги в жизни человека, о природе.
Краеведение:подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.
Творческая работа: составление словарной статьи «Антитеза»; творческий проект «Блоковские места России».
Внедрение:включение в электронный словарь литературоведческих терминов новой словарной статьи; компьютерная презентация «Петербург Александра Блока» или «В блоковском Шахматове»..
С.А. ЕСЕНИН
Детские годы С. А. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы... » . Единство человека и природы. Малая и большая родина.
Теория литературы:образ,эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, ассонанс, аллитерация (развитие представлений о понятиях), неологизм..
Универсальные учебные действия: лексическая работа; чтение наизусть, цитатный план, сопоставление двух стихотворений разных авторов о природе; подготовка сообщения; работа с учебником; работа с иллюстрациями и репродукциями; исследовательская работа с текстом.
Внутрипредметные и межпредметные связи:изобразительное искусство (репродукция картины И.И.Шишкина «Зима»); художественные и документальные фотографии; музыка.
Метапредметные ценности:развитие мировоззренческих представлений о малой и большой Родине, о природе.
Краеведение:заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константиново — Москва».
Творческая работа: составление словарной статей «Эпитет», «Метафора», «Сравнение», «Олицетворение»; подбор биографических и иллюстартивных материалов для поэтической гостиной.
Возможные виды внеурочной деятельности:поэтическая гостиная: стихи о природе.
Внедрение:включение в электронный словарь литературоведческих терминов новых словарных статей; оформление и проведение заочной экскурсии «Константиново - Москва».
А.П. ПЛАТОНОВ
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказы«Никита», «Цветок на земле».Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образы главных героев; своеобразие языка.
Теория литературы: тема; идея; фантастика (развитие представлений).
Универсальные учебные действия: выразительное чтение; рассказ о писателе, подготовка сообщения; работа с рефлексивной таблицей; исследовательская работа с текстом; характеристика образа-персонажа; художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.
Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (репродукция картины А.А.Пластова «Сенокос»; иллюстрации Л.П.Дурасова; рисунки учащихся).
Метапредметные ценности:развитие мировоззренческих представлений о мире и человеке (радость и беда; добро и зло).
Творческая работа:устное сочинение-рассуждение «Мир глазами Никиты»; написание словарной статьи «Идея» для электронного словаря литературоведческих терминов.
Внедрение:включение в электронный словарь литературоведческих терминов новой словарной статьи.
П.П. БАЖОВ
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.
Теория литературы:сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, побывальщина, афоризм.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде, сообщение; работа с рефлексивной таблицей; работа с учебником; составление цитатного плана.
Внутрипредметные и межпредметные связи:изобразительное искусство (иллюстрации художника В.П.Панова к сказу «Каменный цветок»; репродукция картины В.В.Переплетчикова «Урал»; рисунки учащихся).
Краеведение:Екатеринбург П.П. Бажова.
Творческая работа:рассказ о событиях от лица участника.
Н.Н. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.
Универсальные учебные действия:выразительное чтение по ролям; работа с учебником ( составление плана статьи учебника); работа с иллюстрациями и репродукциями; художественный пересказ; подготовка сообщения; составление комментариев к книжной выставке.
Внутрипредметные и межпредметные связи:изобразительное искусство ( иллюстрации И.М.Семенова и А.М. Лаптева; репродукция картины В.Г.Перова «Охотники на привале»; рисунки учащихся0.
Творческая работа:викторина; создание мультфильма.
Возможные виды внеурочной деятельности:книжная выставка; творческий проект; создание мультфильма.
Внедрение:показ мультфильмов на родительском собрании.
В.П.АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро»: тема и идея рассказа; цельность произведения, взаимосвязь всех элементов повествования; глубина раскрытия образа.
Теория литературы:художественная идея, тема, сюжет, композиция.
Универсальные учебные действия:выразительное чтение; исследовательская работа с текстом; художественное рассказывание; пересказ от другого лица; ответ по плану; подготовка сообщения; составление тезисов; работа с иллюстрациями художников.
Внутрипредметные и межпредметные связи:литература (рассказы «Никита» и «Васюткино озеро»); изобразительное искусство (иллюстрации С.Н.Сюхина; рисунки учащихся); фотографии.
Метапредметные ценности:формирование представлений о необходимости естественной связи с природой, умения чувствовать природу и понимать ее, не теряться в трудных жизненных ситуациях, бороться за жизнь.
Краеведение:«В Овсянке В.П.Астафьева».
Творческая работа:иллюстрации учащихся; рассказ по личным впечатлениям с элементами фантазии «Это было со мной».
Возможные виды внеурочной деятельности:заочная экскурсия по сибирским адресам писателя.
Внедрение: создание слайдов презентации к заочной экскурсии; проведение экскурсии для учащихся школы; издание сборника рассказов учащихся «Это было со мной».
Е.И. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.
Теория литературы:юмор (развитие представлений), просторечия, синонимы; сравнение, эпитет.
Универсальные учебные действия:лексическая работа; пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение, составление плана статьи учебника; выразительное чтение по ролям; оформление руфлексивной таблицы; исследовательская работа с текстом; сочинение; дискуссия.
Внутрипредметные и межпредметные связи:литература ( произведения Ж.Верна, М.Рида; мир детей и детства в изученных произведениях).
Возможные виды внеурочной деятельности:инсценирование ; диспут «Что есть доброта?»