Петербург, Москва, Болдино – 33-й год
Ранний реализм. Лирика, поэмы, роман в стихах (Пушкин еще в тридцатые годы дважды переиздавал ЕО и каждый раз дорабатывал), трагедии (главная – Русалка), худ.проза, ;капитанская длочка, историческая проза – главная история Пугачева. Дальше – заготовки Петра великого. Новые жанры – журнальная проза. Пушкин с Дельвигом издает лит.газету. А после Дельвига задумывает и перед концом жизни осуществляет журнал «Современник»
Я в прошлый раз вам пытался показать, что Пушкин после женитьбы пытался исправить свое положение при Николае. Он причислил Пушкин к министерству иностранных дел и платил ему жалование за то, что Пушкин работал в архивах. А в архивах Пушкин изучал документы по истории Петра Великого и по истории пугачевского восстания. Пушкин стремлися построить свою жизнь по модели Карамзина. Карамзин был крупнейшим литератором, а потом «постригся в историки», получил звание придворного историографа и написал «Историю государства Российского», был приблежнным к Александру Первому лицом, получал высокое жалование и почет, и Пушкин явно хотел чего-то подобного, и даже Жуковский однажды заговорил с Николаем Первым, что Пушкину хорошо было бы дать звание придворного историографа со всеми привилегиями. И Николай Первый возмутился. Жуковский спросил: «А Каразмзин?». Николай ответил: «Карамзин был почти святой! А ЭТОТ?».
Пушкин получал жалование за то, что занимался литературой и историей. Вскоре он увлекся пугачевской темой и написал историю Пугачева. Это странный труд. Восстание Пугачева было необыкновенно жестоким. И Пушкин в течение нескольких месяцев написал свою историю Пугачева. В ней он описал 9575 убийств, часто - с необыкновенно жестокими подробностями. Эти ужасные картины Пушкин не вставлял в художественную литературу, там Пушкин - художник.
Пушкин представил свое произведение Николая, тот одобрил, но велел изменить название: «Бунтовщик не может иметь истории». Книга вышла под названием «история Пугачевского бунта», но мы знаем ее под оригинальным названием.
Эта книга содержит описание о необыкновенно жестоких случаях. И вслед за этим Пушкин начинает другой литературный труд, уже художественный: «Песни Западных Славян». Этот труд имеет замечательную историю. Замечательный фр.писатель Проспер Мериме издал на фр.языке книгу «Гусли», где якобы записал песни, услышанные от гусляра на территории бывшей Югославии. Пушкин в это время увлекался фольклором и русского, и других народов. Он эту книгу прочитал, она ему понравилась и он перевел ее на русский язык. Не всю, он отобрал самые жестокие песни. В шестнадцати балладах этой книги представлено 176 смертей. Кроме того, в трех балладх представлены массовые убийства людей без счета - по причинам религиозной розни, из мести, из ревности, за измену, в бою, без причины.Самоубийсвто из любви, братоубийство, детоубиство, отцеубийство, убийство жены мужем и все – с невероятной жестокостью. В двух балладах с живых людей сдирают кожу, людей вешают и обезглавливают. В одной из баллад обезглавливают за раз массы людей, а головы их водружают на пики. Людей отравляют, осажденные сходят с ума от голода, ребенок умирает от укуса вампира, в двух балладах женщин четвертуют. Если в какой-то балладе нет убийств, то жгут деревни и насилуют женщин.
Все это несомненно свидетельствует о том, что в духовном мире Пушкина не было покоя. И это можно попытаться обяснить тем, что с самого начала после его женитьбы его томили самые тяжелые предчуствия. Конечно, гений Пушкина - светлый: истории Пугачева противостоит «Капитанская дочка» со счастливым концом. Пушкин кончил «Капитанскую дочку за месяц до дуэли с Дантесом.
«Песням западных славян» в творчестве Пушкина противостоит гармоничная религиозная лирика, написанная летом 36-го, когда уже началось ухаживание Дантеса за Натальей Николаевной. Эта лирика объединена под названием (не авторским) «КаменноострОвский цикл».
«Из Пиндемонти» (П – фамилия ит.поэта). Имеется ввиду перевод. Пушкин несколько раз выдавал свои стихи за перевод.
«Права, от коих не одна кружится голова» - это демократия. В то время страной демократии были США. И поэт говорит, что эти права он невысоко ценит. Это неудивительно – он аристократ, гордился многосотлетней историей семьи. Поэт отрицает, отбрасывает (не яростно) политику. А дороги ему «иные права», к которым он все подводит и подводит нас (прием ретардации): «Никому отчета не давать…».
