III. Работа с учебником (с. 10)
1. Рассмотрите картинку.
– Скажите, кто позирует художнику.
– Вы произнесли звуки в определённом порядке.
– Что получилось? (Слово КОТ.)
– Его можно записать разными знаками.
Учитель показывает на доске схемы и слово КОТ.
– Что обозначает каждый кружок (квадрат.)? (Звуки.)
– Сколько звуков в этом слове? (Три звука.)
– Но слово «кот» можно записать и специальными значками. Что это за знаки? (Буквы.)
2. Отгадайте загадки и составьте схемы слов-отгадок.
Работа выполняется на доске и в тетрадях по чтению. Сначала дети квадратами (кружками) обозначают звуки слов. Дети, которые знают буквы, могут записать слова.
1. Молоко пьёт,
Песенки поёт.
Чисто умывается,
А с водой не знается.
2) Через речку лёг,
Пробежать не мог.
3) В шубе летом,
А зимой раздетый.
4) Сто одёжек,
И все без застёжек.
3. Словами человек называл всё, что он узнавал и создавал сам. Неужели действительно всё имеет своё название? Проверьте.
Дети рассматривают рисунки в учебнике (дом, избушка, комар, жираф).
– Что можете сказать о доме? (Большой, четырёхэтажный, высокий.)
– Сколько звуков в слове дом? Как вы узнали?
– Произнесите последний звук в этом слове.
– Как он произносится?
– Подчеркните соответствующую букву синим цветом.
– Что можете сказать об избушке? (Маленькая, деревянная и др.)
– Сколько звуков в этом слове?
– Произнесите последний звук в этом слове.
– Как он произносится?
– Подчеркните соответствующую букву красным цветом.
– Как вы думаете, почему мы их подчеркнули разными цветами?
– Об этом подробнее поговорим на следующем уроке.
– Сравните величину предмета и величину слова.
– Что заметили?
– Зависит ли величина слова от величины предмета и наоборот?
– Что можете сказать о комаре и жирафе? (Комар – маленький, жираф – большой.)
– Что скажете о величине слов? (Они одинаковые.)
– Почему комар маленький, а жираф – большой, но слова по величине одинаковые? Какой вывод можно сделать?
Вывод: величина слова не зависит от величины предмета и наоборот.
– Каким цветом подчеркнуть последние буквы в словах комар и жираф? Какие звуки они обозначают?
– На какие две группы можно разделить эти предметы? (Живые и неживые.)
– На какой вопрос отвечают живые предметы? (Кто?)
– Неживые? (Что?)
– Когда слова отвечают на вопросы кто? что?, обозначают предметы (называют их), их в русском языке называют именами существительными. Об этом мы ещё будем говорить на уроках русского языка.
– Как вы думаете, какой из этих предметов может быть лишним? Почему?
Мнения детей.
– Какое слово лишнее? Почему?
Мнения детей.
Карлики – великаны
Дети встают из-за парт. Учитель предупреждает, что они должны на слово «великаны» поднимать руки вверх, на слово «карлики» – приседать.
Учитель пытается запутать учеников. Например, он говорит «великаны», а сам приседает. Ученики должны сделать правильно, то есть поднять руки вверх.
4. Рассмотрите предметы в нижнем задании.
– Что можно сказать о нарисованных предметах? (Все они дают тепло; белка живая, а свечка, грелка и печка – неживые; все нарисованы по одному; у свечки и печки огонь, а у грелки и белки его нет.)
– А что можно сказать о словах?
– Какой предмет лишний? Почему?
– Что общего между словами?
– Как можно соединить предметы парами? Почему? (Рифмующиеся слова.)
Можно предложить детям вместе с родителями составить четверостишие со словами: свечка – печка, белка – грелка.
IV. Итог урока.
– Вам понравился наш урок?
– Что нового вы узнали?
– Из чего состоит наша речь? А предложения?
– Что такое слово?
– Как отличить предмет от слова, которое его обозначает? (Предмет можно взять, потрогать, а слово можно произнести, услышать, написать.)
Домашнее задание:«Я читаю?» (рассмотреть с. 2–3).
Урок 5. ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ.
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ (с. 11)
Цели: дать понятие «гласные и согласные» звуки; формировать умение читать схемы слов.
Ход урока