Пробл.простого чел.в «Оттепели»: 23. Проблема «простого советского человека» в литерат. периода «оттепели»
Впервые тема пленных. Шолохов «Судьба человека». Новизна произведения не только в изображении простого человека, сколько в обращении к простым человеческим ценностям.Война у Шолохова показана через систему поединков. Шолохов опирается на поединки бытового характера. Перед нами не судьба отдельного человека – Соколова, перед нами судьба человека – смысл в названии. Поединки опираются на 2 традиц.:чисто героич-отправлен.кфольклорн.произведен.,второй тип отправл.нас к бытовым сказкам.Их семантика оч.мощная.1ый поединок (командир автороты вызывает Соколова и впереди идет бой).2ой поединок (немцы с автоматами, которые сняли с него на сапоги и отправили на запад). Соколов этим указал на мародерскую сущность.3ий поединок (с предателем Крыжниковым). Крыжников выдает своего командира.Соколов душит предателя в церкви, не взирая на заповедь не убей.4ый поединок (с Мюллером). Решил расстрелять Соколова. Но перед смертью предложил ему выпить за славу немецкого народа..Публицистическое рядом со сказочным: «Поправил на груди 2 железных креста» - участие в бою. Награда за поединок – хлеб и сало. Оружия здесь нет, есть 3 стакана самогона. Фольклорно-бытовой поединок. Победа силой духа.2 побега: 1. Соколова отправили рыть могилы, он сбежал, его нашли на 4 день с собаками.2. Когда Соколов везет майора и уезжает на машине к своим.5ый.-побег. Тот же эстетический объект — простой человек как хранитель общечеловеческих ценностей предстает перед читателем в творчестве А.И. Солженицына. Несмотря на резкое различие их мировоззренческих установок и творческих почерков, Шолохова и Солженицына сблизила малая "монументальная" форма.1Д.денисовича-тяготеет к романному прцпу,Вбир в себя все смыслы лагерной дизни показ.1 днемОн не поним.умных разгов.своих сокамерн.Они отлич.от него.Он моет полы,но не опуск.до лизания тарелок.«Матрен.двор»:терпение,кот.сопряжено с правдениками.Праведник-не святой,праведник на Руси-важный чел.Матрена изобр.с опорой на другие жанры бытия.Матрена до конца,до смерти выполн.свое предназначен.,несет людям добро.Матрена подобно Ю.Лазаревской творит добро совершенно незаметно,не акцентир.вниман.А как мы дел добрые дела?:я тебе-ты мне.
24.Поэт-шестидесятник: Активизация духовно-творческих сил страны в годы "оттепели". Второй съезд писателей СССР (1954): основные дискуссии. Первая волна "возвращенной" литературы. Активность публицистики. Внутренняя противоречивость процессов социально-культурного обновления. Возвращение к человеческой индивидуальности, определившей расцвет лирической тенденции в поэзии, прозе, драматургии.=Б.Ш. Окуджава занимает особое место среди поэтов-"шестидесятников": он принадлежит к поэтам фронтового поколения. Вынесенное из войны чувство хрупкости человеческой жизни определило основные черты его поэзии: "идею человечности", особые эстетические принципы, в центре которых стоит понятие идеала. Б. Окуджава становится родоначальником жанра "песенок" с собственными словами и музыкой, из которых позднее выйдет "авторская песня". Одним из "сквозных" образов его "песенок" является образ Арбата. Арбат в культуре "шестидесятников" значил многое - в отличие от официального центра, Красной площади и Кремля, он был неофициальным ядром столицы, ее неформальным центром. Своеобразным гимном Арбату становится "Песенка об Арбате". Она написана соответствующим "гимну" трехсложным песенным размером -четырехстопным анапестом. Три строфы этой "песенки" построены по нарастанию силы образов, с которыми сопоставляется Арбат. Образы эти выделены Окуджавой благодаря разрыву стихотворных строк и нарушению размера стиха. Они выражают основную идею автора: Арбат - главное, что есть в его жизни, главная его ценность, его высокий нравственный идеал: Ах, Арбат, мой Арбат,
ты - мое призвание...
"Призвание" как судьба, как долг, а главное, как творчество, как дело жизни. Поэтому одновременно Арбат и радость и беда героя. Во второй строфе:
Ах, Арбат, мой Арбат,
ты моя религия...