Поэт обрывает стихотворение буквально на полуслове, придавая ему форму фрагмента.
Другие стихотворения цикла явно религиозны. Это – тоже, если глубоко вдуматься.
Перед концом жизни Пушкин переходит к христианскому мировоззрению.
Мы сейчас будем говорить о гибели Пушкина. На эту тему написано множество книг и статей, и все же эта тема остается неисчерпанной. Но замечательно сказал Владимир Соловьев, сын Сергея Михайловича Соловьева, философ. У него есть статья судьба поэта. Там говорится, что смерть Пушкина пытаются объяснить по разному, Соловьев говорит, что Пушкин погиб, потому, что в сознании своем пришел к христианству, а в характере так и не мог победить язычника. Он имеет ввиду, что Пушкин недостойно своего гения вел себя в истории. Как выяснилось позже, через документы, он угадал.
Когда Пушкин собирался жениться, он написал своей подруге, жене Вяземского: «Натали – моя 113-я любовь». В альбоме одной из красавиц, к которой он сватался до истории, он оставил свой дон-жуанский список.
В свете становится известно, что Дантес, молодой французский офицер, ухаживает за Натальей Николаевной. В свете такие вещи не вызывали потрясения. Все зависело от того, как это делается.
Лотман писал, что у Дантеса с Геккереном была противоестественная связь. И отношения Дантеса с женой Пушкина должны были отвлечь от этой связи.
Что это неправда, видно по тому, что в Пушкинское время было еще несколько пар в свете такого рода. И они прекрасно делали карьеру и относились в свете к ним спокойно.
А главное – десять лет назад, в Италии была опубликована книга «Пуговица Пушкина». Она договорилась с нынешним бароном Геккереном, и тот позволил ей скопировать архив, в том числе и письма Дантеса к Геккерену.
И из этих писем ясно, что Дантес по-настоящему, страстно полюбил Наталью Николаевну. Но она ответила ему примерно так, как Татьяна: «Но я другому отдана, и буду век ему верна». Так писал Дантес Геккерену.
Когда Геккерен приехал, то стал учить Дантеса, как получить Наталью Николаевну. Запугать, под угрозой скандала. И Дантес поддался.
И все-таки Дантес подлец. Когда Суворин, журналист, в свое время поддерживающий Чехова, поехал на немецкий курорт, он встретил там старика-дантеса. И спросил, была ли Наталья Николаевна его любовницей.
И этот негодяй ответил: «Вне всякого сомнения!», хотя его письма подтверждали, что это неправда.
Тридцатые годы подвели итог Пушкинской жизни. Летом 36-го Пушкин написал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Оно не относится к каменноостровскому циклу, но написано одновременно и очень близко по настроению.
В тридцать третьем году он пишет свою последнюю поэму «Медный Всадник».
СиллЕпс – прием, когда в одном слове просвечивает несколько значений.
В прошлом семестре мы закончили говорить о личности и творческой биографии Пушкина.
ЛИРИКА ПУШКИНА
Рекомендую Белинского. В его статьях о Пушкине (11 статей о Пушкине) 4-я и 5-я статьи посвящены лирике. Кроме того, Михаил Осипович Гершензон, бывший замечательным пушкинистом, написал замечательную книжечку «Мудрость Пушкина». Эти книги много раз переиздавались. В промежутке между этими авторами был Анненков, в своей книге «Материалы для биографии Пушкина» уделяет большое внимание лирическому творчеству Пушкина. И, наконец, Пушкинская энциклопедия – любое стихотворение, которое вас заинтересует, там будет охарактеризовано и будут указаны работы по этому стихотворению.
Мы говорили о том, что на рубеже 18-19 веков происходит распад жанровой системы классицизма. Распад жанровой системы классицизма отразился на лирике Пушкина, и, с другой стороны, распад жанровой системы лирики Пушкины повлиял на этот процесс во всей русской поэзии, потому что современники поэта во многом шли за Пушкиным, подражая ему и учась у него. Поэтому говорить о лирике Пушкина нужно не с точки зрения ее жанровой системы, а с другой точки зрения. Место жанров теперь занимают несобранные циклы. Есть авторские циклы, например, когда Пушкин пишет «Песни западных славян». А есть ряд стихотворений, которые поэт пишет на протяжении своего творческого пути, иногда он может не думать о том, что нечто похожее он уже писал раньше, а мы видим, что эти стихотворения выстраиваются в циклы по тематике, по художественным приемам. И эти циклы мы называем несобранными (сам поэт их не собирал).
