Поговорим о прочитанном
В баснях Эзопа «Лисица и виноград» и «Ворон и Лисица» ясно видно, что автор стремится кратко, но выразительно рассказать сюжет. Лисица, например, оправдывая себя, как бы добровольно отказывается от винограда, который она не может достать. Но эта уловка побуждает баснописца к неожиданному моральному выводу, высмеивающему не только незадачливую Лисицу, но и всех людей, неспособных к какому-либо действию и сваливающих свою вину на обстоятельства.
Жан Лафонтен, напротив, наделяет рассказ зрительными образами, у него появляется лис-гасконец (гасконцы, как помним по роману А. Дюма «Три мушкетёра», считались очень хитрыми). Он подробно рисует обстановку и стремится живописно передать привлекательность винограда. У Эзопа сказано об этом гораздо проще. Лафонтен будто бы входит в шкуру лиса, проникается его мыслями, характеризует его от себя. Эзоп и тут ничего не говорит о чувствах и мыслях Лисицы, ничего не добавляет от себя о её характере и свойствах.
Наконец, моральный вывод у Лафонтена иной, чем у Эзопа: хотя лису не удалось отведать винограда, но он испытал жалость к себе. Лис у Лафонтена горд и стремится сохранить лицо, прибегая к хитрости. Так, Лафонтен едва ли не прославляет лукавство и находчивость лиса.
РУССКИЕ БАСНИ
Зачатки басен можно найти на клинописных таблицах.
В книге «Басни Эзопа» есть такие слова: «Когда первобытный человек впервые почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о времени и о себе. По существу, это были два вопроса: как устроен мир? Как должен вести себя в этом мире человек?
На первый вопрос человек отвечал себе мифом. На второй — басней».
Русская басня возникла в давние времена, но особенно быстро начала развиваться в XVIII веке — в творчестве
В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова, В.И. Майкова, И.И. Дмитриева, И.И. Хемнйцера, М.В. Ломоносова. Позже самую широкую известность получили басни, созданные H.A. Крыловым.
Первоначально русские баснописцы использовали сюжеты басен Эзопа, Лафонтена, некоторых других зарубежных авторов. Однако уже М.В. Ломоносов, и особенно H.A. Крылов, всё чаще обращаются к событиям из жизни России, её проблемам, обычаям и нравам, а иногда темой басни становятся события русской истории. Например, басня И.А. Крылова «Волк на псарне» основана на событиях Отечественной войны 1812 года. Под Волком в ней подразумевается Наполеон, а под ловчим — командующий русской армией М.И. Кутузов. Рассказывают, что когда М.И. Кутузов читал эту басню, то в конце её, при словах: «Ты сер, а я, приятель, сед...» — он снимал головной убор, обнажая свои седые волосы.
В баснях меняются герои, сюжеты и темы, но неизменными остаются ирония, поучительный характер, иносказательный смысл.
Басня— это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.
Причём если миф — это высокое, героическое повествование, посвящённое богам и героям, то басня — произведение, в котором действуют животные, а иногда и люди. Басни заключают в себе серьёзное содержание, высмеивают те или иные жизненные явления или человеческие недостатки, пороки.
Басня состоит из рассказа и морального вывода. Мораль может быть перед рассказом, после него и даже отсутствовать (в этом случае она подразумевается).
Так как в басне действуют животные, а под ними подразумеваются люди, то в ней используется олицетворение (животные в басне говорят, думают, чувствуют). Басенные истории часто повторяются, но каждый автор рассказывает их по-своему, иначе, чем предшествующие ему баснописцы.
Вопросы и задания
1. Подготовьте небольшой рассказ о баснях: что такое басня, когда она появилась и где, о чём рассказывают басни, что высмеивают.
2. Как вы понимаете слова «мораль», «аллегория»? Сравните своё суждение с определениями.
Мораль- нравственные правила, которым следуют в обществе и домашней жизни.
