Жан Франсуа Милле (1814 — 1875)
«Я — землепашец», — говорил о себе Франсуа Милле. И, хотя он долгие годы жил в деревне и ему приходилось заниматься крестьянским трудом, это был особый «землепашец», который знал латынь, в подлиннике читал Вергилия, любимыми писателями которого были Шекспир, Гёте, Байрон, Гюго. Его мысли об искусстве глубоки и не банальны, литературный язык выразителен и ясен. Но, прежде всего, он был прекрасным художником.
Милле родился в зажиточной крестьянской семье со строгим патриархальным укладом. Здесь все трудились с раннего детства. Его художественная одаренность проявилась рано, и, когда ему исполнилось восемнадцать лет, семья решила отправить Франсуа в ближайший город Шербур, учиться художеству. Он занимается у художника Ланглуа де Шевревиля, затем по его ходатайству получает от муниципалитета субсидию для продолжения образования в столице. Перед отъездом бабушка напутствовала его: «Франсуа, никогда не рисуй ничего непристойного, даже если бы это было по приказу самого короля!»
В Париже его учителем стал известный живописец Деларош. Долгие часы Милле проводит в Лувре у полотен Пуссена, Сурбарана, Риберы, но более всех его восхищает Микеланджело. Чтобы подработать, молодой художник пишет галантные сценки в духе XVIII века. 1830-е — начало 1840-х годов можно было бы назвать «поисками своего пути». Он выполняет картины на религиозные, мифологические сюжеты, работает над портретами друзей и родственников, метко схватывая характеры, как, например, в «Портрете мадемуазель Оно» (1842—1843, Шербур, Музей Тома Анри) будущей жены художника, рано умершей. В 1848 году Милле принимает участие в конкурсе на тему «Республика». В 1847—1848 годах появляются первые варианты Веяльщика — композиции, которая определила дальнейшее творчество мастера, — он нашел свою тему. Этому в немалой степени способствовали перемены в жизни Милле — он перебирается в деревню Барбизон (1849). В сарае оборудует мастерскую для занятий живописью, а на небольшом участке земли возле дома заводит деревенское хозяйство.
Милле пишет ряд картин, посвященных сельским работам. Но это не просто жанровые сценки, выхваченные из потока жизни. Художник считал, что «в искусстве надо иметь ведущую первоидею и выражать ее с красноречивой силой… как чеканят медаль». Поглощенный «первоидеей», он делает эскизы, наброски, этюды, постепенно собирая материал, чтобы затем отчеканить свой замысел в пластический образ (1848, Париж, Музей Орсэ). Именно так мастер работает над «Сеятелем» (ок. 1850, Бостон, Музей изящных искусств). Фигура крестьянина занимает почти все пространство холста, четким силуэтом вырастая на фоне неба; художник точен в передаче одежды, пейзажа, характерного жеста; его сеятель — это обычный французский крестьянин, но художник обобщает, монументализирует формы, подчеркивая значительность образа, поднимая изображение конкретного человека до символа. Для Милле труд — великая созидающая сила, суть бытия. Выставленный в Салоне 1850 года "Сеятель" был отмечен критикой, но приобрели картину не французы, а американцы.
В произведениях Милле утверждалась новая эстетика, новое понимание прекрасного. Привычные, повторяющиеся из века в век сезонные работы выработали у крестьянина экономную отточенность и целесообразность каждого жеста и движения. Художник сумел увидеть красоту и поэзию труда и рассказать о ней языком прекрасных пластических форм.Сборщицы колосьев. 1857
В Салоне 1857 года мастер выставил «Сборщиц колосьев» (Париж, Музей Орсэ). Три женщины в знойный день собирают с земли колоски с огромного поля. Работа тяжелая — ею занимались самые бедные жители деревни. Надо было не только уважать любой труд, но и видеть в этих людях своих собратьев. Милле не чужак, он ощущает себя таким же, как они. Композиция картины строго продумана и ясна, цвет не яркий, но чистый, колорит строится на гармонии светло-голубых, палевых, розовых оттенков, золотистый свет объединяет пространственные планы. Движения согласованы, подчинены определенному мелодическому ритму. Линии, контуры, объемы плавно круглятся — форма добротна и добра, все пронизано поэтическим восприятием жизни, присущим художнику.
Милле не выступал с манифестами, был далек от политики, он выражал свои мысли и суждения об окружающем мире, изображая то, что видел вокруг себя. В картине нет ни надрыва, ни протеста. Люди занимаются привычным для них делом. Они бедны, но в них нет ощущения униженности. Однако такую мирную, казалось бы, сцену современники воспринимали по-разному. Одни приветствовали появление в Салоне картины, другие видели в Сборщицах чуть ли не призыв к бунту. Сколько яда в статье одного из критиков газеты Фигаро: «Уберите маленьких детей! Вот проходят сборщицы г-на Милле. Позади этих трех сборщиц на мрачном горизонте вырисовываются лики народных восстаний и эшафоты 93 года».
Ни о чем таком Милле и не помышлял. Он просто показал своих соседей, занятых тяжелым трудом, своих сограждан, которые после принятия в 1848 году закона о всеобщем избирательном праве становились, во всяком случае на бумаге, полноправными членами общества.
«Лишь поверхностному взгляду Человек с мотыгой (1863, Париж, Музей Орсэ) представляется рабом земли. На его органическую… связь с природой Милле указывает как на источник неистощимой силы человеческого рода» (А. Замятина). Человек с мотыгой остановился, чтобы перевести дыхание, кажется, что на его плечи давит тяжесть всей земли. «Это хлеб в поте лица, — писал Милле, — это крик земли, я знаю это по себе… Разве это легкий, радостный труд, в чем некоторые хотят нас уверить? Но именно в этом я и нахожу подлинную человечность и поэзию». В картинах Милле человек со смирением и спокойным достоинством принимает долю, ниспосланную ему. Отсюда величие его крестьян — старый дровосек, согнувшийся под тяжелой вязанкой хвороста, взывает ассоциации с образом Христа, идущим на Голгофу.
Для художника крестьянская семья является хранительницей моральных и этических устоев. Посреди поля, прервав работу, в тихой молитве склонились мужчина и женщина. С далекой колокольни доносится звук колокола: «Анжелюс» — молитва о поминовении усопших (1857—1859, Париж, Музей Орсэ). Силуэты людей на фоне вечернего пейзажа не нарушают его умиротворенной тишины. Каждый думает о своих ушедших близких, возможно, мысленно прося у них прощения. Гармония контуров объединяет молящихся, подчеркивая мысль о важности семейного согласия. Добрые отношения в семье, забота о детях (у Милле их было девять), совместный труд — эти мысли одухотворяют искусство художника. Целые серии его картин и рисунков посвящены детям, семейным делам. Сохранился прекрасный портрет (в рисунке) второй жены художника Катрин Лемер. У нее милое, бесконечно доброе лицо — она была верным товарищем художника, перенося вместе с ним лишения трудной жизни.
Обычные сцены деревенской жизни в творчестве Милле приобретали общечеловеческий смысл, превращаясь порой в философские притчи о смысле бытия. В силу этого среди многих художников XIX века, обращавшихся к крестьянской теме, он стал поистине великим мастером.
Пейзаж итальянского побережья | Деревушка Кузен близ Гревиля | Деревушка Кузен близ Гревиля |
Портрет Армана Оно | Портрет морского офицера | Пюи-де-Доме |
Жан Франсуа Милле