Первый несобранный цикл посвящен лицейской дружбе. А потом уже – послелицейской дружбе. Среди пушкинских друзей, прошедших рядом с ним всю жизнь, был ряд лицеистов - Кюхельбекер, Пущин…
Здесь – узловые тексты «19 октября 25-го года». «19 октября 1836 года», последнее в ряду (через два месяца Пушкин погибнет). Оно так не называется, оно без названия «Была пора: наш праздник молодой…». Пушкин не доработал это стихотворение, не успел. он его писал в той же форме, что и «19 октября 25-го года». В таком виде читал друзьям…и расплакался. В октябре двадцать пятого года он предчувствовал, что будет с друзьями, а здесь он предчувствовал свою смерть.
Лицейский несобранный цикл теснейшим образом связан с декабристским.
Второй несобранный цикл посвящен декабристам и декабризму. Это «Ареон», «Пущину», «Во глубине сибирских руд», «Стансы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Последнее стихотворение Пушкин написал незадолго до смрети, оно очень многозначно, но там есть строка, благодаря которой мы всегда видим это стихотворение в ряду декабристских: «И милость к падшим призывал».
Параллельно этому несобранному циклу Пушкин создавал несобранный цикл, посвященный проблеме этатизма (eta – государство). Очень рано в творчестве Пушкина встал вопрос государства, ведь Царское Село было императорской резиденцией, и вот «Воспоминнаия в царском селе», которые он читал летом 14-го года - это уже проявление этатизма. Огромное впечатление произвело стихотворение Пушкина «Стансы». В этом стихотворении Пушкин для друзей проявил себя с новой стороны. Стихотворение обращено к Николаю Первому. Привыкли видеть Пушкина в оппозиции к самодержавию, а тут «В надежде славы и добра…». Пушкин проводит параллель между началом царствования Петра и Николая. Начало царствования Николая «омрачило» восстание декабристов.
Это стихотворение настолько было неожиданным, что вызвало недоумение и нападки на Пушкина в среде либерально настроенных литераторов и заграницей и в России, даже в кругу друзей Пушкина.
А Пушкин отвечает стихотворением «Друзьям», где оправдывается, и говорит, что он не льстил царю, а честно рассказал о его заслугах. Пушкин передал эти стихотворения Беккендорфу, а тот вернул ему их с такими словами, что «государь-император вполне доволен ими, но печатать их не разрешает». Еще бы! – Пушкин вздумал указывать императору, как ему царствовать. Итак, Пушкин сопоставил начало царствования Петра и Николая. Но на этом история стихотворения не кончилась – через сто лет Борис Пастернак написал свои стансы. Он не назвал свое стихотворение «Стансы», но в литературоведении его часто так называют. Стихотворение это Пастернак написал в 1931 году. В это время вся власть в стране уже была сосредоточена в руках Сталина. Уже начались первые политические процессы над людьми, которых Сталин считал своими врагами. И Пастернак пишет: «Столетье с лишним - не вчера, а сила прежняя в соблазне, в надежде славы и добра…». (чуть ниже – ссылка на Пушкина, который «труда со всеми сообща и заодно с правопорядком» хочет). «И те же выписки» - Пушкин занялся историческим трудом. Пастернак всю жизнь жил небогато, а в двадцатые годы, в начале тридцатых – бедствовал. И для заработки однажды друзья ему устроили такую работу: после смерти Ленина был создан научный институт. И нужно было из иностранных газет и журналов подбирать материалы о Ленине. И Пастернак делал выписки. И – сравнил. (Стихотворение – из книги «Второе рождение»).
Кроме «воспоминаний в царском селе», «стансов» и «друзьям», Пушкин пишет еще несколько стихотворений, проникнутых идеей этатизма: «Клеветникам России», «Бородинская годовщина». Оба эти стихотворения связаны с польским восстанием 1830-32 годов. Это было мощное восстание, Польша хотела отделиться от России. И ее горячо поддерживали западно-европейские политики и литераторы. А Пушкин в своем стихотворении говорит, что это «спор славян между собой». И даже звучит угроза, что если западные государства вмешаются в спор России с Польшей, то вся Россия станет против них. Старый либерал князь Вяземский. Интересный оксюморон – Вяземские были одним из древнейших родов России (еще от Рюрика), был возмущен «шинельными одами» своего друга. На ту же тему написано стих-е «Бородинская годовщина» - как в 1812, так и в 1832 году – над Польшей.