Аллегория -(в переводе с греческого — иносказание) — изображение человека, предмета или явления через другого человека, другой предмет или явление: лиса — хитрый человек, заяц, ягнёнок - беззащитный человек, волк - злой, бессердечный человек.
ВАСИЛИЙ
КИРИЛЛОВИЧ
ТРЕДИАКОВСКИЙ
1703-1768
Василий Кириллович Тредиаковский родился в 1703 году в Астрахани в семье священника. Первоначальное образование получил в школе монахов, затем три года обучался в московской Славяно-латинской академии.
Увлечённый словесностью, Тредиаковский, вопреки настояниям отца, мечтавшего о сане священника для сына, поступил в академию в класс риторики. Там он сочинил первые стихи и две драмы. Неуёмная жажда знаний заставила его решиться на отважный шаг — отправиться за границу без необходимых к тому средств, полагаясь только на свой «острый разум».
Оказавшись в Голландии, в доме русского посланника, Тредиаковский около двух лет занимался французским языком, знакомился с европейской литературой, затем пешком отправился в Париж.
Позже, вернувшись на родину, с жадностью включился в литературную жизнь России.
Тредиаковский опубликовал много стихотворений, басен. Он стремился писать их простым, разговорным языком, избегал подробностей в пересказе. В баснях он зло высмеивал пороки людей.
Умер писатель в Санкт-Петербурге в 1768 году. При жизни он не был по достоинству оценён, но потомки воздали должное писателю, всем сердцем любившему Россию и многое сделавшему для её просвещения и культуры.
ВОРОН И ЛИСА
Негде Ворону унесть сыра часть случилось;
На дерево с тем взлетел, кое полюбилось.
Оного Лисице захотелось вот поесть;
Для того домочься б, вздумала такую лесть:
Воронову красоту, перья цвет почтивши
И его вещбу ещё также похваливши.
«Прямо, — говорила, — птицею почту тебя
Зевсовою впредки, буде глас твой для себя
И услышу песнь, доброт всех твоих достойну».
Ворон, похвалой надмен, мня себе пристойну,
Начал, сколько можно громче, кракать и кричать,
Чтоб похвал последню получить себе печать.
Но тем самым из его носа растворённа
Выпал на землю тот сыр. Лиска, ободрённа
Оною корыстью, говорит тому на смех:
«Всем ты добр, мой Ворон; только ты без сердца мех».
1752
Вопросы и задания
1. Постарайтесь разобраться, что высмеивает автор в басне.
2. Объясните слова и словосочетания: впредки, надмен, получить себе печать, ободрённа, корысть, без сердца мех.
3. Как объяснить последнюю строку басни?
4. От чьего лица рассказывается басня (от неопределённого лица, от автора, от лица одного из героев — подумайте, какой ответ будет правильным)?
5. Кому доверяет автор выразить мораль басни?
6. За что порицает Лиса (и рассказчик) Ворона? Можете ли вы указать на неточности в изображении Ворона? Как их объясните? Почему Лиса подумала, что Ворон покрыт мехом, а не перьями?
МИХАИЛ
ВАСИЛЬЕВИЧ
ЛОМОНОСОВ
1711-1765
Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в Архангельской губернии. Отец его плавал на собственном рыбачьем судне по Белому морю и Северному Ледовитому океану и нередко брал с собой сына. Мальчик рано обучился грамоте, пристрастился к чтению.
В декабре 1730 года после неудачной попытки поступить в Холмогорское училище, куда ему как сыну крестьянина доступ был запрещён законом, вероятно, без ведома отца ушёл в Москву. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию. К этому же времени относятся его первые стихотворные опыты. Он уверенно и быстро обогнал большинство своих соучеников. После окончания академии в числе лучших был послан в Германию для изучения горного дела. Здесь приобрёл обширные знания в области химии, физики, механики, хорошо изучил немецкий, французский и английский языки. Вернувшись в Россию, Ломоносов напряжённо работал как учёный. В 1745 году стал профессором химии. Научные открытия его следовали одно за другим. Он впервые ввёл в русский язык слова: термометр, поршень, упругость, атмосфера, барометр, манометр и др., создал научно-исследовательскую лабораторию, являлся первооткрывателем ряда важных законов и явлений. Один из физических законов (сохранения массы и движения) назван «законом Ломоносова». Ломоносов стремился проникнуть в тайны языка. Ему принадлежат труды по красноречию. Усиленно и плодотворно продолжал заниматься литературным творчеством: писал басни, торжественные оды, стихотворения. Одним из важнейших для России деяний М.В. Ломоносова было основание по его инициативе в 1755 году Московского университета, который носит его имя.
