ТЕМА 6. Западноевропейская эстетика XIX века

ЭСТЕТИКА

Методические указания, планы семинарских занятий

и тематика рефератов для студентов всех специальностей

(блок дисциплин ГСЭ)

Вологда

УДК 008 (09)

Эстетика: Методические указания, планы семинарских занятий и тематика рефератов для студентов всех специальностей. – Вологда: ВоГТУ, 2010. – 16с.

Методические указания и планы семинарских занятий по эстетике составлены в соответствии с требованиями федерального стандарта к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» и имеют целью помочь в организации самостоятельной работы студентов всех специальностей при изучении эстетики.

Методические указания предназначены для студентов дневной формы обучения.

Утверждено редакционно-издательским советом ВоГТУ

Составители:

ассистент кафедры СКСиТ А.А.Собакина

Рецензент: к.искуст.наук, доцент Е.В.Юшкова

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Эстетика – философская наука, изучающая сферу эстетического как специ-фического проявления ценностного отношения человека и мира, а также особенности и закономерности художественного творчества.

Цель преподавания курса – формирование и развитие эстетической стороны мировоззрения личности будущего специалиста, обеспечение высокого уров-ня его знаний, гуманитаризация высшего образования в техническом вузе.

Основные задачи курса эстетики:

1) изучение студентами теории и истории эстетической науки, формирование целостного и многогранного видения истории эстетической мысли;

2) ознакомление студентов с памятниками и произведениями мировой художественной культуры и, таким образом, приобщение их к многонациональному культурному опыту народов мира;

3) усвоение студентами основных категорий эстетики и использование их при анализе произведений искусства и явлений окружающего мира (природы, человека, общества и др.);

4) формирование у студентов эстетического вкуса, способности адекватно оценивать современную массовую культуру и противостоять негативным явлениям «потребительского общества»;

5) развитие у студентов способности эстетического восприятия мира и соответствующей ей системы общечеловеческих ценностей, необходимой для самостоятельного мышления и духовного роста личности.

На каждом лекционном и семинарском занятии предполагается рассмотреть фундаментальные для мировоззрения данной эпохи понятия и феномены, философско-эстетические взгляды мыслителей, художественные стили, идеалы, традиции.

Тематика курса опирается на разнообразные научные источники: эстетические, философские, искусствоведческие, литературоведческие, культурологические, психологические. Рекомендуется основная и дополнительная литература к каждой из тем семинарских занятий.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Для контроля за усвоением материала дисциплины студентами предполага-ются следующие формы:

опрос на семинарских занятиях;

написание самостоятельных контрольных работ;

дифференцированная промежуточная аттестация;

тестирование;

зачет в конце курса.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА 1. Эстетика как философская наука.

Возникновение и становление эстетики как науки. Эстетика в системе наук. Предмет современной эстетики. Структура эстетической науки. Место эсте-тики в духовной культуре общества.

ТЕМА 2. Эстетические теории античности.

Общая характеристика античной культуры и искусства. Эстетические взгляды архаического периода. Эстетические идеи пифагорейцев. Эстетичес-кие теории Древнегреческой классики: Сократ, Платон и Аристотель. Эстети-ка эллинизма: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм.

ТЕМА 3. Византийская философия искусства.

Греческая патристика. Теория символизма в трудах Псевдо-Дионисия Аре-опагита. Теория иконы византийских отцов Церкви. Эстетический смысл по-лемики иконоборцев и иконопочитателей. Эстетика аскетизма. Экфарсис как основа европейского искусствознания.

ТЕМА 4. Эстетическая культура Западноевропейского Средневековья.

Западная патристическая эстетика. Эстетическая система Аврелия Августи-на. Взаимодействие античных и христианских эстетических идей. Эстетичес-кие принципы в трактатах Боэция и Фомы Аквинского. Эстетика эпохи Воз-рождения в теоретических трактатах и художественной практике.

ТЕМА 5. Эстетика Нового времени: XVII-XVIII в.в.

Эстетические системы XVII века: классицизм и барокко. Эстетические иде-алы немецкого Просвещения: «Буря и натиск» как предтеча европейского ро-мантизма. Немецкая классическая эстетика. «Письма об эстетическом воспи-тании» Ф.Шиллера. «Критика способности суждения» И.Канта. Эстетика И. Г.Гегеля. Философия и эстетика романтизма.

ТЕМА 6. Западноевропейская эстетика XIX века.

Проблемы эстетики в трудах К.Маркса и Ф.Энгельса. Критический реализм XIX века как результат развития материалистического мировоззрения. Фило-софия позитивизма как основа натурализма. Художественные открытия им-прессионизма и символизма. Эстетическая доктрина «Искусства для искус-ства». Декаданс и авангард как истоки модернистского искусства.

Наши рекомендации