II. Закрепление пройденного
– Со слогами можно играть.
1) Давайте попробуем разгадать ребусы.
– Объясните, что означает вертикальная черта?
(Радуга – дуга, машина – шина, бабочка – бочка.)
2) Составьте слова и поставьте ударение.
(Мыли, Лара, Мила, лира, умы, рамы.)
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Без чего нельзя составить слово?
– Для чего нужно делить слова на слоги?
Урок 32. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ ЧТЕНИИ
ИЗУЧЕННЫМИ БУКВАМИ. ЗВУКОВОЙ И ЗВУКоБУКВЕННЫЙ
АНАЛИЗ СЛОВ («Я читаю?», с. 30–31)
Цель: упражнять в делении слов на слоги, в чтении слов с изученными буквами.
Ход урока
I. Повторение изученного.
На доске: ра… (рама, раки, раковина, радуга, радость).
…ра (пора, кора, гора, дыра, Лара, Юра).
ры… (рыба, рыбак, рыси, рынок, рыжик).
…ры (шары, ковры, норы, горы, мухоморы).
– Какое задание можно предложить? (Дополнить слоги до слов.)
Можно предложить детям составить схемы слов, вставляя в них изученные буквы; разделить на слоги.
II. Работа над темой.
1. Отгадать загадки и составить схемы слов.
1) Чёрные, кривые, от рожденья все немые; станут в ряд – сейчас заговорят. (Буквы.)
2) Я с собой её ношу,
Не макаю, но пишу.
Замечательная штучка –
Самопишущая … (ручка).
3) Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка.
На бруски набил я планки.
Дайте снег! Готовы … (санки).
Дети составляют схемы слов-отгадок, делят на слоги.
– Вставьте в схемы гласные буквы.
– Сколько в словах слогов? Сколько гласных?
– Какой вывод можно сделать?
В ы в о д: сколько в слове гласных, столько и слогов.
2. Составьте схему слова-отгадки.
Чёрен, да не ворон, рогат, да не бык, летит – воет, сядет – землю роет. (Жук.)
– Разделите это слово на слоги.
– Что заметили? (Разделить нельзя.)
– Почему? (Одна гласная, значит, один слог.)
– Поставьте ударение. (Одна гласная – всегда ударная.)
3. Работа с тетрадью «Я читаю?», с. 30.
– Прочитайте предложения.
Марина стояла у пруда и уронила платок. Ирина нарвала лилии. Она наливала в кувшин воду и уронила его. Ну и ну!
Сказать детям, что в третьем предложении можно заменить слово кувшин так, чтобы оно не повторялось.
4. Задание с корзинами можно вынести на доску.
– Что общего? Чем различаются эти корзины? (На первой корзине слова представлены в единственном числе, а на второй – во множественном числе.)
Слова (лама, лилии, луна, майоры, мыло, налимы, лимоны)прикрепить на стены в классе.
– Поместите слова в нужные корзины.
Дети прикрепляют слова со стен на доску под нужной корзиной.
– Объясните свой выбор.
III. Закрепление изученного.
Работа с тетрадью «Я читаю?», с. 31.
– Вы видите чудо-дерево.
– Какое задание можно предложить? (Составить из букв
слова.)
Дети печатают получившиеся слова на пустых строчках.
– Здесь спрятана и поговорка: «Век живи, век учись».
– Почему так говорят?
IV. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Как определить, сколько в слове слогов?
Урок 33. ЗВУКИ [Б], [Б’] И [В], [В’]; БУКВЫ Бб, Вв.
РОЛЬ ФОНЕМЫ в ОБРАЗОВАНИИ СЛОВ
Цель: познакомить со звуками [б], [б’], [в], [в’] и буквами, которые они обозначают.
Ход урока
I. Работа над темой.
1. На доске представлены изображения сказочных героев – Белоснежки и Буратино.
– Что вы скажете об этих изображениях? (Это сказочные герои.),
– Из каких сказок эти герои?
(А. Толстой, «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Братья Гримм, «Белоснежка и семь гномов».)
– Как вы думаете, почему сегодня на уроке мы встретились с этими героями?
– Что между ними общего? (Имена этих героев начинаются с буквы Б.)
– Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (Знакомство с буквой Б и звуками, которые она обозначает.)
– Ещё раз произнесите слово Буратино.
– Какой звук вы слышите в начале слова? ([б].)
– Перед зеркальцем ещё несколько раз произнесите этот звук и расскажите, как располагаются видимые органы речи при его произнесении; как проходит воздух при произнесении. Сделайте необходимые выводы.
В ы в о д: этот звук согласный, звонкий, твёрдый.
– Составьте звуковую схему слова Буратино.
– А сейчас мы составим коллективный рассказ о том, как выглядел Буратино. Употребите как можно больше слов со звуком [б]. При этом вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук [б].
(Буратино – деревянный сказочный мальчик.
У него круглое лицо и большой нос.
На голове у него бумажный колпак.
Он одет в бумажную курточку.
У него тёмные короткие брюки.
На ногах деревянные башмаки.)
– А теперь произнесите слово Белоснежка.
– Какой звук вы слышите в начале слова? ([б’].)
– Произнесите звук [б’] перед зеркальцем. Сравните, какая есть разница в расположении видимых органов речи при произнесении звуков [б] и [б’].
– Произнесите звук [б’] ещё раз и дайте ему характеристику. (Этот звук согласный, звонкий, мягкий.)
– Какой буквой обозначаются эти звуки?
Учитель листает папку с изученными буквами, дети замечают новую букву.
– Почему букв две?
– Какую букву мы используем для написания слов Буратино и Белоснежка? Почему?
– Напечатайте эти буквы в тетради.
– На что похожа эта буква?
2. Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной буквой. А какая это буква, вам предстоит самим угадать.
Палочка,
Рядом две ровные дужки –
Вот и готовы
Очки… для лягушки.
Е. Тарлапан
– Найдите эту букву. Она «спряталась» в классе.
Дети находят эту букву и прикрепляют на доску.
– Какие звуки обозначаются этой буквой?
3. Работа с учебником (с. 39).
Детям можно усложнить задание.
Одна часть класса подбирает со звуком [в] или [в’] названия одушевлённых предметов, другая часть класса – неодушевлённых предметов; одна часть класса подбирает с этими звуками названия женского рода, другая часть – названия мужского рода, одна группа подбирает слова со звуком [б], другая – со звуком [б'] и т. д.
– Дайте характеристику звукам, которые обозначаются буквой В.
– Напечатайте эту букву в тетради.