III. Работа с учебником (с. 23)

1. Работа в группах.

– Возьмите простой карандаш, за 1 минуту отметьте предметы, в названиях которых есть звуки:

1-я группа – [м];

2-я группа – [м'];

3-я группа – [л];

4-я группа – [л’].

Кроме явных предметов, дети должны обнаружить: глаза, полоски, волосы, ленточки, тельняшка, пальцы, а также названия цветов (прил.), лежит и т. д. (глаг.).

2. Сравнение письменных и печатных букв Л и М.

3. Рассмотрите схемы слов, соотнесите их с соответствующими предметами.

– В схемах слов закрасьте синим и зелёным места, соответствующие согласным звукам.

Эту работу можно проводить в парах, чтобы ученики могли посоветоваться друг с другом, послушать друг друга и вместе принять решение.

IV. Итог урока.

– О чём говорили сегодня на уроке?

– С какими звуками и буквами познакомились?

– Когда согласный будет мягким? Твёрдым?

Можно предложить детям дома выполнить задание в тетради «Я читаю» на с. 12 (вверху) – подчеркнуть в словах буквы, с которыми познакомились сегодня на уроке.

Урок 18. ПОНЯТИЕ «УДАРЕНИЕ».
УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ
(Азбука, с. 23, 24, «Я читаю?», с. 13)

Цели:дать понятие «ударение», формировать умение определять ударные и безударные гласные.

Ход урока

I. Повторение пройденного.

1. С какими буквами познакомились на прошлом уроке? (Л, М.)

– Какие звуки обозначают эти буквы?

Игра «Кто больше» (по командам.)

– Назовите предметы классной комнаты, в названиях которых встречаются звуки [л], [л’], [м], [м’].

– Какими представляете звуки, когда их слышите? (Яркими, большими, сильными.)

– Давайте понаблюдаем и сверим свои предположения.

– Сожмите губы, произнесите твёрдые звуки [м], [л].

– Что заметили?

– Сожмите губы, произнесите мягкий звук [м'].

– Что заметили?

– Сожмите губы, произнесите мягкий звук [л'].

– Что теперь заметили? (Губы не сжаты, язычок поднялся вверх.)

2. Чтение слогов и слов (Азбука, с. 23).

III. Работа с учебником (с. 23) - student2.ru

Запись слогов и слов на доске.

Учитель читает сначала слова сам, показывая технологию по их озвучиванию. Затем класс хором прочитывает первый, второй столбики слов в Азбуке, а затем третий и четвёртый столбики.

3. Работа с учебником (Азбука, с. 24).

Чтение «Весёлых стихов».

Стихи может прочитать учитель или читающие дети.

Игра «Кто быстрее?».

– Кто быстрее всех подчеркнёт сначала буквы Лл, а потом Мм в стихах С. Я. Маршака?

А кто справится, может подчеркнуть синим карандашом твёрдые согласные, а зелёным – мягкие согласные.

– А знаете ли вы, почему медведя так назвали?

– Что любит медведь? (Мёд.)

– Медведь – ведающий (знающий), где мёд.

– Какой медведь в жизни? А в сказках?

– В сказках медведь косолапый, неуклюжий, да, пожалуй, ещё немного глуповатый – обмануть его, простака, ничего не стоит. Но на самом деле это умный, ловкий, быстрый, очень сильный, хитрый зверь.

– Что можете рассказать про льва?

III. Работа с учебником (с. 23) - student2.ru

Чтобы нам работу дать –

Будем дружно приседать.

(Приседания.)

Я возьму шар большой,

(Развести руки в стороны.)

Подниму над головой.

(Поднять руки вверх.)

А теперь пора учиться!

И не будем мы лениться.

(Опустить руки и сесть.)

II. Работа над темой.

Знакомство с понятием «ударение».

– Чтение слогов и слов в учебнике (Азбука, с. 24).

Сначала дети вместе с учителем читают первую и вторую строки.

– Что заметили в третьей строке? (Над словами стоит значок ¢ .)

– Как вы думаете, что означает эта чёрточка и для чего её поставили над словами?

Можно вынести эти слова на доску.

МЫ¢ ЛИ ЛИ¢ ЛИ МИ¢ ЛА

Учитель берёт колокольчик и ударяет в него.

– Вот я ударила язычком в колокольчик. Что вы услышали? (Звон.)

– Что он вам сообщает? О чём сигналит? (Этот удар – конец или начало урока.)

– Но ударить можно и голосом один звук в слове.

– Ударить звук голосом – значит произнести его не так, как другие звуки в слове, а с большей силой.

– «Удар» выделяет звук из слова. Сообщает о том, что этот звук – особенный, ударный. А другие – обычные, безударные.

– Косая чёрточка над словом – знак ударения.

– Как же определить ударный звук в словах?

– Попробуйте произнести слово Оля, деля его на части.

– Какой звук ударный?

Дети приходят к выводу, что определить ударный звук трудно.

– Я вам помогу и открою два «секрета».

1) Секрет «кричальный». Слово произносится быстро 3 раза, а на четвёртый выкрикиваем в нём ударный звук. Вот так: «Оля, Оля, Оля – О¢ля».

– Давайте попробуем таким способом определить место ударения в словах машина, лошадь, петух.

2) Секрет «просительный». Чтобы быстрее определить ударный звук, не надо кричать, а можно попросить о чём-либо этот предмет или позвать его.

Позовите: Оля! Олег! Тыква!

– Где же место ударения в слове?

– Над какой буквой в словах стоит знак ударения? Почему?

– Назовите тему нашего урока.

III. Работа с учебником (с. 23) - student2.ru

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведём

И к себе быстрей прижмём.

А потом быстрей, быстрей!

Хлопай, хлопай веселей!

Наши рекомендации