IV. Работа с учебником (с. 85)

1. Чтение продолжения докучной сказки.

– Меняется ли голос при чтении? Почему?

2. Самостоятельная работа.

Детям предлагается самостоятельно разгадать кроссворд.

3. Впишите в клетку лишнюю букву. Объясните свой выбор.

IV. Работа с учебником (с. 85) - student2.ru

4. Напишите слова во множественном числе.

– Подчеркните безударные гласные в корне слов.

– Определите на этой и предыдущей страницах, где проза, где стихи, где кроссворд, где грамматические задания.

V. Итог урока.

Урок 79. МЯГКИЙ ЗНАК – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ
(Азбука, с. 88–89)

Цель: познакомить с буквой Ь, показать ее роль в словах.

Ход урока

I. Постановка темы и цели урока.

– Вы любите сказки? Я вам предлагаю сегодня создать удивительную, добрую сказку. А её название вы определите сами.

Было – угол,

Стало – уголь.

Было – мел,

А стало – мель.

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник?

Мягкий знак!

– Верно, ребята! Сегодня о чём мы будем говорить?

II. Показ учителем буквы печатной и письменной. Сравнение букв. Печатание буквы в тетрадях.

– Почему буква одна – маленькая? Какой звук обозначает эта буква? Для чего служит мягкий знак?

Мягкий знак, мягкий знак –

Без него нельзя никак.

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо «шесть» получили шест,

Вместо «есть» напишем ест,

Станут пенками «пеньки»,

Уголками – «угольки»,

«Банька» в банку превратится.

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

III. В гости пришли сказочные герои (герои могут быть любые): добрый Змей Горыныч, Карандаш, Буратино, Незнайка.

– Сказочные персонажи приглашают нас в Царство мягкого знака. Но чтобы попасть туда, нужно произнести заклинание (дети прижимают Азбуку к груди).

Грамматика, грамматика –

Наука очень строгая!

Пусть трудна, но без неё

Плохое было бы житьё!

Дети за учителем повторяют «заклинание».

– Чтобы свободно продвигаться по этому Царству, нужно знать правила написания слов с мягким знаком, с которыми вы сегодня познакомитесь. А помогут нам в этом эти сказочные герои.

Портреты героев висят на доске.

IV. Работа над темой.

1. – Змей-Горыныч предлагает вам послушать сказку про мягкий знак.

Г р а м м а т и ч е с к а я с к а з к а
Незаменимый знак

Жили-были в Азбуке буквы. И любили они ходить друг к другу в гости.

Буквы жили не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.

– Что ты за буква? – возмущались они.

Вот это буква: Ь.

Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, и никто с ней не дружил, не разговаривал – жилось ей плохо, очень одиноко.

Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. А одно слово им даже загадку про себя загадало:

Без головы, а в шляпе,

Одна нога – и та без сапога.

(Гвоздь.)

Стали буквы составлять слово гвоздь. Встали на нужные места, и вышло гвозд.

– Что-то у нас не получается! – забеспокоились они. – Звук [д] в слове «гвоздь» мягкий, а у нас твёрдый.

Буква И говорит:

– Встану я и обозначу мягкость Д, – быстро пристроилась она в конце.

– Что получилось? (Гвозди.)

– Но ведь у нас только один гвоздь, а не много. Как же быть?

– Давайте лучше я встану, – сказала Я. (Гвоздя.)

– У нас опять ничего не получилось, ведь ты обозначаешь звук [а], – сказали буквы.

– Что же буквам делать? Ребята, подскажите! (Надо поставить Ь.)

– Иди к нам, мягкий знак, – позвали его буквы.

Он с радостью согласился им помочь и быстро встал в конец слова.

– Что получилось? (Гвоздь.)

Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь. Вот, оказывается, какой он незаменимый, мягкий знак.

Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

2. Карандаш предлагает вам отгадать загадки, а отгадки напечатать на доске и в тетрадях.

Кто в лесу глухом живёт,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест клубнику, мёд,

А зимой сосёт он лапу?

(Медведь.)

Льётся речка – мы лежим.

Лёд на речке – мы бежим.

(Коньки.)

Число, которое больше шести, но меньше восьми? (Семь.)

Висит за окошком

Кулёк ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной.

(Сосулька.)

Первый месяц года? (Январь.)

– Где в этих словах пишется мягкий знак? Для чего он нужен?

На доске:

Мягкость согласных звуков на письме обозначается
при помощи буквы Ь на конце слов.

Буква Ь в середине слова обозначает мягкость согласного
перед другим согласным.

– Посчитайте количество букв и звуков в словах. Что заметили?

– Незнайка принёс сюрприз. Напечатал слова и доволен. Он думает, что мы их не прочитаем.

Запись на доске:

УГОЛ МЕЛ ЕЛ БРАТ СТАЛ ШЕСТ

1) Буратино решил проучить его. Как только Незнайка отвернулся, он написал Ь, и все слова исчезли, появились новые.

– Давайте их прочитаем.

– Какую роль играет Ь в словах?

2) Некоторые задания Буратино не смог выполнить. Помогите ему, ребята!

а) Чем оканчивается осень? (Ь.)

б) Спрячьте Ь в середине слов: день, пень, уголь, окунь, зверь, огонь. (Деньки, пеньки, угольки, окуньки, зверьки, огоньки.)

– Для чего нужен мягкий знак?

На уроке можно использовать с. 89 Азбуки.

IV. Итог урока.

– Вы сегодня отлично справились с заданиями сказочных героев. Вы все становитесь учёными Царства мягкого знака.

– Как вы думаете, всё ли вы узнали о мягком знаке? На дальнейших уроках вы узнаете ещё что-то новое об этой букве.

Урок 80. ВРЕМЕНА ГОДА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
(Азбука, с. 90–91 (верх))

Цель: упражнять в чтении слов с изученными буквами, в словообразовании.

Ход урока

Наши рекомендации