Разр. пед. пр. Тема «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии» 4 кл. (11 лет) Б.М.Неменский
Младший школьный возраст. Вед. вид деятельности – учение; основные психологические новообразования – развитие внутреннего плана действий, рефлексия, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, произвольность.
В 3-4 кл. дети уже способны компоновать, они начинают искать связь между предметами. Однако образы композиции у них остаются примитивными и не возникает потребности их обогащать.
Тема года «Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов земли)» Целью худ. воспитания и обучения ребёнка в 4 классе явл. Формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Худож. представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту ещё не готовы к историческому мышлению, но им присуще стремление к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь должна господствовать правда художественного образа.
В 4-ом кл. возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
2-ой урок 3-ей четв. Тема: «Страна восходящего солнца. Образ худ. культуры Японии». Пред. урок на тему: «Образ худ. культуры Древней Греции».
След. урок на тему: «Образ худ. культуры средневековой Западной Европы»
Цель урока: обогащение внутреннего мира учеников; формировать общее представление о худож. культ. Японии; способствовать развитию фантазии и воображения; развивать наблюдательные и познавательные способности, овладеть индивидуальным опытом и приобрести навыки коллективного творчества.
Задачи урока: создать коллективное панно; познакомиться и закрепить на практике композиционные приёмы: ритм, гармонию цвета и формы; освоить выразительные возможности худ. материалов – гуаши и пастели,
Материалы: листы бумаги, карандаши, ластик, гуашь, пастель, кисти, банка для воды, ножницы, клей.
Зрительный ряд: гравюры японских худ. Утамаро и Хокусай – женские образы, пейзажи; слайды современных городов Японии; образец пед. рис.
Литературный ряд: традиционная японская поэзия – танка и хайку.
План урока.
1.Организационный момент.
2. Объяснение новой темы. 9 мин.
3. Самостоятельная работа. 20 мин.
4. Коллективная работа. 10 мин.
5. Подведение итогов урока. 4мин.
6. Задание на домашнюю работу.
Ход урока
1. Учитель приветствует детей, успокаивает, привлекает внимание, настраивает на работу.
2. Сегодня мы познакомимся с художественной культурой Японии.
Показать слайды с изображением японской архитектуры, расск. о присущей ей ярусности, характерной форме крыши. Строительство связано с особыми климатическими условиями. Продемонстрировать произведения традиционных японских искусств: лаки, каллиграфия, иероглифы, икебана – школа Рики, бансаи, а также виды японского сада, сада камней.
Рассказать о поэтичности образов искусства Японии, об умении созерцать и наслаждаться природой. Проводится беседа о творчестве японских художников Утамаро и Хокусай. Представляются работы, кот. отражают особенности восточной живописи.
Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.
Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, причёски, движения, фигуры.
Читаются стихи японских поэтов, в частности хайку – Мацуо Басё, в кот. сочетаются лёгкость, простота и прозрачность с глубиной мысли и чувств.
Рассказать о «Празднике цветения сакуры», связанным с любованием природой, в частности – ветками цветущей сакуры.
3. Из разных материалов нужно создать коллективную композицию «Цветущая ветка сакуры». Детям предлагается побывать в роли японского мастера, умеющего наблюдать и всматриваться, а затем передавать на плоскости бумаги свои образы. Показать педагогический рисунок и рассказать об этапах работы. Отдельные элементы выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Композицию надо выполнить в определённой гамме цветов – колорите. Для фона мы подберём синие и голубые – небесные цвета, а цветы выполним светлых оттенков. Группа «главного художника» работает над фоном панно, на кот, затем расположится ветка цветущей сакуры.
Другая группа детей рисуют цветы и листочки, самостоятельно выбрав средства художественной выразительности – гуашь или пастель. Затем вырезают (нап. о технике безопасности при работе с ножницами и клеем).
4. Перед тем, как приступить к работе над составлением панно, рассказать о том, что выразительность картины достигается тем, что художник умело размещает на полотне изображения. Это и есть искусство композиции. От изменения на листе даже одинаковых пятен изменяется и содержание композиции. Расск. о композиционных приёмах: ритме, гармонии цвета, формы, асимметрии.
В теч. всей работы учитель объясняет и помогает справляться с заданием.
5. Получилось яркое панно – настоящий «Праздник цветения сакуры». Молодцы, все очень старались.
6. Ребята, дома попробуйте написать три красивые строчки об этой веточке или о цветочке на этой веточке.