Основные требования к знаниям и умениям учащихся

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1.Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012г № 273 – ФЗ « Об образовании в Российской федерации».

2. Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2012 г.

3.Учебный план МОУ « Железногорская СОШ №1» на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 33 часа в год ( 1 час в неделю).

Цельюданной программы является:

· оказание существенного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы;

· способствовать формированию личности ребенка;

· воспитание положительных навыков и привычек.

На уроках по изобразительному искусству ставятся следующие основные задачи:

· способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

· находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

· содействовать развитию у учащихся аналитико - синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

· ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

· исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

· дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

· знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

· развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

В программу по изобразительному искусству включенызнания в области искусства - практика художественного ремесла и художественного творчества:

· овладение первоначальными знаниями из разных видов искусства (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и основными навыками восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества;

· освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от искусства; формирование стремления и привычки к регулярному посещению музеев, театров, концертов и др.;

· развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов искусства, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений в восприятии искусства;

· формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни;

· развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства, к освоению элементарных форм художественного ремесла.

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

-организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;

-выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;

-обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;

-ориентироваться на плоскости листа бумаги;

-закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);

-различать и называть цвета;

-узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;

-передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;

-узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.

Раздел программы Количество часов
Подготовительные упражнения  
Декоративное рисование        
Рисование с натуры      
Рисование на темы        

Ресурсное обеспечение рабочей программы :

- информационное, в том числе литература основная и дополнительная:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2012 г.

2. И.А. Грошенков. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.: «Академия », 2002г.

3. В.Г. Перова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. М.: « Просвещение »,1983г.

4.Произведения изобразительного искусства (репродукции картин художников ).

5.Учебник В.С.Кузина ,Э.И.Кубышкиной . «Изобразительное искусство в начальной школе.1 класс».М.: «Дрофа »,2009 г.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству

