II. Работа с учебником (с. 30)
1. Прочитайте названия предметов.
– Какие буквы пропущены? Вставьте эти буквы.
– Найдите похожие по звучанию слова.
– Похожи ли эти слова по смыслу?
2. Назовите нарисованные предметы.
– Догадайтесь, как зовут мальчиков, щенка и корову.
– Как вы узнали?
– Что нужно помнить, чтобы правильно записать имена и клички животных?
3. «Я читаю?» (с. 15).
– Разгадайте ребусы.
– Что можете сказать о написании этих слов?
– Какие ещё слова нужно писать с большой буквы?
Распахнуто окошко,
Нам холод нипочём.
(Развести руки в стороны.)
Походим мы немножко
И сон с себя стряхнём.
(Ходьба на месте. Руки опустить вниз.)
Чтобы нам работу дать,
Будем дружно приседать.
(Приседания.)
Я возьму шар большой.
(Развести руки в стороны.)
Подниму над головой.
(Поднять руки вверх.)
А теперь пора учиться!
И не будем мы лениться.
(Опустить руки и сесть.)
4. Продолжите предложения 1, 2, 3.
– О ком говорится в предложении?
– На какой вопрос отвечают эти слова?
– Какой частью речи являются?
– Каким членом в предложении являются имена существительные?
– О ком говорится в 4, 5, 6-м предложениях?
– Какой частью речи являются эти слова?
– Какую часть речи заменяют местоимения?
– Как вы думаете, каким членом в предложении будут эти местоимения?
– Что говорится в каждом предложении?
– На какой вопрос отвечают эти слова?
– Какой частью речи они являются?
– Каким членом в предложении будут глаголы?
– Что можете сказать об этих глаголах? (Прошедшее время, род, число.)
– Почему первые слова в предложениях записаны с большой буквы?
– Найдите слова, в которых есть мягкие согласные. Подчеркните эти согласные.
– Почему эти согласные мягкие?
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
Урок 25. ИНТОНАЦИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
РОЛЬ ЖЕСТОВ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ
(Азбука, с. 30, 31)
Цели: работать над интонационной выразительностью в предложениях; показать роль жестов в различных ситуациях.
Ход урока
I. Повторение пройденного.
На доске – несколько картинок с предметами.
Например, оса, медведь, стол и др.
– Назовите то, что вы видите на доске.
– Можно ли сказать, что вы сейчас произнесли предложения? Почему? (Мысль не закончена.)
– Вы просто назвали предметы, но ничего о них не сообщили. Хочется спросить: «Что оса? Что медведь?» И т. д. Продолжите свою мысль, договорите.
Можно предложить детям начертить схемы этих предложений.
– Как показать, что это схемы предложений?
(Первое слово в предложении пишется с большой буквы – это обозначено вертикальной чертой; в конце предложения стоит точка.)
– Что показывает точка? (Предложение окончено, нужно сделать паузу.)
– Как вы думаете, всегда ли в конце предложения нужно ставить точку? Почему? От чего это зависит?
– Вот об этом и будем говорить сегодня на уроке.
II. Работа над темой.
1. Работа с учебником (с. 31).
– Сравните схемы предложений, которые записаны на доске, со схемами на с. 31.
– Что заметили? (Разные знаки препинания.)
– Попробуйте озвучить картинки, используя следующее предложение: Дождь идёт.
– Произнесите это предложение за всех участников сценок.
– С какой целью они говорят?
– Что меняется при произнесении этих предложений? (Интонация, голос.)
– А как же интонацию изобразить письменно? Что нам в этом поможет? (Знаки препинания.)
– Всего в русском языке десять знаков препинания. Рассмотрите их в учебнике.
Можно показать на доске: … ? ! . – : ; – «», ( ).
– Но не все из этих знаков препинания нужно ставить в конце предложения, они могут находиться и в самом предложении.
Но об этих знаках препинания вы узнаете позднее.
– А сейчас послушайте стихи о тех знаках препинания, о которых мы будем говорить на уроке.
Можно учителю или читающему ученику прочитать стихи в учебнике.
Точка
У неё особый пост
В самой малой строчке.
Если Точка –
Вывод прост:
Это значит –
Точка.
Фразу следует кончать,
Если Точка рядом.
Точку надо уважать.
Точку слушать надо.
И хотя она твердыня
В книге и в тетради,
Без особого труда
Можно с ней поладить,
Если только мысли нить
От воды избавить,
Если Точку не забыть
Вовремя поставить.
Ф. Кривин
Точка
Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.
А. Шибаев
Вопросительный знак
Разные вопросы
Задаю я всем:
Как?
Откуда?
Сколько?
Почему?
Зачем?
Где?
Куда?
Какая?
Отчего?
О ком?
Что?
Кому?
Который?
Чьи?
Какие?
В чём?
Вот какой я мастак,
Вопросительный знак.
А. Тетивкин
Вопросительный знак
Вечно думая
Над смыслом,
Изогнулся коромыслом.
А. Шибаев
Восклицательный знак
Друзья! В произведениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Не зря я от рождения
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнестись должны!
А. Тетивкин
Восклицательный знак
Бурным чувствам
Нет конца!
Пылкий нрав
У молодца!
А. Шибаев
2. Как ещё человек может передавать свои чувства и мысли?
– Когда прозвенит звонок и учитель входит в класс, что вы делаете? (Мы стоим.)
– Почему вы стоите?
3. Игровая ситуация.
1) Два ученика вызываются к доске и становятся на большом расстоянии друг от друга.
Можно сразу всему классу предложить эту ситуацию, используя её вместо физкультминутки.
– Ребята! Представьте ситуацию, что вы увидели своего знакомого на другой стороне улицы, он вас тоже заметил. Голос ваш приятель не услышит. Что делать?
Дети пытаются выйти на движения, жесты и даже мимику.
– Что вы использовали для передачи информации? (Жесты, мимику.)
– Кто знает, как приветствуют друг друга военные? А взрослые? (Отдают честь; рукопожатие, обязательно без перчатки.)
– Оказывается, рукой можно подавать очень много разных сигналов-сообщений.
– Попробуйте изобразить:
Учитель (что делает?) показывает.
Дирижёр (что делает?) дирижирует.
Прохожий (что делает?) останавливает машину.
Судья (рефери) (что делает?) провозглашает победителя в соревновании по боксу.
– А как ученики могут «разговаривать» при помощи руки?
Когда ученик хочет ответить, он должен подать руку. Учительница увидит это и спросит ученика.
– Какие ещё жесты вы знаете? Давайте попробуем их показать.
2) Каким словам соответствуют жесты этих людей? (С. 31.)
Есть слово стой, которое в определённой ситуации становится предложением – «Стой!». Этот же приказ можно передать жестом. Есть слово тихо, которое может стать предложением – «Тихо!». Этот же призыв можно передать жестом. А можно только при помощи движений рассказать целые истории, как, к примеру, это делается в балете.
– Вы произносите слова или предложения? Докажите.
– Есть жесты очень некрасивые. Не хотелось бы их видеть в нашем классе.