Художественные возможности и восприятие
Форма позволяет создавать контрастные образы или разносторонне показанный образ. Во IIчасти могут использоваться все существующие виды контраста, что влияет на слышание даже точной репризы, ее переосмысление.
При варьированной и динамической репризе происходит значительное развитие главной темы и различно воспринимается значениекрайних частей и середины:
a) при точной репризе – одиночное соотношение образов и приоритет крайних частей;
b) при варьированной и динамической репризе – двойное соотношение: помимо сопоставления основной темы и середины (I, III и II частей) добавляется сравнение Iи III частей.
В форме есть возможность образования многочастности за счет точных и варьированных повторов частей, рондообразности, отсюда - гибкость и большое разнообразие вариантов простых трехчастных форм.
Классификация
В крупном плане разнообразие видов создают II и III части:
a) во II части может быть материал I части или новый, отсюда: однотемная или контрастнаяпростая трехчастная форма;
b) III часть – чаще реприза, отсюда:репризная – ABAпростая трехчастная форма;
c) В III части возможен и новый тематический материал отсюда: безрепризная – ABC простая трехчастная форма. Больше распространена репризная;
d) изредка встречается простая трехчастная форма с двумя разными серединами, формула которой совпадает с формулой рондо – ABACA.
За счет разного повторения частей возникают особые разновидности простой трехчастной формы, похожие на рондообразные формы, но не рондо:
a) трех-пятичастная форма AII: BA: II или ABABA -повтор (точный) только второй и третьей частей;
b) двойная трехчастная форма- вариант ABABA, но части существенно изменяются (варьируются) – ABA1B1A2 или ABA1B1A2
А1В1А2[35]
Строение простой трехчастной формы (со всеми вариантами частей)
I часть Экспозиционная A период любого вида | II часть Середина Виды: a) A1(развивающая, с продолжающимся развитием); b) разработка; c) середина-переход или связка; d) B (новая тема или серединный материал) e) составная(из построений раз- ного типа или но- вых материалов). | III часть Реприза[36] Виды: a) точная; b)варьированная; c) сокращенная (расширенная); d) динамическая; e) cинтетическая (на материале всех частей). Новый материал: C | Дополнитель- ные разделы в форме вступление заключение или кода связки | Повторы частей невыписанные (точные, отмечены знаками репризы) выписанные (измененные) |
Общая схема классификации
I ч. II ч. III ч.
Aa) A1 (развивающая, с продолжающимся развитием);A
b) разработка;A1
c) середина-переход или связка;C
d) B (новая тема или новый материал с серединным изложением);
e) составная (из построений разного типа или двух новых материалов).
Тема 9. Сложные формы.
Сложные формы – это формы, в которых есть части сложнее периода (простая двух- или трехчастная, вариации, рондо, сонатная форма и т.п.). |
В сложной трехчастной форме - это обязательно I часть, IIи III могут быть как простые, так и сложные.
В сложной двухчастной форме - сложнее периода любая часть или обе.
Если в трехчастной форме I часть – период, а II – сложнее, то возникает промежуточная форма (среднее между простой и сложной). Она нередко встречается в вокальной музыке.
Возможен и вариант с зеркальной симметрией (концентрическая форма): ABCBA(1), где трехчастное BCB – II часть.
Сложная трехчастная форма
Это сложенная или составная форма из самостоятельных, замкнутых частей. Они могут быть контрастны друг другу тематически, образно, жанрово, ладотонально. Виды контраста: сопоставление или оттеняющий.
Композитор может ввести элементы связи, слитности между частями, сквозного развития, например: переходы, разомкнутые окончания.
Классификаци
Есть 2 основных вида сложной трехчастной формы:
1. Сложная трехчастная форма с трио.
2. Сложная трехчастная форма с эпизодом.
Таким образом, вид определяется особенностями II части, которая называется трио или эпизод.
Трио – содержит новый тематический материал, который изложен в конкретной форме. Трио чаще бывает в подвижной и быстрой музыке, в танцах, маршах. Обозначается: Trio, Minore, Maggiore, Alternarivo. Разделы в нем повторяются. III часть после него обычно точная.
Эпизод – тоже может иметь новый тематизм, но структурно полностью не оформлен, то есть, используются черты серединного построения, разработочность. Эпизод, который богаче по выразительным возможностям, встречается в лирических и медленных произведениях или частях. Он не повторяется и после него в III части типичнее измененная реприза: варьированная или динамическая.
“Трио по форме, эпизод по содержанию” – это иногда встречающийся смешанный вариант, при котором есть ясная форма, но музыка тонально-гармонически неустойчива. Такое сближение трио и эпизода часто встречается в музыкеXIXвека, и тогда II часть не классифицируют.
В формахA +BC+ Aили A+ BCD+A- составная середина, не с одним трио. Вообще в понимании ее сути нет достаточной ясности. Составной серединой называют и вариант II части, состоящий из разделов, относящихся к разным типам середины (новый материал, разработка, связка).
Повторение частей. При варьированном повторе возникает сложная двойная трехчастная форма: ABA1B1A2.
Дополнительные разделы в форме: вступление (иногда), кода, связки (Iи II части обычно даются в сопоставлении, от II к IIIбывает переход, особенно, если IIчасть - эпизод).
Виды реприз:Dacapo (с начала, то есть, точная), варьированная, сокращенная, динамическая. Изредка встречается прогрессирующая форма, когда I часть – период, а III – расширенная, например, простая трехчастная форма.
Тематизм коды:
1. Материал крайних частей.
2. Материл II части.
3. Синтез частей.
4. Новый.