Основные требования к знаниям и умениям учащихся
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1.Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012г № 273 – ФЗ « Об образовании в Российской федерации».
2. Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2012 г.
3.Учебный план МОУ « Железногорская СОШ №1» на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 33 часа в год ( 1 час в неделю).
Цельюданной программы является:
· оказание существенного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы;
· способствовать формированию личности ребенка;
· воспитание положительных навыков и привычек.
На уроках по изобразительному искусству ставятся следующие основные задачи:
· способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
· находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
· содействовать развитию у учащихся аналитико - синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
· ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
· исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
· дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
· знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
· развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
В программу по изобразительному искусству включенызнания в области искусства - практика художественного ремесла и художественного творчества:
· овладение первоначальными знаниями из разных видов искусства (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и основными навыками восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества;
· освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от искусства; формирование стремления и привычки к регулярному посещению музеев, театров, концертов и др.;
· развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов искусства, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений в восприятии искусства;
· формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни;
· развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства, к освоению элементарных форм художественного ремесла.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
-организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;
-выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
-обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
-ориентироваться на плоскости листа бумаги;
-закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
-различать и называть цвета;
-узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
-передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
-узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
Раздел программы | Количество часов |
Подготовительные упражнения | |
Декоративное рисование | |
Рисование с натуры | |
Рисование на темы |
Ресурсное обеспечение рабочей программы :
- информационное, в том числе литература основная и дополнительная:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2012 г.
2. И.А. Грошенков. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.: «Академия », 2002г.
3. В.Г. Перова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. М.: « Просвещение »,1983г.
4.Произведения изобразительного искусства (репродукции картин художников ).
5.Учебник В.С.Кузина ,Э.И.Кубышкиной . «Изобразительное искусство в начальной школе.1 класс».М.: «Дрофа »,2009 г.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания, коррекционные задачи | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Средства обучения. Информацион-ное сопровожде-ние. | Дата проведения | ||||
план | факт | ||||||||||
I. Подготовительные упражнения. (16ч). Первое полугодие | |||||||||||
1-2 | Рисование предметов разной формы и цвета (по наблюдения и показа учителем). Беседа на тему : «Чем и как работают художники ». | Вводный урок. Изучение нового материала и первичное закрепление знаний. | Развитие восприятия цвета, мелкой моторики Выявление уровня развития художественных способностей к изобразительной деятельности. | Уметь рисовать на одном листе предметы разной формы величины и окраски (после наблюдения и показа учителем). Уметь организовывать своё рабочее место, правильно держать карандаш ,выполняя рисунок , использовать только одну сторону листа бумаги, обводить карандашом шаблоны несложной формы; закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось); различать и называть цвета; | Альбом, карандаш, кисточка, баночка для воды, акварельные краски, объёмные геометрические фигуры различной величины | 2.09 9.09 | |||||
3-4 | Рисование предметов разной формы и величины(по наблюдения и показа учителем). | Изучение нового материала и первичное закрепление знаний. Комбинирован-ный. | 16.09 23.09 | ||||||||