Арбат "религия" единения человеческих душ. Так проявляется особое романтическое мироощущение Окуджавы: его романтический идеал - это идеал простой, земной жизни, имеющей свои глубинные нравственные законы, а романтические идеальные герои - это простые люди ("люди невеликие"), являющиеся неотъемлемой составляющей данного идеального мира. И, наконец, главный смысл образа Арбата: Ах, Арбат, мой Арбат,ты мое отечество...Арбат - как самая любимая и близкая герою малая часть большой Родины. Окуджава использует гиперболу, увеличивая улицу до вселенских и вечных масштабов ("никогда до конца не пройти тебя"). Но это не буквальное увеличение длины Арбата - это его колоссальное духовное значение для героя. Арбат - это все равно, что душа человека - самого героя Окуджавы и других "невеликих людей. Таким образом, за старинной московской улочкой для поэта встает нечто неизмеримо большее, раздвигается художественное пространство и время.
25.Творч.поэтов старшего поколен.(Мартынов,Смеляков,Слуцкий):Поэзии Б. А. Слуцкого был свойственен глубокий внутренний демократизм, не противоречащий интеллигентности. Герой его поэзии не одинок, не свободен от закона, он принадлежит не себе а миру. Слуцкий - певец структур, законов и целесообразности. Главный этический пункт этой поэзии - отказ от права выбора. "С той поры, как согрела планету совесть // Осветила мораль // Никакого выбора нету // Выбирающий не выбирал. Однако, по мнению Л. Аннинского, лучшие стихи Слуцкого связаны с "осечками" структур ("Лошади в океане", "Испанцы в изгнании", "Старухи без стариков").
Плыл по океану рыжий остров.
В море, в синем остров плыл гнедой.
Вдруг заржали кони, возражая
Тем, кто в океане их топил.
"Железный закон" у Слуцкого всюду побеждает. Иллюзий нет. Лошади в океане все равно утонут. Но мгновенные преткновения живого и железного создают в его поэзии болевые точки, которыми держится сверхзадача его лирики. Ее сильнейшая сторона связана с тем моментом, когда в отлаженной структуре вдруг выпадает в осадок неприкаянный запас сил, избыток жизненности трагически ненужный. Тогда бессмысленно плывут обреченные лошади в океане. Однако остаток неизрасходованных, невобранных в дело, неприкаянных сил - это то, что делает эти стихи шедеврами.
26.Драматургия оттепели:С началом оттепели лиризм распростр.как на прозу,так и на драматург.Это кК своеобразн.переплавка обострившегося чувства времени.Представители:Розов,Зорин,Володин,Арбузов и др.Арбузов«Иркутс.истор»:на сцену выплеск.повседневн жизнь люд.,их житейск.хлопоты.Из повседневн.жизни-тонкая поэзия,а в житейск.хлопотах-острый драматизм.Воссозд.быт обыкновен.советс.семьи,коммуналки или фабричн.общаги,звучал живой человеч.говор.Воссоздавался дух фамильярности,домашности.Это распростронялось не только на сцене,между персон.,но ткж сцена со зрителями.В такой атмосф.не скрывают своих чувств,договарив.до конца.и выражают их с мелодраматической точностью:плачут-смеются, скандалят-нежничают.Слова персон.подчеркнуто личные,нестандартные.Это собственное мнение.,кот.выражено земным словом,бытовым говорком.За таким словом кроется необыкновенность обычных людей.Лирич.пафос получал выражение в общей эмоц.тональности.,которая окрашивала отношен.мд героями.