В биографии Пушкина есть загадочная страница. Вот состоялась дуэль, Пушкин смертельно ранен, два дня длилось умирание в страшных мучениях, Николай Первый прислал своего врача. Присылает ему письмо, в котором говорит, что о жене и детях поэта он позаботится. И он выполнил свое обещание: дети были помещены на государственный счет в привилегированное заведение, Наталья Николаевна – любовницей Николая, а затем женой придворного. Пушкину передали письмо, и спросили, что передать. Пушкин ответил: «Передай, что жаль умирать. Был бы весь его». В советское время, когда Пушкина делали революционером, эти слова шли вразрез с тем представлением, которое формировалось о поэте. И пушкинисты некоторые говорили, что Жуковский это выдумал, чтобы царь был милостив к жене и детям поэта. Но Жуковский был не такой человек, чтобы выдумывать такие вещи, он понимал, что говорит перед историей. Он был глубоко верующим человеком. Дело в том, что в этих словах Пушкина проявился его этатизм. После ссылки для Пушкина такими краеугольными камнями были идеи семьи, государства и Бога. И царь, какой бы он ни был, - глава государства. Отсюда – и «клеветникам России», и «Бородинская годовщина», и «стансы», и «друзьям».
Четвертый несобранный цикл – «Призвание поэта». Для каждого истинного, большого поэта проблема его творчества, его призвания – одна из самых коренных в его жизни. И у Пушкина есть целый ряд мощнейших стихотворений, посвященных этой теме. Первое – «Разговор книгопродАвца с поэтом». В этом стихотворении у Пушкина есть такое двустишие: « Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Мысль такова: поэт должен быть профессиональным литератором. В 18 веке господствовал тип поэта-дилетанта, который писал стихи время от времени, часто – по внешнему поводу. А Пушкин на это место выдвигает поэта-профессионала.
И дальше он показывает, что поэт ни от кого не зависит, подчиняется только вдохновению. Иными словами- только Богу. «Песнь о вещем Олеге», «поэт», «Поэту», «Чернь», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». В советское время отношение Пушкина к задаче поэта изображалось так, что между Пушкиным и Маяковским никакой разницы не было. Когда Пушкин писал «Поэт, не дорожи любовию народной», то объявляли – здесь речь о придворном обществе.
В действительности у Пушкина были основания для полной независимости от народа. В тридцатые годы, в расцвет Пушкинского веяния, критика Пушкина травила, произведения его плохо продавались, журнал «Современник», который он затеял, не окупался, вместо дохода принес долги. Он чувствовал себя одиноким, и писал – «пока не требует поэта/ к священной жертве Аполлон». Это стихотворение как бы продолжает сонет «Поэту». К этому циклу непременно относится стихотворение «Осень» 33-го года. Оно стоит несколько особняком, т.к. не посвящено проблеме поэта и читателя, в нем Пушкин открывает нам самый заветный уголок своей души – он рассказывает нам, как он творит.
Любовный несобранный цикл. У Пушкина много любовных стихотворений. Почти все они посвящены, вроде, какой-то даме…или девице. Был такое период (в 20е годы), когда в нашей науке господствовал биографический метод (биографию из произведений, а произведения – биографическими фактами). И оказалось, что у каждого стихотворения, которое приписывали той или иной женщине, есть несколько кандидатур. Дело в том, что даже любя конкретную женщину, Пушкин, когда брался за перо, то создавал идеализированный образ. Кроме того, порядочность не позволяла Пушкину сколько-нибудь узнаваемо изображать предмет любви.
«К…» (у нас : «К А.П.Керн»). Откуда взялась Керн?
Красивая, была выдана в пятнадцать лет за нелюбимого человека средних лет, генерала Керна, рано овдовела, больших средств к существованию у нее не было, доживала свою жизнь на медные деньги, подрабатывала литературным трудом. Написала воспоминания. И рассказала, как Пушкин, когда она приехала к своей родственнице Протасовой, а Пушкин был в ссылке в Михайловском, встретился с нею наедине, подарил ей только что вышедший из печати брошюру главы «Евгения Онегина», там в качестве предисловия было стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» и был вложен листок, на котором было написано рукой поэта «Я помню чудное мгновенье». А Пушкину у нее в этот миг выхватил этот листок и не хотел отдавать. С огромным трудом она выпросила этот листок. А там было написано: «К…». Она отдала листок Глинке, тот написал романс, а листок не вернул.
Но образ «гений чистой красоты» был у Жуковского. Как правило, рисовался образ МУЗЫ. Белинский предполагал, что Крен могла и выдумать. К лирике еще «я вас любил. Любовь еще быть может…»
И, наконец – философская лирика. Смысл жизни, человек и Бог – вот проблематика этого несобранного цикла. Здесь – КаменоострОвский. К стихотворениям философским относятся «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». И эти стихотворения показывают, что к концу своей жизни, короткой, прекрасной, бурной, глубоко творческой, Поэт пришел к Богу. Даже такая параллель у Пастернака.