* * *
Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник был, другой слыл Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звёзд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сём сомненье рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?»
Вопросы и задания
1. Что вам известно о М.В. Ломоносове — учёном, поэте, общественном деятеле?
2. Дайте толкования слов: весьма, спорили в жару, очаг. Кто такие Коперник и Птолемей?
3. Прочитайте внимательно список слов, впервые введённых М.В. Ломоносовым в русскую речь. Определите значение каждого из них. При затруднениях обращайтесь к словарю.
4. Найдите в тексте басни слова, устаревшие по написанию и произношению. Подберите к ним синонимы из современного языка.
5. Сформулируйте мораль басни.
6. Почему серьёзной научной темы Ломоносов касается в жанре басни?
7. Чему противопоставлен житейский практический опыт простого человека?
8. Подготовьте рассуждение по поводу прочитанной басни или чтение по ролям.
АЛЕКСАНДР
ПЕТРОВИЧ
СУМАРОКОВ
1717-1777
Александр Петрович Сумароков родился в старинной и богатой дворянской семье.
Первоначальное образование Сумароков получил под руководством отца, затем поступил в шляхетский корпус и окончил его, состоял адъютантом у графа Головкина, затем у графа Разумовского, был директором Российского театра. Когда к власти пришла Екатерина II, он встал в ряды её приверженцев, но вскоре отношения с императрицей испортились, и он уехал в Москву.
Последние годы писателя прошли в нищете. Его дом и имущество были проданы в уплату налогов.
Среди написанного Сумароковым есть оды и трагедии, песни и басни. Им создано около четырехсот басен, в которых преобладает простой язык, близкий к разговорному, живые картинки нравов, грубовато-правдоподобный быт.
Басенный мир, по представлению автора, — «превратный свет», в котором все персонажи заражены глупостью. Только рассказчик наделён истинным разумом. Высмеивая пороки басенных героев (невежество, презрение к родному языку, распущенность, мотовство, жадность, взяточничество, обман и пр.), он стремится вызвать у читателя смех, который поможет искоренить недостатки.
ВОРОНА И ЛИСА
И птицы держатся людского ремесла.
Ворона сыру кус когда-то унесла
И на дуб села.
Села,
Да только лишь ещё ни крошечки не ела.
Увидела Лиса во рту у ней кусок,
И думает она: «Я дам Вороне сок!
Хотя туда не вспряну,
Кусочек этот я достану,
Дуб сколько ни высок».
«Здорово, — говорит Лисица, —
Дружок, Воронушка, названая сестрица!
Прекрасная ты птица!
Какие ноженьки, какой носок.
И можно то сказать тебе без лицемерья,
Что паче всех ты мер, мой светик, хороша!
И попугай ничто перед тобой, душа,
Прекраснее стократ твои павлиньих перья!»
(Нелестны похвалы приятно нам терпеть.)
«О, если бы ещё умела ты и петь,
Так не было б тебе подобной птицы в мире!»
Ворона горлышко разинула пошире,
Чтоб быти соловьём,
«А сыру, — думает, — и после я поем.
В сию минуту мне здесь дело не о пире!»
Разинула уста
И дождалась поста.
Чуть видит лишь конец Лисицына хвоста.
Хотела петь, не пела,
Хотела есть, не ела.
Причина та тому, что сыру больше нет.
Сыр выпал из роту. — Лисице на обед.