27.Личность и время в Твардовском За далью-даль:Замысел прише во время одной из поездок по стране.сначала назывался как «из путевого дневника».Он сам себя наз поэтом-эпиком.Линия авт-читат становится образующей.В поэме центр смещен.с гер.на автора.Собственно внутрен.мир авт.Поэма-кк уход творца эпика о т самого себя в нееестественую ему лирику.В поэме нет сюжетн.целостн.,ни складности,отсутствует объективирован.героя.Послевоен.Твард.искал пути освоен.художествен.современности.Сложен был образ народа.Понятие народ не только объективируется эпич.изо,но ткж и лирич.Суть в 1 завете:»я это знаю лучше всех на свете…-отсылка к Маяковскому.Конструкция поэмы:центр фигур.читателя.Его он собир.многообразием народных типов воедино.Тв.хотел чтобы народ был его читателем.:читающий,думающий=лирическая самоуглубленность.С 1 ст обобщен народ,с др-личность.Цент образ поезд:Москва-Владивост,т.о. переезж.за 1 далью другую.Образ-символ,это не толь.путеш.вдаль,но и вглубь. Времени.=отсюда мотив памяти.Поэт осмыслив.свое начало и начало родины.»Две кузнецы»-структурообразующ.Две кузницы=две эпохи.Двухчастная композиция?неозначает параллелизма.Пд нами формула творчества:Союз кузница с металлом,переход во второй гл:»я был в той кузнице…»Урал-кк могучая кузница.Тема чудес продолжается во второй кузнице.Тема богатства берет начало в кузнице отца.Кузница-центр деревенск.мира.Чз нее проходит весь народ.(И мученик,и охотник…)Все они с чем-то металлическим.-это позвол.создать художеств.типы,характеры.Для тВ,Урал-осуществл.внутринние возм.,кот.таил народ.Тема богатства,позволяет понять лин.дали-это бесконечн.эстафета труда.»Я видел вьяви это диво…»Персон ряд несет и др поэтич. Функц:»Мать на руках меня держ..»-здесь считывается худож.образ.Это показыв.отношен.художн.со временем.Аспект памяти:-встреча со стар.другом,на 5минутн.остановке.(цит)5 мин.встречи,а гов.не очем. Ещё более тяжело ощущ.связь с жизнью друга Твард.-Фадеевым.Пд самоуб.Фад.оставл письмоТрагич.финал показ.в поэме.(тот час рассветный небывалый). 17 лет каторги Тв ставит ? кого винить?ТВ.,счит,что вина на всех.,что из чел созд.бога.(о нем самом поэмы…). «Один со смертью на 1»-это фраза о ней Снегирева гов.так:-фраза-время,место,родство,память,необходимые слова.для Тв в размышлен.о смерти.Это итог неправедной жизни.(Цит-смоленский вдовий женск.край);Образ Дарьи-суть понимания поэтом его времени. Твородовский передает мучительность начала правдивого говорения-разрывает поэму.Он 1 из 1 начал эту тему.Ощущение неполноты говорения проявляется, по настоящ.запретн.зону Тв.затронет в по праву пам.
28. «По праву памяти Твард»:по сути продолж. За далью даль.Вней поэт договарир.то,что не мог сказать раньше.-Это стило Тв.ухода с поста редакторак. По-настоящему запретную зону Твардовский нарушит лишь в поэме "По праву памяти" (1966-1969). Основным в поэме оказывается мотив безотцовщины, рожденный неведомым доселе комплексом виноватого без вины, стыда, тайны, предательства. Этот мотив вместил в себя важнейшую мысль - мысль о распаде связи времен, разрушении естественной преемственности поколений. В поэме Твардовский показал причину этого явления. Оно спровоцировано особой государственной политикой: Сын - за отца? Не отвечает! Вторая глава «Сын за отца не отвечает» самая трагичная и в поэме, да и во всем творчестве. Незаконно раскулаченная семья Твардовских была сослана в Сибирь. В России остался только Александр Трифонович из-за того, что жил отдельно от семьи в Смоленске. Облегчить участь сосланных он не мог. Фактически он отказался от семьи. Это мучало поэта всю жизнь. Эта незаживающая рана Твардовского вылилась в поэму «По праву памяти».
Во множестве подробностей разворачивает в поэме Т. образ родного отца. Здесь важно все: и особый запах, который привозил с собой отец, возвращаясь из города, и его злая чудинка, крутой норов, и скоп конского вагона, что вез куда-то за Урал, и на всю жизнь запечатлевшиеся в памяти руки отца. Руки, превращенные каждодневным трудом кузнеца в сплошную мозоль, так что черенок крестьянской ложки оказывается "увертливым и малым"- потрясают. Отринуть такого отца - значит отказаться от всего земного, составляющего суть жизни. По логике Твардовского отказ от кровного, человеческого чреват не только утратой накопленных народом нравственных ценностей, но и крахом самой государственности, что проявлено вторым центральным образом - "Отцом народов". Он противопоставлен родному отцу и уже выписан без всякого "внутреннего редактора". Одические интонации здесь переходят в открытую сатиру:
В ущерб любви к отцу народов -
Любая прочая любовь...Т.А.Снигиревой справедливо замечено, что перед нами свод новых заповедей, грубо попирающих христианские. Проповедь отца народов: оставь отца и мать свою, лжесвидетельствуй, зверствуй, иди за мной - звучит как проповедь Сатаны. Обращает на себя внимание и обилие глаголов повелительного наклонения. Они создают ощущение непреложности нового закона, полного подчинения людей ему.Антитеза двух миропонимании в поэме "По праву памяти" развернута не только через столкновение "новой морали" и вечных гуманистических принципов общежития. Она крепится и функционированием разного рода цитат и реминисценций.Особое качество противостояния в поэме новой морали, закрепленной в политических лозунгах и штампах и вечных гуманистических принципов обозначает себя в переосмыслении многих библейских образов и прежде всего в своеобразном переложении притчи о Возвращении Блудного сына, Возвращении и Покаянии. Дважды в поэме возникает мотив "крестного пути".