№ п/п   Тема урока   Кол-во часов Тип урока Элементы содержания, коррекционные задачи Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) Средства обучения. Информацион-ное сопровожде-ние. Дата проведения  
план факт
I. Подготовительные упражнения. (16ч). Первое полугодие  
1-2     Рисование предметов разной формы и цвета (по наблюдения и показа учителем). Беседа на тему : «Чем и как работают художники ». Вводный урок. Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.     Развитие восприятия цвета, мелкой моторики   Выявление уровня развития художест­венных способностей к изобразительной деятельности. Уметь рисовать на одном листе предметы разной формы величины и окраски (после наблюдения и показа учителем). Уметь организовывать своё рабочее место, правильно держать карандаш ,выполняя рисунок , использовать только одну сторону листа бумаги, обводить карандашом шаблоны несложной формы; закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось); различать и называть цвета;   Альбом, карандаш, кисточка, баночка для воды, акварельные краски, объёмные геометрические фигуры различной величины   2.09 9.09    
  3-4     Рисование предметов разной формы и величины(по наблюдения и показа учителем). Изучение нового материала и первичное закрепление знаний. Комбинирован-ный. 16.09 23.09  
      Рисование прямых линий в различных направления по показу учителя. Высокий забор, столбы, шахматная доска. Изучение нового материала и первичное закрепление знаний Рисование прямых линий в различных направлениях. прямых вертикальных и горизонтальных линий (по показу). Развитие мелкой моторики, ориентации на плоскости листа бумаги. Уметь проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии.   Шахматная доска 30.09  
  Рисование прямых горизонтальных линий по показу учителя. Цветные дорожки, веревочки.   Комбинирован- ный Рисование прямых горизонтальных линий. Уметь проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии Полоски цветного картона разной длины и ширины 7.10  
  Рисование замкнутых круговых линий (по показу).Разноцветные клубки ниток. Воздушные шарики. Комбинирован-ный Рисование замкнутых круговых линий (по показу). Уметь организовывать своё рабочее место, правильно держать карандаш ,выполняя рисунок , использовать только одну сторону листа бумаги, обводить карандашом шаблоны несложной формы; закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось); различать и называть цвета; Уметь различать и называть цвета; Уметь проводить округлые (замкнутые) линии Воздушные шарики 14.10    
    Рисование (по показу) предметов круглой ,овальной и квадратной формы :арбузы, яблоки, лимоны, рамки, кубики, коробки . Комбинирован-ный Развитие восприятия цвета. Развитие мелкой моторики, ориентации на плоскости листа бумаги. Картинки с изображе-нием предметов круглой овальной и квадратной формы арбуза, яблока, лимона, рамки, кубики, коробки . 21.10  
Рисование (по показу) предметов прямоугольной и треугольной формы. Альбом, линейка, книга, папка, треугольник. Комплексное применение знаний. Развитие пространственной ориентации Уметь правильно держать карандаш, проводить от руки округлые, прямые замкнутые линии: закрашивать рисунок цветным карандашом, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов. Уметь обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии; ориентироваться на плоскости листа бумаги; передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя; Уметь различать цвета, рисовать предметы разной формы. Уметь рисовать предметы по опорным точкам.     Альбом, линейка, книга, папка, треугольник. 28.10  
Рисование по опорным точкам знакомых предметов : дом. Изучение нового материала и первичное закрепление знаний Развитие пространственной ориентации. Выполнение рисунка по опорным точкам.   11.11    
Рисование по опорным точкам знакомых предметов : кораблик. Комбинирован-ный Развитие пространственной ориентации. Выполнение рисунка по опорным точкам. Уметь организовывать свое рабочее место., правильно сидеть за столом, правильно держать тетрадь и карандаш; соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные. наклонные, округлые замкнутые линии. Уметь рисовать предметы по опорным точкам.     Образец рисунка 18.11  
Рисование дугообразных линий (дым идет, по волнам, скачет мячик) Комбинирован-ный Развитие мелкой моторики Уметь различать цвета , рисовать линии и предметы разной формы   25.11    
  Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов и квадратов). Изучение нового материала и первичное закрепление знаний Формирование графических представлений Уметь «читать» об­разец и последова­тельно рисовать; -рисовать по клеточкам несложные узоры Объёмные геометриче-ские фигуры различной величины 2.12  
  Рисование круга по шаблону. Деление круга на четыре равные части. Изучение нового материала и первичное закрепление знаний Деление круга на части. Формирование графических представлений Уметь рисовать по клеточкам несложные узоры   Шаблон круга, линейка, карандаш 9.12  
Рисование по памяти (после показа) несложных по форме елочных игрушек (4-6 на листе бумаги). Изучение нового материала и первичное закрепление знаний Развитие пространственной ориентации. Формирование графических представлений .   Уметь видеть и правильно передавать основную форму, строение ,цвет предметов ; Веточка ели, иллюстрация ели 16.12    
Рисование по представлению знакомых детям предметов. Веточка ели с игрушками. Изучение нового материала и первичное закрепление знаний Развитие пространственной ориентации. Формирование графических представлений .   Уметь правильно передавать основную форму, строение и цвет предметов. Уметь рисовать по памяти (после показа) несложные по форме елочные игрушки. Уметь организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать альбом, карандаш, кисточку. Елочные игрушки 23.12  
  II-IV. Декоративное рисование. Рисование на темы. Рисование с натуры. Второе полугодие(17ч).  
Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка). Изучение нового материала и первичное закрепление знаний Развитие наглядно-образного мышления Уметь свободно, без напряжения проводить от руки линии   13.01  
Рисование на тему «Снеговик». Беседа о красоте зимней природы. Комбинирован-ный Рисование кругов разных по размеру Уметь рисовать замкнутые округлые линии, закрашивать их. Уметь пользоваться трафаретами - мерками Картина К.Юона «Русская зима " 20.01  
Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам. Комбинирован-ный Развитие восприятия формы Уметь организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать альбом , карандаш, кисточку. Уметь рисовать предметы по опорным точкам Объёмные геометриче-ские фигуры различной величины 27.01  
Рисование с натуры игрушки – светофора. Комбинирован-ный Развитие восприятия формы Уметь передавать в рисунке основные его свойства Иллюстрация с изображением светофора 3.02    
Составление и рисование узора в полосе для закладки. Комбинирован-ный Развитие концентрации внимания Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики Уметь сравнивать предметы по форме, цвету, величине   10.02  
Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. Комплексное применение знаний Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики. Составление предмета из геометрических фигур. Уметь изображать постройку на листе бумаги, соблюдая пропорции. Строительный конструктор с комплектом цветных деталей 24.02  
Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта. Беседа на тему :«Дымковские узоры». Комбинирован-ный Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики Уметь размещать элементы рисунка на листе бумаге   2.03  
Рисование по замыслу «Что бывает круглое?» Беседа об изобразительном искусстве. Изучение нового материала и первичное закрепление знаний Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики. Передача в рисунке основной формы предметов. Уметь передавать в рисунке основные его свойства   9.03  
Рисунок к сказке «колобок» («Колобок катится по дорожке», «Колобок лежит на окошке»).Беседа : «Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве». Изучение нового материала и первичное закрепление знаний Передача в рисунке простого момента из сказки. Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики Уметь узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений Иллюстрация к книге Е.Рачева «Колобок » 16.03  
Декоративное рисование .Узор в круге. Изучение нового материала и первичное закрепление знаний Развитие сенсорного восприятия Уметь работать кистью акварельными красками; рисовать в круге несложные узоры   23.03  
Тематический рисунок «Я ракету нарисую». Комбинирован-ный Оформление открытки. Уметь выполнять тематический рисунок. Уметь организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать альбом , карандаш, кисточку   6.04  
Геометрический узор в полосе из треугольников. Комбинирован-ный Формирование графических представлений Уметь свободно, без напряжения проводить от руки линии.   13.04  
Рассматривание дымковской игрушки «Жар-птица», иллюстраций к сказке П. Ершова «Конек – Горбунок». Комбинирован-ный Формирование графических представлений Уметь выделять в предмете указанные свойства Сказка П. Ершова «Конек – Горбунок». 20.04  
Рисование с натуры праздничного флажка. Комбинирован-ный Развитие концентрации внимания, мелкой моторики Уметь рисовать с натуры заданный предмет флажок 27.04  
Рисование узора в полосе растительных элементов. (Узор из листьев и ягод). Комбинирован-ный Составление неслож­ного узора из предло­женных учителем декоративных элементов.     Уметь выбирать узор, равномерно размещать его в пре­делах контурного изображения; аккуратно закраши­вать элементы, соблюдая контур рисунка; различать и называть цвета.   4.05  
Рисунок к сказке «Три медведя» (три чашки разной величины и расцветки) Комбинирован-ный Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики Уметь рисовать по представлению; узнавать в иллюст­рациях изображения предметов и живот­ных; Уметь передавать в рисунке основную форму предмета, устанавливать ее сходство с оригиналом Уметь размещать элементы рисунка на листе бумаги Произведения ИЗО (иллюстрации Ю.Васнецова, Е.Рачева к русским народным сказкам) 11.05  
Беседа о красоте весенней природы. Рисование на тему : «Весна». Обобщение и систематизация знаний Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики Уметь узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.     Произведения ИЗО А.Саврасов «Грачи прилетели », Герасимов «Снова весна ». 18.05  
                       

Наши рекомендации