Требования к уровню подготовки учащихся. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 56 г. Хабаровска
«Согласовано» Руководитель МО ____________/____________/ ФИО Протокол № ____ от «___»___________20___г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ СОШ № 56 ____________/____________/ ФИО «___»____________20___г. | «Утверждаю» Руководитель МБОУ «СОШ № 56 » _________/____________/ ФИО Приказ № _____ от «___»___________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Беловой Натальи Александровны, 2 категория
По МХК 10-11 класс
Учебный год
Рабочая программа учебного предмета
Мировая художественная культура для 10-11 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании программы Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура 10-11 кл. – М.: Владос, 2008г.с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура». Она создана с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов.
В содержание стандартов нового поколения значительное место отводится воспитанию патриотизма, толерантности, духовности и нравственности будущих выпускников.
Цель данной рабочей программы – на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового культурного процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории. Формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного культурного наследия, выявить региональные культурно-исторические, эстетические традиции. В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла (литература, история, география…).
В программе представлены разделы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков», «Художественная культура Ренессанса», позволяющие учащимся на конкретных примерах, понять многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического, с другой.
Задачи:
· Повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;
· Воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;
· Раскрытие художественно-образного языка изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства;
· Развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;
· Развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.
Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:
- Формирование отношение к культуре как к важнейшему условию свободного разностороннего развития собственной личности;
- Формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;
- Формирование навыков самостоятельной художественной деятельности как неотъемлемой части своей жизни.
Программу отличает открытость к художественному многообразию, обращенность к искусству и художественной культуре национального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освоение отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообогащения при сохранении собственного своеобразия.
Построение программы «Мировая художественная культура. 11 класс» моделируется на основе современных педагогических принципов, среди которых для концепции программы особенно значимы:
-принцип интеграции различных видов искусства на одном уроке;
- принцип историзма;
- принцип опоры на творческий метод (стиль);
- принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы;
- принцип художественно-педагогической драматургии урока.
В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития.
Учебный курс «Мировая художественная культура» является завершающим в блоке образовательных областей художественно-эстетического цикла, что способствует реализации непрерывного культурологического образования.
На уроках МХК запланировано использование учебно-методического комплекта Л.А. Рапацкой: программы, учебника.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
Запланированы как традиционные, так и нетрадиционные формы организации учебного процесса.
Проверочных контролирующих уроков: 4: 1 полугодие-2; 2 полугодие-2.
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, сформулированным в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).
Современные тенденции развития художественного образования направлены на динамику развития полихудожественного образования, обеспечивающего формирование общей культуры личности.
В результате изучения курса «Мировая художественная культура» учащиеся должны знать:
- основные эпохи в художественном развитии человечества;
-культурные доминанты различных периодов в развитии мировой художественной культуры;
-основные стили и направления в мировой художественной культуре;
-роль и место классического художественного наследия в художественной культуре современности;
- особенности художественной культуры современного человечества и ее сложную структуру;
- выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох;
- основные художественные музеи России и мира.
Уметь:
-отличать произведения искусства различных стилей;
- показывать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;
-сформулировать свое оценочное суждение о произведениях и жанрах искусства;
-пользоваться справочной литературой по искусству, анализировать и интерпретировать ее.
Результатом преподавания учебного предмета «Мировая художественная культура» должен явиться эстетический рост учеников, постигающих мировую художественную культуру: от восприятия школьниками конкретных художественных произведений через постижение ими целостной художественной картины мира к самостоятельной эстетической деятельности, к собственному творчеству, возвышению духовности на основе мирового, отечественного, регионального культурного наследия.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен знать / понимать:
- особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
- роль знака, символа, мифа в художественной культуре.
УМЕТЬ:
- сравнивать художественные стили и соотносить их с определённой исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;
- пользоваться искусствоведческими терминами;
- осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
- аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии).
Использовать приобретённые знания и умения в жизни.
