III. Работа с учебником (с. 54)

1. Перечитайте слова в первой строке.

– Что вы о них можете сказать?

– Какое задание можно предложить к словам второй строки? (Вставить пропущенные буквы.)

– Что можете сказать об этих звуках? (Они парные.)

– Прочитайте слова третьей строки.

– В каком числе стоят эти слова?

– Запишите на пустых строчках слова в единственном числе.

– Что заметили?

– Какие буквы написали на конце слов? Почему?

– Докажите свой выбор.

– Что можно сказать об этих согласных?

– Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании таких слов? (Подобрать проверочное слово.)

– Какое слово будет являться проверочным? Почему?

– Какой можно сделать вывод?

Вывод: чтобы проверить парный согласный на конце слов, нужно изменить слово так, чтобы после согласного стояла гласная.

Парные согласные –

Самые опасные.

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй.

2. Что ещё заметили? (Дуга над словами.)

– Как вы думаете, что показывает эта дуга в словах? (Выделяет общую часть.)

– А знаете ли вы, что в словах общая часть, которую выделяем дугой, называется корнем слова.

– В какой части слова были пропущены буквы? (В корне.)

– Слова состоят из разных частей, с которыми мы будем знакомиться на уроках, но самая главная часть, без которой нет слов, – корень.

IV. Закрепление изученного.

– Раскрасьте буквы соответствующим цветом.

– Что у вас получилось? (Корабль.)

– Кто главный на корабле? (Капитан.)

– Кого ещё могут называть капитаном?

– Что можете сказать об этом слове?

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Дайте характеристику новым звукам.

– Назовите главную часть любого слова.

Урок 49. СТАРИННЫЕ ИМЕНА.
РЕШЕНИЕ РЕБУСОВ И КРОССВОРДОВ.
СРАВНЕНИЕ ТЕКСТОВ ФАНТАСТИЧЕСКИХ И ПРАВДИВЫХ
(Азбука, с. 55, «Я читаю.», с. 14–15)

Цель: развивать речь детей; учить сравнивать фантастические и правдивые тексты, решать ребусы и кроссворды.

Ход урока

I. Работа над темой.

– Разгадайте ребусы.

III. Работа с учебником (с. 54) - student2.ru

Наташа Надежда Вера Валя Вова

– Что можете сказать о получившихся словах?

– Что нужно знать о написании этих слов?

– Какое слово лишнее? Почему? (Надежда – полное имя, а остальные – краткие имена.)

– В старые-старые времена имя, которое давали человеку, отражало его особенность. Не надо пояснять, что обозначают имена Людмила, Надежда, Светлана, Владимир. Но есть имена, к которым мы уже давно привыкли, они пришли из других стран, где говорят на чужих для нас языках. Послушайте, что они обозначают.

Женские имена:

Анна – миловидность.

Анастасия – воскресшая.

Галина – тишина.

Екатерина – чистая.

Елена – избранная.

Зоя – жизнь.

Ирина – мир.

Ксения – гостеприимная.

Лариса – чайка.

Марина – морская.

Мария – госпожа.

Наталья – родная.

Ольга – святая.

Татьяна – устроительница.

Мужские имена:

Александр – мужественный.

Алексей – защитник.

Андрей – храбрый.

Антон – состязающийся.

Борис – оберегающий.

Виктор – победитель.

Василий – царский.

Дмитрий – плодородный.

Евгений – благородный.

Игорь – сила, воинство.

Иван – дар богов.

Константин – постоянный.

Максим – величественный.

Михаил – подобный богу.

Никита – победитель.

Олег – священный.

Павел – малыш.

Пётр – камень.

Сергей – высокочтимый.

Роман – римлянин.

– Знаете ли вы, что означают ваши имена?

II. Работа с учебником (с. 55).

1. Какие редкие имена вы слышали?

– Прочитайте в учебнике старинные имена.

– Встречались ли вы с ними и где?

2. Чтение и разучивание скороговорки С. Белорусца.

– Кто такой капитан?

– Кто ещё служит на корабле?

3. Чтение текста «Команда корабля».

– Подчеркните в этом тексте имена людей и разделите на слоги.

– Назовите слова с мягкими согласными.

– Чей папа кормит всю команду?

– Как называют повара на корабле?

– Чем занимаются матросы, радист?

III. Работа с учебником (с. 54) - student2.ru

4. Разгадайте кроссворд.

(1. Канат. 2. Парус. 3. Матрос. 4. Швабра.)

– На корабле, в школе и других помещениях есть такая дверь. Что за этой дверью? (ПК – пожарный кран.)

– Для чего нужен пожарный кран?

Наши рекомендации