III. Работа с учебником (с. 23)
1. Работа в группах.
– Возьмите простой карандаш, за 1 минуту отметьте предметы, в названиях которых есть звуки:
1-я группа – [м];
2-я группа – [м'];
3-я группа – [л];
4-я группа – [л’].
Кроме явных предметов, дети должны обнаружить: глаза, полоски, волосы, ленточки, тельняшка, пальцы, а также названия цветов (прил.), лежит и т. д. (глаг.).
2. Сравнение письменных и печатных букв Л и М.
3. Рассмотрите схемы слов, соотнесите их с соответствующими предметами.
– В схемах слов закрасьте синим и зелёным места, соответствующие согласным звукам.
Эту работу можно проводить в парах, чтобы ученики могли посоветоваться друг с другом, послушать друг друга и вместе принять решение.
IV. Итог урока.
– О чём говорили сегодня на уроке?
– С какими звуками и буквами познакомились?
– Когда согласный будет мягким? Твёрдым?
Можно предложить детям дома выполнить задание в тетради «Я читаю» на с. 12 (вверху) – подчеркнуть в словах буквы, с которыми познакомились сегодня на уроке.
Урок 18. ПОНЯТИЕ «УДАРЕНИЕ».
УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ
(Азбука, с. 23, 24, «Я читаю?», с. 13)
Цели:дать понятие «ударение», формировать умение определять ударные и безударные гласные.
Ход урока
I. Повторение пройденного.
1. С какими буквами познакомились на прошлом уроке? (Л, М.)
– Какие звуки обозначают эти буквы?
Игра «Кто больше» (по командам.)
– Назовите предметы классной комнаты, в названиях которых встречаются звуки [л], [л’], [м], [м’].
– Какими представляете звуки, когда их слышите? (Яркими, большими, сильными.)
– Давайте понаблюдаем и сверим свои предположения.
– Сожмите губы, произнесите твёрдые звуки [м], [л].
– Что заметили?
– Сожмите губы, произнесите мягкий звук [м'].
– Что заметили?
– Сожмите губы, произнесите мягкий звук [л'].
– Что теперь заметили? (Губы не сжаты, язычок поднялся вверх.)
2. Чтение слогов и слов (Азбука, с. 23).
Запись слогов и слов на доске.
Учитель читает сначала слова сам, показывая технологию по их озвучиванию. Затем класс хором прочитывает первый, второй столбики слов в Азбуке, а затем третий и четвёртый столбики.
3. Работа с учебником (Азбука, с. 24).
Чтение «Весёлых стихов».
Стихи может прочитать учитель или читающие дети.
Игра «Кто быстрее?».
– Кто быстрее всех подчеркнёт сначала буквы Лл, а потом Мм в стихах С. Я. Маршака?
А кто справится, может подчеркнуть синим карандашом твёрдые согласные, а зелёным – мягкие согласные.
– А знаете ли вы, почему медведя так назвали?
– Что любит медведь? (Мёд.)
– Медведь – ведающий (знающий), где мёд.
– Какой медведь в жизни? А в сказках?
– В сказках медведь косолапый, неуклюжий, да, пожалуй, ещё немного глуповатый – обмануть его, простака, ничего не стоит. Но на самом деле это умный, ловкий, быстрый, очень сильный, хитрый зверь.
– Что можете рассказать про льва?
Чтобы нам работу дать –
Будем дружно приседать.
(Приседания.)
Я возьму шар большой,
(Развести руки в стороны.)
Подниму над головой.
(Поднять руки вверх.)
А теперь пора учиться!
И не будем мы лениться.
(Опустить руки и сесть.)
II. Работа над темой.
Знакомство с понятием «ударение».
– Чтение слогов и слов в учебнике (Азбука, с. 24).
Сначала дети вместе с учителем читают первую и вторую строки.
– Что заметили в третьей строке? (Над словами стоит значок ¢ .)
– Как вы думаете, что означает эта чёрточка и для чего её поставили над словами?
Можно вынести эти слова на доску.
МЫ¢ ЛИ ЛИ¢ ЛИ МИ¢ ЛА
Учитель берёт колокольчик и ударяет в него.
– Вот я ударила язычком в колокольчик. Что вы услышали? (Звон.)
– Что он вам сообщает? О чём сигналит? (Этот удар – конец или начало урока.)
– Но ударить можно и голосом один звук в слове.
– Ударить звук голосом – значит произнести его не так, как другие звуки в слове, а с большей силой.
– «Удар» выделяет звук из слова. Сообщает о том, что этот звук – особенный, ударный. А другие – обычные, безударные.
– Косая чёрточка над словом – знак ударения.
– Как же определить ударный звук в словах?
– Попробуйте произнести слово Оля, деля его на части.
– Какой звук ударный?
Дети приходят к выводу, что определить ударный звук трудно.
– Я вам помогу и открою два «секрета».
1) Секрет «кричальный». Слово произносится быстро 3 раза, а на четвёртый выкрикиваем в нём ударный звук. Вот так: «Оля, Оля, Оля – О¢ля».
– Давайте попробуем таким способом определить место ударения в словах машина, лошадь, петух.
2) Секрет «просительный». Чтобы быстрее определить ударный звук, не надо кричать, а можно попросить о чём-либо этот предмет или позвать его.
Позовите: Оля! Олег! Тыква!
– Где же место ударения в слове?
– Над какой буквой в словах стоит знак ударения? Почему?
– Назовите тему нашего урока.
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведём
И к себе быстрей прижмём.
А потом быстрей, быстрей!
Хлопай, хлопай веселей!