О жанровых первоосновах или прототипах музыки
C. Cкребков выделил три жанровых первоначала: декламационность, моторность (движение), распевность. A. Coxop дополнил их инструментальной сигнальностью и звукоизобразительностью. В. Медушевский добавил источники из духовной музыки: псалмодичность, хоральность, дление, мелизматику (юбиляции), знаменный распев, марш-хорал, шествие, фанфарность и колокольность – в сакральной сфере музыки, декламационность, речитативность, мелодическую напевность, виртуозность, звукоизобразительность – в мирской сфере музыки. По мнению автора, это позволяет проникнуть “в главную тайну серьезной светской музыки: ее историческую и сущностную производность от церковной, а, следовательно, в ее духовную высоту и красоту”.[13]
Жанровые первоосновы музыки 1. Духовные: псалмодичность, хоральность, дление, мелизматика (юбиляции), знаменный распев, марш-хорал, шествие, фанфарность,колокольность. 2. Светские: декламационность, речитативность, моторность (движение), мелодическая распевность, виртуозность, сигнальность,звукоизобразительность. |
Обобщение через жанр. В музыке на основе сложившихся жанров могут возникать обобщенные характеристики, например: маршевость, танцевальность, вальсовость, ариозность, концертность. Эти связи придают особую выразительность произведению, расширяют и углубляют его содержание, позволяют создавать драматургически неоднозначные ситуации. “Такое выразительное применение жанра, обладающего свойством выражать в “опосредованном” виде эмоции, мысли и объективную правду, я называю обобщением через жанр…Подобные обобщения, где смысл происходящего на сцене раскрывается опосредованно через широко известный массовый музыкальный жанр, чрезвычайно распространено и составляют, можно сказать, душу лучших мировых оперных творений” (Альшванг).
В качестве дополнения.
В истории менялось отношение к музыке: ее считали ремеслом, мастерством, наукой, видом речи, языком чувств и т.д. Cовременный композитор и автор ряда известных и оригинальных книг В. Мартынов по-своему посмотрел на западноевропейскую музыку, предложив периодизацию из четырех эпох или типов музыки:
1.Cantusplanus («плавный распев», «ровный распев», «простой распев» и т. п.) – григорианское пение, его мелодии не есть произведения, человек реально пребывает в сакральном (священном) пространстве, которое существует помимо него.
2. Музыка resfacta (сделанная вещь) – композиторская музыка, с IX века. Относится к письменной рукописной традиции и связана с рождением пространства искусства (оперный театр, концертный зал). Произведение “есть то, что будучи изъято из жизни, изображает ее, повествует о ней”. Человек стал переживающим, вместо пребывания в реальности, он ее выражает. Вместе с тем, музыка XII-XVI вв. еще в двух пространствах одновременно. В рукописных нотных сборниках автор не всегда указывался. Он был как носитель, представитель, но не автор. [Для сравнения:“Средневековый студент смотрел на содержание читаемой им книги” никак “на выражение личности и мнения другого человека”, а “как частичку знания, полученного некогда одним человеком от другого, и эта цепь уходила в глубокую древность” (Маклюен Маршалл)].
3. Opus – музыка - композиторская печатная музыка. В нотах музыка стала видимой и отстраненной от сознания человека. В XVII-XVIII вв. opus чаще ставили издатели, а с Бетховена сам композитор.
4. Музыка OpusPosth – это современная эпоха. Пространство производства и потребления. Манипуляция человеком и художественными ценностями. Симулякры (от слова симуляция) берут на себя роль произведений искусства, ими, не являясь.
Тема 4. Музыкальная форма. Приемы музыкального развития.
Музыкальная форма
Как искусство временное, музыка способна передавать движение, живой процесс становления, преобразования, перехода и смены звукообразов, звуко-мыслей, идей, настроений и чувств. “Изменение – мера времени в музыке” (В. Мартынов).
М. Арановский писал о движении звуков как иллюзии, которая “с течением времени стала как бы фактом музыкального мышления, обрела свойства реальности, создала свои законы связи звуков и творит свой собственный мир”.[14]
Forma (лат.) – вид, облик.
“Форма в музыке есть перенесенное на пространство ощущение движения” (Э. Курт).[15]Произведениеформуется(образует форму) в ходе слушания, исполнения, как бы развертывается на наших глазах, поэтому музыкальная форма воспринимается как нечто текучееи в чем-то непредсказуемое.
Вместе с тем, звуковое движениеносит не хаотичный характер, в нем есть своя логика, она подчиняется эстетическим и психологическим законам, законам гармонии и симметрии, определяется художественными задачами, что позволяет увидеть в музыкальной форме четкую организацию, ясность в изложении содержания, стройность и пропорциональность в соотношении частей и разделов, то есть обнаружить в нотном тексте структурный или композиционныйплан.
Теория о двух сторонах музыкальной формы.
Б. Асафьев отмеченныеособенности определил как форму-процесс и форму-кристалл, это стало основой еготеории о двух сторонах музыкальной формы.Согласно теории,процессуальная(текучая или динамическая) сторона формы – первична, статическая(композиционная, структурная или архитектоническая)– вторична, она образуется в результате, в итоге развертывания произведения.