Вопросы и задания
1. Вам, наверное, было нелегко читать басни Сумарокова и Тредиаковского. В чём вы испытывали основное затруднение?
2. Сравните эти басни. Что в них общего и чем они различаются?
3. Кем из баснописцев выразительнее передана прямая речь Лисы? У кого похвалы Вороне живописнее, разнообразнее? Чем достигается это разнообразие?
4. За что осуждает баснописец Ворону?
5. Кто, по-вашему, достоин порицания: Ворона или Лиса?
6. Подготовьте выразительное чтение басни «Ворона и Лиса».
ИВАН
АНДРЕЕВИЧ
КРЫЛОВ
1769-1844
Уже при жизни об И.А. Крылове ходили легенды и анекдоты. Все были наслышаны о его яркой личности, его своеобразном острословии, непомерном аппетите и беспримерной лени.
Родился Иван Андреевич Крылов в Москве в 1769 году. Отец, бедный армейский офицер, после службы поселился с семьей в Твери.
С детства Крылов любил читать и размышлять о прочитанном. Настойчивость, упорство в овладении знаниями принесли плоды: он стал одним из самых просвещённых людей своего времени. Впоследствии A.C. Пушкин писал: «...Крылов знает главные европейские языки, и, сверх того, он... пятидесяти лет выучился древнему греческому».
Жизнь не баловала будущего баснописца, и каждый шаг к успеху давался ему нелегко. Рано умер отец, семья осталась без средств. Девятилетнему мальчику пришлось поступить в губернский магистрат и переписывать бумаги. На его плечи легла забота о пропитании матери и младшего брата.
Вскоре Крылов знакомится с петербургскими драматургами и актёрами.
Крылов обращается к сатире, выпускает журнал «Почта духов», затем переходит к басне. С самого начала басенного творчества Крылова («Дуб и Трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое молодых») каждая его басня встречается восторженно. В баснях Крылов представил всю русскую жизнь в её самых острых противоречиях.
В его баснях на первый план выдвинулся образ простодушного и лукавого рассказчика, повествующего в живых сценах об увиденном. Рассказчик прикрывает свою моральную оценку, отсылая читателя к молве, преданию, которые выражаются в пословицах и поговорках. В баснях звучал народный разговорный язык.
Отечественная война 1812 года обострила его патриотические чувства и отразилась во многих баснях («Кот и Повар», «Ворона и Курица», «Волк на псарне» и других). В них Крылов выразил народный взгляд на войну с французами.
Басни Крылова неизменно пользовались самой широкой известностью.
Вопросы и задания
1. Расскажите о жизни и творчестве И.А. Крылова.
2. Каким предстаёт перед читателями рассказчик басен Крылова?
3. В каких крыловских баснях отразилась тема Отечественной войны 1812 года?
4. Каков язык басен Крылова?
ВОРОНА И ЛИСИЦА
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близёхонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, — Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
"И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во всё воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
1807
Вопросы и задания
1. Прочитайте басню по ролям. В чём её мораль?
2. Сравните, как Тредиаковский, Сумароков и Крылов объясняют, почему у Вороны оказался «кусочек сыру»? Какое объяснение (Тредиаковского, Сумарокова, Крылова) кажется вам наиболее правдивым?
3. Какова причина, по мнению баснописца, внезапного интереса Лисицы к Вороне? Учитывает ли автор повадки, особенности поведения зверей? Найдите выражение, которое характеризует поведение Лисицы.
4. С какой целью Лисица преувеличивает достоинства Вороны?
5. Кто из зверей заслуживает большего осуждения — плутовка Лисица или любящая лесть Ворона?
6. Как раскрывают характер Вороны разные баснописцы?
7. Какие черты характера персонажей передаёт художник А.М. Каневский на своей иллюстрации к басне?
ВОЛК НА ПСАРНЕ
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат; «Ахти, ребята, вор!» —
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьём,
Иной с ружьём.
