УРОК 3 (4) Типы текстов
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
К УЧЕБНИКУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» (4 КЛАСС)
Часть 1[1]
1-я четверть
Повторение (11 ч)
НАША РЕЧЬ И НАШ ЯЗЫК (1 ч)
УРОК 1 (1)[2]
Знакомство с учебником «Русский язык» (4 класс). Наша речь и наш язык
Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; познакомить с информацией в учебнике (обращение авторов к четвероклассникам, информация на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях); осознавать различие языка и речи; анализировать высказывания о русском языке; находить пословицы о языке и речи; составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице; высказываться о значении волшебных слов в речевом общении, использовать их в речи; различать монолог и диалог; составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога; оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Знакомство с учебником «Русский язык» (4 класс) авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, состоящим из двух частей. Чтение названия учебника, фамилий авторов учебника. Рассматривание обложки, форзацев учебника, иллюстраций, текстового материала, справочных материалов, оглавления, условных обозначений и др.
2. Чтение и обсуждение обращения авторов к ученикам 4 класса (учебник, с. 3).
3. Ознакомление с пособием для учащихся «Русский язык. Рабочая тетрадь» (4 класс), состоящим из двух частей. Чтение названия пособия, фамилии автора.
4. Знакомство со шмуцтитулом (учебник, с. 5), названием раздела учебника — «Повторение», определение целевой установки изучения раздела.
5. Чтение темы «Наша речь и наш язык». Обсуждение задач урока: «Понимать значимость русского языка (язык как средство общения) для каждого человека, для общения людей (речь — само общение с помощью языковых средств)».
6. Воспроизведение знаний о языке и речи. Ответы на вопросы: «Для чего мы изучаем русский язык? Что мы уже знаем о речи? Какой должна быть наша речь?»
7. Выразительное чтение высказывания писателя К. Г. Паустовского (учебник, упр. 1[3]). Ответы на вопросы: «Что в языке вызывает восхищение К. Г. Паустовского? Какова роль языка в речи?»
Чтение высказывания выдающегося учёного, академика Д. С. Лихачёва (учебник, упр. 1). Определение темы и главной мысли высказывания. Обобщение: «Чтобы наша речь стала понятной для окружающих, выразительной, надо учиться правильно говорить». Выполнение письменного задания (учебник, упр. 1). Создание мотива к записи мудрых высказываний о русском языке («Рабочая тетрадь», упр. 1).
8. Чтение пословиц (учебник, упр. 2), объяснение их смысла и соотнесение их с определёнными жизненными ситуациями. Запись по памяти любой из данных пословиц (последнее задание «Проба пера» предполагает внеурочную деятельность, где желающие могут попробовать составить по пословице сочинение и представить его на конкурс). Работа со словарным словом человек (учебник, с. 6).
9. Изучение различных форм вежливости (учебник, упр. 3). Выполнение заданий упражнения. Ответы на вопросы: «Чем отличаются разные речевые формы приветствия, прощания, извинения, благодарности? Зачем нужно так много выражений для передачи одного и того же смысла (Здравствуйте! Здравствуй! Доброе утро! Приветствую вас! Привет! Здорово!)?» Работа над словарным словом пожалуйста (учебник, с. 7). Последнее задание упр. 3 «Волшебные слова нашей речи» может быть вынесено на внеурочную деятельность; языковым материалом по данному вопросу могут стать задания в «Рабочей тетради» (упр. 3—7).
10. Коллективная работа по составлению диалога по рисунку упр. 4 (учебник, с. 7).
11. Итог урока. Обсуждение: «Какой должна быть речь человека? Какую роль в общении выполняет язык? С какой целью мы употребляем в речи вежливые слова?»
Домашнее задание
Выполнить задания в учебнике (упр. 3, письменное задание) и «Рабочей тетради» (упр. 1, 2).