Баевский пришел. Сел. Заметил, что много отсутствует, хотя и больше, чем на контрольной.
И сказал ,что один древнегреч.автор сказал, что все они питались крохами со стола Гомера. И каждый берет столько, сколько может.
И из университета каждый из нас вынесет столько, сколько сможет…
Тема сегодняшней лекции: поэмы Пушкина.
Будет состоять из трех разделов.
1. Общий обзор.
2. Граф Нулин.
3. Медный всадник.
Пушкин за свою жизнь написал 10 завершенных поэм. Чуть больше осталось незавершенными. Завершены «Руслан и Людимила» (сам Пушкин обозначил жанр словом поэма). Это предромантизм. Слово поэма указывает для Пушкина еще и на какую-то связь с классицизмом. Это самая большая Поэма Пушкина (тоже связь с классицизмом). Вторая поэма – «Кавказский пленник». Жанр Пушкин определяет так: повесть. Это первая байроническая поэма. Байрон свои поэмы называл «повестями». Третья поэма – «Гавриилиада». Пушкинский подзаголовок, определяющий жанр, опять - поэма. Это сатирическая поэма, весьма фривольная по содержанию и языку, кощунственная, т.е. высмеивающая святыню христианской веры. Это в то время было преступлением против государства, т.к. православие было официальной религией. Сегодня на эту поэму можно смотреть как на проявление ренессансной культуры на русской почвы. Ренессанс был самой яркой эпохой в культуре. Россия, вследствие особенностей своей истории, Ренессанса не знала, не пережила. Но отблески Ренессанса в более позднее время были. Ренессанс – 14-15 века. А в России яркой ренессансной линчостью были Петр Первый, Ломоносов, Пушкин – 18-нач.19века.
Четвертая – «Бахчисарайский фонтан». Байроническая поэма, но Пушкин никакого определения жанра не дает. Далее - последняя байроническая поэма Пушкина «Цыганы». Это он кончает уже в селе Михайловском.
Далее - «граф Нулин» - первая реалистическая поэма в творчестве Пушкина и в русской литературе вообще. Далее – «Полтава». Там есть романтическая струя – Мазепа и Мария. У Марии был реальный прототип – дочь Кочубея по имени Матрена, но в романтической поэме героиню не могут звать Матреной. Это романтическая, трагическая струя. И есть реалистическая линия: Петр Первый – с одной стороны, и изменник Мазепа, и Карл 13 - с другой. Замечательная реалистическая линия.
Тоже Пушкин оставляет без определения жанра. Далее он пишет «Домик в Коломне». Юмористическая поэма, Коломна здесь – не город под Москвой, а окраина Петербурга. Она тоже осталась у Пушкина без определения жанра.
Далее - поэма «`Анджело». D 1933 году Пушкин пишет последнюю поэму: «Медный всадник» и дает подзаголовок: «петербургская повесть».
ГРАФ НУЛИН.
В тридцатые годы Пушкин написал заметку о «Графе Нулине» и там лаконично рассказал о том, как была написана эта поэма.
Пушкин жил в ссылке, в Михайловском, и в декабре 25 года приехал из Петербурга приказчик Осиповой и сообщил, что умер государь-император, и что новый царь пока не ступил на престол. Константин отрекся, должен вступить на престол, Россия – пока без царя. Пушкин сообразил, что умер тот царь, который держал его в ссылках. Кинулся в Петербург, ради осторожности не останавливался в гостинице (хозяин д.б.доносить о всех приезжих), а у друга-поэта Рылеева. И если бы его план осуществился, он бы попал к Рылееву 12 декабря, на собрание декабристов (14-го – восстание).
Но он не попал в Петербург – когда он выехал из дому, ему стретился монах (это считалось дурным предзнаменованием). Он решил повернуть назад, но, так сильно желая ехать в Петербург, велел кучеру ехать дальше. И им дорогу перебежал заяц (второе дурное предзнаменование). Пушкин вернулся домой. В мыслях о судьбе России. О том, как дальше сложится ее история.
И дальше, говорит он, в два дня написал эту повесть – «Граф Нулин». А кончает такой фразой: «Я имею обыкновение выставлять даты под своими сочинениями. Граф написан 13-го и 14-го декабря 1825 года. Бывают странные сближенья».
Сюжет поэмы как будто бы пустяковый. Начинается она с рассказа о том, как помещик собирается на охоту. Но прошу представить себе, что это первый раз в истории русской литературы описывается, как помещик собирается на охоту. В первый раз рассказывается о быте.
