Античность: инструменты, музыкально-поэтические жанры, музыкальная теория и нотация
Общая характеристика и принципы периодизации эпохи древнего мира и античности.
Древний мир - это эпоха, которая включает в себя историю народов Древнего Востока и античной Греции и Рима. Первые сведения о древних цивилизациях относятся к рубежу IV-III тысячелетий до н. э., когда возникли государства в Египте, Двуречье (Западная Азия, между реками Евфрат и Тигр) и, несколько позднее, на территории Индии и Китая. В I тысячелетии до н. э. сложились европейские цивилизации - Древняя Греция, а затем Древний Рим. С падением Рима в V в. н. э. история Древнего мира завершилась.
При всех различиях между древними государствами многое их объединяло. Общей была экономика, основанная на рабовладении. Политика также преследовала единую цель - подчинение более слабых и немногочисленных народов и создание крупного государства. В результате во II-I тысячелетиях до н. э. одна за другой образовались мощные военные державы: Вавилон и Ассирия, государство Александра Македонского, наконец, Римская империя. Много сходных черт было и в религиозных представлениях древних народов. Большинство из них придерживалось политеизма - веры во многих богов, олицетворявших силы природы и основные виды деятельности человека.
Древняя культура была, прежде всего, подчинена решению религиозных задач. Искусство рассматривали как средство, напоминающее о постоянном присутствии божеств в жизни, в том числе и в повседневных делах. Поэтому произведения светского содержания были проникнуты религиозным смыслом не меньше, чем культовая архитектура или изображения богов.
Религиозные задачи возлагались и на музыку. Древний человек с особой остротой чувствовал силу воздействия музыки на самые сложные и сокровенные стороны души. Не случайно в большинстве стран музыканты были служителями храмов (а порой и жрецами); умение же играть на каком-либо инструменте считалось высшим, божественным даром. В исполнении музыки огромную роль играла импровизация: способность импровизировать воспринималась как состояние наивысшей близости музыканта к божеству. Может быть, поэтому древние авторы не всегда стремились записать свои произведения, и от огромной эпохи в три тысячелетия осталось ничтожно малое число сочинений.
Именно в древности музыка сложилась как профессиональное искусство. Тогда же возникли основные группы музыкальных инструментов: ударные, струнные и духовые; зародились формы сольного и хорового пения; появились первые представления о музыкальных жанрах и ладах.
Античность: инструменты, музыкально-поэтические жанры, музыкальная теория и нотация
Музыка существовала на первом этапе в неразрывной связи с поэзией, танцем, обрядами в храмах. Согласно раскопкам первые признаки развитой муз.жизни Др.Гр относятся к критомикенсому периоду (2 тыс. до н.э.). В раскопках найдены лира, систр. Гомер говорит о сказителях — певцах-аэдах. К 7-6 вв до н.э. доходят сведения о первых значительных творческих школах. Поэт и певец Терпандр - остров Лезбос. Согласно легенде, с именем Терпандра связано появление жанра "кифорадия"- пение под кифару. Кифара - струнный инструмент типа лиры, но древнее. Сказители говорили, кифароды пели. Появилась мелодия. Параллельно развивается аулодия (связано с инструментом "аулос"). Аулистика - игра на аулосе без пения. С аулистикой связано появление первых инструментальных пьес. К сер. 7-6 вв относятся сведения о хоровом пении. На Крите Тиртей развивает хоровое пение. По легенде, особое развитие хоровое пение получило на о. Спарта. К нач.6-го века появл. лирическоре направление (пение под лиру) - Алтей и Софокл. В лирическом направл. существовало несколько жанров песен: сколии (застольные), эпиникии (в честь победителей состязаний) и партении (культовые песнопения). Состязаниям между певцами отдавалось огромное полит.значение. 5-й век до н.э. - Золотой век Др.Гр. культуры. Появление древнегреч. театра (572 г до н. э.) - театр Диониса в Афинах. Театр под открытым небом на склонах гор, зрительск.места - амфитеатром, сцена (орхестра) не отделялась от зала. Театр.постановки - празднества. Все жители городов обязаны посещать спектакли, даже рабы. Происхождение театра связано с дионисийским диферамбом. Первое время представления - хоровые пения. Авторы - Эсхил, Софокл, Еврипид. Сюжеты - мифы. На первых порах автор был и исполнителем, и режиссером, и актером. У Софокла появл. один исполнитель, а у Еврипида появл. элементы субъективизма. Авлос и кифары сопровождали пением. За весь период древнегреч.культуры до нас дошли 11 нотированных образцов. Мелодии записаны буквами. Значки греческого и древнефиникийского происхождения. Указывалась только относительная высота, ритм не фиксировался. Муз. теория древних греков выражена в учении об этосе (этика), о ладах, разработке вопросов акустики. Идеи об этическом воздействии музыки волновали Платона и Аристотеля. Платон считал, что для воспитания достойных граждан необходимо слушать "дорийский лад"- с повышенной 6-й. По мнению Платона "дорийский лад" вызывал мужественные ассоциации, направлял человека на правильные мысли. Аристотель шире судит об этическом воздействии музыки. Воздействие всякой музыки полезно, ради очищения, успокоения, отдохновения от напряженной деятельности. Музыка должна быть включена в число предметов для воспитания молодежи. Вопросы теории музыки в более узком смысле слова, разрабатывались Пифагором. Он создал свою теоретическую школу. Последователи - пифагорейцы или "каноники". Пифагору приписывают учение о консоннансах и диссонансах. Они исходили из математики. В кач-ве опытов они использовали однострунный инструмент "канон". В противовес каноникам был Аристоксен, ученик Аристотеля. Последователи Аристоксена были гармониками. То, что красиво - консоннанс, что некрасиво - диссонанс. Учение о ладах - Клавдий Толомей. Лад - определенное направление и настроение в музыке. У греков были фригийский, лидийский и дарийский лады, а еще 3 образовывались переставлением нижнего тетрахорда наверх - гипо-лады. Единицы измерения в ладу - тетрахорд. Помимо диатонического наклонения (без знаков) были еще хроматическое и энгармоническое.