ТЕКСТ (3 ч)
При изучении данного раздела уточняется общее представление о тексте и его признаках, типах текста (повествовательном, описательном, тексте-рассуждении); совершенствуются умения определять тему, главную мысль, подбирать заголовок, составлять план, воспроизводить содержание художественного текста-образца, редактировать текст, составлять свой текст, работать с лингвистическим текстом научно-познавательного характера. Совершенствование указанных и других речевых умений проводится в течение всего учебного года на уроках русского языка.
УРОК 1 (2)
Текст и его план. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль
Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; осмысливать содержание читаемого текста, различать текст по его признакам; определять тему и главную мысль текста; подбирать заголовок к тексту; соотносить заголовок и текст; выделять части текста и обосновывать правильность их выделения; составлять план текста; работать с рубрикой «Страничка для любознательных»: знакомство с происхождением слова каникулы; оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Чтение темы «Текст и его план. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль», определение познавательной задачи и целей урока.
3. Воспроизведение знаний о тексте: признаки текста, тема, главная мысль, заголовок.
4. Чтение текста (учебник, упр. 5, с. 8). Обсуждение: «Составляют ли данные предложения текст?» Определение темы и главной мысли текста. Подбор заголовка к тексту. Учитель обращает внимание на слова, которые употребляет автор в тексте: берёза, она, весёлая берёзка, зелёная красавица; на то, как связаны между собой второе и третье предложения (местоимением она). Объяснение написания орфограмм в выделенных словах. Выполнение письменного задания по выбору учителя: списывание текста или запись под диктовку 2—3 предложений.
5. Выразительное чтение стихотворения (учебник, упр. 6). Определение его общей тональности, темы, главной мысли. (Содержание текста позволяет формировать чувство гражданственности, ответственности за сохранение богатств своей малой родины, за мир и покой на земле.) Письменное задание может быть выполнено дома.
6. Работа с рубрикой «Страничка для любознательных» (учебник, с. 9): чтение текста о слове каникулы, определение темы текста и его познавательной направленности. Запись слова каникулы, подбор к нему однокоренного слова из текста, выделение непроверяемой орфограммы, составление предложения с данным словом и его запись.
7. Воспроизведение знаний о композиции текста, его плане. Выполнение заданий (учебник, упр. 7). Определение темы и главной мысли всего текста: чтение предложений, в которых выражена главная мысль. Соотнесение текста и заголовка. Обсуждение: «Что отражено в заголовке — тема или основная мысль? Как выделить в тексте части? Почему части текста называют так: вводная или вступительная, основная, заключительная? Что надо выразить в формулировках пунктов плана — тему или главную мысль части текста?» Составление плана.
Возможный вариант плана: 1) Отцовский приказ. 2) Испытание. 3) Наказ отца.
Устная передача содержания текста по плану.
8. Итог урока. Ответы на вопросы учителя и выполнение задания: «Что такое текст? Что такое план текста? Как составить план текста? Проверьте себя: определите по данному плану тему сочинения («Рабочая тетрадь», упр. 11)».
Домашнее задание
Выполнить задания в учебнике (упр. 6, письменное задание) и «Рабочей тетради» (упр. 8—9).
УРОК 2 (3)
Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану
Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; работать с памяткой «Как подготовиться к изложению»; определение алгоритма подготовительной работы к написанию изложения; подготовка к написанию изложения (либо по памятке, либо под руководством учителя); подробное изложение содержания повествовательного текста, соблюдение при письме норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), проверка написанного изложения; оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Чтение темы «Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану» и определение задач урока.
3. Воспроизведение алгоритма работы по подготовке к изложению или работа с памяткой «Как подготовиться к изложению» (учебник, с. 145).
4. Работа по заданному алгоритму памятки:
5. Работа с текстом (учебник, упр. 8). Чтение текста, определение его темы и главной мысли. Обсуждение заголовка к тексту: что он отражает — тему или главную мысль? (Содержание текста позволяет формировать чувство ответственности за порученное дело.)
