Николай андреевич римский - корсаков
1. Ответь на вопросы:
а) можно ли назвать Римского-Корсакова композитором сказочником? (приведи примеры)
б) Что дало композитору кругосветное плавание, и когда Римский-Корсаков его совершил?
в) Где учился Римский-Корсаков, кто он был по специальности?
г) Какая из его опер не была допущена цензурой к постановке и почему?
д) Что связывало Римского-Корсакова, Мусоргского и Бородина?
е) В каких произведениях Римского-Корсакова звучит тема востока?
ж) Зачем Римский-Корсаков писал фуги?
з) Кто такой Мамонтов, какую роль он сыграл в жизни Римского-Корсакова?
и) Какой главный жанр творчества Римского-Корсакова, в каких жанрах он писал еще?
к) Можно ли назвать Римского-Корсакова композитором- маринистом? Что означает этот термин? Какого известного художника-мариниста и какие его картины знаешь?
2. Найди правильный ответ:
а) даты жизни Римского-Корсакова... (1. - 1804 - 1857, 2. - 1840 - 1893, 3. - 1844 - 1908)
б) с 1856 по 1862 год Римский-Корсаков учился в ... (1. - консерватории, 2. - морском кадетском корпусе, 3. - училище правоведения)
в) количество опер в творческом наследии Римского- Корсакова... (1. - 15, 2. - 10, 3. - 12 )
г) первая опера композитора... (1. - "Снегурочка", 2. - "Царская невеста", 3. - "Псковитянка", 4.- "Золотой петушок", 5.- "Садко")
д) Григорий Грязной, Марфа, Лыков, Любаша, Бомелий - персонажи оперы... (1. - "Снегурочка", 2.- "Царская невеста", 3. - "Псковитянка", 4. - "Золотой петушок", 5. - "Садко")
е) симфоническая сюита, 3 часть которой называется "Царевич и царевна"... (1. - "Испанское каприччио", 2. - "Сказка", 3. - "Шехеразада")
ж) тему Шехеразады в одноименной симфонической сюите исполняет... (1. - флейта, 2. - скрипка, 3. - челеста)
з) литературное произведение, написанное Римским- Корсаковым... ( 1. - "Летопись моей музыкальной жизни", 2. - "Записки", 3. - "Детство")
и) верно ли утверждение, что Римский-Корсаков воспитал более 200 композиторов и музыкальных деятелей, в числе которых Аренский, Глазунов, Гнесин, Гречанинов, Лядов, Мясковский, Прокофьев... (1. - да, 2. - нет)
3. Прочти фрагмент из "Истории Государства Российского" Карамзина. Сюжет какой оперы вырос из этого фрагмента? Назови фамилию драматурга.
"Скучая вдовством, Иван Грозный уже давно искал себе третьей супруги... Из всех городов свезли невест в слободу, и знатных, и незнатных, числом более двух тысяч: каждую представляли ему особенно. Сперва он выбрал 24, а после 12... долго сравнивал их в красоте, в приятностях, в уме; наконец предпочел всем Марфу Васильевну Собакину, дочь купца новгородского, в то же время избрав невесту и для старшего царевича, Евдокию Богдановну Сабурову. Отцы счастливых красавиц из ничего сделались боярами... возвысив саном, их наделили богатством, добычею опал, имением, отнятым у древних родов княжеских и боярских. Но царская невеста занемогла, начала худеть, сохнуть: сказали, что она испорчена злодеями, ненавистниками Иоаннова семейственного благополучия, и подозрение обратилось на ближних родственников цариц умерших, Анастасии и Марии... Не знаем всех обстоятельств: знаем только, кто и как погиб в сию пятую эпоху убийств...
...злобный клеветник, доктор Елисей Бомелий... предложил царю истреблять лиходеев ядом и составлял, как уверяют, губительное зелие с таким адским искусством, что отравляемый издыхал в назначенную тираном минуту. Так Иоанн казнил одного из своих любимцев Григория Грязного, князя Ивана Гвоздева-Ростовского и многих других, признанных участниками в отравлении царской невесты или в измене, открывшей путь хану к Москве. Между тем царь женился на больной Марфе, надеясь, по его собственным словам, спасти ее сим действием любви и доверенности к милости божией; через шесть дней женил и сына на Евдокии, но свадебные пиры закончились похоронами: Марфа 13 ноября скончалась, быв или действительно жертвою человеческой злобы или только несчастною виновницей казни безвинных".
4. Угадай мелодии:
5. Составь вопросы к кроссворду:
К 3к | ||||||||||||||
М м 6 | О о | р | я я | к к | ||||||||||
Т т7 | Н н | С с4 | С с5 | |||||||||||
К к 2 | и и | С с | к к | аа | ||||||||||
Е | Ш ш1 | Е е | х х | Е е | р р | а а | з з | а а | д д | а а | ||||
Р р | в в | Р р | зз | к к | ||||||||||
Ж ж | и и | А в | кк | о о | ||||||||||
Е е | н н | А а | А а8 | л л | Мм10 | а а | з з | |||||||
Н н | Т т | а а | ||||||||||||
Б б 9 | Е е | л л | О о | ч ч | к к | а а | р р | |||||||
Ц ц | Р р | ф ф | ||||||||||||
Кк11 | ю | и | Кк12 | а а | н н | и и | л л | л л | е е | |||||
Я я |
6. О каких произведениях идет речь?