Итак, проникновение лирико-трагедийного начала в эпическое мышление Твардовского давало сложный жанровый сплав. Коллизия поэмы строится на столкновении личности и уготованной ей судьбы. Но индивидуальные судьбы отца и сына Александра Трифоновича и Трифона Гордеевича Твардовских сразу были переведены в обобщенно-родовую плоскость. Личность бралась не иидивидуализированно, а в ее родовой отмеченности званьем отца и сына. ("Возмездие" Блока). Сыновний опыт лирической личности осмысливался как общий, уравнивающий любую индивидуализированность и характерность. Общей была трагедия, общей становилась ответственность. Искупление вины и беды мыслилось Твардовским только как всеобщее, коллективное - через живую память и совесть нации. В поэме "По праву памяти" в центре оказывалась круговая ответственность поколений, отвечающих друг за друга. Индивидуальная сущность личности интересовала Твардовского, как проявление сущности рода, поколения, нации. В этой эпической обобщенности своей личной судьбы и сказалось его творческое своеобразие. Выдвижение лирического начала в творчестве Т. на первый план было связано, с одной стороны, с вычленением личностного сознания из массовой жизни, с другой - с накоплением этим сознанием трагедийного исторического опыта. Но этот опыт подавался как обобщенно-родовой. Лирическое начало определяло самоуглубление в границах эпического постижения бытия.
30. Рассказы Солженицына 1 день+матренин двор: Между ними идет своего рода диалог, затрагивается одна и также проблема «простого человека», жертву жестокого мироустройства. Что в Матрене выглядит как высокое, в поведении И.Д. выглядит несколько иначе.Отношение к труду:Матрена рисовалась как святая. У И.Д. понамешано всякого.Матрена была не от мира сего, чуждой его нормам. И.Д. – свой в мире ГУЛАГа, усвоивший его законы. («Кряхти да гнись, а упрешься – переломишься»).Оба героя терпят, но, если в «М.д.» терпение героям давалось в житийном свете, то в «О.д.И.Д.» существование И.Д. предстает как притерпелость и лишено высокого морального ореола.В «М.д.» худ мир выстраивается линейно. «И.Д. – стереоскопично. Эпизоды дня показывают его хар-ер с разных сторон.В «М.д.» образ героини давался в восприятии рассказчика, человека много претерпевшего, он становится авторитеным свидетелем ее нравственной высокости.А в «И.Д.» рассказчика-наблюдателя нет. Полностью властвует сознание героя.Диалог между пр-ми показателен для полемике о судьбе «простого человека», об источниках сопротивления человека тоталитаризму.
31.»В круге первом»: насыщен острой полемикой с методом соцреализма, по поводу которого А.И. Солженицын оставил красноречивые высказывания: "клятка воздержания от правды называлась соцреализмом"; "мертвенный лакейский соцреализм". "В круге первом" близок к традициям русского классического романа, композиционно безупречен, остросюжетен. Главным эстетическим принципом художественной стратегии романа, по мнению Н.Л. Лейдермана, является тотальное отталкивание от содержательных и формальных стереотипов и клише соцреализма. Это антисоцреалистическое произведение. "Строительной" основой для "В круге первом" Солженицын делает производственный роман, но переворачивает его с ног на голову. Если в производственном романе изображается реальная стройка какого-либо значительного материального объекта, то Марфинская шарашка создана для производства зла: орудий сыска, надзора, подавления. И проблема здесь не как улучшить производство, а участвовать или не участвовать в нем. В производственном романе всегда был вредитель. Здесь представлен его самый худший вариант - предатель родины Иннокентий Володин. Но у Солженицына этот герой оказывается положительным. Он идет на гибель, но не допускает передачу атомной бомбы сталинскому режиму. Наконец сам образ закрытого научно-исследовательского института, а неофициально шарашки ассоциируется с социалистическим производством. И писатель исследует законы, по которым живет эта интеллектуальная тюрьма.
