I. Вступительная беседа

Ход урока

I. Вступительная беседа.

– Сегодня у вас первый день школьной жизни. Вы сегодня впервые сели за парты в этом классе. День этот вы и ваши родные будут помнить всю жизнь. Это большой праздник для всех нас: учеников, учителей, родителей.

– Сегодня для вас всё впервые: школьный день, первый звонок, первый учебник и, наконец, первый в жизни урок.

– Кто вас сегодня собирал в школу?

– Кто провожал?

– Волновались ли вы и почему?

– Как встречали и провожали вас прохожие?

– Все рады, что в нашей стране стало больше трудовых людей.

– А зачем дети идут в школу?

– Что значит: «Я пришёл учиться!»?

– Чему вы научились до школы?

– Чему хотите научиться в школе?

– Кто вас обучал до школы? Кто будет обучать в школе?

– Что такое обучение, по вашему мнению?

– А знаете ли вы, чему учили детей в древности?

– Чем занимался древний человек?

II. Игра «Занятия древних людей».

Учитель предлагает мальчикам продемонстрировать свою организованность и ловкость, «добывая на обед» мамонта или бизона. (Дети получают стрелы с присосками, а на доске даны изображения мамонта и бизона.)

– Кто же окажется самым ловким и сможет легко накормить своё племя? Это мы узнаем после попадания стрел в животных.

Девочкам учитель предлагает «собрать» грибы, ягоды, лекарственные травы.

(Среди съедобных грибов, ягод, лекарственных трав, можно предложить и несъедобные (ядовитые).)

После выполнения заданий мальчиками учитель спрашивает:

– Почему не все ребята оказались такими ловкими охотниками? Что помешало? (Не учились этому.)

После выполнения задания девочками учитель показывает детям на ягоды, грибы, травы, которые являются ядовитыми.

– Как вы думаете, что могло произойти, если бы всё это стали употреблять в пищу?

– Как можно этого избежать? (Нужно учиться распознавать грибы, ягоды, травы.)

– Кто же может этому научить?

– Сколько существует человек, столько же старшее поколение обучает младшее поколение познавать окружающий мир.

– Как современные дети познают окружающий мир? (Телевизор, радио, книги и др.)

III. Выставка учебных и неучебных книг.

– Какие из этих книг вы знаете?

– Как вы думаете, какие из данных книг нужны?

– Но среди всех очень интересных и нужных книг есть одна – самая первая, самая важная для любого человека. Перед вами лежит такая книга.

– А кто из вас может прочитать название этой книги? («Азбука».)

IV. Знакомство с учебной книгой.

– А можно ли придумать для такой книги другое название? («Букварь».)

– Почему у вас у всех одинаковая книга?

– Разве интересно, когда у всех на парте одна и та же книга?

– Почему в школе детям дают одинаковые книги?

– Как называют эти книги школьники? (Учебники, учебные книги.)

– Рассмотрите обложку.

Что нарисовал на ней художник?

– Почему?

Во время беседы учитель для себя отмечает недочёты в произнесении отдельных звуков, наблюдает за речью учащихся.

– Откройте книгу. Что вы увидели? (Азбуку.)

– Какие буквы вы знаете? Назовите их.

– Что вы видите на первой странице?

Мнения детей.

– Кто автор этой учебной книги?

Рассмотрите на с. 3 условные обозначения, которые будут встречаться на страницах учебника.

V. Работа с учебником(с. 4–5).

– Рассмотрите самостоятельно рисунки на этих страницах.

– В какой последовательности следует рассматривать рисунки, чтобы ничего не пропустить?

– Что можно узнать, «читая» эти рисунки?

– Что ещё вы хотите добавить по поводу истории обучения?

Разных классов, как теперь, в старину не знали. Все – и маленькие, и большие – сидели на уроках в одной простой избе. Порядки в школе были строгие.

Ребятам давался наказ: не шуметь, не дразнить товарищей, шапку и одежду снимать, школьный сор выносить. Кто не выполнял правил, того били розгами.

В короткие зимние дни ученики собирались в школу ещё затемно. Занятия начинались часов с семи до самой «вечерни». После занятий ученики убирали помещение, приносили чистой воды и уходили домой, когда на улице было уже темно.

Так от темна до темна шли уроки в школах в старину.

За много лет наша школа изменилась. Для вас созданы все условия, чтобы было интересно учиться. И я надеюсь, что вам в школе понравится и вы будете с удовольствием получать знания, узнаете много нового и интересного.

VI. Итог урока.

– Вам понравился наш урок? Что было интересного?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Понравилась ли вам наша первая книга – «Азбука»? Чем она вам понравилась?

Учитель читает стихотворение:

Коль тебе купили книгу,

Не бросай на полку,

От неё не будет толку.

Всем полезно чтение

Про себя и вслух.

Книга – самый верный,

Самый лучший друг.

Из неё узнаешь ты

Обо всём на свете.

На любой вопрос она

Без труда ответит.

В ней стихи и сказки –

Всё к твоим услугам.

Береги же книгу,

Стань и ты ей другом!

Домашнее задание: расспросить родителей о своём детстве: о том, как сообщали о своих желаниях, настроениях, когда были совсем маленькими, какие первые слова научились говорить, как их произносили.

Урок 2. ИСТОРИЯ РЕЧИ. РЕЧЬ УСТНАЯ
И ПИСЬМЕННАЯ. РАЗНЫЕ ЯЗЫКИ НАРОДОВ МИРА
И РОССИИ. СХЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ (с. 6–7)

Цели: ознакомить с видами речи и её функциями; со схемами предложений.

Ход урока

I. Вступительная беседа.

– Узнали ли вы от родителей о своём детстве?

– Как вы сообщали о своих желаниях, настроениях, когда были совсем маленькими? (Жестами.)

– Понимали ли вас родители?

– Какие первые слова научились говорить? Как их произносили?

– Чем должен владеть человек, чтобы его могли понять другие? (Речью.)

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

– У каждого урока есть не только тема, но и цель. То и другое вы будете всегда формулировать сами. Я вам стану в этом помогать.

Что же нам нужно будет узнать о речи?

II. Работа над темой.

Наши рекомендации