Проблема таланта и стресс

В психологии художественного творчества есть подход, который рассматривает факторы, мешающие творчеству. Есть такие творческие специальности, которые связаны с работой в аудиториях, в среде, где художнику раскрыться бывает сложно. Есть такие виды творчества, где увязать его с мотивацией художника, бывает сложно, в силу того, что мешают некие факторы. Одним из них является стресс. Существуют такие виды творчества, где все зависит от фактора стресса, неврозов, состояний, которые мешают творчеству. Так например, все актёры знают о зажимах. Преимущественно все актеры испытывают страх сцены. Но иногда этот страх достигает такой силы, что под угрозой оказывается даже карьера. Такие артисты часто переживают благодаря феномену навязчивого или мнимого пристального наблюдения публики. Артисту в это время кажется, что зрители пристально наблюдают за каждым его неловким движением. Далее, всё это переходит на второй уровень. Артист начинает заводиться, появляется сердцебиение, повышение уровня адреналина, потеют руки, начинается тремор. Артист всё это видит, и осознание всего этого поднимает беспокойство еще на один уровень. Попытаемся поглубже проанализировать эти явления и выработать определённые рекомендации.

Психологи пришли к выводу, что тревога на сцене просто необходима. То есть она обладает и положительным свойством. Многие актеры признавались, что если бы не было этой тревоги, то не было бы феномена театра и наслаждения им. Именно поэтому сцена притягивает. Многие психологи утверждают, что без сценического переживания, актеру вообще неинтересно. Большинство исследований показывают, что тревога поднимает качество исполнения. Именно поэтому, в настоящее время, когда в студии записываются концерты и передачи, то специально организуется и собирается аудитория. Музыканты играют хуже тогда, когда нет зрителя и аплодирующей аудитории. Музыкантам необходима некая доля стресса и давления со стороны зала. Они так лучше мобилизуются и играют более совершенно. И наоборот, когда запись на радио идет в студии, где нет зрителя (там иногда электрик или уборщица может случайно оказаться зрителем), ничего хорошего не происходит. Некоторые артисты от отсутствия аудитории даже раздражаются. Таким образом, успех появляется тогда, когда имеет место оптимальный уровень стресса. Есть психологическая закономерность Йеркса-Додсона. Согласно ей, мотивация повышает качество выступления до тех пор, когда чересчур высокий уровень возбуждения не начинает оказывать отрицательного влияния.

Таким образом, есть такой уровень оптимального возбуждения, “перебарщивать” не рекомендуется.

Пример. Тогда, когда актёру необходимо выходить в четвертом действии, то он переживая в течении четырёх действий, изнуряется и выходит на сцену уже “никаким”.

Вышеприведённый закон утверждает, что отрицательные аффекты проявляются быстрее, когда исполнителю предлагают более сложные задания, и задания, к которым исполнитель не подготовлен. Очевидно, что чем важнее для успешного выполнения задач ясность мысли, тем вероятнее, что тревога помешает достижению оптимального результата.

В психологии сценического переживания существует три группы факторов, которые необходимо знать:

1) Характеристическая тревожность, т.е. природное, конституциональное состояние, которое приносится актёром с собой. Причиной этого явления является он сам. Он родился или воспитан таким. Он имеет низкую самооценку, чувствительную реактивную систему. В конце концов, это может быть связано с темпераментом артиста. Он навязчиво боится «публичного унижения и не обязательно в театральной деятельности.

2) Далее второй уровень тревожности – это уровень достигнутой степени мастерства. Хорошо подготовленное выступление не связано ни с какими реальными трудностями. В этом случае артист поднимается на другую ступень, когда эта тревожность может быть снята с помощью определенной степени мастерства. И это тоже может вредить. Человек иногда настолько обладает мастерством, что у него появляется настолько неадекватная самооценка, что он может плохо выступить. Есть такая закономерность: легкие задачи в условиях стресса решаются быстрее, в смягченных условиях стресса, хуже. Для такого артиста стресс просто необходим. Иначе он не справится. И режиссеры должны это знать.

3) Степень ситуационного стресса. Этот стресс связан с внешней средой, с давлением публики, с социальной напряженностью, с ответственностью этого мероприятия. Это может быть ответственный конкурс, фестиваль, на котором может решаться карьера.

Пример. Некоторые артисты признаются, что испытывают большой стресс, в силу финансовой ответственности, когда отрабатывают деньги своих продюсеров, боясь их подвести.

Выводы:

1) Люди с высокой степенью тревожности лучше всего выполняют задачу, когда работа несложная, а внешняя ситуация не напряженная.

2) Исполнители с низким уровнем характерологической тревожности действуют лучше, когда работа требует определенных усилий, а внешняя среда создает повышенное возбуждение.

3) Исполнители, склонные к тревоге, должны брать легкие задачи, либо выбирать знакомый вид работы. По крайней мере, если им предстоит прослушивание или важное публичное выступление. Если у него нет возможности выбирать, тогда надо пахать и пахать, репетировать и репетировать, до тех пор, пока не будет достигнут достаточный уровень мастерства.