6. Определение смысловых частей текста, главной мысли каждой части, подбор заголовка — пункта плана.
o Работа над содержанием 1-й части. Уточняются значения слов и сочетаний слов: крейсер, сирота, усыновил, Нахимовское училище, определил в училище. Варианты заголовков: «Каникулы на корабле»; «Нахимовец Саша на каникулах».
o Работа над содержанием 2-й части. Вопросы к тексту: «Как относились моряки к Саше? Что значит души в нём не чаяли? В чём заключалась служба Саши на корабле?» Уточняется значение слова сигнальщик. Вариант заголовка: «Служба маленького моряка».
o Работа над содержанием 3-й части. Уточняются значения слова и словосочетания: вахта, усердная служба. Вариант заголовка: «Награда за службу».
o Работа над содержанием 4-й и 5-й частей. Вопросы к тексту: «Как поняли первое предложение? Что значит замер на вахте? В каком предложении говорится о чувстве, которое испытывал Саша, стоя на вахте? Почему радовался Саша?» (Ответить словами текста.) Варианты заголовков: «На вахте»; «Важное дело».
7. Лексико-орфографическая подготовка: 1) опорные слова: корабль, крейсер, Саша, нахимовец, маленький моряк, он; 2) выписывание трудных слов или орфографический анализ слов, данных учителем с пропуском изученных орфограмм и с выделенными неизученными орфограммами (командовал) к каждой части; 3) обращение внимания на предложения со знаком тире (—).
8. Письмо изложения и его проверка: раскрыта ли тема, последовательно ли изложено содержание, выделены ли части текста, правильно ли выбраны слова, проверка орфографической правильности написанного.
9. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: «Как готовились к письму изложения? Чему учились при работе с текстом?»
Домашнее задание
Выполнить задания в «Рабочей тетради» (упр. 10).
УРОК 3 (4) Типы текстов
Целевые установки урока: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; осмысленно читать текст; сравнивать разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение; сопоставлять тексты разного стиля; работать с памяткой «Как подготовиться к составлению повествовательного текста»; сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой, типом речи и стилем; оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1 . Проверка домашнего задания.
2. Работа над ошибками, допущенными в изложении.
3. Чтение темы урока «Типы текстов», постановка познавательной задачи и целей урока. Воспроизведение представлений о типах текстов: повествовательном, описательном, тексте-рассуждении.
4. Чтение и анализ текстов (учебник, упр. 9). Определение типа текста по содержанию. (В повествовательном тексте повествуется о чём-либо, рассказывается, что происходило с Лебедем и Соболько; к такому тексту можно поставить вопрос: «Что произошло?» В описательном тексте автор описывает внешний вид Соболь- ко, причём описывает те детали во внешнем облике, которые больше всего привлекли его внимание; к такому тексту можно поставить вопрос: «Какой Соболько?» В тексте-рассуждении даётся объяснение, почему один из островов Светлого озера назывался Голодаем; к такому тексту можно поставить вопрос: «Почему?») Выполнение письменного задания к упражнению.
5. Воспроизведение сведений о типах текстов (учебник, рубрика «Вспомните!», с. 11).
6. Чтение предложений (учебник, упр. 10). Обсуждение, в каких текстах можно встретить эти предложения (художественном или научном); какие слова соответствуют научному тексту (точные, специальные термины), художественному (образные, эмоциональные). Письмо по памяти предложения из поэтического текста.
7. Выбор темы для сочинения (учебник, упр. 11). Обсуждение тем. (Например, тема «Как красива осенняя берёзка!» предполагает создание описательного текста; в формулировке темы заключена и тема, и главная мысль. Это следует учитывать при создании текста: нужно не только описать осенний наряд берёзки, но описать его так, чтобы все поняли, что она действительно красива и автор любуется её красотой.) Обсуждение содержания выбранного сочинения.
8. Итог урока. Ответы на вопрос и выполнение задания учителя: «Почему в речи мы пользуемся разными видами текстов? Проверьте себя: выполните задания в «Рабочей тетради» (упр. 12, 13)».
