Процедура морского движения
1. Объявите морские движения:активная держава объявляет, какие морские части и командиры будут двигаться, и указывает пункт назначения для каждой из этих частей. Пункт назначения каждой части должен быть прилегающим к её текущему местоположении.
2. Выполните морское движение:активная держава выполняет все морские движения. Порядок выполнения неважен, т. к. все движения считаются одновременными. Группируйте вновь прибывающую часть/части в порту, морской зоне или океанской зоне назначения следующим образом:
• если прибывают в порт:прибывающая морская часть/части помещаются ниже сухопутных частей и командующих армиями и ориентируются обыкновенно (горизонтально).
• если прибывают в морскую зону, в которой находятся свои части:прибывающая морская часть/части помещаются выше остальных своих частей и выравниваются таким же образом, как эти части.
• если прибывают в морскую зону, где нет своих частей:прибывающая морская часть/части помещаются в зону повернутыми на 90 градусов (так, что они ориентируются вертикально).
• если прибывают в океанскую зону:если экспедиция совершила опасный рейс, чтобы достичь этой зоны, или она двигалась в направлении, противоположном стрелке-указателю пассата, она должна выдержать проверку на мореплавание. Бросьте два кубика и прибавьте мореходный рейтинг морского капитана. Прибавьте ещё 1, если эта держава обладает научным бонусом «Картографическая проекция» [Map Projection]. Модифицированный бросок кубика затем находят в Таблице мореплавания [Navigation Table]. Результаты таковы:
Уничтожена [Eliminated]:морской капитан удаляется из игры. Колония на борту теряется (хотя она может быть добавлена к экспедиции, снаряжённой позднее в игре); награбленное добро (сокровища, добытые пиратством) немедленно сбрасывается.
Повреждена [Damaged]:неповреждённая экспедиция переворачивается на повреждённую сторону. Если у экспедиции было 2 сокровища из награбленного добра, добытого пиратством, 1 сокровище теряется (выбор игрока-владельца). Если экспедиция была уже повреждена, это плавание закончено; поместите морского капитана на Дорожку ходов, откуда он войдет в игру на следующий ход. Колония на борту теряется (она может быть добавлена к экспедиции, снаряжённой позднее в игре); награбленное добро немедленно сбрасывается.
Если экспедиция выдержала требуемый бросок на мореплавание, перевозит колонию, и есть незанятая серая область поселения (кроме Филиппин [Philippines]), связанная с этой океанской зоной, активная держава может поместить колонию из этой экспедиции на поселение. Однажды размещённые колонии не могут быть передвинуты.
3. Сыграйте карточки реакций:другие державы могут сыграть карточку реакции «Шторма» [Storms], чтобы расстроить эту акцию «Морское движение».
4. Проведите перехваты:группировки морских частей, которые ориентируются вертикально, могут быть перехвачены вражескими морскими частями в прилегающем местоположении. Если множество вражеских группировок прилегает к области назначения, одна морская часть или более (выбор игрока-владельца) из каждой группировки могут попытаться перехватить как одна единая группировка. Каждая такая попытка решается отдельно, и игрок-владелец выбирает порядок этих попыток. Если различные группировки различных вражеских держав все хотят осуществить перехват, определите результаты попыток перехвата в Порядке импульсов.
Ограничения:
• как только одна держава имеет успех, ни одна другая держава не может пытаться осуществить перехват (даже если эта другая держава — союзник перехватывающей державы).
• перехват не может предприниматься морской частью/частями в местоположении, в котором теперь находятся морские части активной державы.
• перехват не может предприниматься в области назначения, в которой находятся одна вражеская морская часть или более, враждебные перехватывающей державе, которые всё ещё ориентируются обыкновенно.
Перехватывающая держава бросает два кубика и прибавляет боевой рейтинг любого представленного морского командира к сумме на кубиках. Вычтите 1 из суммы, если в перехватывающих частях имеется галеон, галеон со срезанной верхней палубой или армада, и это — средиземноморская зона. Держава с научным бонусом «Телескоп» [Telescope] прибавляет 1. Результат «9» или больше означает благоприятный исход. В случае успеха перехватывающие морские части помещаются в область назначения и ориентируются вертикально. Все группировки, которые успешно перехватили, собираются в единую группировку (и будут сражаться как единая сила в морском бою в шаге 7, ниже).
5. Проведите уклонение от сражения:вражеские морские части в морских зонах (не портах) могут попытаться уклониться от сражения, если соблюдены оба следующих условия (эти условия представляют морскую зону, в которую вошла активная держава в шаге 2 и не произошло перехвата в шаге 4):
• все вражеские морские части ориентируются обыкновенно.
• морские части активной державы ориентируются вертикально.
Определите результаты попытки уклонения от сражения в Порядке импульсов. Вражеская держава, пытающаяся уклониться от сражения, указывает прилегающее местоположение, в которое будут пытаться передвинуться морские части. Прилегающие порты должны контролироваться державой, уклоняющейся от сражения; в прилегающих морских зонах не могут находиться части державы, находящейся в состоянии войны с державой, уклоняющейся от сражения. Все морские части этой державы в морской зоне должны уклоняться от сражения вместе. Держава, уклоняющаяся от сражения, бросает два кубика и прибавляет боевой рейтинг любого представленного морского командира к сумме на кубиках. Вычтите 1 из суммы, если в частях, уклоняющихся от сражения, имеется галеон, галеон со срезанной верхней палубой или армада, и это — средиземноморская зона. Держава с научным бонусом «Телескоп» прибавляет 1. Если модифицированный бросок кубиков — «9» или больше, попытка уклонения от сражения успешна. В случае успеха части помещаются в выбранное прилегающее местоположение.
6. Поверните части:после того, как все попытки уклонения от сражения выполнены, поверните все части, которые ориентируются вертикально, в обычную ориентацию.
7. Проведите морской бой:если морские части активной державы и вражеской державы занимают одну и ту же морскую зону или порт, в этом местоположении происходит морской бой. Активная держава определяет в любом порядке, в каком желает, результаты морских боёв, которые вытекают из морского движения. Если более чем одна вражеская держава представлена в этой морской зоне, активная держава выбирает, с какой сражаться первой (союзные группировки врагов не объединяются); она должна продолжать сражаться с вражескими морскими силами до тех пор, пока либо не проиграет бой (и не отступит), либо не сразиться с каждым врагом по одному разу.
Морской бой
Морской бой происходит вследствие акции морского движения в морскую зону или порт, занятые вражескими морскими частями, или из-за успешного перехвата. Каждая вовлечённая держава суммирует свои боевые кубики и бросает их, чтобы узнать, сколько «хитов» они засчитали. «Хиты» могут нанести потери противнику. Сторона с наибольшим числом «хитов» становится победителем. После боя части одной стороны должны отступить в прилегающее местоположение.