Посреди скуки жена, Наталья Павловна, слышит звук колокольчиков тройки. А тут ей так повезло, что напротив ее имения сломалась коляска, в которой путешественник едет.
Она посылает слуг звать в дом путшественника, это оказывается молодой дворянин, за ним идёт слуга-француз, происходит знакомство, и Наталья Павловна узнает, что это граф Нулин едет из Парижа. С багажем одежды, последней парижской моды. Граф Нулин начинает разговор за обедом, бранит Россию, хвалит Францию, ее театры, литературу. Графу нравится Наталья.
Графу Нулину не спится и ему приходит мысль навестить Наталью Павловну =). И что же? Он отправляется : к Лукреции Торквиний новый.
Пушкин пишет, что эту поэму он пишет «под влиянием плохой поэмы Шекспира «Лукреция». Сюжет известный, исторический: в Риме царствовал Торквиний, ему понравилась жена придворного, Лукреция. Он услал Колортино прочь по гос.делу, сам надругался над Лукрецией, она покончила с собой, Колортин вместе с другом Брутом поднял восстание, Торквиний был свергнут, убит. В Риме кончилась монархия и утвердилась республика. У Пушкина был приятель, Вульф, сын соседки Протасовой. Он возвращался домой из Дербского университета на каникулы, остановился в соседней деревне на ночлег, попросился в дом к священнику и он ночью к попадье, жене священника отправился. Но получилось нечто другое, чем в древнем Риме – она отвесила ему пощечину, он убрался восвояси, а потом рассказал Пушкину и они вместе посмеялись над этим приключением. И Пушкин описал этот эпизод в своей поэме. И Наталья Нулину – пощечину.
Далее Пушкин рассказывает как они встретились за завтраком и в это время приехал муж с охоты. Наталья Павловна их знакомит, муж говорит, что коляска графа починена, Нулин уезжает, Наталья рассказывает о ночном прилючении. С женой смеялся «Лидин, их сосед, помещик двадцати трех лет». =)))
У этой веселой истории есть очень серьезная подоплека. Пушкин задумался – а чтобы было, если бы Лукреция догадалась дать пощечину Торквинию? Он бы над ней не надругался, она б не покончила с собой, муж не поднял бы восстание, не утвердилась бы республика… неужели так идет история? Вот о чем думал Пушкин, когда писал свою поэму.
3.Медный всадник.
Поэма написана во вторую болдинскую осень, с 6 по 31 октября 1833. Николай Первый печатать ее не разрешил. В следующем году в журнале был опубликован небольшой отрывочек из вступления. А после гибели поэта Николай Первый разрешил опубликовать поэму, но с тем условием, что Жуковский, сделал довольно значительные поправки, «исправив» те места. Которыми был недоволен Николай Первый.
Эта поэма представляет собой завершщение темы Птера Первого: Пушкин одновременно показывает суровое величие и жестокость петровским реыорм, которые повернули Россию с азиатского пути на европейский. В этойпоэме Пушкин ставит проблему маленького человека в его отношениях с государством. В этой поэме отразился мятеж Польши – в аллегорической форме. Он показывает наводнение Петербурга, но в такой форме, что в наводнении угадывается восстание. Показывается и обреченность восстания и подспудная мощь его. Еще один слой – судьба самого поэта, проблема «маленький человек, противостоящий государству» приобретает особое ответвление – «Пушкин в противостоянии своему жестокому, железному веку». Пушкин писал о Птере первом – «Он» , с заглавной буквы. А во времена Пушкина так пислаи только о Боге.
В этой поэме Пушкин возвращается к 4-му ямбу, после графа Нулина. И кА изумительно он звучит!
После вступления идут 2 части. В 1-й поэт знакомит нас с героем поэмы, которого зовут Евгений. Но он очень далек от Евгения Онегина. Он дворянин, но принадлежит к роду разорившемуся, он бедный чиновник. Живет на окраине. Вот тот маленький человек, который волею судьбы вступает в противоборство с могущественнейшим государством. Он живет в Коломне и мечтает жениться. Есть у него невеста. Если романтическая непременно Мария, то реалистическую зовут Параша. Она живет с матерью, на петроградской стороне (низкая часть Петербурга, кот.во вр.наводнения заливает водой). И вот Евгений всей душой привязался.
Изображается семейная идиллия, а не кавказские горы и не океан. Вот чем любуется Пушкин, и в этом его собственный идеал. Здесь, сквозь судьбу Евгения, просвечивается мечта Александра.
Далее он показывает, как страшно рухнула мечта Евгения и в этом провидит страшную свою судьбу.
