I. Вступительная беседа
Ход урока
I. Вступительная беседа.
– Сегодня у вас первый день школьной жизни. Вы сегодня впервые сели за парты в этом классе. День этот вы и ваши родные будут помнить всю жизнь. Это большой праздник для всех нас: учеников, учителей, родителей.
– Сегодня для вас всё впервые: школьный день, первый звонок, первый учебник и, наконец, первый в жизни урок.
– Кто вас сегодня собирал в школу?
– Кто провожал?
– Волновались ли вы и почему?
– Как встречали и провожали вас прохожие?
– Все рады, что в нашей стране стало больше трудовых людей.
– А зачем дети идут в школу?
– Что значит: «Я пришёл учиться!»?
– Чему вы научились до школы?
– Чему хотите научиться в школе?
– Кто вас обучал до школы? Кто будет обучать в школе?
– Что такое обучение, по вашему мнению?
– А знаете ли вы, чему учили детей в древности?
– Чем занимался древний человек?
II. Игра «Занятия древних людей».
Учитель предлагает мальчикам продемонстрировать свою организованность и ловкость, «добывая на обед» мамонта или бизона. (Дети получают стрелы с присосками, а на доске даны изображения мамонта и бизона.)
– Кто же окажется самым ловким и сможет легко накормить своё племя? Это мы узнаем после попадания стрел в животных.
Девочкам учитель предлагает «собрать» грибы, ягоды, лекарственные травы.
(Среди съедобных грибов, ягод, лекарственных трав, можно предложить и несъедобные (ядовитые).)
После выполнения заданий мальчиками учитель спрашивает:
– Почему не все ребята оказались такими ловкими охотниками? Что помешало? (Не учились этому.)
После выполнения задания девочками учитель показывает детям на ягоды, грибы, травы, которые являются ядовитыми.
– Как вы думаете, что могло произойти, если бы всё это стали употреблять в пищу?
– Как можно этого избежать? (Нужно учиться распознавать грибы, ягоды, травы.)
– Кто же может этому научить?
– Сколько существует человек, столько же старшее поколение обучает младшее поколение познавать окружающий мир.
– Как современные дети познают окружающий мир? (Телевизор, радио, книги и др.)
III. Выставка учебных и неучебных книг.
– Какие из этих книг вы знаете?
– Как вы думаете, какие из данных книг нужны?
– Но среди всех очень интересных и нужных книг есть одна – самая первая, самая важная для любого человека. Перед вами лежит такая книга.
– А кто из вас может прочитать название этой книги? («Азбука».)
IV. Знакомство с учебной книгой.
– А можно ли придумать для такой книги другое название? («Букварь».)
– Почему у вас у всех одинаковая книга?
– Разве интересно, когда у всех на парте одна и та же книга?
– Почему в школе детям дают одинаковые книги?
– Как называют эти книги школьники? (Учебники, учебные книги.)
– Рассмотрите обложку.
Что нарисовал на ней художник?
– Почему?
Во время беседы учитель для себя отмечает недочёты в произнесении отдельных звуков, наблюдает за речью учащихся.
– Откройте книгу. Что вы увидели? (Азбуку.)
– Какие буквы вы знаете? Назовите их.
– Что вы видите на первой странице?
Мнения детей.
– Кто автор этой учебной книги?
Рассмотрите на с. 3 условные обозначения, которые будут встречаться на страницах учебника.
V. Работа с учебником(с. 4–5).
– Рассмотрите самостоятельно рисунки на этих страницах.
– В какой последовательности следует рассматривать рисунки, чтобы ничего не пропустить?
– Что можно узнать, «читая» эти рисунки?
– Что ещё вы хотите добавить по поводу истории обучения?
Разных классов, как теперь, в старину не знали. Все – и маленькие, и большие – сидели на уроках в одной простой избе. Порядки в школе были строгие.
Ребятам давался наказ: не шуметь, не дразнить товарищей, шапку и одежду снимать, школьный сор выносить. Кто не выполнял правил, того били розгами.
В короткие зимние дни ученики собирались в школу ещё затемно. Занятия начинались часов с семи до самой «вечерни». После занятий ученики убирали помещение, приносили чистой воды и уходили домой, когда на улице было уже темно.
Так от темна до темна шли уроки в школах в старину.
За много лет наша школа изменилась. Для вас созданы все условия, чтобы было интересно учиться. И я надеюсь, что вам в школе понравится и вы будете с удовольствием получать знания, узнаете много нового и интересного.
VI. Итог урока.
– Вам понравился наш урок? Что было интересного?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Понравилась ли вам наша первая книга – «Азбука»? Чем она вам понравилась?
Учитель читает стихотворение:
Коль тебе купили книгу,
Не бросай на полку,
От неё не будет толку.
Всем полезно чтение
Про себя и вслух.
Книга – самый верный,
Самый лучший друг.
Из неё узнаешь ты
Обо всём на свете.
На любой вопрос она
Без труда ответит.
В ней стихи и сказки –
Всё к твоим услугам.
Береги же книгу,
Стань и ты ей другом!
Домашнее задание: расспросить родителей о своём детстве: о том, как сообщали о своих желаниях, настроениях, когда были совсем маленькими, какие первые слова научились говорить, как их произносили.
Урок 2. ИСТОРИЯ РЕЧИ. РЕЧЬ УСТНАЯ
И ПИСЬМЕННАЯ. РАЗНЫЕ ЯЗЫКИ НАРОДОВ МИРА
И РОССИИ. СХЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ (с. 6–7)
Цели: ознакомить с видами речи и её функциями; со схемами предложений.
Ход урока
I. Вступительная беседа.
– Узнали ли вы от родителей о своём детстве?
– Как вы сообщали о своих желаниях, настроениях, когда были совсем маленькими? (Жестами.)
– Понимали ли вас родители?
– Какие первые слова научились говорить? Как их произносили?
– Чем должен владеть человек, чтобы его могли понять другие? (Речью.)
– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
– У каждого урока есть не только тема, но и цель. То и другое вы будете всегда формулировать сами. Я вам стану в этом помогать.
Что же нам нужно будет узнать о речи?
II. Работа над темой.