«Огня! — кричат, — огня!» Пришли с огнём.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,
Зубами щёлкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец, —
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: «Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я...» — «Послушай-ка, сосед, —
Тут ловчий перервал в ответ, —
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
ДЕМЬЯНОВА УХА
«Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай».
«Соседушка, я сыт по горло». — «Нужды нет,
Ещё тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!»
«Я три тарелки съел». — «И, полно, что за счёты;
Лишь стало бы охоты,
А то во здравье: ешь до дна!
Что за уха! Да как жирна:
Как будто янтарём подёрнулась она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Ещё хоть ложечку! Да кланяйся, жена!» —
Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку
И не давал ему ни отдыху, ни сроку;
А с Фоки уж давно катился градом пот.
Однако же ещё тарелку он берёт:
Сбирается с последней силой
И — очищает всю. «Вот друга я люблю! —
Вскричал Демьян. — Зато уж чванных не терплю.
Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милой!»
Тут бедный Фока мой,
Как ни любил уху, но от беды такой,
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой —
И с той поры к Демьяну ни ногой.
Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;
Но если помолчать вовремя не умеешь
И ближнего ушей ты не жалеешь,
То ведай, что твои и проза и стихи
Тошнее будут всем Демьяновой ухи.
1813
СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит, —
Ей с Дубу Ворон говорит, —
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
«Пусть сохнет, — говорит Свинья, —
Ничуть меня то не тревожит;
В нём проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею».
«Неблагодарная! — промолвил Дуб ей тут, —
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти жёлуди на мне растут».
Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
1821-1823
О ЧТЕНИИ И ЧИТАТЕЛЯХ
Как-то Крылов очень почтительно обратился к прославленному в то время поэту и баснописцу И.И. Дмитриеву с просьбой посмотреть его «безделку»: три басенки, которые он перевёл из Лафонтена. Это были «Дуб и Трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое молодых». И.И. Дмитриев, сам когда-то переводивший эти же басни, пришёл в восторг.
«Вы нашли себя, — говорил он И.А. Крылову. — Это истинный ваш род. Продолжайте. Остановитесь на этом литературном жанре...»
Обладая незаурядными актёрскими способностями, Крылов читал свои басни с удивительным мастерством и неизменно имел огромный успех. Зная, что книги его раскупаются мгновенно, он особенно интересовался тиражами именно простых, удешевлённых изданий «для народа»...
Памятник И.А. Крылову в Санкт-Петербурге в Летнем саду. Скульптор П. К. Клодт. 1855 г.
Имя Крылова было широко известно не только в России, но и далеко за её пределами. Весьма способствовало этому издание басен на трёх языках — русском, французском и итальянском, предпринятое в Париже графом Григорием Владимировичем Орловым.
По Н. Смирнову-Сокольскому
Для вас , любознательные
Высоко оценивал дар И.А. Крылова Н.В. Гоголь. В статье «В чём же, наконец, существо русской поэзии и в чём её особенность» он писал: «Его басни отнюдь не для детей <...>. Его притчи — достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа. Звери у него мыслят и поступают слишком по-русски <...> всюду у него Русь и пахнет Русью».
Вопросы и задания
1. Сопоставьте язык басен Сумарокова, Тредиаковского и Крылова. Сформулируйте вывод.
2. Вспомните определение басни.
3. Почти в каждой басне имеется вывод-мораль. В какой части басни может находиться мораль? Сводится ли общий смысл басни к той конкретной морали, которая названа автором? Найдите мораль в приведённых баснях Крылова.
4. Как вы думаете, почему большую часть иллюстрации художника Ф.Д. Константинова занимает изображение Дуба?
5. Выпишите из текстов известных вам басен предложения, ставшие крылатыми выражениями.
6. С какими сказками можно сравнить басни?
7. В чём проявляется иносказательный смысл басен? Свой ответ подтвердите рассуждениями о басне «Волк на псарне».
8. В баснях силён элемент сатиры. Что высмеивают баснописцы?