Календарно-тематическое планирование По мировой художественной культуре 10 класс (первая часть) | ||||||||||
№ | час | Тема урока | Домашнее задание | Дата план. факт. | Дополнительный материал | Региональный компонент | ||||
1. | Введение | Конспект | Легенда о сотворении мира | |||||||
Раздел I.Художественная литература древнего и средневекового востока. | ||||||||||
2. | Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности | С.11-25 | Фильм BBC о пирамидах | |||||||
3. | Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности | С.25-31 | Археологические исследования на территории нашего края | |||||||
4. | Художественная культура Древней и Средневековой Индии: верность традиции | С.31-37 | ||||||||
5. | Художественная культура Древней и Средневековой Индии: верность традиции | С.39-47 | Махабхарата | |||||||
6. | Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений | С.47-51 | Презентация | Семья и бытовой уклад коренных народов ДВ | ||||||
7. | Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой, защита проектов на тему древний и средневековый Восток | С.55-67 | Икебана, цубаи и др. традиции | |||||||
8. | Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты | Конспект | ||||||||
9. | Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты | С.70-93 Презентации, творческие проекты | презентация | |||||||
Раздел II.Художественная культура Европы: становление христианской традиции | ||||||||||
10. | Античность: колыбель европейской художественной культуры | С.98-121 Презентации | презентация | |||||||
11. | От мудрости Востока к европейской культуре: Библия | С.121-134 | Презентация, встреча с отцом | |||||||
12. | Художественная культура европейского Средневековья освоение христианской образности | С.135-151 Сообщение | Институт папства | |||||||
13. | Художественная культура итальянского Возрождения: Трудный путь гуманизма | С.151-195 | Презентация | |||||||
14. | Северное Возрождение: в поисках правды о человеке | С.195-217 | ||||||||
15. | Северное Возрождение: в поисках правды о человеке. | С.217-221 | ||||||||
16. | Контрольная работа по теме Художественная культура Европы | С.221-247 | ||||||||
17. | Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума | Конспект | ||||||||
18. | Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума | С.247-257 | ||||||||
Раздел III. Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: У истоков национальной традиции (Х-XVIIIвв.) | ||||||||||
Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства | С.287-299 | Презентация «Культура Киевской Руси» | ||||||||
20. | Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты | С.299-307 | Интегрированный урок с уроком английского | |||||||
21. | Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты | С.307-13 | ||||||||
22. | От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля | С.313-333 Презентации | Презентация «Иконопись» | . | ||||||
23. | Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров. | С.333-343 | ||||||||
24. | Русская художественная культура в эпоху Просвещения формирование гуманистических идеалов. | С.349-367 | Интегрированный урок с уроком истории | |||||||
Тест | ||||||||||
Часть 2: От языческой к православной художественной культуры | С.14-48 | Храмы Хабаровского края | ||||||||
Художественное наследие древнерусских княжеств | С.64-108 | |||||||||
Иконопись: творчество Андрея Рублева и Дионисия. | С.116-135 | презентация | ||||||||
Художественная культура «Бунташного века» | С.174-195 | |||||||||
По пути к европейскому обществу: «Россия молодая мужала гением Петра…» | С.206-253 | Традиции и праздники | ||||||||
«Строгий стройный вид» (логика нового зодчества) | С.266-276 | |||||||||
Строительство Санкт-Петербурга | С.276-280 | Интерактивная экскурсия по Петергофу | ||||||||
Художественный кружок Н.А.Львова. Итоги «осьмнадцатого века»: на Олимпе мастерства | С.286-315 ИЗ | |||||||||
Групповые задания по теме «Русская художественная культура» | ||||||||||
10 КЛАСС
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: ВЗГЛЯД ИЗ РОССИИ
Введение
Восток и Запад как условные ориентиры мировой художественной культуры. Особенности художественно-образного освоения мира народами Востока и Запада. Устойчивые различия восточных и западных (европейских) художественных ориентиров в понимании Вселенной, общественного устройства жизни, человека. Мировые религии (христианство, буддизм, ислам) -как основа развития художественной культуры разных народов. Повторяемость идей, тем, сюжетов в произведениях искусства при тенденции изменения средств художественной выразительности как закономерность развития мировой художественной культуры. Основные этапы развития художественной культуры народов мира. Неравномерное «прохождение» различных этапов художественными культурами Востока и Запада.
Особенности исторического облика и менталитета России. Положение России между Востоком и Западом. Сохранение европейской ориентации в развитии русской художественной культуры (связи с Византией, Болгарией, Сербией, Польшей, Германией, Италией, Францией и др.) Христианские нравственные идеалы как основа развития художественной культуры России. Самобытность русского искусства. «Свой путь» русской художественной культуры от Древней Руси до XX в.