Научная фантастика (нф)
Как полагает (http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1340), появление научной фантастики было вызвано промышленной революцией XIX века. Первоначально научная фантастика была жанром литературы, описывающим достижения науки и техники, перспективы их развития и т. д.
Позднее развитие техники стало рассматриваться в негативном свете, что отражает антиутопия. Примером может послужить «Машина времени» Г.Уэллса. Антиутопия, кроме изменения техники в будущем, описывает негативные тенденции развития общества — так называемая социальная фантастика, появившаяся в XX веке. Самые известные примеры антиутопии: «Мы» Е.Замятина, «Железная Пята» Дж.Лондона, «Дивный Новый Мир» Олдоса Хаксли, «1984» Дж.Оруэлла, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери.
В 1980-х годах начинает набирать популярность киберпанк как антиутопический поджанр. В нем высокие технологии соседствуют с тотальным социальным контролем и властью всемогущих корпораций. В произведениях этого жанра основой сюжета выступает жизнь маргинальных борцов с олигархическим Режимом, как правило, в условиях тотальной кибернетизации общества и социального упадка. Известные примеры: «Нейромант» Уильяма Гибсона, «Лабиринт отражений» Сергея Лукьяненко.
Сложился стереотип, что научная фантастика представляет собой развлекательный жанр. Тем не менее авторы создают серьёзные произведения, нагружая их скрытым философским смыслом. Примерами могут служить романы Хроники Дюны (Фрэнк Герберт), Основание (Айзек Азимов), Город (Клиффорд Саймак).
Автором термина "научно-фантастическое" является Я.И.Перельман.
Поджанрами НФ являются: твёрдая научная фантастика, военная научная фантастика, антиутопия, апокалиптическая и постапокалиптическая фантастика, космическая опера, киберпанк и пост-киберпанк.
К жанру научной фантастики также могут относить альтернативную историю и социальную фантастику.
Альтернативная история (АИ)В основе жанра альтернативной истории лежит некое допущение, что какое-то из исторических событий не случилось (случилось не то, что произошло в реальности) и в результате история в целом пошла иным путем. Не следует путать данный литературный жанр с альтернативными историческими теориями, которые предлагают считать картину прошлого, изображаемую исторической наукой, частично или целиком ошибочной. Примером может послужить произведение Р.Брэдбери «Бабочка».
Социальная фантастика – этожанр, в котором ведущую роль играет описание отношений между людьми в обществе. Использование фантастических мотивов позволяет показать развитие общества в необычных, никогда не существовавших в реальности условиях.
Примеры: «Корпорация „Бессмертие“» Роберта Шекли, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Бредбери, «Град обреченный» братьев Стругацких,
«Машина времени» Герберта Уэллса, «Город» Клиффорда Саймака,
«Основание» Айзека Азимова, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери,
«Час быка» И. Ефремова, «За дверью» Антон Козлов (Белозёров).
«Твёрдая» научная фантастика – представляет собой один из поджанров научной фантастики, отличающийся тем, что повествование не нарушает известных научных законов; научная фантастика, основывающаяся на естественнонаучной базе. Отличается отсутствием использования в логической структуре произведений фэнтезийных элементов, то есть сверхъестественных явлений, либо их сугубо рациональным толкованием. Термин впервые употреблён в печати в 1957 году в журнале Astounding Science Fiction и обычно используется в противоположность «мягкой» научной фантастике.
Наиболее типичные произведения в жанре твёрдой научной фантастики:
«Сами боги» Айзека Азимова, «Тау» Ноль Пола Андерсона, «Мир-Кольцо» Ларри Нивена, «Лестница» Шилда Грега Игана.
Боевая фантастика– это поджанр фантастики, совмещенный с боевиком.
Его представители: Роберт Хайнлайн, Гарри Гаррисон, Кристофер Бакли.
Хронофантастика, темпоральная фантастика, или хроноопера – жанр, рассказывающий о путешествиях во времени.
Авторы, которые создают свои произведения в этом жанре: Керстин Гир, Герберт Уэллс, Айзек Азимов.