1724, 1824,1924- году страшного наводнения, кот.описывает Пушкин (1824). Кот.смывает полгорода. Это -проклятие старообрядцев…
Пушкин описывает страшное наводнение, Евгений беспокоится о судьбе Параши, сам он чуть не утонул,
И вот на площади Петра дворец, львы сторожевые по бокам ,на одном из львов сидит Евгений. Вода уже подбирается к нему, и он как будто околдован. (примечание: кумир – памятник по старославянски).
Так кончается первая часть.
Во второй части наводнение спало. Евгений нанимает лодку, лодочник перевозит его на Петроградскую сторону. И вот бежит уж он предместьем…
Дома не было. Евгений сошел с ума.
И однажды он забрел на петровскую площадь, на ту самую площадь. Евгений вздрогнул, прояснились мысли…
И там Евгениц, жалкий безумец, посмел угрожать императору – Петру Великому. – аллегория восстания декабристов.
У Ахматовой есть статья: Пушкин и невское взморье. Известно, что Пушкин долго искал могилу декабристов – когда Николай велел повесить пятерых, велел позоронить их так, чтобы никто не нашел.
И Пушкину не удалось отыскать могилу. И Ахматова в этой статье говорит, что безымянная могила Евгения – это параллель к неизвестной могиле декабристов, что судьба Евгения- судьба восстания, и его безвестная могила- безвестная могила декабристов.
Евгений Онегин.
1. Источники текста и литература.
2. Идиллический мир в романе.
3. ..
4. .
1. Источники текста и литература
Пушкин осторожно относился к своим текстам. До нас дошли и черновые, и беловые рукописи. Пушкин задумал десятую главу, где говорится о декабристах, но он не мог открыто писать об этом и зашифровал текст. До на дошло только начало и шифр был разобран только через столетие.
При жизни Пушкин трижды опубликовал свой роман в стихах. Первое издание – поглавное (1-я: 25, 2-я: 26…8-я:32 годы). В тридцать третьем году он выпустил второе издание, уже цельным томиком. В конце 36-го года он готовил третье издание, подготовил его и вышло оно 29 января 1737 года, в день смерти Пушкина. И, конечно, мгновенно его раскупили.
Современные издания: «Онегинская энциклопедия» в трех томах. В первом есть статьи Баевского (особенно выделяется «Байрон»). Ю.М.Лотман «Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комменатрий». Есть несколько «Комментариев», но «Комментарий» Лотмана есть «Комментарий» Лотмана. В.С.Баевский «Сквозь магический кристалл» М, 1990.
Есть пять статей на тему как читался шестой стих 33-й строфы 2-й главы «Евгения Онегина», в том числе статья Баевского. Роман изучается во всем мире, в особенности в США. Есть семь полных переводов «Евгения Онегина» на английский язык. Белинский назвал этот роман «энциклопедией русской жизни», а Пастернак сказал, что «Евгений Онегин» не потому волнует всех, что это – энциклопедия русской жизни, а потому, что там – любовь и смерть.
2. Идиллический мир в романе.
Пушкин ученик Жуковского и Батюшкова, в его произведениях сильна традиция романтической идиллии .Дом, родная страна, рождения и смерти, дети, старики, простая жизнь в деревне – это в большой степени идеал самого поэта и он этот идеал воплощает в своем романе. В большом, холодном, чуждом мире встречаются уголки тепло, любвиЮ счастья – вот что такое идиллия. Ларины, фамилия, от нмени богов домашнего очага древних римлян: древние римляны называли их Лары. Лары были покровителями бракосочетания, трапезы, рощ, смерти. Для идиллии в смерти нет ничего ужасного. В конце второй главы Пушкин рассказывает, как Владимир Ленский приехал домой, в свою деревню, из Герамнии, где учился в Геттенгенском университете. Он приходит на кладбище. Где похоронены отец Татьяны и Ольги, Дмитрий Ларин, его родители… «И долго сердцу грустно было/ «Пой Йорик», - он сказал уныло».
В романе есть няня Татьяны и ольги. Это эпизодический персонаж, она появляется один раз в эпизоде и несколько раз просто упоминается. Но она стоит в центре идиллического, патриархального мира. Наполовину этому миру принадлежит Татьяна…»Она любила на балконе предупреждать зари восход…». Она бродит по рощам, лугам, полям, и жадно расспрашивает няню, как она жила, как венчалась, выходила замуж. Реализм Пушкина формировался на путях историзма. Характер Татьяны объясняется через прошлое ее семьи. А что говорится о ее родителях?
«Отец ее был добрый малый/ В прошедшем веке запоздалый…».
Отчасти и Ленский принадлежит этому патриархальному миру. Онегин удивляется, где Ленский проводит вечера в этой деревне.