Однако мир, изображенный в романе, имеет и безотносительное к проведенному сопоставлению значение. Об этом говорит, во-первых, смысл названия: первый круг гулаговского ада вызывает ассоциации с "Божественной комедией" Данте, где в первом круге содержатся философы, поэты - "светлоумные мужи", грех которых в их язычестве, не случайно шарашку называют "академия", "ликей". Есть в романе и несколько иной ряд образов: шарашка уподобляется "Ноеву ковчегу", а весь мир черному океану, где значимы такие символические детали как "пыточные тиски", которые ощущает Глеб Нержин, и "черные снежинки". Экспрессия, свойственная данным образам, переводит, по Лейдерману, производственный роман в координаты другого жанра - жанра идеологического романа.В соответствии с идеологической структурой персонажный ряд романа строго поделен на угнетателей и угнетенных. Мир первых изображен с помощью гротеска. Сталин (ему посвящено пять глав), министр госбезопасности генерал-полковник Абакумов, начальник отдела спецтехники генерал-майор Осколупов - все они выписаны в традиции, близкой к Салтыкову-Щедрину. По абсурдным, иррациональным принципам государственного управления они те же Угрюм-Бурчеевы и Органчики, что и у великого сатирика, однако действия их оказываются гораздо более зловещими. Как привычные мероприятия представлены в романе такие процедуры, как "утверждение Сталиным плана политических убийств, согласование исполнителей смертных актов за границей". Солженицын показывает, что этот государственный абсурд держится на лжи, которая становится круговой порукой (Гл. "Тройка лгунов"), и страхе (страх Сталина проявлен описанием его жилища). Таков парадокс данного общественного устройства: носители власти - рабы страха; заключенные марфинской шарашки в сущности свободны. Они носители культуры, эти люди живут фантастически насыщенной духовной жизнью (Спектакль по мотивам "Слова и полку Игореве", поставленный Львом Рубинным).Центр мыслительной работы заключенных шарашки связан с поисками причин, обусловивших их положение. Основополагающее место занимает спор о разных версиях исторической судьбы России. Интеллектуальное ядро романа составляют три героя-идеолога: Глеб Нержин — историк по призванию, убежденный противник существующего режима; Дмитрий Сологдин - аристократ, ему свойственно высочайшее чувство собственного достоинства, он исповедует просвещенный национальный консерватизм и также находится в оппозиции к существующему строю; Лев Рубин - идеальный советский человек, субъективно преданный власти. Образованнейший филолог-германист (См. спор между Рубинным и Сологдиным в гл. "Под закрытым забралом"). Состоятельность историософских концепций героев проверяется ситуацией нравственного выбора: соглашаться участвовать в разработке предметов сыска или нет. Нержин решительно отказывается, Рубин с радостью соглашается, Сологдин долго колеблется.На фоне дается 2 фигур.:инденер Бобынин и Инокент.Володин.Бобын.открывается в разгово с Абакумовым-мин.гос.безоп:Он не боится Абак,скорее наоборот,он гов,что с ним можно сдел.,что угодно,т.к. все что у него было,у него отняли.Солж гов:»мы уязвимы,пока мы рядом с родными и близк.,пока мы несем отвественность,но когда мы одиноки-мы можем многоею.(аскеза),Ач то заствл.Волод.идти на гибель?-просто череда открытий:*чтение писем идневников матери,*общение с дядей. По Солженицыну, помочь человеку противостоять напору самых жестоких обстоятельств помогают три устойчивых оплота: Народ, Бог, слово,кот вскл. В аскезу.(Спиридон=выражается вопрос:что помогло выстоять народу? И выстоял ли он?-(последнее письм)
32. Архипелаг ГУЛАГ,чел против системы: «Архипелаг ГУЛАГ»- это художественное произведение, осуществляющее одновременно две функции: эстетическую и познавательную. Это синтез искусства и истории. Жанровое обозначение автора- «опыт худ. исследования». С. дал систематический обзор о преступлении правящего режима против народа. Из сплава жизненного материала и чувства автора возникает определенная поэтика. В качестве главного предмета исследования процессов происходивших в психологии советского человека в мире ГУЛАГа С. избирает самого себя. Автор-субъект становиться одновременно персонажем-объектом повествование- исповедью, эпический сказитель- лирическим героем. Такое решение явилось самым сильным ходом в преображение документального исследования в худ. произведение.
Главное на чем сосредоточено внимание автора- что ГУЛАГ делает с человеческой душой? Есть ли возможность сопротивляться?В части 4 «Душа и колючая проволока» С. показывает как целенаправленно ГУЛАГ растлевал души(страх, ложь, скрытность, жестокость, стукачество, рабская психология), но растление это норма для ГУЛАГа. С. нацелено ищет свидетельство о способности человека сохранять душу (Георгий Павлович Тенно, религиозники).Нравственные позиции: если С. приводит историю растления, то почти всегда противоставляет ей историю восхождения и наоборот.И все же художественная сущность произведения небесспорна. Главное свойство худ. произведения- целостность, преображающая текст в эстетическую модель мира.Линия автора не всегда прочерчена в книге последовательно и равномерно. Там, где он как персонаж со своею судьбою уступает место публицисту, эстетическое единство произведения начинает шататьсяЗначение книги:показал,что режим власти был преступен и антинароден.На совести режима десятки миллионов смертей собствен.граждан.Геноцид собственного народа.