Домашнее задание
Выполнить задания в учебнике (упр. 11, устное задание) и задания на выбор из «Рабочей тетради» (упр. 14—16).
УРОК 3 (14)
Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами
Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; наблюдать за постановкой запятой в предложениях с однородными членами, соединёнными перечислительной интонацией и союзами и, а, но; находить в предложении однородные члены, соединённые союзами; обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами; составлять предложения с однородными членами из нескольких простых предложений; объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами; оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Чтение темы урока «Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами», определение познавательной задачи урока: «Когда между однородными членами ставится запятая, а когда не ставится?», определение целей урока.
3. Наблюдение за типом связи между однородными членами в предложениях с союзами и без союзов и при помощи союзов (учебник, упр. 39): чтение пар предложений, определение их сходства и различий, наблюдение за тем, как связаны однородные члены (интонацией перечисления или интонацией перечисления и союзами), наблюдение за постановкой запятой в данных предложениях. Выполнение письменного задания.
4. Работа с правилом (учебник, с. 31), ответ на вопрос: «Когда между однородными членами в предложении ставится запятая, а когда нет?»
5. Упражнение в определении, где нужно поставить запятую в предложении (учебник, упр. 40). Чтение предложения и выяснение значений некоторых слов и их правописания: багаж (упакованные для отправки поездом, самолётом... вещи), саквояж (дорожная сумка с запором, обычно кожаная). Нахождение в предложении грамматической основы, определение однородных второстепенных членов (отвечают на вопрос что? — диван, чемодан, …; относятся к сказуемому сдавала). Ответ на вопрос: «Как связаны между собой однородные члены?» (С помощью только интонации перечисления связаны однородные члены диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку, а с помощью интонации перечисления и союза и связаны однородные члены картонку и собачонку.) Выполнение письменного задания с обоснованием правописания слов с непроверяемыми орфограммами.
6. Упражнение в редактировании предложений с по втором одних и тех же слов (учебник, упр. 41). Один из приёмов избежания повторов — объединение этих предложений в одно, но с однородными членами: Птицы живут в лесах, на озёрах, на болотах. Птицы живут в лесах, на озёрах и на болотах. Выполнение письменного задания.
7. Ознакомление с постановкой знаков препинания между однородными членами, когда они соединяются союзами а и но (учебник, упр. 42). Чтение пословиц с интонацией перечисления, нахождение в них сходства (все предложения с однородными сказуемыми, однородные члены объединяются интонацией перечисления и союзами) и различий (содержание предложений разное и союзы неодинаковы). Наблюдение за постановкой запятой перед союзами а, но. Ответы на вопрос: «В каких предложениях союз а можно заменить союзом но, а союз но можно заменить союзом а?» Комментированная запись любого предложения с союзом а или но (обращается внимание на значение противопоставления действий в предложениях).
8. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: «Какими союзами могут быть связаны между собой однородные члены предложения? Когда между однородными членами ставится запятая, а когда не ставится?»
Домашнее задание
Выполнить задания в учебнике (упр. 42, письменное задание, упр. 43, подготовиться к письму по памяти) и «Рабочей тетради» (упр. 44, 45).
УРОК 5 (16)
Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень». Подготовка к выполнению проекта «Похвальное слово знакам препинания»[4]
Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; составлять небольшой текст по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» под руководством учителя и записывать его; оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
ð «Орфографическая минутка»: комментированная запись словосочетаний с обоснованием орфографии слов (календарь природы, приветливый человек, осенние каникулы, картина художника, водитель комбайна, багажный вагон, стороны горизонта, однородные подлежащие). Определение, из каких частей речи образовано каждое словосочетание.
ðВоспроизведение знаний об однородных членах предложения. Ответы на вопросы и выполнение заданий учителя: «Что такое однородные члены предложения? Какие члены предложения могут быть однородными? Составьте предложения с однородными подлежащими (сказуемыми, второстепенными членами). Как связаны между собой однородные члены? Приведите пример (из домашнего упражнения) предложения, в котором однородные члены объединены интонацией перечисления (интонацией перечисления и союзами)». Заслушивание составленных сообщений на тему «Что я знаю о предложениях с однородными членами».
