III. Работа с учебником (с. 54)
1. Перечитайте слова в первой строке.
– Что вы о них можете сказать?
– Какое задание можно предложить к словам второй строки? (Вставить пропущенные буквы.)
– Что можете сказать об этих звуках? (Они парные.)
– Прочитайте слова третьей строки.
– В каком числе стоят эти слова?
– Запишите на пустых строчках слова в единственном числе.
– Что заметили?
– Какие буквы написали на конце слов? Почему?
– Докажите свой выбор.
– Что можно сказать об этих согласных?
– Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании таких слов? (Подобрать проверочное слово.)
– Какое слово будет являться проверочным? Почему?
– Какой можно сделать вывод?
Вывод: чтобы проверить парный согласный на конце слов, нужно изменить слово так, чтобы после согласного стояла гласная.
Парные согласные –
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.
2. Что ещё заметили? (Дуга над словами.)
– Как вы думаете, что показывает эта дуга в словах? (Выделяет общую часть.)
– А знаете ли вы, что в словах общая часть, которую выделяем дугой, называется корнем слова.
– В какой части слова были пропущены буквы? (В корне.)
– Слова состоят из разных частей, с которыми мы будем знакомиться на уроках, но самая главная часть, без которой нет слов, – корень.
IV. Закрепление изученного.
– Раскрасьте буквы соответствующим цветом.
– Что у вас получилось? (Корабль.)
– Кто главный на корабле? (Капитан.)
– Кого ещё могут называть капитаном?
– Что можете сказать об этом слове?
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Дайте характеристику новым звукам.
– Назовите главную часть любого слова.
Урок 49. СТАРИННЫЕ ИМЕНА.
РЕШЕНИЕ РЕБУСОВ И КРОССВОРДОВ.
СРАВНЕНИЕ ТЕКСТОВ ФАНТАСТИЧЕСКИХ И ПРАВДИВЫХ
(Азбука, с. 55, «Я читаю.», с. 14–15)
Цель: развивать речь детей; учить сравнивать фантастические и правдивые тексты, решать ребусы и кроссворды.
Ход урока
I. Работа над темой.
– Разгадайте ребусы.
Наташа Надежда Вера Валя Вова
– Что можете сказать о получившихся словах?
– Что нужно знать о написании этих слов?
– Какое слово лишнее? Почему? (Надежда – полное имя, а остальные – краткие имена.)
– В старые-старые времена имя, которое давали человеку, отражало его особенность. Не надо пояснять, что обозначают имена Людмила, Надежда, Светлана, Владимир. Но есть имена, к которым мы уже давно привыкли, они пришли из других стран, где говорят на чужих для нас языках. Послушайте, что они обозначают.
Женские имена:
Анна – миловидность.
Анастасия – воскресшая.
Галина – тишина.
Екатерина – чистая.
Елена – избранная.
Зоя – жизнь.
Ирина – мир.
Ксения – гостеприимная.
Лариса – чайка.
Марина – морская.
Мария – госпожа.
Наталья – родная.
Ольга – святая.
Татьяна – устроительница.
Мужские имена:
Александр – мужественный.
Алексей – защитник.
Андрей – храбрый.
Антон – состязающийся.
Борис – оберегающий.
Виктор – победитель.
Василий – царский.
Дмитрий – плодородный.
Евгений – благородный.
Игорь – сила, воинство.
Иван – дар богов.
Константин – постоянный.
Максим – величественный.
Михаил – подобный богу.
Никита – победитель.
Олег – священный.
Павел – малыш.
Пётр – камень.
Сергей – высокочтимый.
Роман – римлянин.
– Знаете ли вы, что означают ваши имена?
II. Работа с учебником (с. 55).
1. Какие редкие имена вы слышали?
– Прочитайте в учебнике старинные имена.
– Встречались ли вы с ними и где?
2. Чтение и разучивание скороговорки С. Белорусца.
– Кто такой капитан?
– Кто ещё служит на корабле?
3. Чтение текста «Команда корабля».
– Подчеркните в этом тексте имена людей и разделите на слоги.
– Назовите слова с мягкими согласными.
– Чей папа кормит всю команду?
– Как называют повара на корабле?
– Чем занимаются матросы, радист?
4. Разгадайте кроссворд.
(1. Канат. 2. Парус. 3. Матрос. 4. Швабра.)
– На корабле, в школе и других помещениях есть такая дверь. Что за этой дверью? (ПК – пожарный кран.)
– Для чего нужен пожарный кран?