33.»Колымские рассказы»Шаламов,жизнен.материал о особенности худож.претворения.:Шаламов все пропуск.через призму Калымы.Рассказы написаны по др.законам иск-ва,где подлинный факт ценен не своей достоверностью,а содержанием эстетич.смысла,где вымысел дороже реально.факта(Лейдерм).Шаламовская Калыма-это множ.лагерей,островов.Узники лагерей мыслят о другой жизни кК о сказочной,несбыточной земле,кот лежит за синими морями,высокими горами.Лагерь поглотил всякое иное существов.В расск.»Последн бой майора Пуг так и заявлено:страна Колыма.Концлагерь,заместивший собой всю страну-гротескно-монумент.образ мира.Здесь действуют свои законы, свое время:странное и ненормальное.соцустройство лагеря –одна из постоянных тем Шалам.этнограф:два полюса:блатари=друзья народа, и политзаключенные=враги народа.Ш.особо ценит деталь,она строится на гиперболе,гротеске(«тифозн.карант»).Часто использ.старинные ,высокие образы-симв,заземл.его в грубых калымск.обстановках.И наобор.тюремн элемперевод в ряд высокого.(«Первый чекист»)).Сильнее в Калымск.расск.эстетич.потрясение,вызванное подробностями.Особенно описание поглощен.пищи(ТИфозн.карант).Рассказы строятся на принципе,чем конкретнее,достовернее описано поисходящее,тем химеричнее выглядет образ Калымы.Мир Каклыммы предстает кК театр абсурда.В цент абсурд.мира Ш.ставит обыкновен.,норм.человека.в совершенно ненорм.,абсолютн.нечеловеч.обстоят.Рассматри чел на подсознат,сознат и все уровн.в соответствии с системой.Ш.гов.об антимире калымы,кот.направлена на попрание,растаптывание достоинств узника,ликвидирован.личности.У Ш.есть художествен.концепты.Самое почитаемое деревоу Ш-стланик.в новел.стланник изящество деталей и подробностей..метафорическ.ореол.Образ Злобы и слова ткж входят в ряд опорных концептов.(сентенция)-в ней показана цел.цепь псих.чел состояний,чз кот.проходит узник калымы.исходное состояние-злоба,потом появляется равнодуш,бесстрашие,потом вернулась зависть(цит),не вернулась любовь,но вернулась жалость.(цит).И самое высшее возвращение-слово.(цит)Процеес восстановлен.слов-кк мучительный акт воссвобожден.души,из глух темницы.к свету.Опыт калымск.рассказов-сгустки горького практическ.знания.(цит).Поэзия здесь четкая форма мысли-образа,несущая основной смысл описываемой коллизии,а проза неодномерное изобр.мира.
КАЗАКОВ:движение души-главное поле худож.анализа.Своих героев он постигал упорно и сосредоточ.последовательно.»Голу.и зел.»:описан смосковск.10тикл,ккот пришла любовьПоражает подробная фиксац.каждой минцты сближен.Алеши иЛили.В рас.проявл живое,естествен,природн,все что прячется в душе чел-влечение зарожд.страсть,любовь.Стремлен.постич внутрению правду чувств и состояний чел привело к насписан.Арктура_собака слепа,но сохран.чутье к миру(цит:лес был его молчаливым врагом,лес бил его,стегал по морде и т.д.)ищет выхода тот дар,кот изнач.заложен.природой.Когда соб.пропад жизнь люей без него гаснет.=совершается возвращение или приход к естественному.»Во сне ты горьк плакал»:2 части 1 экзестенц.переживан.,но связ.не с собственной судьбой рассказч.,а ссамойуб.друга.От чего он поконч с соб,если у него было все.?не м.найти отв.,но дум,что привело чувство обостренного одиночества,одиноч.пд лицом смерти.2 ч-о сыне,вот каким видет его после роддома(ты сиял белизной,шевелили поразительно тонкими ручками…пластырная наклейка на пупке.)последняя деталь-ощущен.земного,живиого,святого.Повество.волн.душевное состоян.мальчика.Отец видит внутреннюю работу ребеночка(уж не щзнаешь ли ты,чего-то такого,что гораздо важнее..)(Чертя палкой по снегу,ты…означало для нас только,что тебе хорошо)-реб ещё сам органическая часть природы.все что происх.в его душе созвучно окр.миру.поэтому огн не знает разрыв,мук,колебаний,страха жизни и ужаса смертию.но однажды(Слезы твои текли так обильно…страшась предстоящих страданий?)-отчего так грьк плачет реб?м.б.от того,что теряет связь сприр?-это неизбежн.и необходим.ступень становлен личности.,но это и огромн.беда для отца(я чувствовал,что душа твоя,до сих пор слитая с мое…такое отчаяние охв.мена,такое горе)
35.Гроссман ЖиС»осн.пробл,их художвоплощен.:в отличие от К. Симонова предложил взгляд на историю "как на трагическую силу, противоположную жизни, фундаментальным основам бытия" (Н.Л. Лейдерман). Центральной проблемой романа является проблема свободы: возможно ли человеку освободиться от гнета тоталитарного режима. Гроссман раскрыл механизмы, посредством которых осуществляется принуждение, подавление: обожествление государства; мифология народа, который всегда прав; совпадение стремлений человека толпы и государственной репрессивной машины. Писатель обнаружил, что отношения между обществом и личностью всегда драматичны или трагичны.