ðЧтение темы «Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень». Постановка познавательной задачи и определение целей урока.
ðСоставление текста по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» и плану (учебник, упр. 48). Возможная организация работы:
• Определение задачи работы.
• Беседа учителя о художнике Исааке Ильиче Левитане.
• Рассматривание репродукции картины.
• Анализ содержания картины по вопросам учебника.
• Обсуждение структуры текста: вступление (1-й пункт плана), основная часть (2—4-й пункты плана), заключение (5-й пункт плана).
• Обсуждение содержания каждой части.
• Обсуждение предложений, которыми можно начать вводную и другие части. («Передо мной картина И. И. Левитана «Золотая осень». В ней художник изобразил (описал)...» Или: «И. И. Левитан написал замечательную картину о поре золотой осени. Он её так и назвал — «Золотая осень»...». И др.) Учитель напоминает, что каждая часть текста записывается с красной строки.
5. Написание сочинения (может быть проведено на уроке или предложено ученикам в качестве домашнего задания) и проверка написанного.
6. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: «Чему учились на уроке? Как готовились к написанию сочинения?»
Домашнее задание
Выполнить задания в «Рабочей тетради» (упр. 48, 49, по выбору учителя). Работа над проектом «Похвальное слово знакам препинания» (учебник, с. 35) может быть перенесена во внеурочную деятельность.
УРОК 3 (19)
Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану
Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану; оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Чтение темы урока «Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану» и определение задачи и целей урока.
2. Подготовка к изложению (учебник, упр. 56). Чтение текста, определение типа текста (повествование), темы и главной мысли. Вопросы и задания: «О ком говорится в тексте? Что вас особенно заинтересовало в повествовании? Чему удивился старый рыбак? Как ловил рыбу кот? О чём самом главном рассказал нам автор? Озаглавьте текст».
3. Проверка домашнего задания: обсуждение плана текста, содержания каждой части.
Чтение первой части и определение её темы и главной мысли. Учитель обращает внимание на употребление разных видов предложения: первое предложение включает однородные подлежащие (кот Епифан и старик); второе предложение сложное, в нём повествуется о распределении «ролей» на рыбалке (каждый занимается своим делом); третье предложение простое распространённое. Вопросы: «Какие синонимы глагола рыбачить вы знаете? Почему в тексте используется глагол удил?» Обсуждение 1-го пункта плана.
Чтение второй части и определение её темы и главной мысли. Подбор заголовка. Беседа по вопросам: «Каким словом начинается первое предложение этой части? Почему? Какие были действия старика?» Обращается внимание на предложение с однородными сказуемыми (определяется их роль в этом предложении), на значение вопросительного предложения.
Чтение третьей части и определение её темы, главной мысли. Ответы на вопросы: «Чему удивился рыбак? Как кот ловил рыбу? Чем интересны предложения, в которых говорится об этом?» (Второе предложение содержит однородные сказуемые, которые означают одновременность действий; третье предложение сложное, в котором одно простое предложение также имеет однородные сказуемые.)
Чтение четвёртой части и определение её темы и главной мысли. Обсуждение заголовков пункта плана. Сопоставление первого предложения этой части и первого предложения первой части. Ответы на вопрос: «Как теперь ловят рыбу кот и старик?»
4. Словарно-орфографическая работа (проводится одновременно с анализом частей). Учитель обращает внимание на лексическую замену слов старик (рыбак, он), кот Епифан (кот, он). «Орфографическая минутка»: перечисление, на какие правила встретились слова в тексте.
5. Запись текста изложения и его проверка.
6. Итог урока. Ответы на вопрос учителя: «Чему учились на уроке?»
Домашнее задание
Выполнить задания в учебнике (рубрика «Проверь себя», с. 40, задания 1—3) и «Рабочей тетради» (упр. 54, 55).
УРОК 4 (20)