Пример. Некоторые киноактёры талантливы, но у них плохая память. Это вызывает беспокойство у актёра. Для кино это не проблема. В кино снимаются на основе раскадровки. То есть весь фильм снимают маленькими кусочками и маленькими диалогами. Проблема стресса нивелируется и убирается благодаря технике кино. Хороший режиссер не должен обижаться на актера у которого плохая память.

Как же избавляться от тревожности? С помощью каких психотехнологических приемов?

Приведём подробнее все эти психотехнологии.

Метод переполнения. Он основан на предположении, что необоснованные страхи поддерживаются в человеке из-за того, что чувство облегчения, испытываемого при успешном бегстве от пугающего объекта, укрепляет связь между страхом и этим объектом. Иными словами, страх поддерживается в человеке из-за того, что чувство облегчения, испытываемого при успешном бегстве пугающего объекта, укрепляет связь между страхом и этим объектом. Человек входит в привычку уходить от страха, убегать от него и настолько ему это интересно, что он входит в это состояние и ему оно нравится. Это похоже на игру в кошки – мышки. Из этой психологической ловушки такой артист вырваться не может и потому все время испытывает страх и потребность в нем. Как избавится от этого? Прежде всего необходим продолжительный контакт с источником страха, чтобы артист успел за это время реально осознать отсутствие угрозы. Если он выступает редко, то необходим более частый выход на сцену, причём такой, чтобы артист адаптировался и перестал наслаждаться от этого страха. Актер не хочет “брать быка за рога”, а предполагает все время убегать от него. Всё это происходит на подсознательном уровне.

Кроме того, существует возможность снять страх за счет внушения, при котором организуется образное приближение объекта страха, но в расслабленном состоянии. В этом случае имеет место синтез беспокойного и комфортного образов в некий общий образ. Этот приём известен в нейро-лингвистическом программировании как “якорение”. Артист в этом случае находится в беспокойной среде, но “опускает якорь” в спокойную среду.

Пример. Молодой вокалист, который боится сцены, мысленно представляет, как поет на дне рождения своей жене, детям, где обычно не переживает. Вокалист чувствует комфорт во время вхождения в этот образ. Далее, этот комфортный образ постепенно объединяется с картиной выступления перед публикой.

Кроме того, для снятия стрессов артистической деятельности помогают приёмы медитации. Для того, чтобы успешно медитировать, необходимо выбрать объект пристального внимания. Например, выбирается конкретная точка, например, красная диодная лампочка телевизора. Медитирующий смотрит на неё на на расстоянии и пытается сконцентрировать свой взор только на ней. Настоящий мастер медитации может долго пристально смотреть на одну точку. Есть рекордсмены, доводящие эту процедуру до десятков минут. Они смотрят так, что у них действительно нет никаких движений глаз. В большинстве случаев люди быстро “сходят” с этого поля зрения, в силу присутствия мыслительного процесса. Мысль уводит глаз от объекта медитации. Истинная медитация - это всегда прекращение мышление, в основе которого лежит беспокойство души.

Хорошо помогает снимать стресс аутогенная тренировка. Шульц доказал, что если человек вызывает в себе ощущения, которые у него возникают, когда он засыпает (расслабление мышц, замедление дыхания приятную тяжесть, приятные волны, спокойное и ритмичное сердцебиение), то он постепенно действительно успокаивается. Аутогенная тренировка основана на том, что человек постепенно вызывает в себе ощущения, которые к нему приходят тогда, когда он расслабляется и засыпает. В этом случае даются следующие установки: “Постепенно моя правая рука тяжелеет, левая рука тяжелеет, мышцы спины тяжелеют, голова уходит назад, я как тряпка на заборе, которой не хочется двигаться, – постепенно мы входим в состояние между сна и бодрствованием. Аутогенная тренировка приводит некоторых в гипнотическое состояние. Поэтому нужно быть осторожным. Есть такие люди, которые проваливаются настолько глубоко в гипноз, что не могут из него выйти. Поэтому необходимо давать следующую установку на пробуждние: “я закончил, я сейчас сосчитаю от одного до пяти и насчёт пять встану”.

И всё-таки гипноз занимает особое место в артистической деятельности. Существует два типа гипноза:

релаксационный гипноз, который является, по сути, техникой введения в промежуточное состояние между бодрствованием и сном. Это гипноз как сон. В этом случае гипнотизер в словесной форме дает раппорт, установку на покой, вызывая определенный внешний спокойный фон (плавная музыка и т.п.). Потом начинает говорить о тяжести, теплоте и т.д. Во время гипнотического состояния даются разные установки: о том, что сердце бьется спокойно и ритмично, о том, что исчезло беспричинное беспокойство, тревожность, пустота, о том, что актёр после сеанса прекрасно сыграет свою роль, о том, что он не будет бояться сцены и т.д. Обычно этим занимаются специальные психологи. Так например, спортивные психологи с помощью гипноза настраивают своих спортсменов. Этот метод очень сильный, и эффективный. У каждого большого спортсмена должен быть свой личный психолог. Актёры должны это взять себе на заметку.

