Познавательное развитие
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, о многообразии стран и народов мира
Реализация задач образовательной области «Познавательное развитие» осуществляется с учетом программы «Радуга»
Года
Общая задача | Подзадачи | Что для этого необходимо сделать |
1. Содействовать своевременному и полноценному физическому и психическому развитию каждого ребёнка | Ø содействовать развитию исследовательской деятельности в рамках реализации предметно-манипулятивной игры; через манипулирование и экспериментирование (с предметами рукотворного мира и неживой природы), наблюдение за объектами и явлениями природы обогащать представления детей; Ø побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным наознакомление с их качествами и свойствами (вкладывание и изымание, разбирание на части, открытие и закрытие и т. п.); Ø активизировать практический опыт детей через проигрывание «проблем» игрушек и бытовых предметов | |
2. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания | Ø расширять и обогащать представления детей о предметах непосредственного окружения (различать некоторые признаки (например, мягкий, белый, звонкий), действия (например, бегает, прыгает), состояния (болеет, плачет, смеётся) и др.); Ø закреплять первичные представления детей о функциональных возможностях предметов; Ø знакомить с предметным наполнением групповых помещений, участка; Ø соотносить реальные предметы, окружающие ребёнка, явления с их изображения-ми на иллюстрациях, с игрушечными аналогами. | |
3. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению личности | Ø формирование познавательного отношения к окружающему миру через поддержку любознательности и инициативы детей в познании мира | создавать в группе развивающую предметную среду, способствующую освоению детьми сенсорных эталонов и стимулирующую исследовательскую активность детей (дидактические игрушки, природный материал, предметы быта); побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладывание и изымание, разбирание на части, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру); поддерживать интерес ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты. Открывать ребёнку новые стороны предметов, объектов и явлений через комментарии к наблюдаемому, сказки-пояснения, вопросы. |
Технология реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие»
С целью формирования у детей познавательных действий, развития их интересов, любознательности и познавательной мотивации взрослые (педагоги):
создают условия для постижения предметного содержания мира с помощью анализаторов и манипулирования с объектами (по принципу «Что вижу, с чем действую, то и познаю»);
создают условия для интенсивного эмоционального освоения окружающего мира;
проводят адаптационные мероприятия;
организуют наблюдения («Мир за окном», прогулки);
организуют экспериментирование;
формируют сочувственное и бережное отношение к миру посредством решения «проблем игрушек» (их ремонта), изготовления подарков и сюрпризов для малышей; проводят мини-праздники;
проводят педагогические беседы; проводят регулярные прогулки;
создают каждому ребёнку условия для хранения личных вещей и предметов, вызвавших его интерес («сокровищницы»)
Года