ТЕМА 6. Западноевропейская эстетика XIX века
ЭСТЕТИКА
Методические указания, планы семинарских занятий
и тематика рефератов для студентов всех специальностей
(блок дисциплин ГСЭ)
Вологда
УДК 008 (09)
Эстетика: Методические указания, планы семинарских занятий и тематика рефератов для студентов всех специальностей. – Вологда: ВоГТУ, 2010. – 16с.
Методические указания и планы семинарских занятий по эстетике составлены в соответствии с требованиями федерального стандарта к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» и имеют целью помочь в организации самостоятельной работы студентов всех специальностей при изучении эстетики.
Методические указания предназначены для студентов дневной формы обучения.
Утверждено редакционно-издательским советом ВоГТУ
Составители:
ассистент кафедры СКСиТ А.А.Собакина
Рецензент: к.искуст.наук, доцент Е.В.Юшкова
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Эстетика – философская наука, изучающая сферу эстетического как специ-фического проявления ценностного отношения человека и мира, а также особенности и закономерности художественного творчества.
Цель преподавания курса – формирование и развитие эстетической стороны мировоззрения личности будущего специалиста, обеспечение высокого уров-ня его знаний, гуманитаризация высшего образования в техническом вузе.
Основные задачи курса эстетики:
1) изучение студентами теории и истории эстетической науки, формирование целостного и многогранного видения истории эстетической мысли;
2) ознакомление студентов с памятниками и произведениями мировой художественной культуры и, таким образом, приобщение их к многонациональному культурному опыту народов мира;
3) усвоение студентами основных категорий эстетики и использование их при анализе произведений искусства и явлений окружающего мира (природы, человека, общества и др.);
4) формирование у студентов эстетического вкуса, способности адекватно оценивать современную массовую культуру и противостоять негативным явлениям «потребительского общества»;
5) развитие у студентов способности эстетического восприятия мира и соответствующей ей системы общечеловеческих ценностей, необходимой для самостоятельного мышления и духовного роста личности.
На каждом лекционном и семинарском занятии предполагается рассмотреть фундаментальные для мировоззрения данной эпохи понятия и феномены, философско-эстетические взгляды мыслителей, художественные стили, идеалы, традиции.
Тематика курса опирается на разнообразные научные источники: эстетические, философские, искусствоведческие, литературоведческие, культурологические, психологические. Рекомендуется основная и дополнительная литература к каждой из тем семинарских занятий.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Для контроля за усвоением материала дисциплины студентами предполага-ются следующие формы:
опрос на семинарских занятиях;
написание самостоятельных контрольных работ;
дифференцированная промежуточная аттестация;
тестирование;
зачет в конце курса.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМА 1. Эстетика как философская наука.
Возникновение и становление эстетики как науки. Эстетика в системе наук. Предмет современной эстетики. Структура эстетической науки. Место эсте-тики в духовной культуре общества.
ТЕМА 2. Эстетические теории античности.
Общая характеристика античной культуры и искусства. Эстетические взгляды архаического периода. Эстетические идеи пифагорейцев. Эстетичес-кие теории Древнегреческой классики: Сократ, Платон и Аристотель. Эстети-ка эллинизма: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм.
ТЕМА 3. Византийская философия искусства.
Греческая патристика. Теория символизма в трудах Псевдо-Дионисия Аре-опагита. Теория иконы византийских отцов Церкви. Эстетический смысл по-лемики иконоборцев и иконопочитателей. Эстетика аскетизма. Экфарсис как основа европейского искусствознания.
ТЕМА 4. Эстетическая культура Западноевропейского Средневековья.
Западная патристическая эстетика. Эстетическая система Аврелия Августи-на. Взаимодействие античных и христианских эстетических идей. Эстетичес-кие принципы в трактатах Боэция и Фомы Аквинского. Эстетика эпохи Воз-рождения в теоретических трактатах и художественной практике.
ТЕМА 5. Эстетика Нового времени: XVII-XVIII в.в.
Эстетические системы XVII века: классицизм и барокко. Эстетические иде-алы немецкого Просвещения: «Буря и натиск» как предтеча европейского ро-мантизма. Немецкая классическая эстетика. «Письма об эстетическом воспи-тании» Ф.Шиллера. «Критика способности суждения» И.Канта. Эстетика И. Г.Гегеля. Философия и эстетика романтизма.
ТЕМА 6. Западноевропейская эстетика XIX века.
Проблемы эстетики в трудах К.Маркса и Ф.Энгельса. Критический реализм XIX века как результат развития материалистического мировоззрения. Фило-софия позитивизма как основа натурализма. Художественные открытия им-прессионизма и символизма. Эстетическая доктрина «Искусства для искус-ства». Декаданс и авангард как истоки модернистского искусства.