Эриксонианский гипноз. В этом случае нет никакой релаксации и люди не спят гипнотическим сном. Они бодрствуют с открытыми глазами, но при этом идёт гипнотический сеанс. Так, например, таким внушением в бодрствующем состоянии прекрасно владеют цыгане. Гипноз в этом случае понимается как процесс передачи образов. Это уже ближе к искусству. Гипнотизёр в этом случае формирует определенные образы и определенные мысли своему собеседнику. Мы постоянно находимся под гипнозом благодаря телевидению, кино, каким-то иным сферам, постоянно находимся и купаемся в ауре и образах, созданных художникам разных уровней.

Пример. Одна девушка призналась, что вовремя общения со своим другом, мыслит и думает только о том, что задаёт в своей беседе её друг. Таким образом, она находится в поле его гипноза, обаяния, эрудиции и т. д.

С точки зрения эриксонианского гипноза, все люди поддаются гипнозу. Поэтому, когда говорят о том, что есть люди, которые поддаются, а есть люди, которые не поддаются – это неправильно. Известный на Западе психотерапевт Эриксон утверждает, что у каждого человека есть свои актуальные и животрепещущие, задевающие его положение и состояние, темы, задев которые можно ввести в гипнотическое состояние любого. Это такое влияние, когда для другого формируются переживания, ощущения, мысли, которые идут не от него самого, а от гипнотизёра. В этом случае говорят: человек находится в поле влияния, в поле гипноза данного человека. И это поле гипноза бывает разное по глубине. Таким влиянием владеют представители разных профессий.

Пример. “Народный артист” Жириновский – прекрасный гипнотизер эриксоновского типа. Он может всем “раздать” желаемое, подстраиваясь под всех избирателей.

Пример. У цыганки заготовлено 150 блоков различных текстов. Она на ходу ими импровизирует, предварительно оценив будущую жертву. Если она видит, что реакция не соответствует тому, что она говорит, она изменяет заготовленный текст.

Существуют различные психологические прививки от стресса. Рассмотрим их.

1. Поменять отношение к объекту стресса на основе, в частности, философского осмысления. По-другому взглянуть на мир, подняться выше над своим эгоизмом и т.п. (Всё является “песчинкой” на фоне смерти и вечности. на фоне похорон).

2. Разговор с собой.

Когда мы беспокоимся, то часто какой-то внутренний деструктивный и навязчивый диалог прокручивается у нас в голове. Так например, внутри нас может сидеть наш родитель и контролировать нас. (“Если ты не в состоянии запомнить текст сценария, тебе в театре не место”). Благодаря этому навязчивому диалогу артист все больше и больше начинает переживать, самооценка начинает падать, и, как следствие, происходит неудачное выступление. Артист в этом случае зацикливается и в результате у него опускаются руки, он не верит в свои силы настолько, что в конце концов не может ничего исполнить. Эти внутренние диалоги необходимо пресекать. Уже то, что вы на это обратили внимание даст результат. Необходимо научиться давать позитивные установки и развивать в себе внутренние диалоги, способствующие вашему успеху. (“Я талантливый музыкант, талантливый певец. Я люблю публику, а публика любит меня. Я расслаблюсь и сосредоточусь на удовольствии от музыки, которую играю”). Когда актер по-настоящему вживается в свою сценарную роль, закрывая свой эгоизм и начинает жить ролью, у него прекращается беспокойство. Таков закон психологии, согласно которому наш мозг не может думать одновременно о двух вещах.

3. Создание образов цели.

Многие артисты воображают или мнят себя своими кумирами выдающимися деятелями, создавая образ, на который хотят быть похожими. Если находясь в этом образе артистам легче удаётся преодолеть стресс, то эта психологическая прививка оправдана.

Пример. Молодой вокалист представляет себя великим Паворотти.

4. Самовредительство

У актеров и музыкантов этот прием очень распространён. В этом случае, актер как бы сам себе вредит, чтобы оправдать своё некачественное исполнение. Например, он говорит, дескать, вчера гулял, болел и, поэтому ничего хорошего от меня на сцене не ждите. Этот прием за кулисами применяется часто. (“У меня сегодня голос плохой, я простудился”. В действительности он не простудился). Такой приём иногда успокаивает.

5. Снятие переживания и стресса за счет самого исполнения или творческого процесса. Вы сосредоточиваетесь на переживании, которое вызывает ваш творческий процесс. Вы вживаетесь в него и, поэтому, успокаиваетесь. Порой настоящий профессиональный исполнитель отдыхает и наслаждается от своего исполнения. Актер, который не находит в себе места для другого образа - это актер, который не может справиться со своим эгоизмом. Настоящий актер войдя роль, должен автоматически избавляться от беспокойств, обусловленных эгоистическими мотивами. Такой актёр убегает от себя.

6. Функциональные методы снятия стресса.

Наши рекомендации