II. Работа с учебником (с. 30)

1. Прочитайте названия предметов.

– Какие буквы пропущены? Вставьте эти буквы.

– Найдите похожие по звучанию слова.

– Похожи ли эти слова по смыслу?

2. Назовите нарисованные предметы.

– Догадайтесь, как зовут мальчиков, щенка и корову.

– Как вы узнали?

– Что нужно помнить, чтобы правильно записать имена и клички животных?

3. «Я читаю?» (с. 15).

– Разгадайте ребусы.

– Что можете сказать о написании этих слов?

– Какие ещё слова нужно писать с большой буквы?

II. Работа с учебником (с. 30) - student2.ru

Распахнуто окошко,

Нам холод нипочём.

(Развести руки в стороны.)

Походим мы немножко

И сон с себя стряхнём.

(Ходьба на месте. Руки опустить вниз.)

Чтобы нам работу дать,

Будем дружно приседать.

(Приседания.)

Я возьму шар большой.

(Развести руки в стороны.)

Подниму над головой.

(Поднять руки вверх.)

А теперь пора учиться!

И не будем мы лениться.

(Опустить руки и сесть.)

4. Продолжите предложения 1, 2, 3.

– О ком говорится в предложении?

– На какой вопрос отвечают эти слова?

– Какой частью речи являются?

– Каким членом в предложении являются имена существительные?

– О ком говорится в 4, 5, 6-м предложениях?

– Какой частью речи являются эти слова?

– Какую часть речи заменяют местоимения?

– Как вы думаете, каким членом в предложении будут эти местоимения?

– Что говорится в каждом предложении?

– На какой вопрос отвечают эти слова?

– Какой частью речи они являются?

– Каким членом в предложении будут глаголы?

– Что можете сказать об этих глаголах? (Прошедшее время, род, число.)

– Почему первые слова в предложениях записаны с большой буквы?

– Найдите слова, в которых есть мягкие согласные. Подчеркните эти согласные.

– Почему эти согласные мягкие?

III. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

Урок 25. ИНТОНАЦИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
РОЛЬ ЖЕСТОВ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ
(Азбука, с. 30, 31)

Цели: работать над интонационной выразительностью в предложениях; показать роль жестов в различных ситуациях.

Ход урока

I. Повторение пройденного.

На доске – несколько картинок с предметами.

Например, оса, медведь, стол и др.

– Назовите то, что вы видите на доске.

– Можно ли сказать, что вы сейчас произнесли предложения? Почему? (Мысль не закончена.)

– Вы просто назвали предметы, но ничего о них не сообщили. Хочется спросить: «Что оса? Что медведь?» И т. д. Продолжите свою мысль, договорите.

Можно предложить детям начертить схемы этих предложений.

– Как показать, что это схемы предложений?

(Первое слово в предложении пишется с большой буквы – это обозначено вертикальной чертой; в конце предложения стоит точка.)

– Что показывает точка? (Предложение окончено, нужно сделать паузу.)

– Как вы думаете, всегда ли в конце предложения нужно ставить точку? Почему? От чего это зависит?

– Вот об этом и будем говорить сегодня на уроке.

II. Работа над темой.

1. Работа с учебником (с. 31).

– Сравните схемы предложений, которые записаны на доске, со схемами на с. 31.

– Что заметили? (Разные знаки препинания.)

– Попробуйте озвучить картинки, используя следующее предложение: Дождь идёт.

– Произнесите это предложение за всех участников сценок.

– С какой целью они говорят?

– Что меняется при произнесении этих предложений? (Интонация, голос.)

– А как же интонацию изобразить письменно? Что нам в этом поможет? (Знаки препинания.)

– Всего в русском языке десять знаков препинания. Рассмотрите их в учебнике.

Можно показать на доске: … ? ! . – : ; – «», ( ).

– Но не все из этих знаков препинания нужно ставить в конце предложения, они могут находиться и в самом предложении.

Но об этих знаках препинания вы узнаете позднее.

– А сейчас послушайте стихи о тех знаках препинания, о которых мы будем говорить на уроке.

Можно учителю или читающему ученику прочитать стихи в учебнике.

Точка

У неё особый пост

В самой малой строчке.

Если Точка –

Вывод прост:

Это значит –

Точка.

Фразу следует кончать,

Если Точка рядом.

Точку надо уважать.

Точку слушать надо.

И хотя она твердыня

В книге и в тетради,

Без особого труда

Можно с ней поладить,

Если только мысли нить

От воды избавить,

Если Точку не забыть

Вовремя поставить.

Ф. Кривин

Точка

Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть.

А. Шибаев

Вопросительный знак

Разные вопросы

Задаю я всем:

Как?

Откуда?

Сколько?

Почему?

Зачем?

Где?

Куда?

Какая?

Отчего?

О ком?

Что?

Кому?

Который?

Чьи?

Какие?

В чём?

Вот какой я мастак,

Вопросительный знак.

А. Тетивкин

Вопросительный знак

Вечно думая

Над смыслом,

Изогнулся коромыслом.

А. Шибаев

Восклицательный знак

Друзья! В произведениях

Стою я для того,

Чтоб выразить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество!

Не зря я от рождения

Противник тишины!

Где я, те предложения

С особым выражением

Произнестись должны!

А. Тетивкин

Восклицательный знак

Бурным чувствам

Нет конца!

Пылкий нрав

У молодца!

А. Шибаев

2. Как ещё человек может передавать свои чувства и мысли?

– Когда прозвенит звонок и учитель входит в класс, что вы делаете? (Мы стоим.)

– Почему вы стоите?

3. Игровая ситуация.

1) Два ученика вызываются к доске и становятся на большом расстоянии друг от друга.

Можно сразу всему классу предложить эту ситуацию, используя её вместо физкультминутки.

– Ребята! Представьте ситуацию, что вы увидели своего знакомого на другой стороне улицы, он вас тоже заметил. Голос ваш приятель не услышит. Что делать?

Дети пытаются выйти на движения, жесты и даже мимику.

– Что вы использовали для передачи информации? (Жесты, мимику.)

– Кто знает, как приветствуют друг друга военные? А взрослые? (Отдают честь; рукопожатие, обязательно без перчатки.)

– Оказывается, рукой можно подавать очень много разных сигналов-сообщений.

– Попробуйте изобразить:

Учитель (что делает?) показывает.

Дирижёр (что делает?) дирижирует.

Прохожий (что делает?) останавливает машину.

Судья (рефери) (что делает?) провозглашает победителя в соревновании по боксу.

– А как ученики могут «разговаривать» при помощи руки?

Когда ученик хочет ответить, он должен подать руку. Учительница увидит это и спросит ученика.

– Какие ещё жесты вы знаете? Давайте попробуем их показать.

2) Каким словам соответствуют жесты этих людей? (С. 31.)

Есть слово стой, которое в определённой ситуации становится предложением – «Стой!». Этот же приказ можно передать жестом. Есть слово тихо, которое может стать предложением – «Тихо!». Этот же призыв можно передать жестом. А можно только при помощи движений рассказать целые истории, как, к примеру, это делается в балете.

– Вы произносите слова или предложения? Докажите.

– Есть жесты очень некрасивые. Не хотелось бы их видеть в нашем классе.

Наши рекомендации