Апокалиптика – это жанр, в котором рассказывается о наступлении какой-либо глобальной катастрофы. Расцвет жанра приходится на «Холодную войну».
Его представители: Грег Бир, Уорд Мур, Марина и Сергей Дяченко.
Постапокалиптика–это жанр научной фантастики, в котором действие развивается в мире, пережившем глобальную катастрофу. Постапокалиптическим называют также творческий стиль, несущий настроение пустынности, одиночества и ужаса в образах постаревшей и покинутой техники или зданий.
Представители: Вадим Коростылев, Майкл Коуни, Курт Воннегут.
Утопия – жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.
Представители: Даниил Андреев, Олдос Хаксли, Луи Мерсье.
Антиутопия – представляет собой направление в художественной литературе и кино, в узком смысле – описание тоталитарного государства, в широком смысле – любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития.
Его представители: Олдос Хаксли, Джек Лондон, Лао Шэ.
Дистопия (и антиутопия) характеризуются как сбывшиеся утопии. Начало жанра было положено ещё трудами античных философов, посвящённых созданию идеального государства. Одним из основоположников жанра является Платон, его произведение носит название «Государство». Жанр пережил оживление после промышленной революции, тогда появлялись произведения в жанре дистопии посвящённые критике утопий.
Практопия – это литературный жанр, в котором, как и в утопии, описывается модель лучшего общества, но, в отличие от утопии, признаётся неидеальность данного общества.
Представителями являются: Марк Каро, Жан-Пьер Жёне.
Киберпанк – это поджанр научной фантастики. Обычно произведения, относимые к жанру «киберпанк», описывают антиутопический мир будущего, в котором высокое технологическое развитие, такое как информационные технологии и кибернетика, сочетается с глубоким упадком или радикальными переменами в социальном устройстве. Для произведений жанра очень характерно присутствие мессии, нередко с сомнительным прошлым, одержимого идеей изменения мира путем убийства определённых ключевых персонажей или уничтожения организаций.
Его представители: Филип Дик, Уильям Гибсон, Аллен Стил.
Пост-киберпанк – это жанр научной фантастики, развившийся из киберпанка, который, как и предшественник, описывает техническое развитие общества ближайшего будущего и происходящие при этом процессы (всеобщее проникновение информационных технологий, генной и молекулярной инженерии, технологий модификации человеческого тела и др.), однако при этом, в отличие от «классического» киберпанка: менее мрачен, изобилует политической и социальной сатирой, нередко высмеивает каноны самого киберпанка.
Пост-киберпанк делится на два крупных потока: нанопанк и биопанк. Некоторые относят к пост-киберпанку так же и стимпанк.
Представители: Нил Стивенсон, Кори Доктороу, Тэд Уильямс.
Нанопанк – является направлением в научной фантастике (разновидность посткиберпанка), посвящённым социальным и психологическим аспектам применения нанотехнологий.
Биопанк – направление в научной фантастике, посвящённое социальным и психологическим аспектам использования генной инженерии и применения биологического оружия.
Представители: Виктор Лукин, Нил Стивенсон, Дин Кунц.
Стимпанк (или паропанк) – это направление научной фантастики, моделирующее цивилизацию, в совершенстве освоившую механику и технологии паровых машин. Как правило, стимпанк подразумевает альтернативный вариант развития человечества с выраженной общей стилизацией под эпоху викторианской Англии (вторая половина XIX века) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением. Возможно, однако, и наличие в произведениях стимпанка большей или меньшей доли элементов фэнтези. Иногда из жанра отдельно выделяют дизельпанк, соответствующий фантастике первой половины XX века.
Его представители: Жюль Верн, Чайна Мьевиль, Скотт Вестерфельд.
Новая волна – это направление в научной фантастике США и Великобритании, возникшее в 1960-е годы.
Пик «новой волны» пришёлся на период 1964—1971 годов, когда Майкл Муркок был редактором журнала «Новые миры» (англ. New Worlds), в котором публиковалось большинство представителей британской «новой волны».