Рисование прямых линий в различных направления по показу учителя. Высокий забор, столбы, шахматная доска. | Изучение нового материала и первичное закрепление знаний | Рисование прямых линий в различных направлениях. прямых вертикальных и горизонтальных линий (по показу). Развитие мелкой моторики, ориентации на плоскости листа бумаги. | Уметь проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии. | Шахматная доска | 30.09 | ||||||
Рисование прямых горизонтальных линий по показу учителя. Цветные дорожки, веревочки. | Комбинирован- ный | Рисование прямых горизонтальных линий. | Уметь проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии | Полоски цветного картона разной длины и ширины | 7.10 | ||||||
Рисование замкнутых круговых линий (по показу).Разноцветные клубки ниток. Воздушные шарики. | Комбинирован-ный | Рисование замкнутых круговых линий (по показу). | Уметь организовывать своё рабочее место, правильно держать карандаш ,выполняя рисунок , использовать только одну сторону листа бумаги, обводить карандашом шаблоны несложной формы; закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось); различать и называть цвета; Уметь различать и называть цвета; Уметь проводить округлые (замкнутые) линии | Воздушные шарики | 14.10 | ||||||
Рисование (по показу) предметов круглой ,овальной и квадратной формы :арбузы, яблоки, лимоны, рамки, кубики, коробки . | Комбинирован-ный | Развитие восприятия цвета. Развитие мелкой моторики, ориентации на плоскости листа бумаги. | Картинки с изображе-нием предметов круглой овальной и квадратной формы арбуза, яблока, лимона, рамки, кубики, коробки . | 21.10 | |||||||
Рисование (по показу) предметов прямоугольной и треугольной формы. Альбом, линейка, книга, папка, треугольник. | Комплексное применение знаний. | Развитие пространственной ориентации | Уметь правильно держать карандаш, проводить от руки округлые, прямые замкнутые линии: закрашивать рисунок цветным карандашом, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов. Уметь обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии; ориентироваться на плоскости листа бумаги; передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя; Уметь различать цвета, рисовать предметы разной формы. Уметь рисовать предметы по опорным точкам. | Альбом, линейка, книга, папка, треугольник. | 28.10 | ||||||
Рисование по опорным точкам знакомых предметов : дом. | Изучение нового материала и первичное закрепление знаний | Развитие пространственной ориентации. Выполнение рисунка по опорным точкам. | 11.11 | ||||||||
Рисование по опорным точкам знакомых предметов : кораблик. | Комбинирован-ный | Развитие пространственной ориентации. Выполнение рисунка по опорным точкам. | Уметь организовывать свое рабочее место., правильно сидеть за столом, правильно держать тетрадь и карандаш; соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные. наклонные, округлые замкнутые линии. Уметь рисовать предметы по опорным точкам. | Образец рисунка | 18.11 | ||||||
Рисование дугообразных линий (дым идет, по волнам, скачет мячик) | Комбинирован-ный | Развитие мелкой моторики | Уметь различать цвета , рисовать линии и предметы разной формы | 25.11 | |||||||
Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов и квадратов). | Изучение нового материала и первичное закрепление знаний | Формирование графических представлений | Уметь «читать» образец и последовательно рисовать; -рисовать по клеточкам несложные узоры | Объёмные геометриче-ские фигуры различной величины | 2.12 | ||||||
Рисование круга по шаблону. Деление круга на четыре равные части. | Изучение нового материала и первичное закрепление знаний | Деление круга на части. Формирование графических представлений | Уметь рисовать по клеточкам несложные узоры | Шаблон круга, линейка, карандаш | 9.12 | ||||||
Рисование по памяти (после показа) несложных по форме елочных игрушек (4-6 на листе бумаги). | Изучение нового материала и первичное закрепление знаний | Развитие пространственной ориентации. Формирование графических представлений . | Уметь видеть и правильно передавать основную форму, строение ,цвет предметов ; | Веточка ели, иллюстрация ели | 16.12 | ||||||
Рисование по представлению знакомых детям предметов. Веточка ели с игрушками. | Изучение нового материала и первичное закрепление знаний | Развитие пространственной ориентации. Формирование графических представлений . | Уметь правильно передавать основную форму, строение и цвет предметов. Уметь рисовать по памяти (после показа) несложные по форме елочные игрушки. Уметь организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать альбом, карандаш, кисточку. | Елочные игрушки | 23.12 | ||||||
II-IV. Декоративное рисование. Рисование на темы. Рисование с натуры. Второе полугодие(17ч). | |||||||||||
Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка). | Изучение нового материала и первичное закрепление знаний | Развитие наглядно-образного мышления | Уметь свободно, без напряжения проводить от руки линии | 13.01 | |||||||
Рисование на тему «Снеговик». Беседа о красоте зимней природы. | Комбинирован-ный | Рисование кругов разных по размеру | Уметь рисовать замкнутые округлые линии, закрашивать их. Уметь пользоваться трафаретами - мерками | Картина К.Юона «Русская зима " | 20.01 | ||||||
Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам. | Комбинирован-ный | Развитие восприятия формы | Уметь организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать альбом , карандаш, кисточку. Уметь рисовать предметы по опорным точкам | Объёмные геометриче-ские фигуры различной величины | 27.01 | ||||||
Рисование с натуры игрушки – светофора. | Комбинирован-ный | Развитие восприятия формы | Уметь передавать в рисунке основные его свойства | Иллюстрация с изображением светофора | 3.02 | ||||||
Составление и рисование узора в полосе для закладки. | Комбинирован-ный | Развитие концентрации внимания Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики | Уметь сравнивать предметы по форме, цвету, величине | 10.02 | |||||||
Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. | Комплексное применение знаний | Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики. Составление предмета из геометрических фигур. | Уметь изображать постройку на листе бумаги, соблюдая пропорции. | Строительный конструктор с комплектом цветных деталей | 24.02 | ||||||
Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта. Беседа на тему :«Дымковские узоры». | Комбинирован-ный | Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики | Уметь размещать элементы рисунка на листе бумаге | 2.03 | |||||||
Рисование по замыслу «Что бывает круглое?» Беседа об изобразительном искусстве. | Изучение нового материала и первичное закрепление знаний | Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики. Передача в рисунке основной формы предметов. | Уметь передавать в рисунке основные его свойства | 9.03 | |||||||
Рисунок к сказке «колобок» («Колобок катится по дорожке», «Колобок лежит на окошке»).Беседа : «Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве». | Изучение нового материала и первичное закрепление знаний | Передача в рисунке простого момента из сказки. Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики | Уметь узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений | Иллюстрация к книге Е.Рачева «Колобок » | 16.03 | ||||||
Декоративное рисование .Узор в круге. | Изучение нового материала и первичное закрепление знаний | Развитие сенсорного восприятия | Уметь работать кистью акварельными красками; рисовать в круге несложные узоры | 23.03 | |||||||
Тематический рисунок «Я ракету нарисую». | Комбинирован-ный | Оформление открытки. | Уметь выполнять тематический рисунок. Уметь организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать альбом , карандаш, кисточку | 6.04 | |||||||
Геометрический узор в полосе из треугольников. | Комбинирован-ный | Формирование графических представлений | Уметь свободно, без напряжения проводить от руки линии. | 13.04 | |||||||
Рассматривание дымковской игрушки «Жар-птица», иллюстраций к сказке П. Ершова «Конек – Горбунок». | Комбинирован-ный | Формирование графических представлений | Уметь выделять в предмете указанные свойства | Сказка П. Ершова «Конек – Горбунок». | 20.04 | ||||||
Рисование с натуры праздничного флажка. | Комбинирован-ный | Развитие концентрации внимания, мелкой моторики | Уметь рисовать с натуры заданный предмет | флажок | 27.04 | ||||||
Рисование узора в полосе растительных элементов. (Узор из листьев и ягод). | Комбинирован-ный | Составление несложного узора из предложенных учителем декоративных элементов. | Уметь выбирать узор, равномерно размещать его в пределах контурного изображения; аккуратно закрашивать элементы, соблюдая контур рисунка; различать и называть цвета. | 4.05 | |||||||
Рисунок к сказке «Три медведя» (три чашки разной величины и расцветки) | Комбинирован-ный | Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики | Уметь рисовать по представлению; узнавать в иллюстрациях изображения предметов и животных; Уметь передавать в рисунке основную форму предмета, устанавливать ее сходство с оригиналом Уметь размещать элементы рисунка на листе бумаги | Произведения ИЗО (иллюстрации Ю.Васнецова, Е.Рачева к русским народным сказкам) | 11.05 | ||||||
Беседа о красоте весенней природы. Рисование на тему : «Весна». | Обобщение и систематизация знаний | Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики | Уметь узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой. | Произведения ИЗО А.Саврасов «Грачи прилетели », Герасимов «Снова весна ». | 18.05 | ||||||