Работа с учебником (с. 9)
1) Созвездие на рисунке – это семья: дедушка, бабушка, мама, папа и их дети.
– Нарисуйте звёздочками свою семью. Раскрасьте всех.
Подпишите звёздочку, которой обозначили себя, вот такой буквой: Я (буква пишется на доске, дети списывают её). Под звёздочкой, которая обозначает маму, – такую букву – М и т. д.
Учитель может проанализировать, где (рядом или в отдалении) рисует себя ребёнок по отношению к другим членам семьи, величину и цвет звёздочек, которыми он изображает себя и других членов семьи.
2) Теперь вокруг своей семьи нарисуйте родственников, друзей, знакомых – тоже в виде звёздочек.
Мало места? Можно потом изобразить всех на большом листе бумаги.
– Какую роль играет семья в вашей жизни?
3) Чтение учителем (или читающими детьми) стихотворения В. Берестова «Любим тебя…».
– Как вы думаете, о ком это стихотворение?
– Кто его мог бы вам прочитать?
– Кто и кому ещё мог бы прочитать это стихотворение?
– Какая речь была использована автором и нами?
4) Обвести буквы а, у в словах.
– Сколько букв а и у в каждом слове?
– Кто сможет прочитать эти слова?
– Что можете о них сказать?
– Произнесите любое из этих слов тихо, громко, обычно.
– Теперь произнесите медленно, быстро, обычно.
– А теперь ласково-ласково.
– Звуки речи мы произносим по-разному. Зачем? (Это зависит от настроения.)
– Вы знаете, что первое впечатление о вас создаётся по тому, как вы двигаетесь, какой у вас голос, какая мимика?
5) Дорисуйте последнее лицо.
– Что можно понять, глядя на первого человека (второго, третьего)?
6) Прочитайте своё любимое стихотворение так, чтобы вас было приятно слушать.
III. Итог урока.
– С каким настроением вы уходите с урока?
– Кто из класса нас сегодня поразил: был самым приятным в общении?
– Вы заметили, дети, как внимательно вы сегодня слушали друг друга?
Урок 4. В МИРЕ ЗНАКОВ. ЗВУК И ЕГО ПИСЬМЕННЫЙ ЗНАК.
СХЕМА СЛОВА. РАЗВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЙ «СЛОВО»
И «ПРЕДМЕТ» (Азбука, с. 10, «Я читаю?», с. 2–3)
Цели: формировать умения различать звуки на слух; разводить понятия «слово» и «предмет».
Ход урока
I. Повторение изученного.
– О чём говорили на прошлом уроке?
– Какие виды речи вы знаете? (Письменная и устная речь.)
– Приведите примеры устной и письменной речи.
– Из чего состоит наша речь? (Из предложений.)
– Послушайте мою речь и определите, что я скажу:
– Прозрачные росинки украшают осинку. (Это предложение.)
– Кто может составить схему этого предложения?
Ученик у доски составляет схему:
– Из чего состоит предложение? (Из слов.)
– А из чего состоят слова?
– Вот об этом сегодня мы и поговорим на уроке.
II. Работа над темой.
1. Вспомните ещё раз сказанное мной предложение.
Произнесите его шёпотом. А теперь кто-либо из вас произнесёт это предложение чётко и громко, а остальные должны хлопать всякий раз, когда будет названо очередное слово.
Дети выполняют работу.
– Сколько слов в этом предложении? (Четыре слова.)
– Чем отделяются друг от друга слова в устной речи? (Паузами.)
– Что вы услышали, когда произносили слова? (Звуки.)
– Из чего же состоят слова? (Из звуков.)
2. Я сейчас буду произносить сочетания звуков, а вы определите, какие из них являются словами, а какие нет: роза, жёлтый, тра-ля-ля, молчит. (Словами являются: роза, жёлтый, молчит.)
– Почему тра-ля-ля не слово? (Оно ничего не обозначает.)
– Какое значение имеют остальные слова?
(Роза – это цветок. Яркий – видный издалека, выделяющийся среди других. Молчит – ничего не говорит.)
– Какой можно сделать вывод? Что такое слово?
Вывод: слово – это сочетание звуков, которое имеет значение.
3. Сейчас мы немного поиграем. Я буду формулировать значение слова, а вы по значению назовёте само слово.
– Здание, где учатся дети. (Школа.)
– Первый день недели. (Понедельник.) – Суп из свежей рыбы. (Уха.)
– Нагревающийся металлический прибор для глажения одежды. (Утюг.)
– Я сейчас буду называть разные слова. Если слово обозначает цветок, вы наклоняетесь, чтобы его «понюхать» и поближе «рассмотреть». Если слово обозначает название животного, приседаете, чтобы «не попасться ему на глаза».
Ромашка, тигр, тюльпан, мак, рысь, медведь, незабудка, георгин, волк, диван.
– Почему вы не делали движения, когда было названо слово «диван»? (Оно обозначает мебель, а не название цветка или животного.)
– Верно. Молодцы! Это была ловушка. Но вы в неё не попались.