Сравнение музыкального и поэтического текста
Композиторы чаще обращаются в вокальной музыке к поэзии, а не прозе. Стихи – это ритмизованный текст, ритмическая организация порождает смысловую многозначность, метафоричность, что роднит поэзию с музыкой.Привлекают произведения с явными речевыми интонациями: вопросами, обращениями, восклицаниями; с повторностью в тексте.
Важно понять, что делает композитор с литературной основой: раскрывает содержание поэтического сочинения, переводя его на язык музыки или что-то другое. Есть много примеров, когда один и тот же текст использовали разные авторы.
Композитор раскрывает подтекст. В музыкальном произведении возникает отчасти свое содержание. Автор находит важные для его понимания смысловые акценты, подчеркивает ключевые для такого прочтения слова, повторяя их или целые строки, организует систему музыкально-выразительных средств.
Если сравнить музыкальный и поэтический тексты в целом, то во втором – выше конкретность, информативность (количество образов, перечисленных событий, описаний), быстрее протекает художественное время – можно сказать, как Пушкин: “Шли годы…”, и – перенестись в другую ситуацию.
Тема 14. Собственно вокальные музыкальные формы
В вокальной музыке встречаются формы разной природы, есть такие же, как и в инструментальной (простые, сложные, рондо, сонатная, фуга и др.), а есть сугубо вокальные (например, куплетная) илисобственно вокальные музыкальные формы.
О строфичности и строфической форме
Строфичность – это деление на равные и подобные части. Строфа – это то, что относится к структуре стихотворения, то есть, понятие, взятое из литературы. Композитор, используя поэзию, часто опирается на строфичность текста, поэтому ее можно рассматривать как общий принцип построения вокальных произведений. Однако реализоваться он может в разных музыкальных формах: собственно-вокальных и вокально-инструментальных. И сложно утверждать о таком виде как строфическая форма.
Классификация вокальных форм европейской музыки
I. | Тексто-музыкальные формы (хоровая музыка средневековья и Возрождения) | ||
II. | Инструментально-вокальные (простые, сложные) | ||
III. | Собственно вокальные | ||
1. Куплетная форма: a) простая куплетность; b) куплетно-вариационная; c) куплетно-вариантная; Куплетность с припевом и без припева | 2. Сквозная форма: a) cтрофическая; b) неcтрофическая (контрастная, неконтрастная) | 3. Смешанная форма (модулирующая) | |
Куплетная форма
Используется в песнях, иногда в романсах. Музыка обобщенного характера, что позволяет повторять ее с новым текстом. Количество куплетов различное. Форма куплета – период, простая двухчастная, возможна периодическая структура, в народной песне – 1 или 2 фразы.
Сквозная форма
В сквозной форме развертывание текста сопровождается постоянным обновлением или изменением музыки, поэтому развитие носит более свободный характер. Композитор, строя форму, может опираться на строфы текста. Если количество частей соответствует количеству строф (или полустроф), то образуется сквозная строфическая форма.
Если композитор не придерживается этого правила, а текст членит иначе, в соответствии со своим замыслом, то образуется сквозная нестрофическая форма.
Бывает две разновидности такой формы: контрастная и неконтрастная. Это связано с характером музыки. Неконтрастный вид встречается в оперных монологах и романсах лирико-психологического типа.
Смешанная или модулирующаяформа
Это сочетание в одном произведении разных формообразующих принципов, как чисто вокальных, так и инструментальных.
В вокальной музыке действуют два основных принципа музыкального развития: повтор (ведет → к куплетности) и контраст или новый тематизм (ведет → к сквозному развитию). Варианты их сочетания разнообразны, как и виды смешанных форм. Примеры:
В тексте - 4 строфы, в музыке – 4 части или AA→ BC (форма модулирует от куплетной к сквозной).
В тексте – 5строф, в музыке - 5 частей или ABC→ AA (форма модулирует от сквозной к куплетной). Вариант: AA→ BC→ A(форма модулирует от куплетной к сквозной и снова к куплетной).
Иногда возможна группировка частей таким образом, что образуется форма второго плана, например: трехчастная, рондообразная.
Форма Бар
О Barform речь шла на стр. 30. Эта старинная вокальная форма AAB, где в строфе-куплете A – предложение или фраза, второе А - с новым литературным текстом, но общими рифмами. B – контрастная часть, в тексте – изменения рифмы и объема.
Пример формы бар в русской поэзии:
Все, что любим, все мы кинем:
Каждый миг для нас другой:
Мы сжились с душой морской
С вечным ветром, с морем синим.
Наш полет
Все вперед
К целям сказочным ведет…
К. Бальмонт. “Морская песня”
Инструментальные разделы в вокальной музыке
Вокальная музыка бывает без сопровождения (acapella)и с инструментальным аккомпанементом. В форме бывают и чисто инструментальные разделы: во вступлении, между частями, строфами и в заключении (интерлюдии, постлюдии).
Тема 15. Вариации
Шуман очень романтично сказал о вариациях, что это - “очаровательная игра”, а Брамс утверждал: “Никакая другая форма не помогает так безотказно научить новичка отличать главное от второстепенного, обучить его художественному, четкому логическому мышлению”.
О значении термина в музыке:
1. Варьирование как прием развития – измененный повтор, возможен на всех уровнях произведениях в любых формах.
2. Вариации какформа – композиция, состоящая из темы и нескольких ее измененных повторений.
3. Вариации какжанр - отражается в таких названиях: Мендельсон “Серьезные вариации”, Мясковский “Простые вариации”, Барток “Свободные вариации”.
Проблема единства.
Вариациям не всегда легко придать целостность, поскольку форма складывается из большого количества обособленных частей. Многократное повторение темы, но с варьированием, заставляет слушать сочетание двух начал: постоянства и изменчивости.