II. Работа с учебником (с. 79)
1. Чтение столбиков слов.
– Что заметили в первом столбике? (Добавили буквы и получились новые слова.)
– Какое слово лишнее? Почему? (Слово «стой».)
– Что можете сказать о словах второго столбика?
– Какое слово лишнее? Почему? (Слово «острый».)
– На какой вопрос отвечает это слово? Что обозначает?
– Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные.
– На какие вопросы отвечают слова третьего столбика?
– Какое слово лишнее в третьем столбике? Почему?
– Что ещё можете рассказать об этих словах?
– Подчеркните твёрдые согласные.
2. Чтение стихотворения Б. Заходера.
– Что означает слово дикобраз?
– Что общего у ежа и дикобраза?
– Как вы думаете, почему его так назвали?
Это интересно!
Его недаром назвали так: угрюмый, вооружённый множеством длинных острых игл, он может вызвать страх. Однако внешность дикобраза обманчива: этот довольно большой, длиной почти в метр, зверь никогда ни на кого не нападает. Ведь он грызун и, как все грызуны, питается растительной пищей. Ну а иглы, которые придают дикобразу такой страшный вид, нужны не для нападения. Это его единственная защита, потому что на коротких ногах не очень-то убежишь от врага. А зубы у дикобраза, хоть и очень крепкие, – он может перегрызть даже толстую проволоку – устроены так, что не годятся для защиты.
У дикобраза около 30 тысяч игл. Казалось бы, такое количество толстых и длинных игл не даст дикобразу и шагу ступить, а уж в воде-то наверняка немедленно потянет на дно. На самом деле все иглы весят не больше 250 г. Они пустые внутри и потому, как поплавки, не дают дикобразу утонуть.
Иглы надёжно защищают дикобраза от хищников. Но они же становятся причиной его гибели. Люди охотятся на этих животных именно из-за игл, из которых делают различные украшения.
– Когда человека сравнивают с дикобразом? Почему?
3. Почему мы так говорим?
Ползёт как черепаха.
Трещат как сороки.
Молчит как рыба.
– А так мы говорим? Почему?
Трусливый как медведь.
Голодный как осёл.
Неуклюжий как заяц.
Упрямый как волк.
4. О какой сказке идёт речь? (Теремок.)
– Сколько героев в этой сказке?
– Впишите в кружки первые буквы имён героев сказки.
– Покажите без слов, какую роль вы хотели бы выбрать? Почему?
5. Самостоятельная работа.
– Прочитайте столбики слов.
– Подчеркните слоги с буквами, обозначающими мягкие согласные звуки.
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
Урок 73. ПРАЗДНИК НОВЫЙ ГОД.
ПОЖЕЛАНИЯ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ (Азбука, с. 80–81)
Цель: познакомить с историей праздника; упражнять в чтении текстов с изученными буквами.
Ход урока
I. Работа над темой.
– Узнать, о чём мы будем говорить сегодня на уроке, вам поможет задание.
– Впишите в квадраты буквы-соседки.
Запись на доске:
М_О Н_П Б_Г Ъ_Ь И_К
В_Д Н_П Г_Е
– Что у вас получилось? (Новый год.)
– О чём сегодня будем говорить на уроке?
– Вы любите праздник Новый год? Почему?
Чудесный праздник – Новый год! С Нового года начинаются зимние каникулы, под Новый год загораются разноцветные весёлые огоньки ёлок. Это праздник сказки про Деда Мороза и Снегурочку. Это мороз и снег (хотя иной раз погода капризничает и распускает не ко времени лужи). Это зимние развлечения на воздухе: коньки, лыжи, санки.
Это интересно!
Наш обычай зажигать на Новый год ёлочные огоньки пришёл из далёких времён. И родился он не у нас в России, а у древних обитателей Англии и Германии. В те далёкие времена люди собирались в зимнем лесу вокруг вечнозелёной ёли, зажигали возле неё костры и пели, плясали, веселились.
Не у всех народов Новый год начинается 1 января. В древней Руси уже после принятия христианства вместе с новой религией пришёл из Византии и календарь. Там начало года приходилось на 1 сентября – а на Руси в это время самый сбор урожая. Поэтому впоследствии Новый год перенесли на март – перед началом полевых работ. А у северных народов – оленеводов – год начинался в апреле: это время, когда появляются на свет оленята.
У мусульман, у евреев, у некоторых народов Индии тоже свой счёт времени, свой Новый год. И не найдёшь одного точного ответа, почему Новый год начинается где весной, где осенью или зимой.
Когда-то у древних римлян, при их первом легендарном царе, воинственном Ромуле, началом года считался март, в честь бога войны Марса. А после Ромула правил царь Нума – мудрый и вовсе не воинственный. Превыше всего он заботился о порядке и спокойствии в своей стране. Нума исправил календарь Ромула, сделал в нём вместо десяти месяцев двенадцать и первый месяц назвал январём в честь двуликого бога Януса. По легендам, этот бог изменил дикий образ жизни первобытных людей и придал им новый облик.
Много позднее император Юлий Цезарь позаимствовал египетский счёт времени, внеся в него некоторые изменения, но порядок месяцев оставил таким же, каким он был при Нуме. В таком виде этот календарь распространился по всей Европе, и первым месяцем остался январь.
У нас в России только после указа Петра I Новый год стал праздноваться с 1 января – это было удобней при новых обширных связях с Европой.