Но даже Онегин полюбил деревенскую жизнь. В главе четвертой опосана жизнь Онегина в деревне – Пушкин свою любовь к деревне передает. Но было бы неверно думать, что симпатии Пушкина полностью принадлежат иддилическому миру. Привлекательным иддилический мир видется изнутри. Извне патрархальная идиллия оборачивается отвратительной стороной: Онегин, приехав, облегчает судьбу крестьян, сменяя оброк барщиной. Во сне Татьяны приезд гостей оборачивается в шабаш ведьм. Татьяна отчасти принадлежит патриархальному миру, а отчасти «она в семье своей родной казалась девочкой чужой». Приезжают гости – Татьяна проклинает их досуги. Когда гости приедут, родители прикажут Ольге чай готовит – строгое соблюдение этикета в то время нарушено – Татьяна старшая сестра, она должна была выполнять это.
Ленский тяготеет к деревенской идиллии - он любит Ольгу, полностью принадлежащую к патриархальному миру. А за пределами своего чувства он совершенно иначе относился к этому миру (цитата).
И тем более противостоит миру идиллических отношений Евгений. И почему он так обозлился, когда Ленский завлек его на именины Татьяны? Потому, что он попал в совершенно чуждую ему сестру патриархального помещичьего быта. Вот пушкинский реализм – показывает жизнь во всех ее противоречиях. В конце он пишет: «Противоречий очень много/но их исправить не хочу» - он специально насыщал роман противоречиями. Мы видим и привлекательный и отталкивающий мир деревенской идиллии.
3.Мир европейской культуры в романе.
Та часть русского дворянства, которая была сформирована европейской клуьтурной традицией, тоже сформирована противоречиво. Татьяна, начитавшись французских и английских романов (английский она, очевидно, читала в французских переводах) ничего не понимает в Онегине. Увидев его, она вообразила его героем французского или английского бытового любовного романа. Степень оторванности Татьяны от русской культуры необходимо осознать. Она пишет любовное письмо Онегину. И Пушкин говорит: «Еще предвижу затрудненье…» - о том, что письмо будет необходимо «перевесть», т.е. она писала по-французски. Более того, Татьяна «изъяснялася с трудом на языке своем родном». О Ленском рассказано так: «В свою деревню…». Далее, когда они с Онегиным проводят вечера, бывает, Ленский увлечется, и читает немецкие стихи по-немецки, а Онегин «хоть их немного понимал/ прилежно юноша внимал». Об Онегине можно и не говорить – его воспитание на французский лад описано в начале романа. Ресторан – так ресторан французского ресторатора, театр – так это французский балет, бал - тоже на французский лад.
В одном из журналов того времени Баевский нашел описание двойного лорнета и поведения денди в театре. Пушкин полностью по журналу описывает поведение Онегина. Двойной лорнет – это не очки на ручке, а что-то вроде миниатюрной подзорной трубки.
Можно ли сказать, что Пушкин решительно осуждает европейскую культурную дворянскую традицию его времени? Нет. Восхищается? Нет. Снова взгляд Пушкина многосторонен, противоречив, он показывает и достоинства этой культуры и ее недостатки. Из-за чего гибнет Ленский – он приревновал Онегина к Ольге и вызвал его на дуэль – порождение европейской дворянской культуры. Можно сказать, что из-за того, что он не знает русского быта, русских людей, ведет себя по западно-европейским меркам…и гибнет.
Почему Онегин гибнет? Он не нашел себе места в жизни…
Но вместе с тем Пушкин описывает впечатления своей музы, то есть свои собственные: «Ей нравится порядок строгий…».
Онегин уехал, Татьяна по-прежнему любит его, и посещает его дом. Читает его книги, а на этих книги есть его пометы, и через книги она понимает своего героя, понимает, что Онегин строил свою личность по образцу английских и французских денди. Она не излечивается от любви (она натура глубокая и полюбив раз, полюбила навсегда. Один исследователь сказал, что роман о том, как Татьяна была верна Онегину в любви и мужу в браке), но она по крайней мере поняла, по ком ей суждено вздыхать.
Пушкин то и дело сопоставляет своего героя с философами. Сначала он говорит: «Все украшало кабинет философа в осьмнадцать лет». Далее «Второй Чаадаев, мой Евгений». Далее 6 «В своей глуши мудрец пустынный».
С нескрываемым восторгом он говорит о театральной культуре. Он страстно любил театр, и нас заставляет любить театр.
4.дьявольская разница.
4 ноября 1823 года, т.е. через полгода после того, что он начал писать свой роман, Пушкин из Одессы пишет кн.Вящемскому: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!».