IV. Работа с учебником (с. 85)
1. Чтение продолжения докучной сказки.
– Меняется ли голос при чтении? Почему?
2. Самостоятельная работа.
Детям предлагается самостоятельно разгадать кроссворд.
3. Впишите в клетку лишнюю букву. Объясните свой выбор.
4. Напишите слова во множественном числе.
– Подчеркните безударные гласные в корне слов.
– Определите на этой и предыдущей страницах, где проза, где стихи, где кроссворд, где грамматические задания.
V. Итог урока.
Урок 79. МЯГКИЙ ЗНАК – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ
(Азбука, с. 88–89)
Цель: познакомить с буквой Ь, показать ее роль в словах.
Ход урока
I. Постановка темы и цели урока.
– Вы любите сказки? Я вам предлагаю сегодня создать удивительную, добрую сказку. А её название вы определите сами.
Было – угол,
Стало – уголь.
Было – мел,
А стало – мель.
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
Мягкий знак!
– Верно, ребята! Сегодня о чём мы будем говорить?
II. Показ учителем буквы печатной и письменной. Сравнение букв. Печатание буквы в тетрадях.
– Почему буква одна – маленькая? Какой звук обозначает эта буква? Для чего служит мягкий знак?
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак.
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо «шесть» получили шест,
Вместо «есть» напишем ест,
Станут пенками «пеньки»,
Уголками – «угольки»,
«Банька» в банку превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
III. В гости пришли сказочные герои (герои могут быть любые): добрый Змей Горыныч, Карандаш, Буратино, Незнайка.
– Сказочные персонажи приглашают нас в Царство мягкого знака. Но чтобы попасть туда, нужно произнести заклинание (дети прижимают Азбуку к груди).
Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Пусть трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Дети за учителем повторяют «заклинание».
– Чтобы свободно продвигаться по этому Царству, нужно знать правила написания слов с мягким знаком, с которыми вы сегодня познакомитесь. А помогут нам в этом эти сказочные герои.
Портреты героев висят на доске.
IV. Работа над темой.
1. – Змей-Горыныч предлагает вам послушать сказку про мягкий знак.
Г р а м м а т и ч е с к а я с к а з к а
Незаменимый знак
Жили-были в Азбуке буквы. И любили они ходить друг к другу в гости.
Буквы жили не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.
– Что ты за буква? – возмущались они.
Вот это буква: Ь.
Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, и никто с ней не дружил, не разговаривал – жилось ей плохо, очень одиноко.
Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. А одно слово им даже загадку про себя загадало:
Без головы, а в шляпе,
Одна нога – и та без сапога.
(Гвоздь.)
Стали буквы составлять слово гвоздь. Встали на нужные места, и вышло гвозд.
– Что-то у нас не получается! – забеспокоились они. – Звук [д] в слове «гвоздь» мягкий, а у нас твёрдый.
Буква И говорит:
– Встану я и обозначу мягкость Д, – быстро пристроилась она в конце.
– Что получилось? (Гвозди.)
– Но ведь у нас только один гвоздь, а не много. Как же быть?
– Давайте лучше я встану, – сказала Я. (Гвоздя.)
– У нас опять ничего не получилось, ведь ты обозначаешь звук [а], – сказали буквы.
– Что же буквам делать? Ребята, подскажите! (Надо поставить Ь.)
– Иди к нам, мягкий знак, – позвали его буквы.
Он с радостью согласился им помочь и быстро встал в конец слова.
– Что получилось? (Гвоздь.)
Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь. Вот, оказывается, какой он незаменимый, мягкий знак.
Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
2. Карандаш предлагает вам отгадать загадки, а отгадки напечатать на доске и в тетрадях.
Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест клубнику, мёд,
А зимой сосёт он лапу?
(Медведь.)
Льётся речка – мы лежим.
Лёд на речке – мы бежим.
(Коньки.)
Число, которое больше шести, но меньше восьми? (Семь.)
Висит за окошком
Кулёк ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.
(Сосулька.)
Первый месяц года? (Январь.)
– Где в этих словах пишется мягкий знак? Для чего он нужен?
На доске:
Мягкость согласных звуков на письме обозначается
при помощи буквы Ь на конце слов.
Буква Ь в середине слова обозначает мягкость согласного
перед другим согласным.
– Посчитайте количество букв и звуков в словах. Что заметили?
– Незнайка принёс сюрприз. Напечатал слова и доволен. Он думает, что мы их не прочитаем.
Запись на доске:
УГОЛ МЕЛ ЕЛ БРАТ СТАЛ ШЕСТ
1) Буратино решил проучить его. Как только Незнайка отвернулся, он написал Ь, и все слова исчезли, появились новые.
– Давайте их прочитаем.
– Какую роль играет Ь в словах?
2) Некоторые задания Буратино не смог выполнить. Помогите ему, ребята!
а) Чем оканчивается осень? (Ь.)
б) Спрячьте Ь в середине слов: день, пень, уголь, окунь, зверь, огонь. (Деньки, пеньки, угольки, окуньки, зверьки, огоньки.)
– Для чего нужен мягкий знак?
На уроке можно использовать с. 89 Азбуки.
IV. Итог урока.
– Вы сегодня отлично справились с заданиями сказочных героев. Вы все становитесь учёными Царства мягкого знака.
– Как вы думаете, всё ли вы узнали о мягком знаке? На дальнейших уроках вы узнаете ещё что-то новое об этой букве.
Урок 80. ВРЕМЕНА ГОДА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
(Азбука, с. 90–91 (верх))
Цель: упражнять в чтении слов с изученными буквами, в словообразовании.
Ход урока