По справедливому суждению Н.Л. Лейдермана, Сталинградская битва как переломный момент истории, вокруг которого сконцентрированы все события "Жизни и судьбы - это кульминация процесса пробуждения свободы в народе. Гроссман тщательно описывает военный быт сталинградцев - это естественная жизнь людей, ходящих под смертью и потому презирающих власть гетмановых и особотделов. Примечательно в этом плане, что смысловым центром созданной Гроссманом панорамы Сталинградской битвы становится дом "шесть дробь один" - с его "управдомом" Грековым. Этот дом, врезавшийся в немецкие позиции и оказавшийся значительно удаленным от наших, взаимоотношения его защитников, обреченных в сущности на гибель, превращаются в альтернативу тоталитарному насилию и тоталитарной психологии (В. Кадрин). Простые люди здесь выглядят особенными, так как каждый свободно говорит о том, что думает. Люди здесь чувствуют себя равными. Греков стал здесь лидером не по званию, не по назначению, "а по своему человеческому могуществу".
Роман Гроссмана стал высшей точкой "соцреализма с человеческим лицом", доказавшим, что формы, выработанные соцреалистической эстетикой, могут быть продуктивны для разрушения и последовательного опровержения идеологии и философии тоталитаризма. Споря с соцреализмом, писатель переосмыслил и важнейшие постулаты эпической (прежде всего толстовской) традиции: "у Гроссмана люди ощущают себя частицами вечной жизни не тогда, когда растворяются в "роевом" потоке истории, а когда они сознательно отделяют и даже противопоставляют себя "рою", массе, народу" (Н.Л. Лейдерман).
36.Прцпы создан.образа народа в ромСим.ЖиМ»: Первому этапу войны — наступлению фашистов под Москвой — посвящен роман «Живые и мертвые» (1959 г.), в котором К. Симонов показывает судьбу не только своего центрального героя, Синцова, оказавшегося оторванным от своей части и с трудом возвратившегося в строй, но и армии, и страны. Не менее важно и то, что в романе впервые с такой правдивостью и полнотой показаны первые месяцы войны, тяжесть отступления, растерянность, охватившая некоторых, и те огромные усилия, которые потребовались для того, чтобы дать отпор врагу. Народ - главный образ романа. Важная роль массовых сцен, разных способов передачи народного мнения. Отдельные персонажи романа - носители общенародного сознания. Усиление народного сопротивления как проявление роста исторического самосознания. От главы к главе разворачивается в «Живых и мертвых» широкая панорама первого периода Отечественной войны. Все персонажи романа (а их около ста двадцати) сливаются в монументальный коллективный образ - образ народа. Сама действительность: потери огромных территорий, колоссальные людские утраты, страшные муки окружений и плена, унижения подозрительностью и многое, что увидели и через что прошли герои романа.Композиционная и образная структура трилогии. Она состоит из трех частей: "Живые и мертвые" (1960), "Солдатами не рождаются" (1964), "Последнее лето" (1970). Не случайно место главного героя в первой книге "Живые и мертвые" занял Синцов: Симонову было важно изобразить 1941 год через путь рядового участника событий. Мы видим героев в кровавой сумятице первых недель войны: они дрались в окружении, без приказа и команды, лишенные связи со своими. Такой картины о 1941 годе в нашей литературе не было.Во второй книге "Солдатами не рождаются" воссоздан последний заключительный этап Сталинградской битвы. Здесь картины войны еще шире: Москва, эвакуированный в Ташкент Ростовский завод, армия Донского фронта, ликвидирующая войска Паулюса в Сталинграде. В отличие от "Живых и мертвых" здесь три центральных героя - Серпилин, Синцов, Таня. Три сюжетных линии. Главные качества командира здесь "смелость и правдивость" - гражданское мужество. Иногда сказать правду не менее трудно, чем подняться в атаку. Один из важнейших мотивов "Солдатами не рождаются": "Надо беречь людей". Он сопряжен с мотивом неслыханных потерь.В центре третьей части "Последнее лето" образ Серпилина. Этот образ позволил проявить Симонову динамику победы. Три военных года не походили друг на друга: глубокие перемены за это время произошли в людях, менялся быт, армия, сам характер войны. Она, по мнению Серпилина, "вошла в свои рамки". В операции "Багратион" участвовало почти полтора миллиона человек. Орудия, самолеты, танки, самоходки. Атмосфера наступления Симоновым передана с большой выразительностью.Толстовская традиция. Толстовская диалектика души была воспринята Симоновым только как стремление докопаться "до причин человеческих поступков, но изображение внутреннего мира человека как движущегося, изменяющегося, удалось в гораздо меньшей мере.