а) "... глухо наползает тема злых ворогов, силы неведомой. Издали слышен топот вражеской конницы, он становится все ближе, и закружилась вихрем, завыла, засвистала эта тема, во весь отпор скачут несметные полчища" ( Л. Кершнер)
б)"Чуть слышен шорох тремоло; спокойны узоры скрипок, рисующие гладкую поверхность озера. И в песне "____?_____", где плачется __?__, не так жалоба слышится, как тот же неподвижный простор. В песне высказал Римский- Корсаков свое чудесное мастерство - создавать мелодии, стоящие наравне с лучшими образцами народного творчества, и облекать их в "обдуманный наряд" оркестровых красок" (В. Цуккерман)
ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ
1. Ответь на вопросы:
а) какие новые жанры или новое прочтение старых появились в творчестве П.И.Чайковского?
б) Как П.И. Чайковский был связан с Антоном и Николаем Рубинштейнами?
в) В каких видах музыкальной деятельности проявил себя Чайковский?
г) Какие жанры музыки особенно любимы Чайковским?
д) Где родился Чайковский?
е) Назови годы жизни Чайковского
ж) В каких странах бывал Петр Ильич?
з) Где учился Чайковский?
и) Какие оперы созданы Чайковским на сюжеты А.С. Пушкина?
к) Какое самое большое горе в жизни пережил Чайковский в возрасте 14 лет?
л) Какое произведение стало "лебединой песней” Чайковского.
м) В каком симфоническом произведении Чайковского звучит знаменитое соло валторны?
2. Подчеркни, кто из перечисленных ниже героев не является персонажами музыки Чайковского:Татьяна Ларина, Одетта, Щелкунчик, Снегурочка, Мазепа, Кончак, Герман, Ленский, Лиза, Руслан, Зигфрид, Джульетта
3. Угадай следующие фрагменты:
4. Выбери правильный ответ:
а) город, где расположен Дом-музей П. И. Чайковского...(1. - Воткинск, 2. - Клин, 3. - Москва)
б) поэт, писатель и драматург, с которым Чайковский не был знаком лично... (1. - Островский, 2. - Толстой, 3. - Чехов, 4. - Пушкин)
в) в 1893 году Чайковскому, как гениальнейшему музыканту мира, было присвоено почетное звание доктора...(1. - Лондонского университета, 2. - Московского университета, 3. - Кембриджского университета)
г) опера Чайковского, премьера которой состоялась в 1890 г., как и премьера оперы Бородина "Князь Игорь"... (1. - "Евгений Онегин", 2. - "Пиковая дама", 3. - "Иоланта")
д) название первой симфонии Чайковского (1. - "Манфред", 2. - "Зимние грезы", 3. - "Буря")
ж) Чайковский написал __?__ балета на ... (1. - сказочные сюжеты, 2. - исторические сюжеты, 3. - сюжеты произведений Шекспира)
з) Чайковский преподавал в Московской консерватории и создал, как Римский-Корсаков, учебник по... (1. - сольфеджио. 2. - гармонии. 3. - полифонии)
и) любимый зарубежный композитор Чайковского... (1. - Бах, 2. - Моцарт, 3. - Бетховен)
к) имя Чайковского носит... (1. - Московская консерватория, 2. - Международный конкурс, 3. - концертный зал в Москве, 4. - Филармония в Петербурге)
л) добрым "ангелом-хранителем" для Чайковского была... (1. - Фанни Дюрбах, 2. - Л.И. Шестакова, 3. - Н. Ф. фон Мек)
м) композитор, которого с Чайковским связывали теплые отношения, внутреннее родство душ... (1. - Ф. Лист, 2. - Р. Вагнер, 3. - М. А. Балакирев, 4. - Э. Григ)
4. О каких произведениях идет речь?
а) " в мировой фортепианной литературе нет больше произведения, подобного "___?________", в котором композитор пытался бы охватить круговорот сменяющих друг друга картин природы и человеческой жизни и воплотил бы это с той же мудрой и гениальной простотой в ряде лирических миниатюр..."
б) "_____?_______" была создана в невероятно короткий срок (в эскизах за 22 дня, а полностью с партитурой и клавиром за 4 месяца 10 дней)... Ни в одной из __?___ на пушкинские сюжеты мы не найдем такой свободы обращения с литературным материалом: Чайковский не только самостоятельно истолковывал образы, приближая их к современности..., он дорисовывал их, подчас меняя психологические черты, перегруппировывая их, используя в своих целях предельную емкость пушкинских характеристик"
в) "___?____________________" - это целая эпоха в русской фортепианной музыке; по своему значению он превышает все написанное до него; он послужил краеугольным камнем в развитии последующего русского фортепианного творчества" (подсказка:
6. О каком произведении Чайковский писал: "Я положительно считаю ее наилучшей и в особенности "наиискреннейшей" изо всех моих вещей. Я ее люблю, как никогда не любил ни одного из моих музыкальных чад" (письмо к В.Давыдову от 3 августа 1893 г.)
( обрати внимание на дату письма!)
7. Составь вопросы к кроссворду:
44 с | |||||||||||||
66 г | г г | и и | г г | 55 п | у у | ш ш | к к | и и | н н | ||||
е е | 113 л | м м | |||||||||||
р р | 111 а | 22 п | у у | х х | т т | и и | н н | 112 о | ф ф | ||||
м м | е е | з з | п п | о о | |||||||||
77 в | а а | а л | т т | о о | р р | н н | а а | е е | н н | ||||
11 к | о о | н н | с с | е е | р р | в в | а а | т т | о о 9 | р р | и и | Я я | |
т т | р р | д д | а а | я я | |||||||||
к к | 33 р | у у | б б | и и | н н | ш ш | т т | е е | а й | н н | |||
и и | у у | т т | |||||||||||
н н | 88 ю | р р | и и | с с | т т | т т | |||||||
с с | г г | 110 и | о о | л л | А | н н | т т | а а | |||||
к |