38.Грот.реализм.Синявского иДаниэля:Синявского и Даниэля сближает тяготение к гротескному сюжету, доводящее социально-психологическое противоречие до абсурда. Синявский придает этому периоду философский смысл, А даниэль стремится к социальной конкретизации – «все зыбко и шатко» (Искупление). Даниэль убежден в том, что тоталитарность проникла гораздо глубже, чем кажется. Даниэля в первую очередь интересует проблема свободы и сохранения личности, он продолжает традиции исповедальной прозы, помещая в центр сознание героя, близкого автору. Однако, в отличие от героев «молодежной прозы» герой Даниэля не питает иллюзий по поводу гос режима . Для Синявского центральным элементом худ структуры стало сознание автора.»Искуплен»показ.кк легко происх.превращен.нов.либеральн.стиля жизни интеллег.60х в тоталит агрес.против личности.Сюжет=зеркальное повторение повествован.осталинск.репрес.Отречение носит теже мотивы,что и в37гг.»Я не могу,ведь это навсегда,ведь это на всю жизнь.Это-клеймо.клеймо-доносчик.Все кК и прежде зарожены тоталитарностью,вот почему он кричит: Они продолжают нас ре-пре-ссировать! Тюрьмы и лагеря не закрыты! Это ложь! Это газетная ложь! Нет никакой разницы: мы в тюрьме или тюрьма в нас! Мы все заключенные! Правительство не в силах нас освободить! Нам нужна операция! Вырежьте, выпустите лагеря из себя! Вы думаете, это ЧК, НКВД, КГБ нас сажало? Нет, это мы сами. Государство - это мы.Это 1 план сюж,второй-в сознании виктора.свЯз.с вопросами о вине и свободе.Путь,кот он выбир-путь признан.вины.За то,что совершилосб при нем. Есть на мне вина. Я не сидел в тюрьме. Я должен был сидеть в тюрьме. Но не так, как Феликс. Не дуриком. Я должен был что-то сделать, за что мог попасть в тюрьму, в лагеря, в рудники, к стенке! Берет на себя роль искупительной жертвы.за все общво.
40.Неоаванг. Эстетический подъем в годы оттепели возник в расцвет неофициальной литературы. Выделяют такие вольные объединения , которые существовали в 1950 годы.Лианозавская школа (Кропивницкий, Некрасов, Сапгир, Холин), филологическая школа, группа неоклассиков. Подрывали культурную монополию власти, ставили под сомнение худ канон. Группу принято относить к поставангардизму, с его экспериментом и взрывом канонов. Поэты уходят от претензии на абсолютность личности, свойственной авангарду начала века, приуменьшают личностное начало и изменяют лирическое «я» автора, оставляя только взгляд, который с беспристрастностью видеокамеры запечатлевает окружающий мир.Лианозовцы используют язык подчёркнуто непоэтический, тот, который звучит в бараках, в очереди, на заводах — язык маленького человека, отринутого на окраину жизни. В противовес советской поэзии, наполненной громокипящим пафосом, призывами борьбы с мещанством и т. д., группа ориентируется на инфантильную, аскетическую поэзию — такая оборотная сторона строек коммунизма.
Кто-то выбросил рогожу.
Кто-то выплеснул помои.
На заборе чья-то рожа,
надпись мелом: «Это Зоя».
Двое спорят у сарая,
а один уж лезет в драку.
Выходной. Начало мая.
Скучно жителям барака.